Легководолазный транспортный комплекс

 

Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано при выполнении подводных работ, исследований или при проведении спортивных мероприятий . Целью изобретения является расширение функциональных возможностей за счет обеспечения возможности транспортировки водолаза как в подводном , так и в надводном положениях. Цель достигается тем,что легководолазный транспортный комплекс, содержащий дыхательный аппарат, буксировщик и источник энергии, снабжен плавучестью, на которой размещены связанный электрокабелем источник энергии и узел крепления буксировщика с дыхательным аппаратом, при этом передняя часть буксировщика прикреплена шарнирно к стойке, а задняя часть - к талрепу , установленным на дыхательном аппарате , а узел крепления буксировщика с дыхательным аппаратом выполнен в виде прижимной планки, зафиксированной шпильками относительно корпуса плавучести , в кормовой части днища которой выполнено отверстие под буксировщик. 2 з.п.ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)я В 63 С 11/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР)

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ;,;:;... " -,,:-":::-::.

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4868391/23 (22) 21.09,90 (46) 30.05.93. Бюл. М 20 (71) Л енин градский кораблестроительный институт и Научно-производственный кооператив Центр перспективных разработок

"Катран" (72) Е.А.Анчупан, А,В;Остапенко, М.И.Розанов и Б,И.Важкин (56) Меренов И. Средства передвижения под водой. М.: ДОСААФ, 1966, с.37 — 39. (54) ЛЕГКОВОДОЛАЗНЫЙ ТРАНСПОРТ

НЫЙ КОМПЛЕКС . (57) Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано при выполнении подводных работ, исследований или при проведении спортивных мероприятий. Целью изобретения является расширение функциональных возможноИзобретение относится к области подводной техники и может быть использовано при выполнении подводных работ, исследований либо при проведении спортивных мероприятий. например при строительстве, ремонте и в процессе эксплуатации гидротехнических и портовых сооружений /плотин, дамб, мостов/, при поиске и исследовании подводных и затонувших объектов, при осмотре днищ кораблей, в подводной археологии и в подводном спорте, Цель изобретения — расширение функциональных возможностей за счет обеспечения возможности транспортировки водолаза как в подводном, так и в надводном положениях.

«5U 1818265 А1 стей за счет обеспечения возможности транспортировки водолаза как в подводном, так и в надводном положениях. Цель достигается тем„что легководолазный транспортный комплекс, содержащий дыхательный аппарат, буксировщик и источник энергии, снабжен плавучестью, на которой размещены связанный электрокабелем источник энергии и узел крепления буксировщика с дыхательным аппаратом, при этом передняя часть буксировщика прикреплена шарнирно к стойке, а задняя часть — к талрепу, установленным на дыхательном аппарате, а узел крепления буксировщика с дыхательным аппаратом выполнен в виде прижимной планки, зафиксированной шпильками относительно корпуса плавучести, в кормовой части днища которой выполнено отверстие под буксировщик. 2 з.п,ф-лы, 4 ил.

Дополнительной целью изобретения

° юг является снижение подводных массы и габаритов комплекса.

Указанная цель достигается тем, что легководолазный транспортный комплекс, О содержащий дыхательный аппарат, источ- Ql ник электрической энергии, который соединен электрически через блок управления с буксировщиком, содержащим электродвигатель, и движитель; который кинематически связан с валом электродвигателя, снабжен плавучестью, а источник электрической энергии установлен на плавучести и связан с электродвигателем кабелем, Плавучесть может быть выполнена, например, в виде сигнального буя или катера (лодки).

В последнем случае дви.китель может быть выполнен в виде установленного на валу электродвигателя винта, электродвигатель шарнирно прикреплен к стойке и талрепу, которые закреплены на дыхательном аппарате, в кормовой части днища катера выполнено окно. превышающее по размерам размеры электродвигателя с движителем, в плане, а над окном установлена прижимная планка с фиксирующими шпильками.

Подводные масса и габариты комплекса уменьшаются в связи с вынссом аккумуляторной батареи и прочного корпуса, обеспечивающего ее герметичность, на плавучесть.

Надежность повышается за.счет улучшения условия работы аккумуляторов, они работа|от все время находясь в одной и той же плоскости (вертикальной), по исключает их отказ и протечки электролита. Уменьшается вероятность короткого замыкания через морскую воду, т.к, значительная часть коммутации электрических цепей вынесена на плавучесть.

