Мотодельтаплан

 

Изобретение относится к авиации, в частности к мотодельтапланам. Цель изобре тения - улучшение эксплуатационных характеристик и повышение долговечности мотодельтаплана. Мотодельтаплан содержит крыло, силовую установку, сиденье 2, центральную балку, установленные на раме 1 киль вертикального оперения и педали управления им, трехстоечное шасси с передней управляемой стойкой. Крыло снабжено приводом управления, связанным с рукояткой управления 21. Крыло выполнено жестким, включающим центральную часть 3 и консоли 4, шарнирно установленные на центральной 3 части крыла с возможностью поворота и фиксации их в рабочем положении . Мотодельтаплан снабжен подкосами 7, жестко закрепленными на раме 1. Центральная часть 3 крыла закреплена на цент 3 у-1 «Дг-5 --У-М „ 22 ральной балке и подкосах 7 посредством шарниров 17, установленных соосно между собой. В центральной части 3 крыла жестко закреплен кронштейн 19, на котором впереди крыла шарнирно закреплен триммер 20. Привод управления триммером 20 и крылом выполнен в виде коленорычажной системы. Вертикальная тяга 26 коленорычажной.системы снабжена устройством изменения ее длины посредством привода, управление которым установлено на рукоятке управления 21. На консолях 4 крыла шарнирно закреплены элероны 5, связанные с рукояткой управления 21 посредством коленорычажной системы. Мотоделътаплан снабжен пилонами 10, на которых установлены кили 9 вертикального оперения. В центральной части рамы 1 установлены соосные валы 12 и 13. на которых смонтированы винты 14 противовращения. Силовая установка включает два двигателя 11. валы 15 которых установлены параллельно соосным валам 12 и 13 винтов 14 противовращенйя и соединены с последними посредством клиноремённых передач 16. Винты 14 вынесены за заднюю кромку крыла и перекрываются килями 9 вертикального оперения. 14 ил. 28 S S fe 00 ю S ю Ю pfff.f

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sl)s В 64 С 31/02

ГОСУДАРСТВЕН.ЮЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4953779/23 (22) 10.06.91 (46) 15.06.93. Бюл. М 22 (75) П.Ф.Остапенко (56) Патент Великобритании t4 2189752; кл. В 7 G. 1986. (54) МОТОДЕЛ ЬТАПЛАН (57) Изобретение относится к авиации, в частности к мотодельтапланам. Цель изобре-. тения — улучшение эксплуатационных характеристик и повышение долговечности мотодельтаплана. Мотодельтаплан содержит крыло, силовую установку. сиденье 2, центральную балку, установленные на раме

1 киль вертикального оперения и педали управления им, трехстоечное шасси,с передней управляемой стойкой. Крыло снабжено приводом управления, связанным с рукояткой управления 21. Крыло выполнено жестким, включающим центральную часть 3 и консоли 4, шарнирно установленные на центральной 3 части крыла с возможностью поворота и фиксации их в рабочем положении. Мотодельтаплан снабжен подкосами 7, жестко закрепленными на раме 1. Центральная часть.3 крыла закреплена на центг

„„5U „„1821422 А1

:2 ральной балке и подкосах 7 посредством шарниров 17, установленных соосно между собой, В центральной части 3 крыла жестко закреплен кронштейн 19, на котором впереди крыла шарнирно закреплен триммер 20.

Привод управления триммером 20 и крылом выполнен в виде коленорычажной системы.

Вертикальная тяга 26 коленорычажной.системы снабжена устройством изменения ее длины посредством привода, управление которым установлено на рукоятке управления 21. На консолях 4 крыла шарнирно закреплены элероны 5, связанные с рукояткой управления 21 посредством коленорычэжной системы, Мотоделътаплан снабжен пилонами 10, на которых установлены кили 9 вертикального оперения. В центральной части рамы 1 установлены соосные валы 12 и

13, на которых смонтированы винты 14 противовращения. Силовая установка включает два двигателя 11, валы 15 которых установлены параллельно соосным валам 12 и 13 винтов 14 противовращения и соединены с последними посредством клиноременных передач 16. Винты 14 вынесены за заднюю кромку крыла и йерекрываются килями 9 вертикального оперения. 14 ил, М

1821422

Изобретение относится к авиации, в частности к мотодельтапланам.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик и повышение долговечности мотодельтаплана, 5

На фиг,1 изображен мотодельтаплан, вид сбоку; на фиг.2 — мотодельтаплан, вид сверху; на фиг.3 — мотодельтаплан, вид спереди; на фиг.4 — ограничитель усилия управления тангажом; на фиг.5 — вид по стрелке 10

