Устройство для контроля и сигнализации высоты полета самолета

 

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в пилотажно-навигационном оборудовании летательных аппаратов. Целью изобретения является повышение функциональной надежности устройства . Информация, пропорциональная текущему значению высоты, с выходов датчиков 1,3,5 сравнивается компараторами 2, 4, 6. В дешифраторе 15 производится логическая обработка с последующей фиксацией отказов в блоке 19 памяти. Первый отказ одного из датчиков 1, 3, 5 высоты сигнализируется соответственно на одном из индикаторов 23,..25. При наличии двухотказной ситуации обеспечивается сигнализация первого отказа с дополнительной предупреждающей сигнализацией на индикаторе 16. При использовании в качестве

союз сОВетскиХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (и)з 6 08 G 5/00

ГОСУДАРСТВЕ ННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4802124/24 (22) 14,03.90 (46) 23,05,93, Бюл. N 19 (71) Московское приборостроительное конструкторское бюро "Восход" (72) Б,А.Чистов, А.К.Бабич, А.П. Сычев и С.Ю.Фетахдинов (56) Авторское свидетельство СССР

М 902611, кл, G 08 G 5/00, 1980.

Авторское свидетельство СССР

М 743442, кл. G 08 6 5/00, 1978, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И СИГ. НАЛИЗАЦИИ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА САМОЛЕТА (57) Изобретение относится к автоматике и . может быть использовано в пилотажно-на„„Я „„1817125 А1 вигационном оборудовании летательных аппаратов. Целью изобретения является повышение функциональной надежности устройства, Информация, пропорциональная текущему значения высоты, с выходов датчиков 1, 3, 5 Сравнивается ком параторами 2, 4, 6. В дешифраторе 15 производится логическая обработка с последующей фиксацией отказов в блоке 19 памяти, Первый отказ одного из датчиков 1, 3, 5 высоты сигнализируется соответственно на одном из индикаторов 23...25. При наличии двухотказной ситуации обеспечивается сигнализация первого отказа с дополнительной предупреждающей сигнализацией на индикаторе 16. При использовании в качестве датчиков высоты указателей систем воздушных сигналов на индикаторах 23„,25обеспечивается независимая сигнализация отказов данных систем. Контроль установки давления земли, равного Pa = 760 мм рт. ст., или давления на аэродроме посадки, осуществляется по разовым сигналам датчиков (указателей) 1, 3, 5 высоты с помощью второго дешифратора 27 на индикаторах 28 и

29. Проведение предполетного контроля обеспечивается путем включения дополнительных тестовых сигнаЛов и последующим решением контрольной задачи, При этом исправность работы устройства в целом сигнализируется по сигналу с выхода элемента 17 на индикаторе 18 встроенного контроля. Обеспечивается также гальваническая развязка узлов аналогового контроля от логических и исполнительных узлов. 2 з.п, ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к авиационному приборостроению и может быть использовано в бортовом оборудовании летательных аппаратов, Целью изобретения является повышение функциональной надежности путем повышения достоверности контроля и исключения ложной сигнализации отказа как при отказах датчиков высоты, так и при сбоях бортового электропитания, т,е. повышение безопасности самолетовождений.

На фиг, 1 представлена функциональная схема устройства для контроля и сигнализации высоты полета самолета; на фиг,2 — функциональная схема компаратара; на фиг. 3 — передаточная характеристика компаратара; на фиг. 4 — таблица соответствия первого дешифратара; на фиг. 5 — функциональная схема блока памяти.

Устройство для контроля и сигнализации высоты полета самолета содержит первый датчик 1 высоты, первый вывод которого соединен с первым входом первого компаратара 2 и вторым входом третьего кампаратора 6, первый вывод второго датчика 3 высоты соединен с. первым входом второго компаратора 4 и вторым входам первого компаратора 2, первый вывод третьего датчика высоты 5 соединен с первым входом третьего компаратора 6 и вто рым входам второго компаратара 4, Первый выход источника 7 питания соединен со вторыми выводами первого 1, второго 3 и третьего 5 датчиков высоты и третьими входами . первого 2, второго 4 и третьего 6 кампараторов, Второй выход источника 7 питания соединен с третьими выводами первого 1, второго 3 и третьего 5 датчиков высоты, с четвертыми входами первого 2, второго 4 и третьего 6 компараторов и, с первым информационным входом первого электроннага ключа 8, четвертые вь вады первого 1, второго 3 и третьего 5 датчиков высоты соединены соответственно со входами первого 9, второго 10 и третьего 11 делителей напряжения. Третий выход источника 7 питания подключен ко второму информационному входу первого электронного ключа 8, выход которого соединен с пятыми входами перво5 го 2, второго 4 и третьего 6 компараторов, выходы которых соединены со входами соответственно первого12, второго13 итретьего 14 оптоэлектронных ключей, выходы которых соединены соответственно с пер10 вым, вторым, третьим входами первого дешифратора 15, первый выход которого соединен со входом индикатора 16 неисправности датчиков высоты и первым неинвертирующим входом четвертого элемента

