Система автоматического вождения сельскохозяйственного агрегата по заданной траектории

 

Использование: в сельскохозяйственном машиностроении. Система содержит в передней части агрегата ориентир-водитель , выполненный в виде планки, закрепленной на вертикальной оси с электронным датчиком отклонения, чувствительным эле2 ментом которого является приемопередатчик дальномера, направленный перпендикулярно продольно оси стрелки и соединенный через схемы обработки сигнала правого и левого отклонений с инвертирующими и неинвертирующими входами пары компараторов, выходы которых соединены с электромагнитами переключающего злектрогидрораспределителя, сообщенного гидравлически с гидроцилиндром поворота управляемых колес агрегата через полости поршневого мотор-насоса, шток которого соединен кинематически с приемопередатчиком дальномера через планку ориентирводителя, что обеспечивает вождение с.х. агрегата по равносигнальным линиям электромагнитного поля и повышение точности автоматического вождения. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

СО Оз сОВетских

СОЦИАЛИСТИЧЕ-СКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю А 01 В 69/04

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

В (21) 4931117/15 (22) 25,04,91 (46) 30.05.93. Бюл. N 20 (71) Украинский научно-исследовательский институт сельскохозяйственного машиностроения (72) Ф.А.Черняков и А,С.Кашурко (56) Авторское свйдетельство СССР

N 511892, кл. А 01 В 69/04, 1976. (54) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ВОЖДЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО АГРЕГАТА ПО ЗАДАННОЙ ТРАЕКТОРИИ (57) Использование: в сельскохозяйственном машиностроении. Система содержит в передней части агрегата ориентир-водитель, выполненный в виде планки, закрепленной на вертикальной оси с электронным датчиком отклонения, чувствительным элеИзобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к системам направления тракторов по ориентирующим линиям.

Целью изобретения является повышение точности автоматического вождения.

На фиг,1 изображена схема системы автовождения сельскохозяйственного агрегата по заданной траектории; на фиг.2— графики сигнальных токов основного и вспомогательного контуров парафазного дальномера в зависимости от разности фаз измерительного и сигнального токов и дальности от ориентира.

Система автоматического вождения сельскохозяйственного агрегата содержит ориентир-водитель 1 B виде корпуса и планки 2, подвешенной на вертикальной оси к раме 3 агрегата в передней зоне обзора

„„Я „„1817958 А1 ментом которого является приемопередатчик дальномера, направленный перпендикулярно продольно оси стрелки и соединенный через схемы обработки сигнала правого и левого отклонений с инвертирующими и неинвертирующими входами пары компараторов, выходы которых соединены с электромагнитами переключающего электрогидрораспределителя, сообщенного гидравлически с гидроцилиндром поворота управляемых колес агрегата через полости поршневого мотор-насоса, шток которого соединен кинематически с приемопередатчиком дальномера через планку ориентирводителя, что обеспечивает вождение с.х. агрегата по равносигнальным линиям электромагнитного поля и повышение точности автоматического вождения. 2 э.п. ф-лы, 2 ил.

CO механизатора и направленной по курсу движения. На планке 2 установлен корпус ориентир-водителя 1, в котором размещен сО электронный датчик 4 отклонения — приемо- Qg передатчик дальномера, например пара- ©y фазного светодальномера типа КДГ-З, МСД-1М и др. Дальномер находится в оптической связи с ориентиром — уголковым отражателем 5, раеположенным на плантации, где осуществляется перемещение агрегата. В таком случае ось оптической системы 6 дальномера датчика 4 расположена перпендикулярно продольной оси планки 2.

