Устройство автоматического определения поправки компаса

 

Устройство относится к навигации и может быть использовано в судовождении. Устройство обеспечивает повышение точности автоматического определения поправки компаса в любое время суток на 15- 25% за счет гарантированного учета гринвичской даты. Это достигается введением в схему прототипа блока выработки Гринвичской даты, в котором значение даты определяется по значению осредненного Гринвичского времени нескольких измерений пеленга Солнца. 2 ил..

СОК)3 СОВЕТСКИХ сОциАл истических

РЕСПУБЛИК

-(si)ÿ G 06 G 7/78

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,,К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (г 1) 4847831/22 (22) 05.07,90 (46) 23.04.93, Бюл, ¹ 15 (71) Научно-исследовательский институт

"Квант" (72) А.Г.Жмак (56) Мордвинов Б.Г. и др. Средства навигации малых судов. Л.: Судостроение, 1986.

Вагушенко Л.Л., Стафеев В.М, Судовые автоматизированные системы навигации, М., Гранспорт, 1989, с.161. (54) УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОПРАВКИ КОМПАСА

Изобретение относится к навигационным измерениям и может быть использовано в судовых навигационных автоматизированных комплексах.

Цель изобретения — повышение точности автоматического определения поправки компаса в любое время суток за счет гарантированного учета текущей даты.

На фиг.1 представлена структурная схема заявляемого устройства; на фиг.2 — функциональная схема заявляемого блока выработки Гринвичской даты.

Устройство автоматического определения поправки компаса содержит датчик пеленга, датчик координат судна 2, вход которого соединен с управляющим двунаправленным выходом датчика пеленга 1, дат чик текущего Гринвичского времени и даты

3, вход которого соединен с управляющим двунаправленным выходом датчика пеленга

1, блок осреднения пеленга, счислимых ко„„50 „„1810893 А1 (57) Устройство относится к навигации и может быть использовано в судовождении. Устройство обеспечивает повышение точности автоматического определения поправки компаса в любое время суток на 1525% зэ счет гарантированного учета грин вичской даты. Это достигается введени-. ем в схему прототипа блока выработки Гринвичской даты, в котором значение даты определяется по значению осредненного

Гринвичскогo времени нескольких измерений пеленга Солнца. 2 ил. ординат и Гринвичского времени 4, первый информационный вход которого соединен с информационным выходом датчика пеленга

1, второй информационный вход — с выходом датчика координат судна 2, третий информационный вход — с информационным выходом датчика времени и даты 3, блок выработки Гринвичской даты 5, информационный вход которого соединен с выходам блока осреднения 4, а информационно-управляющий вход — с информационно-управляющим выходом датчика времени и даты 3, блок определения поправки компаса 6, информационные входы которого соединены: первый с первым информационным выходом блока выработки Гринвичской даты 5, второй — с вторым информационным его выходом.

Блок выработки Гринвичской даты содержит первый пороговый элемент 7, на вход которога поступает значение признака

1810893 ввода пеленга (ПРВВП) с информационноуправляющего выхода датчика текущего

Гринвичского времени и даты 3, первый элемент установки нуля 8, вход которого соединен с первым выходом первого. порогового элемента 7. счетчик 9, вход которого соединен с выходом первого элемента установки нуля 8, второй пороговый элемент 10, соединенный с выходом счетчика 9, первый элемент записи 11, на второй (информационный) вход которого поступает величина дГРтек, с информационно-управляющего выхода датчика текущегр Гринвичского.вре, мени и даты 3, а первый вход соединен с первым выходом второго порогового элемента 10, второй элемент записи 12, на второй (информационный) вход. которого поступает величина ТГР ." с выхода блока осреднения 4, а первый вход соединен с выходом первого элемента записи 11, третий элемент записи 13, вход которого соединен с выходом второго элемента записи 12 и с первым выходом пятого порогового элемента 19, соединенных между собой через монтажное ИЛИ, а выходная величина ДГР поступает на первый информационный выход блока выработки Гринвичской даты 5, третий пороговый элемент 14, вход которого соединен с вторым выходом второго порогового элемента 10, четвертый элемент записи 15, на второй (информационный) вход которого гоступает величина ДГртек с информационно-управляющего выхода датчика текущего Гринвичского времени и даты 3, а первый вход соединен с первым выходом третьего порогового элемента 14, четвертый пороговый элемент 16, на информационный вход которого поступает значение ПРОСР с выхода блока осреднения 4, а первый вход соединен с выходом четвертого элемента записи 15, с вторыми выходами первого 7 и третьего 14 пороговых элементов, соеди. ненных между собой через монтажное ИЛИ, второй элемент установки нуля 17, соединенный с первым выходом четвертого порогового элемента 16, элемент сброса в исходное состояние 18, соединенный с выходом второго элемента установки нуля, пятый пороговый элемент 18, на,второй (информационный) вход которого пос.гупает величина ТГР Р с выхода блока осреднения

4, а первый вход соединен с выходом элемента сброса 18, пятый элемент записи 20, соединенный с вторыми выходами пятого19 и четвертого 16 пороговых элементов, а на выходе его — значение ДГР, поступающее на первый информационный выход блока выработки Гринвичской даты 5.