15 ИЛИ 17, выход которого соединен са входом индикатора 18 встроенного контроля канала высоты, Второй, третий, четвертый и пятый выходы первого дешифратора 15 соединены соответственно с первым, вто20 рым, третьим и четвертым входами блока 19 памяти, первый выход которого соединен с первым входом первого элемента И 20 и с инвертирующим входом четвертого элемента И 17, второй выход блока 19 памяти сое25 динен с первым входом второго 21 и со вторым неинвертирующим входом четвертого элементов И 17. Третий выход блока 19 памяти соединен с первым входом третьего

22 и с третьим неинвертирующим входом

30 четвертого 17 элементов И, Выходы первого

20, второго 21 и третьего 22 элементов И соединены со входами индикаторов 23, 24, 25 неисправности соответственно первого

1, второго 3 и третьего 5 датчиков высоты.

35 Выход первого делителя 9 напряжения соединен с первым информационным входом второго электронного ключа 26, выход которога подключен к первому входу второго дешифратора 27, первый и второй выходы

40 которого соединены соответственно со входами первого 28 и второго 29 индикаторов заданного давления. Выход второго делителя 10 напряжения подключен ко второму входу второго дешифратора 27, Выход

45 третьего „11 напряжения соединен

1817125 с первым информационным входом третье- анодом первого 55 и катодом второго 56 го электронного ключа 30, выход которого диодов, Катод первого диода 55 соединен с соединен с третьим входом второго дешиф- первыми выводами восемнадцатого 57 и ратора 27. Прямой и инвертирующий выхо- девятнадцатого 58 резисторов. Анод втоды генератора 31 соединены со вторыми 5 рого диода 56 соединен со вторым вывоинформационными, входами соответствен- дом четырнадцатого резистора 50 и с но второго 26 и третьего 30 электронных первым выводом двадцатого резистора ключей, первый вход элемента ИЛИ 32 яв- 59, второй вывод которого соединен со ляется первым входом устройства ВК, Вы- вторыми выводами шестого 42 и семнадцаход элемента ИЛИ 32 подключен к входам 10 того 54 резисторов. Второй вывод восемчетвертого электронного ключа 33 и четвер- надцатого резистора 57 соединен со того делителя 34 напряжения, выход кото- вторыми выводами пятого 41 и шестнадцарого соединен с четвертым входом первого того 53 резисторов, Второй выводдевятнаддешифратора, с четвертым неинвертирую- цатого резистора 58 соединен со вторым щим входом четвертого элемента 17 И и с 15 выводом седьмого 43 резистора, с первым управляющими входами второго 26 и треть- выводом двадцать первого резистора 60 и с его 30 электронных ключей. Выход четвер- неинвертирующим входом второго оператого оптоэлектронного ключа 33 соединен ционного усилителя 51, выход которого соесо входом управл ния первого электронно- динен с анодом третьего диода 61 и с го ключа 8. Вход ключа 35 является вторым 20 первым выводомдвадцать второго резистовходом устройства П, Выход ключа 35 сое- ра 62, второй вывод которого соединен со динен с вторым входом элемента ИЛИ 32, вторыми выводами девятого 45 и двадцать

Вторые входы первого 20, второго 21 и первого 60 резисторов, катод третьего дитретьего 22 элементов И является соответ- ода 61 соединен со вторым выводом десяственно третьим РК1, четвертым РК2 и пя- 25 того резистора 46 и является выходом тым РК 3 входами устройства. первого 2, второго 4 и третьего 6 компараПервый вывод первого резистора 36 яв- торов.. ляется первым входом первого 2, второго 4 Первые входы первого 63, второго 64 и и третьего 6 компараторов, первый вывод третьего 65 элементов И являются соответвторого резистора 37 является вторым Bxo" 30 ственно первым, вторым и третьим входами дом первого 2, второго 4 и четвертого 6 блока19 памяти, Входыустановкивнулевое компараторов, Второй вывод второго рези- состояние первого 64, второго 67 и третьего стора 37 соединен с первым выводом треть- 68 триггеров объединены и являются четего резистора 38 и с неинвертирующим вертым входом блока19 памяти, Выходпервходом первого операционного усилителя 35 вого элемента 63 И соединен со входом