Датчик 4 имеет генератор 10 масштабной частоты (150, 1549 МГц) и импульсный генератор 11 низкой частоты (80 Гц) манипуляции фазы масштабной частоты, выходы

1817958

10

55 которых соединены с входом фазового манипулятора 9, изменяющего форму масштабной частоты на 180 с частотой импульсов генератора 11, Выход фазового манипулятора 9 через усилитель 8 соединен со светодиодом 7, излучающим промодули-. рованный по интенсивности и по фазе световой поток через оптическую систему 6 в сторону уголкового отражателя 5, Кроме того, датчик 4 имеет принимающий отраженный световой поток через ту же оптическую систему 6, фотоприемник 14— фотоэлектронный умножитель с внешним электродом — диафрагмой 15, к которому электрически подсоединен выход генератора 10 масштабной частоты через фазовращатель 12 и усилитель 13, Анод фотоприемника 14 соединен электрически через усилитель 16 низкой частоты с синхронным детектором 17, вход которого соединен с выходом импульсного генератора

11. На выходе синхронного детектора 17 установлен стрелочный нуль-индикатор 18 с размыкающим контактом (выключателем)

19.

Y. нуль-индикатору 18 подключены схемы 20 и 21 обработки сигналов выходных токов И и iz основного и вспомогательного контуров модулятор-демодулятор; 10, 9, 8, 7 — 10, 12, 13, 15, 14, 16, 17 и 11; 10, 9, 8, 7 — 10, 12, 13, 15, 14, 16, 11, 17 соответственно.

Каждая из схем 20 и 21 является схемой обработки сигнала соответственно правого и левого отклонений агрегата и имеет по фильтру 23 нижних частот, а одна из них— линию 22 задержки нв половину периода частоты импульсного генератора 11. Выход схемы 20 обработки сигнала правого отклонения агрегата соединен с инвертирующим входом компаратора 24 сигнала направления агрегата вправо и с неинвертирующим входом компаратора 25 сигнала направления агрегата влево. Выход схемы 21 обработки сигнала левого отклонения агрегата соединен с инвертирующим входом компаратора 25 сигнала направления агрегата влево и с неинвертирующим входом компаратора 24 сигнала направления агрегата вправо.

Компараторы 24 и 25 построены, например, нэ операционных усилителях А2030, выходные параметры которых по напряжению и току согласуются с электрическими . параметрами электрогидрораспределителя

26, например, типа 3СУ-8 с катушками электромагнитов 27 и 28 его включения. Выход компаратора 24 соединен с катушкой электромагнита 27, а выход компаратора 25 — с катушкой электромагнита 28. Схемы 20 и 21 обработки сигналов левого и правого отклонений агрегата, компараторы 24 и 25, электромагниты 27 и 28, а также соединительные провода 30 образуют каналы сигналов соответственно правого и левого направлений агрегата, Электросхема запитана от аккумулятора 29 агрегата.

Планка 2 ориентир-водителя 1 соединена кинематически со штоком поршневого мотор-насоса 45. На штоке тандемом установлены два поршня, образующие в цилиндре мотор-насоса 45 с перегородкой между ними четыре полости 46 — 49. Полости 48 и 49 сообщены маслопроводами 33 и 35 с управляющими каналами электрогидрораспределителя 26 и являются переменными полостями гидромотора, Полости 46 и 47 являются переменными полостями насоса и сообщены маслопроводами 34, 41 и 36, 42 с поршневой и штоковой полостями гидроцилиндра 44 исполнительного механизма направления агрегата, выполненного, например, в виде управляемого колеса 43.

Объем каждой из полостей мотор-насоса 45 в несколько раз меньше объема полостей гидроцилиндрэ 44, С гидроцилиндром 44 маслопроводами 39 и 40 сообщен и узел 50 дистанционного корректирования статизма вождения и рулевого управления. Узел 50 дистанционного корректирования статизма вождения и рулевого управления сообщен с баком 60 через напорный маслопровод 32 и насос 52, а также по сливному маслопроводу 38 и через фильтр 56 или перепускной клапан 58. Напорный и сливной соответственно маслопроводы 32 и 38 соединены через предохранительный клапан 54.

Злектрогидрораспределитель 26 сообщен с баком 59 через напорный маслопровод 31 и насос 51, э также по сливному маслопроводу 37 и через фильтр 55 или перепускной клапан 57, Напорный и сливной маслопроводы 31. и 37 соответственно соединены через предохранительный клапан 53.

Ориентиры-уголковые отражатели 5 размещены нэ плантации, например, сахарной свеклы в двух пунктах, расстояние между которыми равно половине ширины захвата агрегата и так, что величины углов оптических секторов приемоизлучения составляют 180О, но направлены противоположно друг другу.

Механизатор при ручном вождении устанавливает (например, посевной) агрегат в исходное положение и включает контактом

19 стрелочный нуль-индикатор 18. При этом высокочастотный генератор 10 масштабной частоты и низкочастотный импульсный генератор 11 подают свои напряжения в фазовый манипулятор 9, в котором фаза

1817958 масштабной частоты скачком изменяется на

180ос частотой следования импульсов генератора 11 и после усиления в усилителе 8. подается на светодиод 7, излучающий поэтому промодулированный по интенсивно- 5 сти и фазе световой поток через оптическую систему 6 в сторону уголкового отражателя

5. Отраженный луч оптическая система 6 направляет на катод фотоэлектронного умножителя — фотоприемник 14, который де- 10 модулирует световой поток, т,к. к его внешнему электроду 15 приложено измерительное напряжение, поступающее через усилитель 13 и фазовращатель 12 от генератора 10 масштабной частоты. В результате 15 взаимодействия фототока, образованного отраженным лучом с модулирующим напряжением, поданным на электрод 15, в анодной цепи фотоэлектронного умножителя— фотоприемника 14 возникают "сигнальные" 20 токи i1 и!2, чередующиеся счастотой импульсного генератора 11. После усиления в усилителе 16 они подаются на синхронный детектор 17, на который подается и напряжение с импульсного генератора 11. Под 25 действием сигналов импульсного генератора 11 в детекторе 17 происходит синхронно с работой фазового манипулятора 9 изменение направления тока, протекающего через нуль-индикатор 18. Из-за инерционности 30 нуль-индикатора 18 его показания равны разности противоположно направленных чередующих токов!1 и i2.

Известно, что

i1 = А+ Bcos(p> — <Щ +а) и iz = А — Bcos ((Р1 — p2 +а), где A — коэффициент, зависящий от напряжения питания; 40

 — коэффициент, зависящий от прозрачности атмосферы;

p1 — фаза модуляции светового потока на выходе из светодиода 7; — фаза модуляции светового пото- 45 ка HG входе в фотоприемник 14 после пробега до уголкового отражателя 5 и обратно зависит от величины пробега; а — разница фаз между р1 и фазой измерительного напряжения (массштабной 50 частоты), приложенного к внешнему электроду 15, т,е. разность фаз работы модулятора и демодулятора, которую механизатор подрегулировал рукояткой фазовращателя

12. 55

Откуда 11= !2 при p> — р2 +а=90 (или

270) .

Поэтому в исходном положении агрегата механизатор вращением рукоятки фазовII ращателя 12 изменяет параметр„а до совмещения стрелки нуль-индикатора 18 с нулем.

Этим он уравнивает по модулю токи I > и iz за счет различия их фаз на 90О, когда движение стрелки к нулю совпадает с направлением вращения ручки фазовращателя 12 (при встречном движении рукоятки и стрелки—

270О).