А на фиг.1; на фиг.6 — двигатели силовой установки мотодельтаплана с приводом на соосные валы винтов противовращения, вид в плане; на фиг,7 — шарнирное соединение консоли с центральной частью крыла, вид сверху; на фиг.8 — вид по стрелке Б на фиг.7; на фиг,9 — узел фиксации крыла в рабочем положении, вид сверху; на фиг.10— вид по стрелке В на фиг.9; на фиг,11 — стыковочный узел управления элеронами, вид 20 сверху; на фиг.12 — схема управления элеронами; на фиг.13 — устройство изменения длины вертикальной тяги; на фиг.14 — кно- почное устройство управления изменением длины вертикальной тяги, установленное íà 25 рукоятке управления;

Мотодельтаплан содержит раму 1 с установленными на ней сидением 2 и жестким крылом, включающим центральную часть 3 и поворотные консоли 4, на которых шар- 30 нирно закреплены элероны 5; причем центральная часть крыла установлена на раме 1 посредством центральной балки 6 и подкосов 7. На раме 1 смонтировано трехстоечное шасси 8. Кили 9 вертикального оперения 35 жестко закреплены на пилонах 10, закрепленных в свою очередь на раме 1. Силовая установка включает два двигателя 11, установленных на раме 1 симметрично относительно соосных валов 12 и 13 винтов 40 противовращения 14. Двигатели 11 установ- лены встречно друг к другу выходными ва- . лами 15, которые соединены посредством клиноременных передач 16 с соосными валами 12 и 13. Центральная часть 3 жесткого 45 крыла установлена на центральной балке 6 и подкосах 7 посредством шарниров 17, установленных соосно между собой. Рабочее место пилота и силовая установка закрыта обтекателем 18. На центральной части 3 50 крыла жестко закоеплен кронштейн 19, на котором впереди крыла шарнирно установлен триммер 20. Центральная часть 3 жесткого крыла и триммер 20 связаны с рукояткой управления 21 посредством коле- 55 норычажной системы, включающей горизонтальную тягу 22, рычаг 23, наклонную тягу 24, двуплечий рычаг 25, вертикальную тягу 26, на которой установлено устройство

27 изменения ее длины, рычаг 28, тягу 29, которая снабжена ограничителем усилия 30, двуплечий рычаг 31, горизонтальную тягу

32, шарнирно соединенную с планкой 33, жестко закрепленной на триммере 20.

Ограничитель усилия 30 включает горизонтальную тягу 29 с фланцем 34, пружину

35, установленную между фланцем 34 и гайкой 36, закрепленной на лонжероне 37 крыла. Устройство 27 изменения длины вертикальной тяги 26 состоит из горизонтальных платформ 38, жестко закрепленных на тяге 26, которые шарнирно соединены между собой посредством элементов 39 и вертикальных опор 40 и 41. При этом на опоре 41 жестко закреплен электродвигатель 42, удлиненный вал 43 которого обра- зует соединение винт-гайка с вертикальной опорой 40, при этом на удлиненном валу 43 установлены ограничители хода 44. Кнопочное управление 45 электродвигателя 42 установлено на рукоятке управления 21.

Элероны 5 связаны с рукояткой управления

21 посредством коленорычажной системы, включающей трубу 46 с коромыслом 47, вертикальные тяги 48, рычаги 49, горизонтальные тяги 50 и стержни 51, которые через стыковочный узел связаны с элеронами 5.

При этом стыковочный узел (фиг.11} включает стержень 51 с квадратным хвостовиком

52. Сгержень 51 установлен во втулке 53, закрепленной гайкой 54 на нервюре 55 центральной части 3 крыла. Квадратный хвостовик 52 стержня 51 входит в гнездо 56 элерона 5, закрепленйого гайкой 57 на нервюре 56 элерона 5; Соединение консоли 4 с центральной частью 3 крыла включает резиновые амортизаторы 59 шарниры 60, закрепленные на wepeepax 61 центральной части 3 крыла и консоли 4. Фиксация консоли 4 в рабочем положении(фиг.9, 10) осуществляется посредством шпильки 62, стягивающей нервюры 61 центральной части 3 крыла и консоли 4 посредством гаек 63 с элементами контровки 64. Для доступа к элементам фиксации в обшивке центральной части 3 крыла и консоли 4 выполнены мочки 65.

Мотодельтаплан работает следующим образом.