39. Второй вывод третьего 38 и первые вы- установки в единичном состоянии первого воды четвертого 40, пятого 41, шестого 42, триггера 66, выход которого соединен со седьмого 43, восьмого 44. девятого 45, деся- входом первого элемента 69 задержки, вытого 46 и одиннадцатого 47 объединены и ход которого соединен со входом первого являются четвертым входом первого 2, вто- 40 инвертора 70, выход которого соединен со рого 4 и третьего 6 компараторов. Первый вторыми входами второго 64 и третьего 65 вывод двенадцатого резистора 48 является элементов И и является первым выходом третьим входом первого 2, второго 4 и треть- блока 19 памяти, Выход второго элемента И

его 6 компараторов, Второй вывод двенад- 64 соединен со входом установки в единичцатого резистора 48 соединен со вторым 45 ное состояние второго триггера 67, выход выводомодиннадцатогорезистора47и пер- которого соединен со входом второго элевым выводом тринадцатого резистора 49, мента 71 задержки, выход которого соедивторой вывод которого соединен со вто- нен со входом второго инвертора 72, выход

-рым выводом четырнадцатого резистора которого соединен со вторым входом второ50 и инвертирующим входом второго one- 50 ro элемента И 64, третьим входом третьего рационного усилителя 51, Первый вывод элемента И 65 и является вторым выходом пятнадцатого резистора 52 является пятым блока 19 памяти. Выход третьего элемента входом первого 2, wopnro 4 и третьего 6 И 65 соединен с входом установки в единичкомпараторов, Второй вывод пятнадцатого ное состояние третьего триггера 68, выход резистора 52 соединен со вторыми вывода- 55 которого соединен со входсм третьего элеми первого 36 и четвертого 40 резисторов, с мента 73 задержки, выход которого соедипервымивыводамишестнадцатого53исем- нен со входом третьего инвертора, выход надцатого 54 резисторов и, с инвертирую- которого соединен с третьими входами перщим входом первого операционного вого 63 и второго 64 элементов И и является усилителя 39, выход которого соединен с третьим выходом блока 19 памяти, 1817125

30 ходах компараторав 2, 4, 6 и соответственно на первом, втором и третьем Входах первого дешифратора 15 формируется уровень логи= ческого нуля. Сигналы на выходе первого

35 дешифратора 15 формируются согласно таблице соответствия, приведенной на фиг.

4. При наличии рассогласования, превышающего порог срабатывания одного из кампараторов 2, 4, 6 и вызванного различными показаниями толька двух датчиков высоты, положительный потенциал появляется на выходе соответствующего компаратора и на первом выходе первого дешифратара 15 по-. является сигнал логической единицы (режимы 3, 4, 6 таблицы соответствия), При этом появляется предупреждающая сигнализация на первом индикаторе 16 неисправности, сигнализируя экипажу о возможном появлении отказа одного из датчиков высоты, В случае наличия рассогласований преВышающих порог срабатывания на двух компараторав и Вызванных различием выходных сиГналов ОднОГО из датчиков Высоты

1, 3, 5 от двух других, на выходе соответствующих компараторов и соответствующем выходе первого дешифратара 15, формируется сигнал логической единицы (режимы 5,, 7, 8 таблицы соответствия), Данный сигнал фиксируется в блоке 19 памяти и на ОДнОм из его выходов появляется сигнал логическосигналы с четвертого вывода датчиков 1, 3, 5, поступают относительно корпуса устройства (сигнал на втором входе fl представляет собой напряжение 27В, появляющееся при включении бортового электропитания), 40

Причем четвертый вывод датчиков 1, 3, 5 высоты соединен с микровыключателем, выполненным, например, в виде контактов. замыкающихся кулачковым механизмом.

Индикаторы 16, 28, 29 представляют собой 45 светосигнализаторы, причем индикаторы 16, 28 устанавливаются на приборной доске пилотов, индикатор 29 устанавливается на приборной доске штурмана, Индикатор 18, выполненный Ввиде светодиода,,располага- 50 ется совместна с ключом 15, выполненным в виде переключателя кнопочного типа на лицевой панели устройства, Индикаторы

23.„25 представляют собой бленкеры указателей высоты УВ-75-15 системы типа CBC-. 55

