Задвижка
Использование: для перекрытия потока среды в трубопроводе. Сущность изобретения: корпус из двух половин, охватывающих участок трубы, выполнен с отверстием в стенке. Половина корпуса снабжена стержнем , выполненным с пазом, часть его размещена внутри трубы. Запорное устр-во выполнено в виде шарнирно связанных тягами штока и двух кулачков, установленных в пазу стержня с возможностью перемещения. Уплотнение из эластичного материала охватывает стержень и кулачки. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧ ЕСК ИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s F 16 К 3/00, 3/10
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4911347/29 (22) 19.12.90 (46) 15.04.93, Бюл, N 14 (71) Производственное объединение "Уралмаш" (72) В.И.Жуков (56) Патент ФРГ К 3726258, кл. F 16 L 55/10, 1989. (54) ЗАДВИЖКА (57) Использование: для перекрытия потока среды в трубопроводе. Сущность изобретеИзобретение относится к промышленной трубопроводной арматуре, а более конкретно к устройствам для перекрытия потока среды в трубопроводе..
Цель изобретения —. повышение надежности работы задвижки.
На фиг.1 изображен общий вид задвижки; на фиг.2 — разрез А — А на фиг.1; на фиг,3 — сечение Б — Б на фиг.1; на фиг.4 — сечение
 — В. на фиг.1; на фиг.5 — общий вид задвижки, кулачки перекрывают канал трубы; на фиг.6 — то же, кулачки расположены внутри стержня и кулачки не перекрывают канал трубы; на фиг.7 — вид по стрелке Г на фиг.6.
Задвижка состоит из корпуса 1, стержня
2 и запорного устройства 3. Корпус 1 задвижки выполнен из двух разьемных половин 4, 5. Половины 4, 5 корпуса 1 охватывают трубу 6 и они скреплены между собой болтами 7 с гайками 8. Половина 4 корпуса 1 снабжена цилиндрическим.патрубком 9, На внутренней поверхности патрубкэ 9 выполнены два паза, а на наружной резьбе, Под патрубками 9 в трубе 6 выполнено отверстие. Диаметр отверстия трубы 6 и внутренний диаметр патрубка 9 выполнеI ния: корпус из двух половин. охватывающих участок трубы, выполнен с отверстием в стенке. Половина корпуса снабжена стержнем, выполненным с пазом, часть его размещена внутри трубы, Запорное устр-во выполнено в виде шарнирно связанных тягами штока и двух кулачков, установленных в пазу стержня с возможностью перемещения. Уплотнение из эластичного материала охватывает стержень и кулачки.
1 з.п. ф-лы, 7 ил. ны одного размера, В патрубке 9 корпуса 1 с возможностью вертикального перемещения установлен стержень 2, нижняя часть которого расположена внутри трубы 6. Наружная поверхность стержня 2 снабжена двумя буртами 10. Бурты 10 расположены в пазах, выполненных на внутренней поверхности патрубка 9, обеспечивая тем самым фиксацию стержня в патрубке 9 от поворота относительно оси.
-Запорное устройство 3 смонтировано внутри стержня 2. Запорное устройство состоит из двух подвижных кулачков 11 и перемещаемого вертикального штока 12.
Шток 12 и кулачки 11 шарнирно связаны тягами 13. Кулачки 11 расположены в пазах
14 с наклонными направляющими 15, выполненными внутри стержня 2. Шток 12 расположен в канале 16 с квадратным сечением, который также выполнен внутри стержня 2. У, штока 12 нижняя часть выполнена квадратного сечения, а верхняя — цилиндрического сечения, На цилиндрической части штока 12 карезана резьба и на нее навернута гайка 17 с шестигранной головкой и цилиндрическим выступом. Стержень 2 и гайка 17 ат осевого
1809222 перемещения зафиксированы накидной гайкой 18, которая навернута на патрубок 9 и застопорена контргайкой 20. На шестигранную головку гайки 1 7 надет штурвал 19 с шестигранным гнездом.
Нижний торец стержня 2, который прижимается к внутренней поверхности трубы
6, и боковые поверхности кулачков, которые так же прижимаются к внутренней поверхности трубы 6, выполнены по радиусу кривизны соответствующему внутреннему радиусу трубы 6.
На стержне 2 установлено уплотнение
21, Уплотнение 21 выполнено из эластичноto материала, охватывающего стержень с кулачками.
Установка задвижки на трубу 6 и ее работа осуществляется следующим образом.
В трубе 6, где требуется установить задвижку, сверлят отверстие диаметром равным диаметру стержня 2, а в задвижке сводят кулачки 11, ослабляют накидную гайку 18 и отсоединяют нижнюю половину 5 корпуса 1 от верхней половины 4.
После перечисленных операций через отверстие в трубе 6 в ее внутреннюю полость устанавливают нижнюю часть стержня 2 с уплотнением 21, Далее при помощи болтов 7 и гаек 8 крепят к верхней половине
4 корпуса 1 нижнюю половину 5, а затем поворотоМ нэкидной гайки 18 плотно прижимают нижнюю торцовую часть стержня 2 с уплотнением 21 к внутренней поверхности трубы 6, От возможного ослабления накидной гайки 18 ее фиксируют контргайкой 20, Перекрытие и открытие канала трубы 6 осуществляется путем вращения штурвала 19.
Вместе с вращающимся штурвалом 19 вращается гайка t7, которая зафиксирована от осевого перемещения нэкидной гайкой 18.
Вращающаяся гайка 17 обеспечивает осевое перемещение штока 12. Перемещающийся шток 12 воздействует на тяги 13, а последние обеспечивают перемещение кулачков
11 в пазах 14 по наклонным направляющим 15.
Если путем вращения штурвала 19 шток
12 переместится вниз, то кулачки 11, скользя по направляющим 15, разойдутся и своими криволинейными поверхностями вместе
"0 с уплотнениями 21 прижмутся к внутренней поверхности трубы 6, перекрывая ее канал.
Если путем вращения штурвала 19 шток переместится вверх, то кулачки сойдутся и откроется канал трубы 6.
15 При выходе задвижки иэ строя ее демонтируют, но корпус 1 вновь устанавливают на трубу 6, развернув при этом его на
180 и скрепив половины 4, 5 болтами с гайками, что позволит перекрыть отверстие, выполненное на стенке трубы 6, Применение предложенной задвижки обеспечит более. удобный и быстрый ее монтаж и демонтаж на трубе, не снижая при этом надежность работы задвижки.
Формула изобретения
1. Задвижка, содержащая корпус иэ двух половин, охватывающих участок трубы, выполненный с отверстием в стенке, и заЗ0 порноеустройство,отл ича ю ща я с ятем, - что одна половина корпуса снабжена стержнем, выполненным с пазом, при этом часть его размещена внутри трубы, а запорное устройство выполнено в виде шарнирно
З5 связанных тягами штока и двух кулачков, установленных в пазу стержня с возможностью перемещения.
2. Задвижка поп,1, отл и чаю ща я с я тем, что она снабжена уплотнением из эластичного материала, охватывающим стержень и кулачки.
1809222
1809222
1809222
1809222
1809222.Составитель В, Жуков
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Н. Ревская
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1275 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5