Датчик пеленга 1 является серийно выпускаемым изделием типа "Вега", а.датчик координат судна 2 представляет собой серийно выпускаемый комплекс "Бирюза СН".

Датчик текущего Гринвичского времени и даты 3 представляет собой счетчик высокостабильных кварцованных импульсов, конструктивно выполнен в виде двух блоков, задающего генератора меток времени и процессора.

Блок выработки Гринвичской даты 5 мо жет быть выполнен на базе микропроцессорного комплекса серии К580 (или К1810), 15 позволяющего реализовать необходимые преобразования.

Смысл работы предложенного устройства состоит в автоматическом определении пЬправки компаса для последующего учета

2р ее в навигационных целях.

В судовождении измерение угловых величин производится с помощью компаса или же построенного íà его основе пеленга- . тора, Показания компаса кроме неизбеж25 ной инструментальной погрешности имеют еще- и переменную составляющую. погрешности, которая зависит от следующих фактоpos: скорости движения судна, истинного курса судна, а также географической. широ30 ты места судна.

Для компенсации этой составляющей погрешности и производится определение поправки компаса, которая представляет собой разность между расчетным (принима35 емым за истинное) значением пеленга Солнца в месте нахождения судна в конкретное время и значением пеленга его, измеренным с помощью компаса .в атом же месте в это же время.

Определенное таким образом значение поправки компаса выдается судоводителю на индикацию, и он доворачивает катушку компаса в нужную сторону на величину рас45 четной поправки и последующие показания компаса будут уже автоматически корректи-. роваться на эту величину.

Так как параметры движения судна и его местоположение изменяются быстро; то

50 необходимо сравнительно частое определение и учет поправки компаса (по крайней мере, один раз за вахту, т.е. за 4ч). А всвязи со значительной трудоемкостью ручного определения этой поправки имеется прямой

55 смысл автоматизировать этот процесс.

Работа устройства автоматического определения поправки компаса выполняется следующим образом. Судоводитель после совмещения визира окуляра пеленгатора, который и является датчиком пеленга, с видимым краем например, нижним солнечного диска, нажимает кнопки "ОПРОС П" на пеленгаторе. Снимаемое в это время значение пеленга Солнца (ПЕЛ) запоминается в ячейке памяти. В это же время признаку ввода пеленга (IlPBBll) присваивается значение "1".

Датчик координат судна и датчик текущего Гринвичского времени и даты работают независимо, и постоянно вырабатывают соответствующие параметры. В момент ручного снятия значения ПЕЛ с пеленгатора (когда значение ПРВВП равно "2") вырабатываемые в датчиках значения координат

Ш, Д и текущие значения Гринвичского времени ТГРт " и даты дГР>Ек. запоминаются в соответствующие ячейки памяти.

Таким образом введенное значение компасного пеленга Солнца оказывается

"привязанным" к месту и времени.

Описанную. процедуру ручного ввода

ПЕЛ и автоввода Ш.Д. ТГР ". можно повторять несколько раз, но запоминаются результаты не более 5-ти последних вводов.

В дальнейшем судоводитель может утвердить режим осреднения результатов ввода и последующее определение поправки компаса возможно как по осредненному значению, так и по одиночному последнему вводу.

Формула изобретения

1. Устройство автоматического определения поправки компаса, содержащее датчик пеленга, соединенный . своим информационным выходом с первым информационным входом блока осреднения пеленга; координат и времени, второй и третий информационные входы которого соединены соответственно с выходами датчика координат судна и датчика текущего Гринвичскога времени и даты, и блок определения поправки компаса, причем управляющий выход датчика пеленга соединен с управляющими входами датчика координат судна и датчика текущего

Гринвичского времени и даты, имеющего второй выход, являющийся информационно-управляющим, отл ича ющевся тем„ что, с целью повышения точности onðåäåëeния поправки компаса в любое время суток, в него введены блок выработки Гринвичской даты, при этом его первый вход, являющийся информационным, соединен с выходом блока осреднения пеленга, координат и времени, второй информационно-управляющий вход соединен с вторым выходом датчика текущего Гринвичского времени и даты, а два информационных выхода соединены соответственно с первым и вторым информационными входами блока определения поправки компаса, выход которого является выходом устройства автоматического определения поправки компаса, 2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что блок выработки Гринвичской даты выполнен в виде последовательного соединения первого порогового элемента, первого элемента установки нуля, первого счетчика; второго порогового элемента, пе рвого, второго и третьего элементов записи, а также последовательного соединения третьего порогового элемента, четвертого