1-72-1. В качестве данных индикаторов могут быть сигнализаторы иного типа, При реализации блока 19 памяти на микросхемах 564 серии постоянная времени RC-элементов 69, 71, 73 задержки, кажВ качестве элементной базы для рвализации устройства могут быть использованы микросхемы 136, 140, 564, 533 серий, Следует отметить, чта первые выводы датчиков 1, 3, 5 являются аналоговым выходом данных датчиков. Напряжение на этих выводах пропорционально текущей высоте полета самолета, Вторые и третьи выводы датчиков 1, 3, 5 высоты являются концом и началом выходных патенциометров, соединенных с первым и вторым выходом источника 7 питания, Причем первый выход источника 7 питания является выходом эталонного стабилизированного напряжения, а второй выходданного источника является выходом нулевого потенциала (" Землей" ), не соединенной с корпусом устройства. Третьим Выходом источника 7 питания является часть выходного стабилизованного напряжения, снимаемого с резистивного делителя. Источник питания 7 обеспечивает необходимыми напряжениями узлы сравнения 2. 4, 6, обработки 8, 12...14, Остальные узлы устройства обеспечиваются напряжениями питания, общая шина которых соединена с корпусом устройства. Данные напряжения могут формироваться как источником 7 питания, так и с помощью дополнительного источника питания. Оптоэлектронные ключи 8, 12...14 обеспечивают гальваническую развязку па цепям питания узлов аналогового сравнения сигналов с датчиков 1, 3, 5 от узлов логической обработки результатов сравнения. При этом сигналы на первый, второй, третий, четвертый и пятый входы а также дый из которых состоит из резистора и конденсатора, причем первый вывод резистора является входом каждого из элементов задержки, второй вывод резистора соединен с первым выводом конденсатора и является выходом каждого из элементов задержки, а второй вывод конденсатора соединен с общей шиной источника 7 питания, составляет 5...10 мс. Причем при отключении питания, уровень логической единицы сохраняется на выходах, указанных конденсаторах элементов 69, 71, 73 задержки в течении времени, не менее 1 — 3 мин. Устройство для контроля и сигнализации высоты полета самолета работает следующим образом. После подачи напряжения питания, потенциометрические выходы датчиков высоты 1, 3, 5 запитываются эталонным напряжением, не связанным с корпусом самолета, Текущее значение высоты поступает на входы компараторов 2, 4, 6, где они сравниваются и при рассогласовании данных сигналов, превышающим порог срабатывания, на выходе кампаратаров появляется положительный потенциал. Данный сигнал с помощью оптоэлектронных ключей 12„,14 преобразуется к уровню логической единицы, поступающей на входы первого дешифратора 15, При отсутствии рассогласования сигналов с выходов датчиков BblcoThf, йа вы1817125

5

1.0 жения преобразуются в уровень логической единицы (при установке на датчиках 1, 3, 5 высоты давления, равное давлению в настоящий момент на аэродроме, при заходе на

15 посадку, на четвертых выходах датчиков

30. включение предупредительной сигнали35

40 го нуля (при отсутствии рассогласования сигналов на выходах датчиков высоты, превышающих пороговое значение, на выходах блока 19 памяти сигналы логической единицы). Наличие данного сигнала приводит к снятию сигнала высокого уровня на выходе одного из элементов И 20...22, появлению сигнализации отказа нэ одном из индикаторов 23...25 неисправности датчиков 1, 3, 5 высоты (например, выпадает бленкер отказа на указателе высоты типа УВ-75 — 15). Если после появления отказа одного из датчиков высоты произойдет GTK83 любого из двух оставшихся, то это приведет к срабатыванию третьего компаратора и соответственно, нэ всех выходах первого дешифратора 15 появятся сигналы логической единицы, что соответствует наличию двухотказной ситуации, Однако на индикаторах 23...25 сохранится индикация отказа одного из датчиков высоты, а также формируется сигнализация предупреждения на индикаторе 16. В данной (двухотказной) ситуации экипаж согласно РЛЭ сравнивает показания датчиков высоты 1, 3, 5 с показаниями механического дублирующего указателя, устанавливаемого на приборной доске пилотов для повышения надежности и безопасности канала высоты, опреде-. ляет по механическому дублирующему указателю исправный электромеханический датчик (указатель) высоты. Определение исправного датчика высоты, из числа контролируемых 1, 3, 5 необходимо для повышения безопасности самолетовождения, т.к. датчики 1, 3, 5 высоты обладают лучшими точностными характеристиками по отношению к механическому дублеру, т.е, несмотря на то, что устройство для контроля и сигнализации высоты полета самолета яв. ляется двухотказной, при появлении второго отказа не происходит формирование ложной сигнализации отказов трех датчиков высоты, поскольку происходит запоминание первого отказа с последующим формированием дополнительного предупреждающего сигнала экипажу самолета. В то же время независимо от состояния выходов блока 19 памяти, при отказе систем типа

СВС-1-72 — 1 и пропадании сигналов исправности; поступающих на третий РК1, четвертый РК2 и пятый РКЗ входы устройства, на индикаторах 23...25 обеспечивается сигнализация отказа соответствующего подканала или датчика высоты, Рассмотренный выше 5 контроль и сигнализация позволяет исключить ошибки экипажа при установке на датчиках высоты давление земли Рз, равное давлению в настоящий момент на аэродроме посадки.

Кроме того, в данном устройстве осуществляется контроль установки давления земли Рз = 760 мм рт, ст., которое экипаж обязан выставить в режиме взлета, что также повышает безопасность пилотирования и исключает ошибки экипажа, При установке давления земли, равного 760 мм рт, ст., на четвертых выходах датчиков высоты 1, 3, 5 формируются сигналы высокого уровня, которые на выходах делителей 9„,11 напря1, 3, 5 высоты и соответствующих преобразователей.уровня формируется сигнал логического нуля), Данные сигналы через электронные ключи 26, 30 и непосредственно с выхода второго делителя 10 напряженил поступают на вход второго дешифрэтора 27, который представляет собой обычный двоичный дешифратор. При одинаковой установке давления земли на трех указателях, на выходах второго дешифратора 27 формируются сигналы логического нуля и, соответственно, сигнализация на индикаторах 28, 29 заданного давления отсутствует. Данное устройство обеспечивает зации пилотом на индикаторе 28 и штурману на индикаторе 29, в том случае, если один из членов экипажа совершил ошибку при установке необходимого давления на датчиках (указателях) высоты. В этом случае, нэ одном из выходов второго дешифратора 27 формируется сигнал логической единицы с последующей индикацией данной ошибки на соответствующем индикаторе. При этом датчик 5 высоты устанавливается на приборной доске штурмана.

Следует отметить, что повышению надежности контроля для обеспечени . безопасности самолетовождения способствует проведение предполетного встроенного контроля данного устройства.При этом, индикатор 18 встроенного контроля, установленный на лицевой панели устройства для контроля и сигнализации высоты полета самолета, сигнализирует об исправной работе устройства в целом, Принцип встроенного контроля основан на включении дополнительных тестовых сигналов и последующем решении контрольной задачи.

Разовый сигнал встроенного контроля В К поступает с пульта управления экипажа. Кроме того, сигнал встроенного контроля может быть подан нажатием ключа 15 (переключателя кнопочного типа) на лицевой панели устройства.

1817125

Поступление данного сигнала в виде напряжения высокого уровня проводит к появлению сигнала логической единицы на выходе четвертого делителя 34 напряжения и на выходе четвертого оптоэлектронного ключа 33, что в свою очередь приводит к появлению на выходах электронных ключей

8, 26, 30 сигналов, подключенных ко второму информационному входуданных кл1очей.

Следует отметить, что перед проведением встроенного контроля экипа>ку следует убедиться в отсутствии сигнализации на индикаторах 16, 23...25, 28. 29, что свидетельствует об исправной работе канала высоты, После появления сигналов встроенного контроля, на четвертый вход ком параторов 2, 4, 6 поступает сигнал рассогласования, превышающий порог срабатывания, данных компараторов с учетом допустимых погрешностей выходных сигналов датчика 1, 3, 5, высоты. При этом на выходе первого дешифратора 15 формируются сигналы согласно режиму 2 таблицы соответствия, что приводит к появлению предупредительной сигнализации на индикаторах 16, 23, Причем работа устройства в режиме встроенного контроля анализируется четвертым элементом И 17, При исправной работе, на выходе, данного элемента появляется уровень логической единицы, что приводит к сигнализации исправности контроля на пятом индикаторе 18. Одновременно сигналы с низкочастотного (1„,3 Гц) генератора 31 поступают на второй дешифратор 27, что приводит к поочередному появлению сигналов на индикаторах 28, 29.

Наличие прерывистой сигнализации на индикаторах 28, 29 способствует повышению внимания членов экипа>ка к установке кремальерой необходимого давления на датчиках (указателях) высоты.

Каждый из компараторов 2, 4, 6 выполнен в виде двухпорогового амплитудного дискриминатора биполярной разности входных сигналов, Причем на входы 1, 2 данных компараторов поступают сигналы одинаковой (положительной) полярности, Величина опорного напряжения Uoï формируется делителям R11, R12 по сигналу также положительной полярности, поступающему на третий вход. На пятый вход компаратора поступает сигнал только в режиме встроенного контроля. При отсутствии данного режима пятый вход компаратора через электронный ключ 8 соединяется с выходом нулевого потенциала источника 7 питания и соответственно третьим входом компаратора, Постоянные коэффициенты передачи усилителя 39 рассогласования по первому входу К1 и по второму входу К2, при выборе резисторов R l, R2, R15...R17 на порядок больших резисторов R3, R4, равенство

R16 = R17 и наличии положительного или отрицательного рассогласования между

5 входными сигналами соответствуют;.R16 R17

К1 — ——

R1 В1

Ci) 10 R3 R4 + Я16 РЗ (R4 + R17 ) (в + яз R4 (в2+ нз ) м (2) Причем для обеспечения высоких точностных характеристик осуществляют К1 = К2 с помощью резисторов R3, R4. При равенстве коэффициентов К1 = K2 = K1(2) величины поРогов сРабатываниЯ Л U+ = Esx2 — Esx1, и Ри равенстве 85 =- R6 и R18 = R20, соответству2() ют:

Л0+= IAUI =- " — "- (3)