При необходимости увеличения угла атаки крыла пилот прикладывает тянущее усилие к рукоятке управления 21 и посредством. элементов коленорычажной системы

22-27 воздействует на рычаг 28, повороту которого препятствует пружина 35 ограничителя усилия 30, чем достигается поворот . крыла на нужный угол атаки, При превышении нагрузки более дог устимой (+25 кг) пружина 35 ограничителя усилия 30 начинает растягиваться и через тягу 29, рычаг 31, го;

1821422

5 6 ризонтальную тягу 32 и планку 33 выводят темы управления. Открыв лючки 65, вводят триммер 20 на больший угол атаки и возни- шпильки 62 и затягивают их гайками Й, кающая на нем подъемная сила компенси- после затягивания гайки 63 контрятэлеменрует момент сопротивления повороту тами 64. После закрытия лючков 65 крыло крыла. возникающему на переходных режи- 5 готово к работе. Применение резиновых мах или при разбалансировке мотодельтап- амортизаторов 59 устраняк т возможность лана. вибрации в соединении.

Уменьшение угла атаки крыла осущест- Применение элеронов 5 позволяет бовляется в обратном порядке..: лее эффективно выполнять крейовые маневВ переходных режимах полета(подъем 10 ры и требуют значительно меиьшихусилий и снижение) для перевода рукоятки управ- посравнениюсизвестнымммотодельтаплаления 21 в удобное для пилота центральное нами. положение служйт устройство 27 измене- Наличие складывающихся консолей 4 ииядлинывертикальнойтяги26,управляе-. крыла позволяет в межзксплуатационное мой . кнопочнцм управлением 45. 15 время хранить мотодельтаплан и обслужиустановленным на рукоятке управления 21;. . вать в небольших ангарах. при этом угол атаки крыла остается неиз- В системе управления тангажом примеменным, s то время как рукоятка управле-. - .: нен ограничитель усйлия 30 на рукоятке упния21 находится.вудобном положениидля равления 21, которое вводит в действие пилота. Увеличение длинй вертикальной тя- 20 триммер 20, компенсирующий нагрузки упги 26 производят следующим образом; По- равления. средством кнопочного управления 45 .. Силовая установка, благодаря примене включают электродвигатель 42, при этом уд- .. ниюдвух Двигателей 11 обеспечивает более .линенный:вал 43 начйнает вращаться и бла- высокую надежность, а соосные вийты 14 годаря соединению винт-гайка удлиненного 25 противовращения не создают крутящего вала 43 с вертикалъной опорой 40 происхо- - . момента на раме 1, а также разворачиваюдит сближение вертикальных ойор 40 и 41,: щего момента при остановке одного йз них. прй этом:расстояние меж у элементами 39: . Вынос винтов 14 противовращения за увеличивается, увеличивая одновременно . заднюю кромку крыла позволяет уменьшить длину вертикальной. тяги 26. Умейьшение 30 высоту мотодельтаплана, увеличить ихдиадлины вертикальной тяги 26 производится — метр, а следовательно, и систему тяги и уст включейием электродвигателя 42 в обрат- раняет опасность повреждения крыла при йую сторону кнопочным управлением 45.: разрушении лопастей.

Дпя получения левого крена рукоятку: .,- Кили 9 вертикального оперения, jñòé;: управления 21 отклоняют влево, что вызы- 35 новленные на пилонах 10, поэволяютумень.вает поворот трубы 46 с коромыслом 47, при : шить длину мотодельтаплана rio сравнению . этом левый элерон 5 через коленорычажную с мотодельтапланом с хвостовой балкой. систему 48-51 выводится на отрицательный - Кроме того, перекрывая плоскость враугол атаки, а"правый элерон 5 адекватно щениявинтов14,кили9вертикальногоопе, уваличивает угол атакй,- что приводит к 40 рения ограничивают доступ уменьшению подьемной сияй крыла на ле-. обслуживающего персонала на земле в вой консоли и к увеличению подъемной си- опасную зону. лй крыла на правой консоли, при этом. Валы15двигателей11силовойустановмотодельтаплан отклоняется влево. -,, ки установлены вс.гречно и параллельно соАналогичнопроизводится правый крен. 45 осным валам 12 . и 13 винтов 14

Введение. жесткого крйла позволяет противовращения, что дает возможность увеличить ресурс работы и увеличивает .передаватьвращающиймоментнасопасные аэродинамйческое качество.. валы 12 и 13 противовращения без испольПодкосы 7 позволяют разгрузить крыло, зования сложных устройств или перевода их надежно фиксируют его от поворота вокруг 50 двигателей в противовращение. вертйкальной оси относительно рамы 1.. Применение вертикальной тяги 26 с ус- .

