Способ формования лобовых частей обмотки статора электрической машины

 

Использование: в электромашиностроении , а именно в технологии изготовления обмоток статора электрической машины. Сущность изобретения: установка, реализующая способ, содержит установленную в подшипниках своим осевым валом технологическую оправку, соединенную через муфту с ротором двигателя. Обмотанный статор устанавливаю на технологическую оправкуй приводящее вращение через вал. Новым в способе является то, что усилия формования лобовых частей обмотки создают центробежные силы, действующие на лобовые части обмотки при вращении статора. Остаточная деформация лобовых частей фиксируется бандажировкой после остановки статора. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 К 15/06

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4945420/07 (22) 14.06.91 (46) 15.05.93. Бюл, М 18 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт комплексного электрооборудования (72) P. В. Оганян (56) Авторское свидетельство СССР

N 1568166, кл. Н 01 К 15/06, 1987. (54) СПОСОБ ФОРМОВАНИЯ ЛОБОВЫХ

ЧАСТЕЙ ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Использование: в электромашиностроении, а именно в технологии изготовления

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к технологии изготовления обмоток статора электрической машины.

Целью изобретения является создание способа формования лобовых частей обмотки статора электрической машины, при котором изоляция лобовых частей не подвергается ударам и трению, не повреждается, вследствие чего обмотка получается более надежной и долговечной; другая цель изобретения — повышение производитель ности технологического процесса формования лобовых частей, На фиг. 1 показана технологическая установка для осуществления способа и силы формования, действующие на лобовые части обмотки; на фиг. 2 — контуры лобовой части обмотки статора в разные моменты времени технологического процесса формо„„. Ж„„1815748 А1 обмоток статора электрической машины.

Сущность изобретения: установка, реализующая способ, содержит установленную в подшипниках своим осевым валом технологическую оправку, соединенную через муфту с ротором двигателя. Обмотанный статор устанавливаю на технологическую оправ- ку и приводяФ во вращение через вал. Новым в способе является то, что усилия формования лобовых частей обмотки создают центробежные силы, действующие на лобовые части обмотки при вращении статора. Остаточная деформация лобовых частей фиксируется бандажировкой после остановки статора, 1 з,п. ф-лы, 2 ил. вания: до вращения статора, во время вращения статора и после остановки статора.

Для осуществления предлагаемого способа формования лобовых частей обмотки статора электрической машины используется установка 1 (фиг. 1), содержащая установленную в подшипниках 2 своим осевым валом 8 технологическую оправку 4, которая через муфту 5 соединена с ротором двигателя 6. Предлагаемый способ формования лобовых частей обмотки осуществляется следующим образом, На внешнюю поверхность оправки 4 одевают статор 7 с обмот- . кой, которая, после укладки и закрепления пазовыми клиньями 9, еще не пропитана.

Пакет стато ра скреплен одним из известных способов, например скобами 10, или же запрессован в станине. Статор 7 фиксируют на оправке 4 каким-либо известным способом, например болтами 11, ввинченными в отверстия оправки до упора со статором (луч1815748 шая фиксация имеет место, если болты 11 располагаются в шлицах пазов статора и упираются в пазовые клинья 9). Затем включают двигатель 6 и статор 7 приводят во вращение с частотой. экспериментально подобранной для данной конструкции с конкретными значениями массы, вылета и жесткости лобовых частей. При вращении статора возникают радиально направленные центробежные силы 12 и 13, действующие на консольно закрепленные лобовые обмотки 8 и отодвигающие эти части от оси вращения. Если до вращения статора лобовые части 8 располагались по контуру 14 (фиг, 2), то при вращении они под воздействием центробежных сил раздвигаются и занимают положение, соответствующее контуру 15. Такое расположение лобовой части при вращении обусловлено тем, что сила 12, приложенная на большем плече 16 от места закрепления клином 9, создает больший изгибающий момент, чем сила 13, приложенная на меньшем плече 17; поэтому части обмотки на плече 16 отодвигаются больше, чем на плече 17, и поверхность лобовых частей принимает форму боковой поверхности усеченного конуса, образующая которой составляет угол 18 с направлением оси вращения статора.