После этого механизатор размыкает контакт 19 и включает рабочую скорость движения агрегата. При отклонении агрегата влево (вправо) от дуги окружности с центром в оптическом центре уголкового отражателя 5 радиус движения агрегата и оптического центра дальномера — датчика 4, а также фаза р2 увеличивается (уменьшается). Поэтому аргумент косинуса (pi — pz + а) становится меньше(больше)

90 и пульсирующий в схеме 21 обработки

l сигнала левого отклонения агрегата ток i< будет больше (меньше) тока lz, пульсирующего в схеме 20 обработки сигнала правого

>> .И отклонения агрегата на величину i1, ((2 ), показанную на графике (фиг,2). Поэтому после совмещения пульсаций токов i> и 6 во времени линией 22 задержки и сглаживания фильтрами 23 нижних частот, их потенциалы на неинвертирующем входе компаратора 24 сигнала направления агрегата вправо и на инвертирующем входе компаратора 25 сигнала направления агрегата влево будут больше (меньше), чем на неинвертирующем входе компаратора 25 и инвертирующем входе компаратора 24, В результате на выходе компаратора 24 (25) появляется напряжение, близкое к напряжению аккумуляторной батареи 29, и ток, определяемый сопротивлением катушки электромагнита 27 (28) электрогидрораспределителя 26, а на выходе компаратора 25 (24) они равны нулю, Электромагнит 27 (28) смещает плунжер электрогидрораспределителя 26 на подачу масла от насоса 51 через маслопровод 33 (35) в полость 48 (49) поршневого мотор-насоса 45. B результате шток мотор-насоса 45 смещается и поворачивает планку 2 ориентир-водителя 1 вместе с оптическим центром датчика 4 вправо (влево) до восстановления начального значения фазы щ, I I и равенстватоковi1 и i2. При этомэлектрические потенциалы на входах компараторов 24,25 уравниваются, напряжение и ток на выходах компараторов 24, 25 исчезают и плунжер электрогидрораспределителя 26 устанавливается пружинами в нейтральное положение, запирая маслопроводы 33 и 35. Так осуществляется прямая и обратная связи в системе, 1817958

Одновременно с изменением обьемов полостей 48 и 49 мотор-насоса 45 изменяются и объемы полостей 46 и 47, При отклонении ориентир - водителя 1 вправо (влево ) и увеличении объема полости 48(49) уменьша- 5 ется объем полости 47 (46). Масло из полости 47 (46) по маслоправодам 36 и 42 (34 и

41) вытесняется в штоковую (поршневую) полость гидроцилиндра 44, втягивая (выталкивая) его шток, который поворачивает уп- 10 равляемое колесо 43 вправо (влево) пропорционально отклонению ориентирводителя 1 и задает тем самым соответствующее направление перемещения сельскохозяйственного агрегата. 15

При вращении рулевого колеса узла 50 дистанционного корректирования статизма вождения и ручного управления, например, вправо (влево) порция масла, пропорциональная углу поворота рулевого колеса, по- 20 ступает от насоса 52 по маслопроводам 32, 39, 42 (32, 40, 41) в штоковую (поршневую) полость гидроцилиндрв 44 и суммируется с порцией масла от мотор-насоса 45. Но каждая из полостей мотор-насоса 45 в несколь- 25 ко раз меньше соответствующих полостей гидроцилиндра 44, т,к, при автовождении колебания колеса 43 от заданного направления невелико (1 — 3 ), а полное отклонение при ручном вождении до 40 . Поэтому меха- 30 низатор без дополнительных манипуляций простым вращением рулевого колеса может при необходимости направить агрегат по нужному направлению и без отключения системы автовождения, 35

При междурядных обработках механизатор устанавливает культиваторный агрегат в исходное положение, как и на посеве, а затем на самой малой скорости и при ручном вождении астора>кно заводит рабочие 40 . органы культиватора в междурядья симметрично относительно рядков и останавливает агрегат. Затем замыкает контакт 19, выставляет стрелку нуль-индикатора 18 на нуль, размыкет контакт 19 и включает рабочую 45 скорость. Агрегат движется в автоматическом режиме, как и при посеве, воспроизведя ту же траекторию. При обнаружении статического смещения от рядков при любой причине механизатор чуть доворачива- 50 ет руль в необходимом направлении; подавая соответствующую порцию масла в гидроцилиндр 44 и доворачивая колесо 43 до устранения статизма. При дальнейшем автоматическом вождении система откло- 55 няет колесо 43 в ту или иную сторону от его нового исходного положения.