Безопасность эксплуатации повышается как за счет исключения опасности взрыва аккумуляторов в прочном корпусе, так и за счет уменьшения вероятности короткого замыкания через воду на водолаза(вынос значительной части коммутации электрических цепей на плавучесть), Функциональные воэможности комплекса расширяются при использовании в качестве плавучести катера (лодки). В этом случае комплекс обеспечивает как подводное, так и надводное перемещение водолаза.

На фиг.1 схематично показана компоновка заявляемого легководолазного транспортного комплекса; на фиг.2 — вариант компоновки буксировщика с аквалангом (дыхательным аппаратом); на фиг.3, 4- комплекс в походном положении при выполнении плавучести в виде катера.

Легководолаэный транспортный комплекс предназначен для обеспечения работы легководолаза 1 под водой и доставки его к месту погружения и содержит дыхательный аппарат 2, электродвигатель 3 с движителем в виде винта 4 в насадке 5. Аккумуляторная батарея 6 расположена на плавучести 7 и соединена с двигателем 3 кабелем 8. Двигатель 3 электрически соединен с пультом 9 посредством кабеля управления 1Q.

Движитель может быть выполнен как в виде винта 4 в насадке 5, так и в любом другом исполнении, например в виде винта

4 без насадки либо плавникового движителя. При этом движитель может быть установлен как на дыхательном аппарате 2, так и в любой другой компоновке, например на транцевой доске на груди пловца 1.

Плавучесть 8 может быть выполнена s

5 виде сигнального буя (по условиям техники безопасности при свободном плавании под водой наличие сигнального буя обязательно) или в виде катера, который кроме опре деления места погружения пловца может

"О быть использован для доставки легководо- лаза 1 в район погружения и обратно, либо в любом другом исполнении.

Блок управления может иметь любую известную конструкцию: от обычного вы15 ключателя, размыкающего цепь, до многорежимных систем управления. Пульт 9 может быть выполнен как в виде наружного браслета (фиг.1), так и в любом другом исполнении, например располагаться на ды20 хательном аппарате 2 или электродвигателе 3.

На фиг.2 показан буксировщик, содержащий двигатель 3 и кинематически связанный с ним движитель (винт 4 и насадка 5), 25 двигатель 3 может быть шарнирно закреплен на стойке 11 и талрепе 12, которые за-. креплены на хомутах 13, На фиг.3 и 4 показан комплекс в походном положении при выполнении плавучести

30 в виде катера 7 (рулевой комплекс и остальные подсистемы не показаны). Дыхательный аппарат 2 уложен на дно в кормовой части катера 7, поджат прижимной планкой

14 и зафиксирован шпилькой (или шпилька35 ми) 15. Буксировщик (двигатель 3, винт 4, насадка 5) опущен сквозь окно 16, превышающее по размеру размер буксировщика в плане, в воду. Кабель 8 уложен по борту и зафиксирован скобами 17. Излишки кабеля

4О 8 намотаны на барабан 18. Кабель 8 электрически соединен с аккумуляторной батареей 6.

Легководолазный транспортный комплекс работает следующим образом.

Буксировщик (двигатель 3, винт 4, насадка(опускается в окно 16 катера 7, при этом дыхательный аппарат укладывается на днище и фиксируется планкой 14 и шпилькой 15. После этого легководолаз I движется

5О на катере 7 к месту погружения. Буксировщик приводит в движение катер 7.

До погружения талрепом 12 устанавливается положение оси (угол атаки) буксировщика.

55 После прибытия на место погружения отдается шпилька 15, удаляется планка 14, извлекается дыхательный аппарат 2 с буксировщиком и надевается на легководолаза 1.

После стравливания кабеля 8 легководолаэ

1 начинает погружение (фиг.1). Электриче1818265 ская энергия к буксировщику подводится с катера 7 по кабелю 8. Управление (в том числе и остановка двигателя 3) скоростью движения осуществляется с пульта 9, Водо- лаз может передвигаться в радиусе, равном 5 длине вытравленного кабеля 8, при необходимости буксировщик обеспечивает буксировку плавучести 7 за легководолазом 1.

После выполнения задачи погружения легководолаз 1 возвращается на катер 7 и 10 следует на нем к берегу или на плавбазу.

Если плавучесть 7 выполнена в виде сигнального буя, погружение осуществляется с берега или плавбазы. При этом буй 7 помимо того, что сигнализирует место поло- 15 жения водолаза 1, является носителем аккумуляторной батареи 6.

Расширяются функциональные воэможности комплекса: он обеспечивает не только воэможность передвижения легко- 20 водолаза под водой, но и доставку его в надводном положении к месту погружения, Доставка может осуществляться как с плавбазы, так и с берега.

Снижаются подвоДные масса и габари- 25 ты комплекса за счет выноса источника электроэнергии на плавучесть. Это позволя,ет повысить маневренность и увеличить . свободу передвижения легководолаза под водой. 30

Повышается надежность комплекса за счет улучшения условий работы аккумуляторов. Находясь на плавучести, аккумуляторы занимают стабильную ориентацию относительно плоскости горизонта. В прототипе 35 изменение пространственной ориентации аккумуляторов вместе с легководолазом могло привести к протечке электролита. Наличие прочного корпуса для хранения аккумуляторов исключает возмо>кность взрыва 40 выделяющегося из них. водорода при разрядке аккумуляторов в случае проскакивания электрической искры (естественная вентиляция). Кроме того. повышение надежности обусловлено уменьшением вероятности короткого замыкания электрической коммутации комплекса в морской воде или электролите. Этими же факторами обусловлено повышение безопасности эксплуата-, ции комплекса. Кроме того, плавучесть служит сигнальным буем, что также повышает безопасность плавания, Конструкция комплекса проста и надежна, oAà не содержит сложных или дефицитных деталей и комплектующих.

Формула изобретения

1. Легководолазный транспортный комплекс, содержащий буксировщик, источник электроэнергии, дыхательный аппарат, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей за счет обеспечения возможности транспортировки водолаза как в подводном, так и в надводном положениях, он снабжен плавучестью, на которой размещены связанный электрокабелем с буксировщиком источник электроэнергии и узел крепления буксировщика с дыхательным аппаратом, при этом передняя часть буксировщика прикреплена шарнирно к стойке, а задняя часть к талрепу, установленным на дыхательном аппарате.

2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что узел крепления буксировщика с дыхательным аппаратом выполнен в виде прижимной планки, зафиксированной шпильками относительно корпуса плавучести.

3. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что в кормовой части днища плавучести выполнено отверстие под буксировщик, 1818265

Фиг 4...

Составитель H. Шеланкова

Редактор С. Кулакова Техред М.Моргентал Корректор М, Самборская

Заказ 1922 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101

Легководолазный транспортный комплекс Легководолазный транспортный комплекс Легководолазный транспортный комплекс Легководолазный транспортный комплекс Легководолазный транспортный комплекс 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к водолазному оборудованию и может быть использовано в качестве наблюдательной камеры

Изобретение относится к дыхательным устройствам для пловцов

Изобретение относится к медицине и в частности может быть использовано при ведении водолазных работ и при проведении лечебных гипербарических процедур

Изобретение относится к подводной технике, а именно г подводным средствам передвижения водолазов-буксировщикам Цель изобретения - улучшение эксплуатационных ,

Изобретение относится к техническим средствам освоения Мирового океана, в частности к подводным телеуправляемым аппаратам

Изобретение относится к водолазной технике, а именно к средствам доставки водолаза к месту работы в условиях волнения моря

Изобретение относится к технике, применяемой при работах, проводимых под носовой бульбообразной формой оконечности судна на плаву

Изобретение относится к приспособлениям для подводного плавания без принудительной подачи воздуха

Изобретение относится к дыхательным системам для водолазов во время проведения водолазных работ на большой глубине

Изобретение относится к ремонту судов, в частности к подводной очистке корпусов судов от обрастания гидродинамической или кавитирующей струей

Изобретение относится к глубоководным спускаемым аппаратам, а именно к батискафам и батисферам

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для исследования состояния корпусов и агрегатов затонувших судов, изучения морского дна и иных подводных работ, требующих проникновения в проемы, щели, разломы и передачи информации на поверхность

Изобретение относится к средствам обеспечения водолазных спусков, а именно к средствам анализа дыхательных газовых смесей индикаторными трубками, и может быть использовано в водолазных дыхательных аппаратах и водолазных комплексах
Изобретение относится к физиологии подводного плавания и аварийно-спасательного дела
Изобретение относится к физиологии подводного плавания и аварийно-спасательного дела

Изобретение относится к приспособлениям и средствам для тренировки дыхания спортсмена

Изобретение относится к области подводной техники, в частности к подводным средствам движения водолаза

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, может применяться для создания силовых объемных гидравлических двигателей с прямолинейным возвратно-поступательным движением комбинированного действия и может быть использовано в судостроительной, машиностроительной и других отраслях промышленности
Наверх