Продолжительность вращения выдерживают 1 — 2 минуты, после чего двигатель отключают и статор останавливают. Снятие центробежных сил приводит к уменьшению угла между поверхностью лобовых частей и осевым направлением до значения 19, которое характеризует остаточную деформацию лобовой части 8. Лобовая часть при этом имеет окончательный контур 20, Для применения предлагаемого способа в серийном производстве подбором частоты вращения

/ оправки 4 на эталонном образце выпускаемой электрической машины достигается заданная при проектировании величина угла

19; по этим данным далее на всех образцах машин серийного выпуска (с учетом допустимых технологических отклонений) описанной операцией формуются-лобовые части. После формования лобовые части бандажируют, фиксируя тем самым полученный угол отгиба 19 и контур 20, и статор направляется на пропитку, В варианте предложенного способа интенсивность воздействия центробежных сил повышают, закрепляя к секциям обмотки в лобовых частях вспомогательные грузики 21, например посредством привязки. В этом случае вращение статора для достижения требуемого угла 19 можно осуществить

r. меньшей частотой, что предохранит пазовую часть обмотки от излишних механических напряжений и возможных сдвигов в пазах статора. Применение вспомогательных грузиков целесообразно в обмотках с жесткими секциями, обладающими большим моментом сопротивления на изгиб (к таковым относятся, например, обмотки электрических машин с большим отношением высоты паза к его ширине). В этом случае оправдано повышение трудоемкости процесса формования за счет привязки вспомогательных грузиков, т. к, наличие этих грузиков позволяет легко получить необходимые центробежные усилия для изгиба

10 секций. По завершении формования вспомогательные грузики отвязываются и производится бандажирование лобовых частей, после чего статор направляется на пропитКу.

В тех конструкциях, в которых предусмотрены ограничительные бандажные кольца, охватывающие лобовые части по внешней поверхности, угол 19 можно выбирать с таким расчетом, чтобы после вращения статора лобовые части уперлись в эти бандажные кольца, фиксированные на пакете статора опорными кронштейнами. В атом

25 случае, по завершении, посредством предлагаемого способа, отгиба лобовых частей, последние привязываются к бандажным

30 кольцам и тем самым более четко фиксируются в нужном положении.

Предложенный способ формования лобовых частей имеет заметные преимущества перед известными. В известных способах

35 усилия формования передаются на лобовые части посредством. многократных ударных или отжимающих воздействий, сопровождающихся трением рабочего органа технологического устройства с изоляцией лобовых

40 частей, которые могут привести и в действительности часто приводят к повре>кдению изоляции лобовых частей и ухудшению качества обмотки, сокращению ее срока службы (особенно при длительных воздействиях пы45 ли и влаги в процессе эксплуатации), Наличие трения приводит также к быстрому износу поверхности рабочего органа технологического устройства формования, поэтому в известных устройствах, реализующих

50 известные формования, приходится периодически обновлять насадки рабочего органа, что повы шает стоимость технологического оборудования. При ударных или отжимающих воздействиях обмотка

55 деформируется лишь в локальном месте приложения воздействия, поэтому. для достижения заданного угла 19 лобовой части известными способами при ручной намотке обмотчику приходится многократно осаживать все секции поочередно по обходу па1815748 зов, постепенно увеличивая значение этого угла до заданного. Таким образом, известные способы механизированного формования связаны с ухудшением качества изоляции обмотки, а известные способы 5 ручного формования лобовых частей, при упомянутом ухудшении качества изоляции, еще и достаточно продолжительные по времени, связаны с заметными трудовыми затратами, снижающими производительность 10 обмоточных работ.

В отличие от этого формование лобовых частей статора предложенным способом обеспечивает лучшее качество обмотки за счет безударного (бесконтактного) воздей- 15 ствия отгибающих усилий, которые в данном случае возникают одновременно во всех секциях от центробежных сил, при полном отсутствии трения и износа соприкасающихся частей. Одновременность 20 воздействия отгибающих сил делает возможным отгиб лобовой части производить меньшей величиной силы, приложенной к каждой отдельной секции, а следовательно также приводит к существенно меньшему 25 влиянию процесса формования на качество изоляции, Таким образом, при применении предложенного способа формования лобовых частей не имеют место повреждение . изоляции и ухудшение качества обмотки, С 30 другой стороны, предложенный способ позволяет заметно (ориентировочно в 1,5 — 2 раза) сократить время операций формования лобовых частей при ручной намотке и тем самым снизить трудоемкость обмоточных работ.