2r элемента записи, четвертого порогового элемента, второго элемента установки нуля, элемента сброса в исходное состояние, пятого порогового элемента и пятого элемента записи, причем первый вход четвертого по30 рогового элемента соединен также с вторыми выходами первого и третьего пороговых элементов, а второй выход соединен также с входом пятого элемента записи, второй ,выход второго порогового элемента соеди35 ° нен с входом третьего порогового элемента, а первый выход пятого порогового элемента соединен с входом третьего элемента записи, при этом первым информационным входом блока выработки Гринвичской даты

4О являются объединенные вторые входы четвертого и пятого пороговых элементов, а также второго элемента записи, вторым информационным управляющим входом блока выработки Гринвичской даты являются обьединенные вход первого порогового элемента и вторые входы первого и четвертого элементов записи, первым информационным выходом блока выработки Гринвичской

5О даты являются объединенные выходы третьего и пятого элементов записи, а второй информационный выход объединен с. первым информационным входом блока.

1810893

Составитель. B.Êàëìûêîâ

Техред M.Moðãåí Tàë Корректор О.Густи

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1446 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-ЗБ, Раушская наб., 4/5

Устройство автоматического определения поправки компаса Устройство автоматического определения поправки компаса Устройство автоматического определения поправки компаса Устройство автоматического определения поправки компаса Устройство автоматического определения поправки компаса 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области аналоговой вычислительной техники и предназначено для непрерывного автоматического прогнозирования углов качки подвижного объекта

Изобретение относится к области аналоговой вычислительной техники и может быть использовано для настрой ки системы обработки информации гироскопических приборов

Изобретение относится к области вычислительнойтехники и предназначено для моделирования выходных сигналов гирокомпаса

Изобретение относится к средствам решения задач навигации, управления и наведения для группы многофункциональных летательных аппаратов (МЛА)

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано для обнаружения и пеленгации фазоманипулированных сигналов

Изобретение относится к автоматическому управлению и может быть использовано в системе автоматического управления движущимся объектом, например летательным аппаратом, а также в системах предупреждения критических режимов полета

Изобретение относится к специализированным вычислительным средствам и может быть использовано в авиационных тренажерах

Изобретение относится к навигационным системам для прокладки маршрута к по меньшей мере одному объекту инфраструктуры. Технический результат заключается в обеспечении возможности нахождения объектов инфраструктуры, не находящихся на пути следования маршрута. Получают данные о точке отсчета, не зависимые от маршрута следования, для выявления по меньшей мере одного объекта инфраструктуры. Получают по меньшей мере один параметр поиска для поиска указанного по меньшей мере одного объекта инфраструктуры относительно указанной точки отсчета. Получают критерии сортировки для сортировки объектов инфраструктуры, где критерии сортировки содержат по крайней мере один из критериев: потребительский рейтинг, цена, время, алфавитный порядок или обратный алфавитный порядок. Выявляют указанный по меньшей мере один объект инфраструктуры на основе параметров поиска, критериев сортировки и точки отсчета. Получают выбранный по меньшей мере один объект инфраструктуры, отсортированный на основе критериев сортировки. Рассчитывают маршрут следования к выбранному по меньшей мере одному объекту инфраструктуры с учетом выбора. Демонстрируют маршрут следования. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано на борту летательного аппарата, а также при моделировании динамики и управлении полетами летательных аппаратов. Технический результат - увеличение точности определения углов пространственной ориентации летательных аппаратов. Устройство определения углов пространственной ориентации летательного аппарата, содержащее блок датчиков угловых скоростей и блок интегрирования матрицы направляющих косинусов, дополнительно включает в себя шесть блоков возведения в квадрат, два умножителя, пять сумматоров, четыре делителя, три устройства извлечения квадратного корня, три инвертора и три блока определения арккосинуса, соединенных между собой таким образом, чтобы по сигналам с блока интегрирования матрицы направляющих косинусов обеспечить определение углов крена, тангажа и рыскания. Для определения углов пространственной ориентации предлагаемое устройство реализует использование максимально возможного числа элементов матрицы направляющих косинусов, в результате чего, выполняя прямые многократные измерения с учетом случайных погрешностей, применяя усреднение полученных значений по N измерениям, уменьшает дисперсию оценки сигнала в N раз. 1 ил.
Наверх