Вертолет, способы его использования и стоянка для него

 

Изобретение относится к вертолето троению, Цель изобретения - расширение функциональных возможностей увеличение грузоподъемности и габаритности переносимых грузов, а также надежности крепления на стоянке. Для этого центральная полая цилиндрическая втулка 5 вертолета выполнена сквозной, снабжена верхними 9, нижними 11 и центральными 10 фиксаторами . В ней размещен кабель 14 с верхним и нижним разъемами, связанный с мстямег-; управления 4. Задняя часть хвостовой балки снабжена верхним и нижним 13 дополнительными фиксаторами, расположенными на одном горизонтальном уровне соответст

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)s В 64 С 27/06

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

"ей Я j " ""1Я

Г. г ф

" а, 72

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4929653/23 (22) 25.04.91 (46) 23.04,93. Бюл. М 15 (75) Ал.А. Таранцев и Ан.А. Таранцев (56) Изаксон А.М, Советское вертолетостроение. M,: Машиностроение, 1981.

Заявка ФРГ М 3830309, кл, В 64 С 27/06, 1990.

Попова С.Н. Аэрофлот от А до Я. M.;

Транспорт. 1988, с. 75, с, 129, рис. 2.

Заявка Великобритании N- 2205538, кл. В 7 W, 1983, (54) ВЕРТОЛЕТ, СПОСОБЫ ЕГО ИСПОЛЪЗОВАНИЯ И СТОЯНКА ДЛЯ НЕГО.. Ы 1810231 А1 (57) Изобретение относится к вертолетостроению, Цель изобретения — расширение функциональных возможностей увеличение грузоподъемности и габаритности переносимых грузов, а также надежности крепления на стоянке. Для этого центральная полая цилиндрическая втулка 5 вертолета выполнена сквозной, снабжена верхними 9, нижними 11 и центральными 10 фиксаторами. В ней размещен кабель 14 с верхним и нижним разъемами, связанный с,,истo. :=„ управления 4..Задняя часть хвостовой балки снабжена верхним и нижним 13 дополнительными фиксаторами, расположенными на одном горизонтальном уровне соответст1810231

15

50 вующих фиксаторов 9 и 11 цилиндрической втулки 5. Способ использования вертолета заключается в возможности переноса и монтирования с его помощью протяженных конструкций, удерживаемых фиксаторами

10 цилиндрической втулки 5. Там м,б, заИзобретение относится к вертолетостроению и может использоваться при создании перспективных вертолетов, переноски и монтажа с их помощью грузов, а также для создания компактных стоянок для таких вертолетов, Цель изобретения — расширение функциональных возможностей.

На фиг. 1 показана компоновочная схема вертолета; на фиг, 2 — транспортировка груза несколькими вертолетами; на фиг. 3— транспортировка конструкции в полых цилиндрических втулках нескольких вертоле тов; на фиг. 4 — вертолет с верхней площадкой; на фиг, 5 — 7 - функционирование стоянки вертолетов; на фиг. 8 и 9— транспортировка конструкции; на фиг, 10— втулка с выдвижными колесами; на фиг. 11 — аварийная посадка (взлет); на фиг. 12— транспортировка конструкции; на фиг. 13— схема вертолета с двигателем горизонтальной тяги; на фиг. 14 — схема вертолета с аэродинамическими поверхностями, Вертолет содержит корпус 1, несущий вИнт 2, двигательную установку 3, систему управления 4„полую цилиндрическую втулку 5, хвостовую балку с винтом 6, редуктор

7, автомат перекоса и управления шагом 8, фиксаторы 9 — 13, кабель 14 с верхним и нижним разъемами, полый ведущий вал 15, Втулка 5 жестко связана с корпусом 1 и установлена вертикально, в ее верхней части шарнирно закреплен вал 15 и автомат 8, который может быть выполнен также, как и .у известных вертолетов, но с той особенностью, что вал 15 полый. Нэ втулке 5 закреплен редуктор 7, который связан с двигательной установкой 3, винтом 6 и может быть выполнен таким же, как у известных вертолетов, В верхней части втулки 5 расположены фиксаторы 9, в средней части — фиксаторы

10, в нижней — фиксаторы 11, в верхней и нижней частях хвостовой балки расположены фиксаторы 12 и 13, кэк и фиксаторы 9-11 связаны с системой управления 4. Кабель 14 расположен вертикально so втулке 5 и связан с системой 4, с которой связаны также установка 3, автомат 8, редуктор 7, винт 6 и все целевые и вспомогательные системы и устройства вертолета. крепленэ также и площадка для персонала, Стоянка для вертолета содержит площадку с выдвижной мачтой, содержащей привод и фиксаторы, диаметр которой не превышает диметра полой цилиндрической втулки 5 вертолета. 7 з.п, ф-лы, 14 ил.