Точное направление пропашного культиватора на плантации сахарной свеклы позволяет уменьшить ширину защитной зоны со180-200 мм до 80-40 мм и количество сорняков в 2-5 раз, Поданным Всесоюзного научно-исследовательского института сахарной свеклы (ВНИС) средняя засоренность плантаций сахарной свеклы (115 шт. сорняков на 1 м ) приводит к потере урожая

2 на 12,4 т/га, Поэтому уменьшение количества сорняков в 3,5 раза за счет соответствующего уменьшения защитной зоны увеличивает урожай на 10,5 т/га.

Формула изобретения.

1, Система автоматического вождения сельскохозяйственного агрегата по заданной траектории, содержащая переключаюший электрогидрораспределитель, гидроцилиндр исполнительного механизма направления движения агрегата, гидравлически сообщенный с узлом дистанционного корректирования статизма и ручного управления, ориентир-водитель с датчиком отклонения и блок связи датчика отклонения с переключающим злектрогидрораспределителем, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения точности автоматического вождения, она снабжена дозирующим поршневым мотор-насосом, правая и левая полости которого гидравлически связаны соответственно с линиями переключающего электрогидрораспределителя и полостями гидроцилиндра исполнительного механизма направления движения агрегата, при этом ориентир-водитель выполнен в виде корпуса, в котором размещен датчик отклонения и планки, один конец которой жестко соединен с корпусом;средняя часть кинематически связана со штоком дозирующего поршневого мотор-насоса, а на противоположном конце установлен шарнир для закрепления планки на раме агрегата, причем блок связи датчика отклонения с переключающим электрогидрораспределителем включает компараторы сигналов левого и правого направления движения агрегата и схемы обработки сигнала правого и левого отклонения агрегата, выход каждой из которых соединен с инвертирующим входом компаратора сигнала одноименного направления движения агрегата и с неинвертирующим входом компаратора сигнала противоположного направления движения агрегата, а выход каждого компаратора подключен к катушке электомагнита включения электрогидрораспределителя на подачу масла для одноименного направления движения агрегата, при этом датчик отклонения выполнен в виде приемопередтчика дальномера, выходы которого связаны с входами схем обработки сигнала левого и правого

1817958 отклонения агрегата, а оптическая ось перпендикулярна продольной оси планки ориентир-вбдителя.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что на входе одной из схем обработки сигнала отклонения агрегата включена линия задержки, 3. Система по пп.1и2,,о т л и ч а ю щ а яс я тем, что на выходе каждой схемы обра5 ботки сигнала отклонения агрегата включен сглаживающий фильтр.

Система автоматического вождения сельскохозяйственного агрегата по заданной траектории Система автоматического вождения сельскохозяйственного агрегата по заданной траектории Система автоматического вождения сельскохозяйственного агрегата по заданной траектории Система автоматического вождения сельскохозяйственного агрегата по заданной траектории Система автоматического вождения сельскохозяйственного агрегата по заданной траектории 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области приборостроения , в частности к автоматизации управления направленным движением транспортных машин

Изобретение относится к сельскому хозяйству , к области полеводства, и может быть использовано для стабилизации углового положения транспортного агрегата, движущегося в процессе обработки поля поперек склона

Изобретение относится к сельскому хозяйству, а именно к средствам автоматизации процессов в сооружениях защищенного грунта

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к устройствам для автоматического вождения машинно-тракторных агрегатов

Изобретение относится к устройству и способу для распознавания границ обработки или задающих величин, которые подвергают численной обработке для автоматического управления движением по курсу вдоль этих задающих величин

Изобретение относится к области автоматического вождения сельскохозяйственных мобильных агрегатов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, предназначено для информационного контроля заданной глубины обработки почвы

Изобретение относится к области сельского хозяйства и может быть использовано для автоматического вождения агрегата в междурядьях пропашных культур при капельном орошении
Наверх