Устройство для оценки психологической совместимости испытуемых

 

Изобретение относится к медицинскому приборостроению, предназначено для осуществления оценочных классификаций в малых группах и может найти применение в социометрии для изучения малых групп и выявления лидеров, а также в научных исследованиях (в области социальной психологии ). Цель изобретения - повышение точности устройства. Устройство содержит два формирователя 1 и 3 кодов испытуемого , блок 2 индикации, два блока 4 и 19 сравнения , блок 5 ввода оценок, два сумматора 6 и 10, два счетчика 11 и 12, два элемента ИЛИ 9 и 13, делитель кодов, формирователь 17 адреса и блок 18 памяти. 1 ил.

COK):- СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 G 09 В 7/07

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССF (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4884060/24 (22) 07.09.90 (46) 15,04.93. Бюл..¹ 14 (71) Тверской областной совет ВОИР и Калужский. государственный педагогический университет им. К,Э. Циолковского (72) В.В.Спасенников, Ю,И,Смирнов, С.И.Торбин и С.Н.Федотов (56) Авторское свидетельство СССР № 1007117, кл, G 09 В 7/07, 1981, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ ИСПЫТУЕМЫХ

Изобретение относится к.автоматике и вычислительной технике, в частности к медицинскому приборостроению, предназначено для осуществления оценочных классификаций в малых группах и может быть использовано в социометрии для изучения малым групп и выявления лидеров, а также в научных исследованиях (в области социальной психологии), Целью изобретения является повышение точности оценки психологической совместимости путем регистрации общегруппового социометрического индекса, получаемого не методом выборов, а с помощью оценочного метода (оценки положительных и отрицательных свойств личности).

На чертеже приведена структурная схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит первый формирователь 1 кодов испытуемого, блок 2 индикации, второй формирователь 3 кодов Ж, 1809455 А1 (57) Изобретение относится к медицинскому приборостроению, предназначено для осуществления оценочных классификаций в малых группах и может найти применение в социометрии для изучения малых групп и выявления лидеров, а также в научных исследованиях (в области социальной психологии). Цель изобретения — повышение точности устройства, Устройство содержит два формирователя 1 и 3 кодов испытуемого, блок 2 индикации, два блока 4 и 19 сравнения, блок 5 ввода оценок, два сумматора

6 и 10, два счетчика 11 и 12, два элемента

ИЛИ 9 и 13, делитель кодов, формирователь

17 адреса и блок 18 памяти. 1 ил. испытуемого, блок 4 сравнения, блок 5 ввода оценок, первый сумматор 6, блок 7 регистрации, адресный коммутатор 8, первый элемент 9 ИЛИ, второй сумматор 10, первый счетчик 11, второй счетчик 12, второй элемент 13 ИЛИ, цифроаналоговый преобразователь 14, аттенюатор 15, аналого-цифровой преобразователь 16, формирователь 17 адреса, блок 18 памяти, второй блок 19 сравнения.

Первый формирователь 1 предназначен для фиксации номера (в соответствии со списком группы) того члена группы, который в данный момент осуществляет оценивание остальных членов группы по какому-либо перечню прилагаемых и формирование кода, соответствующего этому номеру.

Блок 2 индикации служит для отображения номера и фамилии опрашиваемого, а также номера и соответствующей этому номеру фамилии из списка группы, причем именно того члена группы, которого опрашиваемо1809455

4 по которым оцениваются члены группы для получения социометрического индекса., Второй блок сравнения 19 предназначен для сравнения кода количества вопросов, задаваемого экспериментатором путем воздействия на второй вход 21 устройства, с текущим номером вопроса, поступающим с формирователя 17.

Устройство при психологических иссле- .

10 дованиях работает следующим образом.