Kvar1 Kvar2

Kvar1 = Kvar2 = К1(2) K3 = K1(2) К4 (4) В5 + Я18 В6 + В2О

Кз = К4 — „= — (5) Коэффициент передачи по сигналу, поступа30 ющему на пятый вход компаратора, равен:

R17

R15 (6) 35 Таким образом ширина канала дискриминации, равная Л U = Л О+ + I Л 0 I, может регулироваться независимо, с помощью коэффициентов Кз и К4, при одном фиксированном опорном напряжении 0 or, и ма40 лых аппаратурных затратах, Для повышения помехоустойчивости и исключения ложных срабатываний в компараторе предусмотрен гистерезис определяемый величиной выходного напря>кения насыщения

45 Us>ix, второго усилителя 51 и соотношением резисторов 89, R22

Us ix Ю

0г+ = 0r- =

R9 + R22 (7) 50

При отсутствии рассогласования между сигналами на первом и втором входе компаратора, на выходе второго усилителя 51 отрицательный потенциал, а на выходе Етых

55 компаратора, величина напряжения, практически, равна нулю. При наличии рассогласования превышающего пороговое значение, на выходе компаратора положительный потенциал, определяемый выходным напряжением второго усилителя 51 и

1817125

R16 = R17, R18 = R20, R13 = R14 = R19 = R21 вели иной падения напряжения на третьем ся в гечении указанного выше времени. Подиоде 61. Напряжения срабатывания и от- сле окончания сбоя и появлении напряжепускания компаратора при поло>кительном ния пигания не возника т неопределенной и отрицательном рассагласовании опреде- ситуации и ложного определения первого ля ются: 5 прошедшего ранее отказа, поскольку г.остоUcp= I-Ucpl 4U++ 1Ur-l= ЛU-I + Uc-I (8) яние входов первого 63, второго 64 и третьего 65 элементов И однозначно определены

Uom. I-Uor«.! Л U+ — Ог+ = I 6 0-1 — Ur+ (9) потенциалами первого 69, второго 71 и

В заявленном компараторе третьего 73 элементов задержки, которые

10 через первый 70, второй 72 и третий 74 инR1 = R2 =R15, R3 =R4, R5 =R6, R7 = R8, верторы поступают на соответствующие входы указанных выше элементов И, Поэтому сигнал с первого входа блока 19 памяти проходит на вход установки R единичное

В блоке 19 памяти осуществляется за- 15 состояние первого триггера 66, восстанавпоминание первого отказа по сигналам по- ливая состояние узлов данного устройства, ступающим на первый, второй или третий предшествующее сбою. входы. Первый отказ запоминается на од- Наличие гальванической развязки узлов ном из триггеров 66, 67. 68 RS-типа с по- аналогового контроля от логических и исследующей блокировкой прохождения 20 полнительных узлов, особенности построесигналов отказа на вторые установочные ния отдельных узлов устройства с входы оставшихся триггеров, Причем при соответствующими связял и, позволяют отсутствии сигналов отказа на входах блока обеспечить как высокие точностные харак1 памяти (на первом, втором и третьем теристики контроля, так и высокую его по,а входе присутствует сигнал логического ну- 25 мехозащищенность, Таким образом, по ля), на четвертый вход блока 19 памяти и сравнению с известным, данное устройстсоответственно на входы установки в нуле- во для контроля и сигнализации высоты вое состояние триггеров 66, 67, 68, поступа- полета самолета обеспечивает повышение ет сигнал начальной установки в виде достоверности контроля и исключение ложсигнала логической единицы, по которому 30 ной сигнализации как при отказах датчиков на выходах блока 19 памяти формируется высоты, так и при сбоях бортового электротакже сигнал логической единицы. питания, повышая тем самым функциональустройстводляконтроля исигнализации ную надежность контроля, что в свою высоты полета самолета эксплуатируется на очередь, повышает безопасность самолетосамолетах, качества электроснабжения ко- 35 вождения. торых определяется ГОСТ 19705 — 81 соглас- Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я но которому допускается занижение вплоть 1. Устройство для контрог я и сигнализадо пропадания на время да 80 мс напряже- ции высоты полета самолета, содержащее ния питания. В связи сэтимдля исключения первый, второй и третий датчики высоты, ложных срабатываний при сбоях электро- 40 первый, второй и третий компараторы, перснабжения при наличии двухотказной ситу- вый вывод первого датчика высоты соедиации, в блок 19 памяти введены первый 69, нен с первым входом первого компаратора, второй 71 и третий 73 элементы задержки. первый вывод второго датчика высоты соеТаким образом, если после появления отка- динен с первым входом второго и с вторым эа первого датчика 1 высоты, произошел 45 входом первого компараторов, первый Bblотказ второго датчика 3 высоты, то на выхо- вод третьего датчика высоты соединен с де первого триггера 66 и первого элемента первым вхадом третьего и вторь.м входом

69 задержки формируется сигнал логиче- второго компаоаторов, первый вывод перской единицы, а на выходе первого инверт- Bolo датчика высоты соединен также с втоора 70 — сигнал логического нуля, заггреща- 50 рым входом третьего компаратора, элемент ющий праха>кдение сигналов отказа по вто- ИЛИ, первый элемент И, индикатор неиспрому и третьему входу блока 19 памяти на равности датчиков высоты, источник питавходы установки в единичное состояние ния, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью второго 67 и третьего 68 триггеров. При про- повышения функциональной наде>кности падании напряжения питания блока 19 па- 55 устройства, в него введены ключ, первый, мяти, вызванного сбоями бортовогo второй и третий электронные ключи, перэлектропитания, на элементах 69, 71,73 со- вый. второй, третий и четвертый делители храняются потенциалы, соответствующие напря>кения, блок памяти, первый и второй режиму контроля, предшествующего сбою, дешифраторы, второй, третий и четвертый

Эти потенциалы практически не изменяют- элементы И, индикатор встроенного контраля канала высоты, индикаторы неисправности первого, второго и третьего датчиков высоты, генератор, первый и второй индикаторы заданного давления, первый выход источника питания соединен с вторыми выводами первого, второго и третьего датчиков высоты и с третьими входами первого, второго и третьего компараторов, второй выход источника питания соединен с третьими выводами первого, второго и третьего датчиков высоты, с четвертыми входами первого, второго и третьего компараторав, и с первым информационным входом первого электронного клк)ча, четвертые выводы первого, второго и третьего датчиков высоты соединены соответственно с входами первого, второго и третьего делителей напряжения, третий выход источника питания подключен к второму информационному входу первого электронного ключа, выход которого соединен с пятыми входами первого, второго и третьего компараторов, выходы которых соединены с входами соответственно первого, второго и третьего оптоэлектронных ключей, выходы которых соединены соответственно с первым, вторым и третьим входами первого дешифрато.ра, первый выход которого соединен с входом индикатора неисправности датчиков высоты и первым неинвертирующим входом четвертого элемента И, выход которого соединен с входом индикатора встроенного контроля канала высоты, второй, . третий, четвертый и пятый выходы первого дешифратора соединены соответственно с первым, вторым, третьим и четвертым входами блока памяти, первый выход которого соединен с первым входом первого элемента И и с инвертирующим входом чет вертОго 3lleweHTé И, второй Bbtxo блока rt8"

МЯТИ СОЕДИНЕН С ПЕРВЫМ ВХОДОМ ВТороГО И С вторым неинвертирующим входом четвертого элементов И, третий выход блока памяти соединен с первым входом третьего и с третьим неинвертирующим входами четвертого элементов И, выходы первого, второго и третьего элементов И соединены с рходаМи индикаторов неисправности соответстВЕнна первого, второго и третьего датчиков высоты, выход первого делителя напряжения соединен с первым информационным входом второго электронного ключа, выход которого подключен к первому входу второго дешифратора, первый и второй выходы которого соединены соответственно с входами первого и второго индикаторов заданного давления, выход второго делителя напряжения подключен к второму входу второго дешифратора, выход третьего делителя напряжения соединен с первым информационным входом третьего электронного ключа, выход которого соединен с третьим входом второго дешифратора, прямой и инвертирующий выходы генератора соединены с вторыми информационными входами соответственно второго и третьего электронных ключей, первый вход элемента ИЛИ является первым входом устройства, выход элемента ИЛИ подключен к входам четвертого электронного ключа и четвертого делителя напряжения, выход которого соединен с четвертым входом первого дешифратора, с четвертым неинвертирующим входом четвертого элемента И и с управляющими входами второго и третьего электронных ключей, выход четвертого оптоэлектронного ключа соединен с входом. управления первого электронного ключа, вход клокоча является вторым входом устройства, выход

20 ключа соединен с вторым входом элемента

" ИЛИ, вторы входы первого, второго и третьего элементов И являются соответственно третьим, четвертым и пятым входами устройства, 2. Устройство по и, 1, о т л и ч а ю щ е ес si тем, что каждый компаратор содержит два операционных усилителя, двадцать два резистора и три диода, первый вывод первого резистора является первым входом компаратора, первый вывод второго резистара является вторым входом компаратора, второй вывод второго резистора соединен с первым выводом третьего резистора и с неинвертирующим входом первого операционного усилителя, второй вывод третьего и первые выводы с четвертого по одиннадцатый резисторов обьединены и являются четвертым входом компаратора, первый вывод двенадцатого резистора яв40 ляется третьим входом компаратара., второй вывод двенадцатого резистора соединен с вторым выводом одиннадцатого резистора и первым выводом тринадцатога резистора, второй вывод которого соединен с вторым выводом восьмого резисгора, первым выводом четырнадцатого резистора и: инаертирующим входом. второго операционного усилителя, первый вывод пятнадцатого резистора является пятым входом компарато60 ра, второй вывод пятнадцатога резистора соединен с вторыми выводами первого и четвертого резисторов, с первыми выводами шестнадцатого и семнадцатого резисторов и с инвертирующим входом

55 первого операционного усилителя, выход которого соединен с анодом первого и катодом второго диодов, катод первого диода соединен с первыми выводами восемнадцатого и девятнадцатого резисторов, анод второго диода соединен с вторым выводом

1817125

Ебх !

Ох четырнадцатого резистора и с первым выводом двенадцатого резистора, второй вывод которого соединен со вторыми выводами шестого и семнадцатого резисторов, второй вывод восемнадцатого резистора соединен с вторыми выводами пятого и шестнадцатого резисторов, второй вывод девятнадцатого резистора соединен с вторым выводом седьмого резистора, с первым выводом двадцать первого резистора и с неинвертирующим входом второго операционного усилителя, выход которого соединен с анодом третьего диода и с первым выводом двадцать второго резистора, второй вывод которого соединен с вторыми выводами девятого и двадцать первого резисторов, катод третьего диода соединен с вторым выводом десятого резистора и является выходом компаратора.

3. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что блок памяти содержит три триггера, три элементы И, три элемента задержки, три инвертора, первые входы первого, второго и третьего элементов И являются соответственно первым, вторым и третьим входами блока, входы установки в нулевое состояние первого, второго и третьего триггеров объединены и являются четвертым входом блока, выход первого элемента И соединен с входом установки в единичное

5 состояние первого триггера, выход которого соединен с входом первого элемента задержки, выход которого соединен с входом первого инвертора, выход которого соединен с вторыми входами второго и третьего эле10 ментов И и является первым выходом блока, выход второго элемента И соединен с входом установки в единичное состояние втох рого триггера, выход которого соединен с входом второго элемента задержки, выход

15 которого соединен с входом второго инвертора, выход которого соединен с вторым входом второго элемента И, третьим входом третьего элемента И и является вторым выходом блока, выход третьего элемента И соединен с

20 входом установки в единичное состояние третьего триггера, выход которого соединен с входом третьего элемента задержки, выход которого соединен с входом третьего инвертора, выход которого соединен с третьими

25 входами первого и второго элементов И и является третьим выходом блока.

1Q17125

l78pe8a.то чная хара к та ppcrn икр р aVГйа- Egg( // И.

Фиг.4

&ок примяли

Устройство для контроля и сигнализации высоты полета самолета Устройство для контроля и сигнализации высоты полета самолета Устройство для контроля и сигнализации высоты полета самолета Устройство для контроля и сигнализации высоты полета самолета Устройство для контроля и сигнализации высоты полета самолета Устройство для контроля и сигнализации высоты полета самолета Устройство для контроля и сигнализации высоты полета самолета Устройство для контроля и сигнализации высоты полета самолета Устройство для контроля и сигнализации высоты полета самолета Устройство для контроля и сигнализации высоты полета самолета 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для управления воздушным движением

Изобретение относится к автоматике и предназначено для использования в навига.- ции, в частности в авиации для обозначения подвижных и неподвижных объектов с помощью световых импульсов, посылаемых импульсной газоразрядной лампой

Изобретение относится к системам индикации отклонений от заданной траектории и может быть использовано в авиации в качестве индикатора отклонения по высоте 2 от глиссады при посадке на площадки ограниченных размеров

Изобретение относится к системам регулирования полета летательного аппарата, в частности к устройствам для стабилизации высоты полета

Изобретение относится к средствам автоматического управления и контроля сложных технических систем, в частности летательных аппаратов, и может быть использовано для повык I // I го ГТТ ТП

Изобретение относится к системам регулирования движения транспорта и, может быть использовано для предупреждения столкновения воздушных судов (ВС)

Изобретение относится к области вспомогательных средств воздушной навигации

Изобретение относится к радиолокации, а точнее к системам обеспечения безопасности полетов

Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться в качестве автономной радиолокационной системы предупреждения столкновений (СПС), обеспечивающей безопасность полетов летательных аппаратов (ЛА)

Изобретение относится к устройствам предупреждения столкновений ЛА с землей

Изобретение относится к системам для обнаружения, идентификации и слежения за объектами

Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться для обеспечения безопасности при полете вертолетов

Изобретение относится к области управления наземными транспортными средствами (ТС) на территории аэропорта с использованием технологий спутникового позиционирования

Изобретение относится к области управления наземными транспортными средствами (ТС) на территории аэропорта с использованием технологий спутникового позиционирования
Наверх