Роторная машина

 

Сущность изобретения: в пазу ротора размещена лопасть, имеющая вкладыш с проточками, в к-рых расположены уплотнительные элементы. Ротор выполнен в виде двух полуцилиндров с сообщенными между собой продольными пазами, в к-рых размещены подпружиненные уплотнительные планки. На внутренних поверхностях торцевых крышек корпуса выполнены кольцевые выступы с прорезями и расположенными в них уплотнительными пластинами. На на-, ружных поверхностях полуцилиндров выполнены ответные выступам крышек углубления. Полуцилиндры соединены между собой втулками с шпонками и фиксирующими кольцами, расположенными в полости крышек с образованием подшипников скольжения. Кольца закреплены на внутренних поверхностях крышек с возможностью плотного контакта с выступами. 1 з.п, ф-лы, б ил.

СОЮЭ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ И СТИЧ Е СКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К .ПАТЕНТУ (21) 4875734/29 (22) 01,08,90 (46) 15.04.93. Бюл. М 14 (71) Тамбовский институт химического машиностроения (72) tO.В.Воробьев (73) fO.В.Воробьев . (56} Заявка Великобритании (Ф 1358632, кл. F 01 С.9/00,опубл. 1974, 3 (54) РОТОРНАЯ МАШИНА (57) Сущность изобретения: в пазу ротора размещена лопасть, имеющая вкладыш с проточками, в к-рых расположены уплотнительные элементы. Ротор выполнен в виде двух полуцилиндров с сообщенными между

Изобретение относится к насосо-, компрессоро- и двигателестроению и касается усовершенствования роторных машин.

Цель изобретения — повышение надежI ности машины и. снижение гидравлических потерь при одновременном повышении технологичнс1сти конструкции.

Указанная цель достигается тем, что в роторной машине, содержащей корпус с торцовыми крышками и выступами на внутренней поверхности, снабженными уплотнительными планками, и установленный в корпусе ротор, выполненный из двух полуцилиндров и имеющий по крайней мере одну лопасть, размещенную в его пазу и снабженную подпружиненными уплотнительными элементами и вкладышами с проточками, и уплотнительные элементы лопасти расположены в последних, согласно изобретению полуцилиндры ротора имеют

„„Я „„1809857 АЗ (я)5 F 01 С 19/00, F 04 С 27/00 собой продольными пазами, в к-рых размещены подпружиненные уплотнительные планки. На внутренних поверхностях торцевых крышек корпуса выполнены кольцевые выступы с прорезями и расположенными в них уплотнительными пластинами. На наружных поверхностях полуцилиндров выполнены ответные выступам крышек углубления. Полуцилиндры соединены между собой втулками с шпонками и фиксирующими кольцами, расположенными в полости крышек с образованием подшипни- . ков скольжения. Кольца закреплены на внутренних поверхностях крышек с возможностью плотного контакта с выступами. 1 з.п, ф-лы, 6 ил. уступы в пределах торцовых крышек соединены между собой втулками, которые плотно насажены на полуцилиндры, соединены с ними шпонками и закреплены на них в осевом направлении посредством колец, размещены внутри торцовых крышек корпуса с зазором и составляют с последними подшипниками скольжения с помощь о дополнительных, плотно закрепленных в торцовых крышках кольцевых уплотнений, а внутрь пазов, проточенных по всей длине каждого покуцилиндра с их плоской стороны размещены подпружиненные уплотнительные планки.

Кроме того, с внешней стороны торцовых крышек корпуса роторная машина снабжена устройствами для запрессовки смазки в пазы подшипников скольжения.

На фиг, 1 изображена роторная машина; на фиг, 2 — узел соединения ротора с

1809857 торцовой крышкой корпуса; на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез B-В на фиг. 2; на фиг, 5, 6 — фрагменты,.

Роторная машина содержит корпус (не показан) с торцовыми крышками 1 {фиг, 2} и выступами 2 на внутренней поверхности, снабженными уплотнительными планками

3, установленный в корпусе ротор 4, имеющий по крайней мере одну лопасть 5,размещенную в его пазу 6 и снабженную уплотнительными элементами 7. При этом в пазу 6 ротора 4 установлены подпружинен.ные вкладыши 8 с проточками 9, и уплотнительные элементы 7 лопасти 5 расположены в последних, а в торцевых крышка:: 1 выполнены канавки 10, и концы уплотнительных планок 3 выступов 2 размещены в этих канавках 10. Торцы каждого вкладыша 8 выполнены по дугам окружностей, имеющих радиус, равный радиусу ротора 4. Уплотнительные элементы 7 и планки 3 подпружинены соответственно относительно лопасти 5 и выступов 2. Размеры вкладышей 8, планок 3 подбираются таким образом, чтобы обеспечить плотный контакт трущихся поверхностей для снижения гидравлических потерь. С целью упрощения монтажа и технологии изготовления ротор состоит из двух полуцилиндров 16 и

17, которые соединены с втулками 19 шпанками 20. С внешней стороны торцовых крышек корпуса установлены устройства 20 для запрессовки смазки в пазы 21 втулок 19.

Втулки 19 закреплены на роторе 4 кольцами

22. Роторная машина снабжена также подпружиненными пластинами 23, уплотняющими лопасть 5 в пазу 6 ротора 4. Ротор снабжен фиксирующими упорами 14, размещенными в глухих пазах ротора 4.

Работа роторной машины осуществляется следующим образом. Лопасти 5, которые шарнирно связаны с рабочим ротором, поворачиваясь при движении последнего вместе с роторами 4 и перемещаясь поступательно относительно последних, обеспечивают замкнутый объем, в котором происходят. процессы всасывания и нагнетания.

Предложенные усовершенствования обеспечивают надежное уплотнение рабочих органов машины и эффективное снижение гидравлических потерь.

Технологичность и редложен ной конструкции обеспечивается за счет наличия сквозных продольных пазов для постановки уплотнительных планок 23 в полуцилиндры ротора 4, Крепление полуцилиндров осуществляется втулкой, которая одновременно является съемным элементом подшипника скольжения, что существенно сказывается на повышении надежности, ремонтопригодности, долговечности машины в целом.

Снижение гидравлических потерь обеспечивается за счет оригинальной конструкции радиально-опорных подшипников скольжения, включающих торцовые крышки

1 с кольцевыми выступами, кольца 11, плотно установленные в крышках 1 и примыкаю10 щие вплотную к кольцевому выступу, втулки .19, плотно насаженные на ротор 4, соединенные с ним шпонками и имеющие на внешней поверхности продольные сквозные пазы, устройства для запрессонки смаэ15 ки в подшипники скольжения. Поджатие втулки 19 к кольцу 11 обеспечивается подпружиненным кольцом 22. В данной конструкции сопряженные поверхности ротора 4, кольцевого выступа и кольца 11 имеют зазо20 ры, исключающие трение и износ между ними, что приводит к повышению работоспособности указанных элементов роторной машины. Укаэанные способы соединения ротора 4, втулки 19, кольца 11 с

25 торцовой крышкой 1 представляют собой в итоге высокоэффективное двухстороннее лабиринтное уплотнение, обеспечивающее снижение гидравлических потерь в условиях колебательного характера движения эле30 ментов конструкции. Устройство предлагаемой роторной машины исключает прорыв рабочей среды за пределы наружного торца крышки при одновременном обеспечивании смазки радиально-упорного

35 подшипника скольжения за счет нагнетания смазки без ее попадания в рабочий объем машины. Следует также отметить упрощение конструкции ротора 4 в сбор эа счет исключения обязательного для конструкции

40 роторной машины по прототипу. диска. скрепляющего полуцилиндры ротора.

Предложенная конструкция роторной машины обеспечивает снижение потерь на трение и, следовательно, повышает КПД.

45 Следует отметить также удешевление роторной машины за счет более низких требований к отклонениям формы и чистоты поверхности полуцилиндров ротора 4 и по-, садочных условий в торцовых крышках. На50 дежность предложенной конструкции роторной машины повышается за счет отсутствия резьбовых соединений для сборки ротора, Формула изобретения

55 1, Роторная машина, содержащая корпус с торцовыми крышками, ротор с размещенной в его пазу по меньшей мере одной лопастью, имеющей вкладыш с проточками, в которых расположены уплотнительные элементы, отличающаяся тем, что, с

1.809857 целью повышения надежности в работе, повышения КПД путем снижения гидравлических потерь и повышения технологичности, она снабжена уплотнительными пластинами, планками и кольцами, ротор выполнен в 5 виде двух йолуцилиндров с сообщенными между собой продольными пазами, в которых размещены подпружиненные уплотни тельные планки, на внутренниМ поверхностях торцовых крышек выполненй f6 кольцевые выступы с прорезями и располб- женными в них уплотнительными пластинами, на наружных поверхностях полуцилиндров — ответные выступам крышек углубления, при этом полуцилиндры соединенЫ меЖДу сббой посредСтвом втулок со шйонкаМй и фйксйрфбщИх koheit, расйоложейнвй В йоВости торцовых крышек с ебразбваниеМ йодйийнйков скольжения, а уйлотнйтелЬнМе кбльца закреплейы на внутренних поверхностях крышек с возможйестью плотнбго МоИакта с.кольцевыми выступами.

2. Машина аб и. 1, отличающаяся тЬФ; что бйа снабжена устройста6м Для заНфессойки смазки в подшипники, располоЖенйыМ 6 йа®Жной стороны торцовых

RP4fUJbk.

1809857

1809857

Составитель Ю.Воробьев

Техред М. Морге нтал Корректор Н, Гунько

Редактор Л.Пигина

Заказ 1297 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно- издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Роторная машина Роторная машина Роторная машина Роторная машина Роторная машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вакуумной технике и позволяет повысить надежность работы механического вакуумного насоса с масляным уплотнением путем улучшения торцового уплотнения

Изобретение относится к машиностроению , в частности к роторно-поршневым машинам объемного действия

Изобретение относится к машиностроению , в частности к пластинчатым гидромашинам

Изобретение относится к машиностроению , в частности к роторно-поршневым машинам объемного действия

Изобретение относится к машиностроению, в частности к объемным роторно-поршневым машинам, в особенности к роторно-поршневым двигателям внутреннего сгорания с планетарным движением ротора-поршня, и может быть использовано в роторно-поршневом двигателе внутреннего сгорания по заявке N 93006289/06, опубликованной 30.04.95 (бюл
Наверх