В исходное состояние устройство приводится экспериментатором путем воздействия на третий вход 22 устройства. При этом ячейки памяти блока 7 и счетчики 11, "5 12 устанавливаются в нулевое состояние, блок 2 индикации индицирует фамилию члена. группы и соответствующий ей номер "1", на выходе второго формирователя 3 содер жится код, соответствующий первому члену

20 группы, а информация, содержащаяся в ячейке, соответствующей, первому члену группы (в данный момент нулевая информация), попадает в первый сумматор 6. Формирователь номера вопроса 17 выдает номер первого вопроса; этот номер служит адресом для выборки из ППЗУ 18 текста первого вопроса и отображения его блоком 2 индикации.

Один из членов группы, которому пер30 вым предстоит оценить остальных по предьявляемому последовательно перечню вопросов (парных прилагательных, по котОрым осуществляется оценка индивида), вводит в формирователь 1 номер, под которым

35. он значится в списке этой группы (напри. мер, 7). Этот номер отображается. блоком 2 индикации, При нажатии опрашиваемым на одну иэ кйопок блока 5 соответствующая информа40 ция (в баллах) поступает на первый счетчик (пОложительная оценка), на второй счетчик (отрицательная оценка). Информация со счетчиков 11, 12 поступает на второй суммаmp 10, где оценки складываются с учетом

45 знака. Код со второго сумматора 10 преоб.разуется.B аналоговый сигнал после блока

ЦАП 14 и поступает на аттенюатор 15, при этом реализуется преобразование (деление) аналогового сигнала в соответствии с фор5î мулой

t му необходимо оценить в данный момент времени, Список группы заносится экспериментатором в блок 2 индикации до начала исследования. Второй формирователь 3. служит для формирования кода, соответствующего номеру каждого из членов группы (от 1 до N). Блок 4 сравнения предназначен для сравнения кода номера опрашиваемого с кодом, соответствующим номеру каждого из оцениваемых членов группы.

Блок 5 служит для фиксации оценок, выставляемых опрашиваемым остальным членам группы rio определенной шкале (например, положительно, отрицательно, неопределенно).

Первый сумматор 6 осуществляет суммированйя баллов, набранных каждым из членов группы при оценивании их остальными членами этой же группы, Блок 7 предназначен для хранения информации о количестве баллов, полученных отдельнымй членаМи группы.

Коммутатор 8 служит. для управления процессами записи и считывания информации иэ блока 7, формирования сигналов для последовательного дискретного предъявле- ния номеров и фамилий членов данной группы при работе любого из опрашиваемых и, кроме того, для формирования команд, предназначенных для синхронной с блоком

2 индикации работы формирователя 3.

Второй сумматор 10 предназначен для формирования разности положительных и .отрицательных оценок, данных оправшива-. емым члену коллектива и зафиксированных соответственно первым и вторым счетчиками 11, 12, что позволит реализовать оценоч. ный метод социометрии и вычислять ., гочпповой социометрический.индекс.

Цифроаналоговый преобразователь . (ЦАП) 14 предназначен для преобразования . кода разности положительных и отрица тельнйх оценок в напряжение.

Аттенюатор 15 служит для уменьшения . напряжения в (N-1) раз, исходя из числа членов группы, задаваемого экспериментатором за счет воздействия на первый вход . 20 устройства. . Аналого-цифровой преобразователь (АЦП) 16 преобразует напряжение, полученное на выходе аттенюатора, в цифровой код, поступающий на вход первого сумматора 6, Формирователь 17 номера вопроса предназначен для последовательного формирования коде номера вопроса, по которо- 5 му должен оцениваться опрашиваемым в данный момент времени тот или иной член группы, Блок 18 ППЗУ предназначен для хране: ния списка вопросов(парных прилагательных), 1809455 где,р, Sil — сумма положительных свойств, +

)=1 приписанных l-му члену группы j-м членом;

Si1 — сумма отрицательных свойств, ) =1 приписанных i-му члену группы j-м членом;

N — общее число членов в обследуемой группе;

К вЂ” число вопросов (парных прилагательных), по которым осуществляется оценка индивида;

G — общегрупповая оценка личности 1ro члена группы,:

Любой иэ вариантов ввода (положительная оценка, отрицательная оценка, неопределенная оценка, т.е. нулевой балл) посредством второго элемента ИЛИ 13 запускает формирователь 17,, на выходе которого формируется номер следующего . вопроса, служащий адресом для выборки из

ППЗУ 18 текста вопроса (парных прилагательных), отображаемого блоком 2 индикации. После этого опрашиваемый вновь с помощью блока 5 вводит соответствующую. оценку по данному вопросу и т.д. Цикл таких операций повторяется до тех пор, пока номер очередного вопроса не окажется больше заданного числа (второй вход 21 устройства). В таком случае в коммутатор 8 поступает команда "Конец суммирования", В свою очередь коммутатор 8 вырабатывает сигнал, по которому сумма полученная в первом сумматоре 6 (в нем информация в баллах после преобразования из блока АЦП

16 суммируется с информацией, которая до поступленйя в сумматор содержалась в ячейке памяти, соответствующей первому члену группы) перезаписывается в блок 7 по адресу, соответствующему первому члену группы, в первый сумматор 6 из блока 7 поступает информация, содержащаяся в ячейке второго члена группы, блок 2 индикации отображает фамилию второго члена группы, а на выходе второго формирователя

3 появляется код, соответствующий этому члену группы. Одновременно осуществляется сброс счетчиков 11, 12 и формирователь

17 номера вопроса переводится в исходное состояние, т.е, формирует номер первого вопроса;

Оценивая члена группы, стоящего в списке под номером "2", опрашиваемый опять нажимает на одну из кнопок блока 5 и описанная процедура повторяется по отношению ко второму оцениваемому члену группы и т;д. Это происходит до тех пор, пока код номера опрашиваемого (в рассматриваемом случае М 7), присутствующий на выходе

1 первого формирователя 1, не сравняется с кодом, появившемся на выходе второго формирователя 3 и соответствующим члену группы 1Ф 7. В этом случае на выходе блока

4 формируется команда, поступающая в коммутатор 8. Одновременно коммутатор вырабатывает сигнал, по которому содержащаяся в первом сумматоре 6 информация о количестве полученных балов членом груп10- пы f4 7 без изменений перезаписывается по соответствующему адресу в блок 7, В первый сумматор 6 поступает информация, содержащаяся в ячейке блока 7 члена группы

М 8, блок 2 индикации отображает фамилию члена группы, стоящего с списке под hh 8, а

15 на выходе второго формирователя 3 появляется код, соответствующий восьмому члену группы.

Благодаря этому опрашиваемый в рассматриваемом случае член группы hL 7 по20 сле оценивания шестого члена группы вынужден сразу же переходить к оценке члена группы ЬВ 8, что исключает для него возможность влиять на сумму баллов, пол25 ученных им в условиях взаимооценивания

Таким образом описанное устройство производит оценку и регистрацию показаки личности позволяет реализовать более точный по сравнению с выборочным оценочный метод.

Формула изобретения

Устройство для оценки психологиче35 ской совместимости испытуемых, содержащее два формирователя кодов испытуемого, блок ввода оценок, коммутатор, блок регистрации, блок индикации и первые сумма40 тор и блок сравнения, информационные входы которого соединены с выходами формирователей кодов испытуемого; а выход соединен с управляющим входом коммутатора, выход которого соединен с управляю45 щими входами блока, первого формирователя кодов испытуемого и блока регистрации и первым информационным входом блока индикации, второй информационный вход которого соединен с выходом

50 второго формирователя кодов испытуемого,. информационный вход блока регистрации соединен с выходом первого сумматора, первый информационный вход которого соединен с выходом блока регистрации, о т -.

55 л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности устройства, в него введены два элемента ИЛИ, вторые сумматор и блок сравнения, формирователь адреса, блок памяти, делитель кодов и два счетчика, установочные входы которых соединены с

I теля общей групповой оценки индивида. Реализованный в предложенном устройстве

30 подход к вычислению общегрупповой оцен1809455

Составитель В, Спасенников

Техред М.Моргентал Корректор M. rleTpoea

Редактор

Заказ 1287 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениями открытиям при ГКНТ СССР