Кабель 14 во втулке 5 может быть размещен с целью защиты от механических повреждений в специальном коробе или не выступать эа внутренний диаметр втулки 5, разъемы кабеля 14 могут быть, выполнены автоматически стыкуемыми с аналогичными разъемами других вертолетов. Втулка 5 может содержать и выдвижные колеса 26, в ней может находиться аварийный тормозной двигатель 27 или ускоритель взлета.

Для облегчения вертолета автомат 8 может вообще отсутствовать, а корпус 1 в задней части может быть снабжен толкающим двигателем 30, либо с боков — аэродинамическими поверхностями 31 с приводами 32 для создания горизонтальной составляющей силы тяги.

Стоянка для заявляемых вертолетов содержит площадку 16 с каналом, выдвижную мачту 17, привод 18 и фиксатор 19. Мачта 17 размещена в канале площадки 16 и может перемещаться приводом 18 как вниз до уровня площадки 16, тэк и вверх и закрепляться фиксатором 19.

В исходном состоянии вертолеты могут находиться как на обыкновенных площадках, так и на заявляемой стоянке, где располагаться друг над другом (см. фиг. 5), будучи скрепленными фиксаторами 9, 11 и 12, 13, причем мачта 17, закрепленная фиксатором .

19, размещена внутри втулок 5 и зажата фиксаторами 10, В таком положении вертолеты не занимают много места и способны противостоять ветровым нагрузкам и кренам (в случае размещения стоянки на корабле).

При необходимости осуществить взлет с заявляемой стоянки верхнего вертолета двигательную установку 3 раскручивает винт 2, затем разжимает фиксаторы 10, 11, 13, одновременно разжимается фиксатор

19, и привод l8 втягивает мачту 17 в канал на длину втулки 5. При этом верхний вертолет освобождается и взлетает (см. фиг. 6).

Аналогичным образом взлетает и нижележащий вертолет (cM, фиг, 7). Возможен вариант, когда мачта 17 втягивается в канал полностью, а вертолеты взлетают вместе, не расцепляя, фиксаторов 9, 11, 12, 13, расцепив лишь фиксаторы 10.

Способы применения заявляемых вертолетов заключаются в переносе тяжелых

1810231 грузов 20, протяженных конструкций 21 и площадки 22, В первом случае вертолеты сцепляются друг над другом с помощью фиксаторов 9, 11, 12, 13 в количестве, необходимом для поднятия груза 20, Стыковка кабелей 14 позволяет осуществлять совместный полет, управляясь от единой системы 4, В верхней части втулки 5 фиксаторами 9 закреплена лебедка 23 с тросом 24. проходящим через втулки 5 всех вертолетов, К фиксаторам нижнего вертолета и тросу 24 закреплено монтажное устройство 25, к которому и подвешивается груз 20. В таком положении (фиг. 2) осуществляется перенос груза 20, Возможны варианты переноса конструкции при разнесении верхнего и нижнего вертолетов на расстояние, необходимое для работы винта 2 нижнего вертолета (см, фиг.

8), при транспортировке одним вертолетом (фиг. 9) или двумя (см, фиг, 12), связанными штангами 28, 29 и тросами 33, При этом устройство 25 имеет L-образную форму, Во втором случае конструкция 21 размещена во втулках 5 нескольких скрепленных вертолетов (см. фиг, 3) и закреплена там фиксаторами 10. При этом осуществляется транспортировка конструкции 21. Выпускание конструкции 21 может осуществляться периодическим отпусканием фиксаторов

10, а конструкция 21 перемещается под действием собственного веса, В третьем случае площадка 22 расположена в верхней части втулки 5 (см. фиг, 4) и закреплена фиксаторами 9, 10, С площадки