Перевод консоли 4 в рабочее положе- тройством 27 изменения длины ее в привоние осуществляется следующим образом. де управления тангажом позволяет на всех

Консоли 4 из вертикального(висячего) поло-. режимах полета по желанию пилота перевожения переводят в горизонтальное положе- 55 дить рукоятку управления 21 в удобное верние. При переводе консолей 4 в тикальное положение для пилота при горизонтальное положение квадратный неизменном положении крыла и триммера хвостовик 52.входит в гнездо 56 элеройа 5, 20. Все это приводит к улучшению эксплуачем достигается фиксация элерона 5 отно- тационных характеристик и повышению сительно стержня 51 коленорычажной сис- долговечности мотодельтаплана, 1821422

Формула изобретения

1. Мотодельтаплан, содержащий крыло, силовую установку, сиденье пилота, установленные на раме, вертикальное оперение и педали управления его килем, трехстоечное шасси с передней управляемой стойкой и привод управления крыла, связанный с рукояткой управления, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик и повышения долговечности мотодельтапланэ, аго крыло выполнено жестким из центральной части и шарнирно установленных на ней консолей с возможностью поворота и фиксации их в рабочем положении, мотодельтаплан снабжен подкосами, жестко закрепленными нэ раме. центральная часть крыла закреплена на центральной балке и подкосах посредством соосных между собой шарниров и снабжена жестко закрепленным на ней кронштейном с триммером, шарнирно установленным на свободном его конце и размещенным впереди крыла, при этом привод управления крыла и триммера выполнен в виде коленорычажной.системы, имеющей ограничитель усилия управления тангажом и вертикальную тягу, снабженную устройством изменения ее длины посредством привода, связанным с рукояткой управления, консоли крыла снабжены шарнирно установленными на них злеронами, связанными с рукояткой управления через коленорычэж5 ную систему, причем мотодельтаплан снабжен пилонами с установленными на них килями вертикального оперения, силовая установка выполнена винтомоторной с со.осными толкающими винтами, установлен10 ными на соосных валах, размещенных в центральной части рамы, и двух двигателей, валы которых размещены параллельно соосным валам винтов, вращающихся в противоположные стороны, и соединены с

15 последними клиноременными передачами, э сами винты вынесены за заднюю кромку крыла и рззмещены между килями, не выступая за заднюю кромку последних.

2. Мотодельтаплан по п.1; о т л и ч à ю20 шийся тем, что двигатели силовой установки установлены симметрично навстречу друг другу своими валами относительно соосных винтов.

3. Мотодельтаплан по п.1, о т л и ч а25 ю шийся тем, что привод изменения длины вертикальной тяги коленорычажной системы выполнен в аиде электродвигателя.

1821422

1821422

1821422

1821422

У 49 И Ы 4Ю 50 51 У

Риа Ф. Составитель Л. Кирий

Техред М.Моргентал

Корректор О, Кравцова

Редактор С. Кулакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Заказ 2089 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Мотодельтаплан Мотодельтаплан Мотодельтаплан Мотодельтаплан Мотодельтаплан Мотодельтаплан Мотодельтаплан Мотодельтаплан 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкции

Мотоплан // 1799335
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к сверхлегким летательным аппаратам

Движитель // 1792392
Изобретение относится к конструкции дви&ителей, в частности для дельтапланов

Параплан // 1782869
Изобретение относится к авиационной технике, а именно, к летательным аппаратам , использующим в качестве несущей поверхности планирующий парашют

Изобретение относится к легкому самолетостроению и в первую очередь может быть использовано в сверхлегких аппаратах с гибким крылом - мотодельтапланах, а также в конструкциях летательных аппаратов с жестким крылом

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к дельтапланам и ультралегким летательным аппаратам с балансирным управлением

Изобретение относится к сверхлегким летательным аппаратам и может быть использовано в транспортной авиации

Изобретение относится к сверхлегким летательным аппаратом и касается конструкции узла заделки троса поддержки-' обшивки дельтаплана

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к летательному аппарату с балансирным управлением

Изобретение относится к воздухоплаванию и может быть использовано при разработке дельтопланов, планеров, управляемых воздушных шаров и других аналогичных летательных аппаратов, преимущественно спортивного назначения

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к области легкой авиации и может быть использовано для транспортных средств, в спортивных аппаратах и парашютах

Изобретение относится к области легкого самолетостроения, преимущественно к сверхлегким аппаратам с гибким крылом, имеющим балансирное управление

Изобретение относится к авиации, используемой в сельском хозяйстве

Изобретение относится к области авиации

Дельталет // 2186713
Изобретение относится к летательным аппаратам с балансирным управлением, может быть использовано для полетов в неблагоприятных условиях внешней среды или при химсельхозработах

Изобретение относится к летательным аппаратам с балансирным управлением
Наверх