113035, Рлосква, Ж-35, Раушская наб„4/5 . Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 установочным входом формиро.вателя адреса и выходом перво-. го элемента ИЛИ, счетные входы соединены соответственно с первым и вторым выходами блока ввода оценки и пер- 5 вым и вторым входами второго элемента

ИЛИ, а выходы подключены к информационным входам второго сумматора, выход ко- . торого . соединен с первым информационным входом делителя кодов, 10 второй информационный вход которого является первым входом устройства, а выход соединен с STopblM H 0 8 0HH Входом первого сумматора, третий выход блока ввода оценок соединен с третьим входом 15 второго элемента ИЛИ; выход которого соединен с информационным входом формирователя адреса, выходы которого соединены с первой группой информационных входов второго блока сравнения и адресными входами блока памяти, выход которого соединен с третьим информационным входом блока индикации, выход второго блока сравнения соединен с вторым управляющим входом коммутатора и первым входом первого элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с установочным входом блока регистрации и является вторым входом устройства, входами группы которого являются информационные входы второй группы второго блока сравнения.

Устройство для оценки психологической совместимости испытуемых Устройство для оценки психологической совместимости испытуемых Устройство для оценки психологической совместимости испытуемых Устройство для оценки психологической совместимости испытуемых 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к обучающе-контролирующим устройствам

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для обучения и контроля знаний

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, а именно к средствам программированного обучения и контроля знаний, предназначенным для автоматизации процесса обучения и контроля на различных этапах работы с материалом в учебных заведениях любого типа, и является усовершенствованием известного устройства, описанного в а

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к автоматизированным обучающим системам, и может быть использовано как при обучении, так и при проведении психолого-педагогических экспериментов в ходе учебного процесса

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в различных учебных заведениях при организации учебного процесса Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к автоматизированным системам обучения, и может быть использовано как при обучении, так и при исследовании учебного процесса

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, а именно к средствам программированного обучения и контроля знаний, предназначенным для автоматизации процесса обучения и контроля на различных этапах работы с материалом в учебных заведениях любого типа

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано в лекционных, практических и контрольных занятиях при проверке знаний обучаемых по тем курсам, где ответ может быть сформулирован достаточно кратко и конкретно в виде формул или небольшого количества слов, при проверке профессиональной пригодности

Изобретение относится к средствам автоматики и вычислительной техники, в частности к техническим средствам обучения и игрового моделирования, и может быть использовано для проведения учебных, исследовательских или тестирующих деловых игр в учебных заведениях, в исследовательских и проектных организациях

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при организации обучения в учебных заведениях

Изобретение относится к электронным обучающим машинам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам, используемым на классно-групповых занятиях

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к устройствам, позволяющим организовать безбумажные процессы записи оценок, получаемых слушателями на занятиях, а также регистрацию посещения ими занятий, и может быть использовано во всех случаях при проведении занятий (классно-групповых, лабораторных, контрольных и т.д.)

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано в учебном процессе для повышения эффективности группового обучения и дидактических исследований

Изобретение относится к области технических средств обучения, построенным на базе ЭВМ и периферийного оборудования, построенного на электронных компонентах, и может быть применено для разработки конкретных программно-аппаратных тренажеров и последующего обучения специалистов связи работе на средствах связи цифровых систем передачи, а также для обеспечения совместной работы с другими программно-аппаратными тренажерами. Тренажер содержит модуль управления процессом обучения и взаимодействия, модуль выбора заданий, интерактивный модуль, модуль взаимодействия с базой данных, модуль сравнения параметров, интерфейсный модуль, центральное процессорное устройство, устройство хранения информации, устройство ввода-вывода и визуализации информации, блок абонентских устройств, блок линейных окончаний, блок индикации. Указанный тренажер обеспечивает возможность разработки конкретных программно-аппаратных тренажеров для последующего обучения специалистов основам применения и порядку работы на средствах связи цифровых систем передачи, а также возможность совместной работы разработанных конкретных программно-аппаратных тренажеров с другими программно-аппаратными тренажерами в составе программно-аппаратного комплекса в качестве средства имитации абонентских и линейных сигналов аппаратуры цифровых систем передачи. 1 ил.
Наверх