22 открывается прекрасная возможность работы в верхней полусфере вертолета, что позволяет производить киносъемку, осуществлять ремонт снизу нависающих конструкций, производить наблюдения, экскурсии и т,п, В четвертом случае при необходимости совершить аварийную посадку или взлет перегруженного вертолета включается двигатель 27 (см, фиг, 11), При применении изобретения становится возможным создавать вертолеты, способные сцепляться по несколько в единый летающий комплекс, переносить тяжелые грузы и габаритные конструкции, переносить над винтом площадку, где могут размещаться операторы или туристы, Сто-, янка для таких вертолетов компактна. способна размещать по несколько вертолетов и надежно их удерживать при сильном ветре и крене.

Формула изобретения

1. Вертолет, содержащий фюзеляж, несущий винт с автоматом перекоса, двигательную установку, систему управления, хвостовую балку с рулевым винтом. редуктор, полую цилиндрическую втулку, вал несущего винта, выполненный цилиндрическим и расположенный вокруг полой цилиндрической втулки, а также целевые и обеспечивающие системы и устройства, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей вертолета, полая цилиндрическая втулка выполнена сквозной с

10 верху до низу фюзеляжа вертолета, цилиндрический вал несущего винта расположен вокруг верхней части полой цилиндрической втулки, втулка снабжена верхними, средними и нижними фиксаторами, верхние

15 и нижние иэ которых размещены на верхлем, пропущенным в полой цилиндрической втулке по всей ее высоте и имеющим верхний и нижний разъемы, и дополнительными верхним и нижним фиксаторами, установленными на хвостовой балке на одном гори25 зонтальном уровне с верхними и нижними фиксаторами полой цилиндрической втулки соответственно.

2. Вертолет по п,1, отличающийся тем, что он снабжен пассажирской площад30 кой, размещенной в верхней части полой цилиндрической втулки и закрепленной верхними и средними ее фиксаторами,, 3. Вертолет по п.1, отличающийся тем, что он снабжен аварийным реактивным

35 двигателем, связанным с системой управления, размещенным в полой цилиндрической втулке и закрепленным ее фиксатора4и.

4. Вертолет по п,1, отличающийся тем, что он снабжен дополнительной сило40 вой установкой горизонтальной тяги, размещенной в задней части фюзеляжа.

5. Вертолет по п.1, отл и ч а ю щи йс я тем, что он снабжен поворотными крылье45 выми поверхностями и приводом, связанным с системой управления, смонтированными на полой цилиндрической втулке.

6, Способ использования вертолета для транспортировки грузов, заключающийся в

50 размещении груза в вертолете, его фиксации и доставке к месту назначения, о т л ич а ю шийся тем, что. с целью расширения номенклатуры перевозимых грузов, в том числе превышающих по весу грузоподъем55 ность одного вертолета, а также длинномерных, на вертолет устанавливают по крайней мере еще один дополнительный вертолет аналогичной конструкции, закрепляют сго нижними фиксаторами его втулки в верхних фиксаторах втулки нижнего вертолета и нем и нижнем торцах втулки соответствен но, а средние фиксаторы размещены на внутренней поверхности полой цилиндрической втулки, вертолет снабжен связанным

20 с системой управления вертикальным кабе1810231

12,6 нижнлми дополнительными фиксаторами хвостовой балки с верхними дополнительными фиксаторами нижнего вертолета, соединяют вертикальные кабеля между собой по их разъемам, а груз размещают в полых 5 цилиндрических втулках вертолетов и фиксируют их средними фиксаторами.

7. Способ использования вертолета для транспортировки грузов на внешней подве.ске, отличающийся тем-, что в верхней 10 части полой цилиндрической втулки верхнего вертолета устанавливают и фиксируют ее верхними фиксаторами лебедку, трос которой пропускают через полые цилиндрические втулки всех вертолетов, устанавливают 15 в нижней части цилиндрической втулки нижнего вертолета и фиксируют ее нижними фиксаторами монтажное устройство, соединяют трос лебедки с монтажным устройст вом, натягивают его с помощью лебедки, а 20 груз подвешивают к монтажному устройству с внешней его стороны.