Формула изобретения

1. Способ формования лобовых частей обмотки статора электрической машины, согласно которому к лобовым частям уложенной в пазы обмотки статора до пропитки прикладывают усилия осаживания в радиальном направлении, придают лобовым частям обмотки форму боковой поверхности усеченного конуса и фиксируют это положение лобовых частей бандажированием, о тличающийся тем,что,сцелью повышения надежности и долговечности обмотки путем исключения повреждения изоляции в местах приложения усилий осаживания и повышения производительности, обмотанный статор устанавливают на технологическую оправку, имеющую осевой вал, и приводят во вращение через этот вал для создания усилий формования центробежными силами, действующими на лобовые части обмотки при вращении статора, а фиксируют их лобовые части после получения остаточной деформации.

2. Способ по и, 1, отл ича ю щи йс я тем, что, с целью получения больших центробежных сил формования, перед вращением статора к лобовым частям обмотки закрепляют грузики, которые после остановки статора снимают.

1815748

11 уьг/

Составитель P.Îãàíÿí

Техред М.Морге нтал

Корректор А.Мотыль

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1641 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ формования лобовых частей обмотки статора электрической машины Способ формования лобовых частей обмотки статора электрической машины Способ формования лобовых частей обмотки статора электрической машины Способ формования лобовых частей обмотки статора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники , а именно к оборудованию для изготовления электрических машин, и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при изготовлении статоров электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при изготовлении роторов электрических машин

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в оборудовании для изготовления обмоток электрических машин

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при изготовлении полых бескаркасных якорей

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для изготовления статоров электрических машин, и может быть использовано в электромашиностроении

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении микроэлектромашин с механизированной укладкой предварительно намотанных катушек обмотки в пазы статора

Изобретение относится к технологическому оборудованию для заливки короткозамкнутых роторов электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к области электротехники и касается способа укладки волновой обмотки в статор многофазной электрической машины переменного тока, в частности генератора переменного тока, а также конструкции статоров с любым количеством пазов и уложенной таким способом фазной обмоткой с любым количеством секций

Изобретение относится к области электротехники, а именно к технологии изготовления электрических машин, и касается способов формования и укладки волновых обмоток соединенными посредством их лобовых частей перемычками в шихтованные пакеты роторов или статоров электрических машин

Изобретение относится к микромехатронике и микроробототехнике, в частности к шаговым линейным микроприводам

Изобретение относится к электротехнике, а именно - к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, в частности к генераторам электричества. Технический результат - усовершенствование конструкции статора генератора. Генератор электричества содержит статор, имеющий основу, включающую кольцо или тор и множество штифтов или выступов, отходящих наружу от кольца или тора, предназначенных для жесткой установки основы статора на монтажной опоре статора, а также обмотки проводников, намотанные вокруг указанных кольца или тора. Генератор содержит также монтажную опору статора, включающую плиту основания, цапфу, прикрепленную к плите основания или выполненную заодно с ней и отходящую от нее, по меньшей мере, с одной стороны, и монтажные средства, выступающие по периферии от плиты основания, по меньшей мере, с одной стороны. Монтажные средства содержат монтажные отверстия, каждое из которых предназначено для приема одного элемента из указанного множества штифтов или выступов основы статора для жесткой установки основы статора на монтажной опоре статора. 3 н. и 14 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способу изготовления вращающихся электрических машин, а также к вращающимся электрическим машинам. Способ изготовления свободнонесущей катушки электрической машины, при котором катушка охватывает внутреннюю деталь уже при изготовлении, которая используется и при изготовлении катушки в качестве вспомогательного средства для формообразования катушки. На первом шаге катушку (5) электродвигателя наматывают между двумя торцевыми поверхностями (4; 4') на магнитную внутреннюю деталь (2), при этом катушка электродвигателя полностью окружает внутреннюю деталь (2). На втором шаге происходит формообразование катушки (5) электродвигателя посредством уплотнения проводов обмотки посредством того, что вал (1) с поверхностью внутренней детали (2) перемещают относительно внутренней стороны катушки (5) электродвигателя, прежде всего эксцентрически обкатывают по ней, и катушка электродвигателя прижимается к упору (7). На третьем шаге уплотненную катушку (5) электродвигателя спекают за счет подвода тепла. Технический результат состоит в упрощении технологии изготовления безжелезных якорей электрических машин. 5 н. и 10 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх