Электродвигатель

 

Использование: для привода вентилято ра, лопатки которого установлены непосредственно на роторе. Сущность изобретения: электродвигатель содержит основные (8) и (9) и резервные (10) и (11) шарикоподшипники . Внешние кольца основных шарикоподшипников укреплены в роторе, внутренние кольца всех шарикоподшипников закреплены на валу, внешние кольца резервных шарикоподшипников - в корпусе . Радиальные зазоры между ротором и валом и между валом и корпусом меньше величины допустимого радиального износа шарикоподшипников. 2 ил.

cofo3 сОВетских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

<я)ю Н 02 К 5/16

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) 1

ОПИСАНИЕ ИЗОЬРЕТЕНИЯ -- - -"" /

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4876618/07 (22) 22.10.90 (46) 23.04.93. Бюл. М 15 (71) Научно-исследовательский институт автоматики и приборостроения (72) В.С.Хохлов и В.Н.Шувалов (56) Авторское свидетельство СССР

М 1495921, кл, Н 02- К 5/16, 1986.

Авторское свидетельство СССР

М 1427498, кл. Н 02 К 5/24, 1986. (54) ЭЛ Е КТРОДВ И ГАТЕЛ Ь (57) Использование; для привода вентилятора, лопатки которого установлены редственно на роторе. Сущность изобретения: электродвигатель содержит основные (8) и (9) и резервные (10) и (11) шарикоподшипники. Внешние кольца основных шарикападшипников укреплены в роторе, внутренние кольца всех шарикоподшипников закреплены на валу, внешние кольца резервных шарикоподшипников — в корпусе, Радиальные зазоры между роторам и валом и между валом и корпусом меньше величины допустимого радиального износа шарикоподшипников, 2 ил.

1810954

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к малогабаритным электрическим машинам с опорами на шарикоподшипниках, и может быть использовано для привода вентилятора, лопатки которого установлены непосредственно на роторе.

Цель изобретения — уменьшение радиальных габаритов электродвигателя.

На фиг.1 изображен заявляемый электродвигатель, являющийся приводом вентилятора (продольный разрез) с симметричным расположением ротора относительно опор; на фиг.2 — вариант конструкции электродвигателя с консольным расположением ротора.

Внутри корпуса электродвигателя, состоящего из собственно корпуса 1 и крышки

2, размещен вал 3, статор 4 с обмоткой 5, ротор 6 с короткозамкнутыми кольцами 7, а также основные 8, 9 и резервные 10, 11 шарикоподшипники. Ротор 6 размещен в расточке статора 4 и установлен с радиальным зазором 12 относительно вала 3. Внутренние кольца основных 8, 9 и резервных

10, 11 шарикоподшипников неподвижно закреплены на валу 3. Наружные кольца основных шарикоподшипников 8, 9 установлены в расточках ротора 6, Наружные кольца резервных шарикоподшипников 10, 11 установлены в расточках корпуса

1 и крышки 2 соответственно. Между внутренними кольцами шарикоподшипников 9, 11 установлено регулировочное кольцо 13, а между внутренними кольцами шарикоподшипников 8, 10 установлено пружинное кольцо 14 (на вал 3 может быть напрессовано кольцо, удерживающее вал от выпадания). Вал 3 установлен в корпусе 1 и крышке

2 с радиальными зазорами 15 и 16 соответственно. Величина радиальных зазоров 12, 15 и 16 не превышает величины допустимого износа шарикоподшипников в радиальном направлении (не более 30 мкм). Эти зазоры предотвращают в случае разрушения одного из основных 8, 9 или резервных

10, 11 шарикоподшипникое смещение ротора 6 и его заклинивание в расточке статора

4. Например, при разрушении шарикоподшипника 8 или 9 ротор 6 "садится" на вал 3 и вращается вместе с ним в резервных шарикоподшипниках 10, 11. Лопатки 17 вентилятора размещены непосредственно на роторе 6 электродвигателя.

Электродвигатель работает следующим образом.

50 риты в радиальном направлении благодаря расположению основных и резервных шарикоподшипников вдоль вала, а также конструктивно проще, т.к, в нем отсутствует узел блокировки резервных шарикоподшипников.

Формула изобретения

Электродвигатель, содержащий корпус, вал, ротор, основные и резервные шарикоподшипники, причем внутренние кольца основных шарикоподшипников закреплены на валу, отличающийся тем, что, с целью уменьшения радиальных габаритов, ротор установлен с радиальным зазором относительно вала, внешние кольца основных шарикоподшипников укреплены в роторе, внутренние кольца резервных шарикоподшипников закреплены на валу, их внешние кольца — в корпусе, а радиальные зазоры между ротором и валом и между валом и корпусом не превышают величины допустимого износа шарикоподшипников в радиальном направлении.

При подаче напряжения питания на обмотку 5 статора 4 ротор 6 с короткозамкнутыми кольцами 7 начинает вращаться. При равных моментах трения в основных и резервных шарикоподшипниках ротор 6 вращается на основных шарикоподшипниках 8, 9 при этом внутренние кольца основных 8, 9 и резервных 10, 11 шарикоподшипников неподвижны или медленно вращаются относительно неподви>кных наружных колец резервных шарикоподшипников. Замедленное вращение внутренних колец обуславливается моментом инерции этих колец вала 6, а также моментом трения в резервных шарикоподшипниках 10, 11.

В случае повышенного начального момента трения (в пределах норм) на шарикоподшипниках 8, 9 их функцию будут выполнять шарикоподшипники 10. 11.

20 Таким образом, в течение ресурса будут работать те или другие подшипники в зависимости от момента трения в них. Кроме того, наличие зазоров определенной величины между валом и ротором, а так>ке валом и корпусом обеспечивает нормальную работу электродвигателя при разрушении одного из шарикоподшипников или одной из пар шарикоподшипников, что обеспечивает не меньшую надежность, чем у прототипа, а

30 именно беспрерывную работу электродвигателя в течение 100000 часов без проведения регламентных работ.

По сравнению с прототипом предлагаемый электродвигатель имеет меньшие габа181095 л

4 r7

Фиг Z

Составитель В.Хохлов

Техред М.Моргентал Корректор Jl,Ëèeðèíö

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1449 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Электродвигатель Электродвигатель Электродвигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к ьлект - .-с:- шиностроению

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению, а именно торцовым электрическим машинам с одним статором и одним ротором, в которых базирование ротора осуществляется на базовом щите статора консольно

Изобретение относится к области гидроэнергетики и может быть использовано во всех гидроагрегатах гидравлических и гидроаккумулирующих электростанций (ГЭС и ГАЭС)

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в гидроэнергетике при создании горизонтальных гидроагрегатов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в качестве электродвигателей для приводов деревообрабатывающих станков, моноблочных насосов и другого оборудования, где требуется строгая фиксация вала с ротором в одном постоянном положении

Изобретение относится к области проведения стендовых испытаний подшипников электродвигателей и может быть использовано в промышленности и сельском хозяйстве

Изобретение относится к области электротехники, в частности к однофазным самозапускающимся синхронным микродвигателям с постоянными магнитами, используемыми в качестве однофазных шаговых двигателей

Изобретение относится к области электротехники, в частности к однофазным самозапускающимся синхронным микродвигателям с постоянными магнитами, используемыми в качестве однофазных шаговых двигателей

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, а именно к асинхронным электродвигателям, предназначенным для работы в погруженном состоянии и используемым в качестве привода в погружных насосных агрегатах для добычи жидкости из буровых, преимущественно нефтяных, скважин
Наверх