8, Способ использования вертолета для транспортировки грузов на внешней подве25 ске, заключающийся в перемещении вертолета с грузом на внешней подвеске, о т л ич а ю шийся тем, что два вертолета размещают рядом на расстоянии, превышающем диаметр несущего винта, связывают их тросами и скрепляют штангами по верхним и нижним дополнительным фиксаторам хвостовой балки, при этом груз монтируют на

0-образном силовом элементе, вертикальные штанги которого вводят в полые цилиндрические втулки вертолетов с нижней их стороны и фиксируют средними фиксаторами, 9, Стоянка для вертолета, содержащая площадку и средства крепления, вертолета к земле, о тл и ч а ю ща я с я тем, что, с целью уменьшения габаритов площадки и повышения надежности крепления вертолетов на площадке, она снабжена углубленным вертикальным каналом с выдвижной мачтой, снабженной приводом и фиксатором, взаимодействующей с полой цилиндрической втулкой вертолета через ее средние фиксаторы, при этом диметр мачты меньше диаметра полой цилиндрической втулки, 1810231

18 t0231

1810231

1810231 стриг. И

Составитель А, Таранцев

Редактор Т. Мельникова Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор H. Милюкова

Заказ 1413 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Вертолет, способы его использования и стоянка для него Вертолет, способы его использования и стоянка для него Вертолет, способы его использования и стоянка для него Вертолет, способы его использования и стоянка для него Вертолет, способы его использования и стоянка для него Вертолет, способы его использования и стоянка для него Вертолет, способы его использования и стоянка для него Вертолет, способы его использования и стоянка для него 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в качестве транспортных винтокрылых летательных аппаратов

Изобретение относится к конструкциям одновинтовых вертолетов с грузовой кабиной

Вертолет // 2247680
Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к авиации, в частности, к вертолетам, и может быть использовано для создания систем путевого управления вертолетов

Вертолет // 2333867
Изобретение относится к винтокрылым летательным аппаратам

Вертолет // 2385266
Изобретение относится к области авиации и касается конструкции одновинтовых вертолетов

Изобретение относится к винтокрылым летательным аппаратам, в частности к вертолетам

Изобретение относится к вертолетостроению и может использоваться при создании вертолетов, обладающих улучшенными функциональными свойствами

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям летательных аппаратов вертолетного типа. Летательный аппарат содержит ротор с закрепленными на его валу полусферами, приемник рабочего тела, выполненный в центральной части ротора, примыкающий к внешней окружности ротора направляющий аппарат. Ротор выполнен из неподвижных относительно друг друга мембран, с верхними и нижними сферическими поверхностями, разделенными бандажами и воздушными слоями. Указанные мембраны расположены между приемником рабочего тела и направляющим аппаратом. Направляющий аппарат содержит закрепленный на его внешней окружности пневматический кольцевой бандаж. Ротор выполнен с возможностью ускорения воздушных потоков пограничными слоями и центробежной силой. Поддержка геометрической формы выполненных в виде сфер пленочных поверхностей мембран выполнена за счет центробежной силы воздушных потоков, строп и бандажей. Лопатки направляющего аппарата выполнены из гибкой прочной пленки с опорной армирующей нитью в их передней кромке. Достигается увеличение времени полета и снижение заметности летательного аппарата. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к авиации, а именно к области аэродинамики несущего винта (НВ) одновинтового вертолета. Способ уменьшения угла атаки несущего винта (НВ) на предпосадочных маневрах одновинтового вертолета включает определение составляющих тяги НВ, идущей на гашение поступательной скорости, начиная со скорости 75-60 км/час, измерение с помощью системы измерителей горизонтальной и вертикальной воздушной скорости, определение траектории посадки вертолета, угла отклонения автомата перекоса в продольном направлении, определение и сигнализацию о приближении НВ к зоне режима «вихревого кольца» на предпосадочных маневрах вертолета на режиме торможения. На режиме торможения производят увеличение вредного сопротивления путем увеличения угла скольжения вертолета вправо до 60-65° (разворот вправо) или производят увеличение вредного сопротивления путем плавного увеличения на режиме торможения вредного сопротивления до значения, равного эквивалентному ему сопротивлению при угле скольжения вертолета не менее 65°, за счет выпуска тормозных щитков или тяги вентиляторов, размещенных в месте стыковки фюзеляжа и хвостовой балки выше центра тяжести вертолета. Достигается уменьшение динамических нагрузок и увеличение ресурса лопастей. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх