Массивный ферромагнитный ротор электродвигателя и способ его изготовления

 

Использование: в области электромашиностроения и относится к конструкции электрических машин и технологии их изготовления . Сущность изобретения: токопроводящее покрытие ротора выполнено в виде втулки из стали с изменяемыми магнитными характеристиками, укрепленной на магнитопроводе, с чередующимися по окружности втулки немагнитными и ферромагнитными слоями по ее длине и толщине . При изготовлении ротора формирование немагнитных и ферромагнитных слоев производят на токопроводящей втулке путем ее термообработки: старения всей втулки и закалки в местах немагнитных слоев. Нагрев при закалке ведут токами высокой частоты в течение 0,5-2,5 сив момент достижения заданной температуры нагрева подают на втулку хладагент. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. ел с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (1!) (51)з Н 02 К 1/06, 15/02

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4939873/07 (22) 30.05.91 (46) 23.05.93. Бюл. N 19 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт атомного энергетического машиностроения (72) А.M,Îëåéíèêîâ, B,А.Лесник, А.И,Лищенко, М.М.Яковлев, Т,С.Юргенсон и

В.В, Воскобойников (56) Куцевалов B,Ì. Вопросы теории и расчета асинхронных машин с массивными роторами. M.— Ë,: Энергия, 1966, с.12, рис. — 1.

Авторское свидетельство СССР

N 879706; Kn. H 02 K 1/06, 1979.

Авторское свидетельство СССР

N 1050053, кл. Н 02 К 15/02, 1982. (54) МАССИВНЫЙ ФЕРРОМАГНИТНЫЙ

РОТОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ

ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Изобретение относится к конструкции электрических машин и технологии их изготовления и может быть использовано в электротехнике и электротехнической промышленности, Целью изобретения является повышение энергетических характеристик, прочности и технологичности.

На фиг.1 показан общий вид массивного ферромагнитного ротора электродвигателя; на фиг,2 — разрез А — А на фиг.1.

Массивный ферромагнитный ротор электродвигателя содержит вал 1, на котором установлен массивный магнитопровод

2,На магнитопроводе смонтировано стокопроводящее покрытие, выполненное в виде (57) Использование: в области электромашиностроения и относится к конструкции электрических машин и технологии их изготовления. Сущность изобретения; токопроводящее покрытие ротора выполнено в виде втулки из стали с изменяемыми магнитными характеристиками, укрепленной на магнитопроводе, с чередующимися по окружности втулки немагнитными и ферромагнитными слоями по ее длине и толщине. При изготовлении ротора формирование немагнитных и ферромагнитных слоев производят на токопроводящей втулке путем ее термообработки: старения всей втулки и закалки в местах немагнитных слоев.

Нагрев при закалке ведут токами высокой частоты в течение 0,5 — 2,5 с и в момент достижения заданной температуры нагрева подают на втулку хладагент. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. втулки 3, изготовленной из стали с изменяемыми магнитными характеристиками, например, из стали марки 23Х16Н7М2, Эта сталь после старения имеет ферромагнитную структуру, а после закалки — немагнитную структуру. По окружности втулки 3 с определенным шагом расположены немагнитные слои 4 и ферромагнитные слои 5, Размеры немагнитных и ферромагнитных слоев Ь„и b„ To !!(H BT J!K h, выбираются таким образом, чтобы обеспечить высокие характеристики асинхронного электродвигателя. В ферромагнитных слоях

5 можно обеспечить индукцию порядка 1,5

Тл. Втулка 3 может крепиться к магнитопроводу 2 различным образом, например. по

1817191 посадке с гарантированным натягом, Магнитопровод 2 устанавливается на посадочную поверхность вала и фиксируется шпон кой 6 и разжимным кольцом 7. Исполь.зование в качестве токопроводящего покрытия втулки 3 позволяет по сравнению с прототипом повысить характеристики электродвигателя. За счет хорошего заполнения объема втулки немагнитными и ферромагнитными слоями без пропусков и пустот снижаются потоки рассеяния и возрастает коэффициент мощности, а за счет уменьшения скольжения повышается КПД. Кроме того, значительно возрастает прочность токопроводящего покрытия, так как втулка выполнена из однородного сплошного материала, что позволяет использовать ротор в высокоскоростных асинхронных электродвигателях. Простая конструкция втулки позволяет значительно упростить технологию 20 изготовления ротора по сравнению с прототипом.

Способ изготовления массивного ферромагнитного ротора электродвигателя осуществляется следующим образом, 25

Производят изготовление элементов ротора; вала 1, магнитопровода 2, втулки 3, Формируют немагнитные и ферромагнитные слои 4 и 5 на втулке 3.

Формирование производят следующим 30 образом, Втулку 3 подвергают старению до образования однородной ферромагнитной структуры, При значительном объеме производства можно подвергать термообра- 35 ботке — старению сразу партию втулок.

Затем на каждой втулке формируют немагнитные слои путем закалки материала втулки в местах этих слоев. Нагревание слоев производят индуктором токами высокой ча- 40 стоты. Во избежание прогрева соседних слоев металла время нагрева должно составлять 0,5 — 2,5 с. Для обеспечения времени нагрева менее 0,5 с требуются большие плотности тока, при которых возможно рас- 45 плавление индуктора. При времени нагрева более 2,5 с наблюдается значительный прогрев соседних с нагреваемым слоем участков втулки, вследствие чего граница немагнитного и ферромагнитного слоев 50 размазывается, т,е. теряет требуемые размеры. В момент достижения заданной температуры нагрева на втулку подают интенсивный поток хладоагента, например, воду до полного остывания втулки. Нагрев 55 мест под закалку можно производить сразу или последовательно нагревая каждый участок, подлежащий закалке.

После этого производят сборку деталей ротора.

Пример. Изготовили ротор с наружным диаметром втулки 100 мм. Внутренний диаметр втулки составляет 92 мм, длина втулки 140 мм. Размеры bM = 17,5; Ь = 5 мм.

Втулку получали механической обработкой из стали 23Х16Н7М2, Массивный магнитопровод был изготовлен из стали 10, После механической обработки втулку подвергали старению для чего нагревали в муфельной печи до температуры 800 С, выдерживали при этой температуре 15 ч и затем охлаждали на воздухе, Затем в месте закалки на втулку надевали медный индуктор, охватывающий место закалки, Индуктор имел геометрию соответствующую геометрии нагреваемого слоя, Индуктор запитывали от высокочастотного генератора (66 кГц) мощностью 100 кВт, Время нагрева слоя составляло 2,0 с, Температура нагрева 1150 С (белое свечение). Через 2,0 с после подачи напряжения открывали магнитный клапан и из шланга на втулку подали воду температурой 20 С под давлением 4 кгс/см, Аналогично производилась закалка последующих слоев. Затем производилась сборка ротора, Исследования опытных образцов показали, что при приведенном в примере режиме старения и закалки зона перемешивания металла на границе между слоями не превышает 0,5 — 0,7 мм, что вполне допустимо, Формула изобретения

1, Массивный ферромагнитный ротор электродвигателя, состоящий из установленного на валу магнитопровода и размещенного на его внешней поверхности токопроводящего покрытия, состоящего из немагнитного и ферромагнитного слоев, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения энергетических характеристик, прочности и технологичности, токопроводящее покрытие выполнено в виде втулки из стали с изменяемыми магнитными характеристиками, укрепленной на магнитопроводе, с чередующимися по окружности втулки немагнитными и ферромагнитными слоями по ее длине и толщине, 2, Способ изготовления массивного ферромагнитного ротора электродвигателя, включающий изготовление элементов ротора, формирование немагнитных и ферромагнитных слоев токопроводящего покрытия и установку его на магнитопровод, отличающийся тем, что формирование немагнитных и ферромагнитных слоев производят на токопроводящей втулке путем ее термообработки, подвергая втулку сначала старению до получения однородной ферромагнитной структуры, после чего производят формирование

1817191

Составитель А.Олейников

Техред М.Моргентал Корректор M.Êóëü

Редактор Н,Козлова

Заказ 1728 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР.

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул. Гагарина, 101 немагнитных слоев путем закалки материала втулкИ в местах этих слоев, при этом нагрев при закалке ведут токами высокой частоты в течение 0,5 — 2,5 с, а охлаждающий хладоагент подают на втулку в момент достижения заданной температуры нагрева.

Массивный ферромагнитный ротор электродвигателя и способ его изготовления Массивный ферромагнитный ротор электродвигателя и способ его изготовления Массивный ферромагнитный ротор электродвигателя и способ его изготовления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к электромашипостроению

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе
Наверх