Баллистическая возвращаемая капсула

 

Использование: доставка полезного груза с космического объекта на Землю. Сущность изобретения: капсула (1) содержит корпус (2), снабженный сбрасываемой теплозащитой (3), и по меньшей мере три светомаяка, размещенных равномерно по периметру корпуса (2) капсулы (1). Каждый светомаяк снабжен датчиком вертикали, срабатывающим при нахождении светомаяка в близком к вертикали положении датчиком вертикали вверх. 7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

tstis В 64 0 1/62

ГОСУДАРСТВЕ1НОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОспАтент сссР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4893156/23 (22) 20,12.90 (46) 15,06.93. Бюл. N. 22 (71) Конструкторское бюро "Салю " (72) С;В.Антоненко и Г.M.Èâaíoâ (56) R.Mayer, "Moses", 1.Spacecraft and

Rockets, 20, М 2, р.158-164.

Гэтленд К, Космонавтика ближайших лет, М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1964, с.205. (54) БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ ВОЗВРАЩАЕМАЯ

КАПСУЛА

„„5U „„1821438 А1 (57) Использование: доставка полезного груза с космического объекта на Землю.

Сущность изобретения: капсула (1) содержит корпус (2), снабженный сбрасываемой теплозащитой (3), и по меньшей мере три светомаяка, размещенных равномерно по периметру корпуса (2) капсулы (1). Каждый светомаяк снабжен датчиком вертикали, срабатывающим при нахождении светомаяка в близком к вертикали положении датчиком вертикали вверх, 7 ил, 1821438

Изобретение относится к космическим аппаратам для возвращения в атмосферу

Земли. торможения и посадки.

Целью изобретения является повышение надежности обнаружения капсулы в случае ее посадки на воду и упрощения такелажных работ при подъеме капсулы с водной поверхностью.

На фиг.1 показан общий вид капсулы в исходном положении; на фиг,2 — общий вид 10 капсулы после отделения двигателей тормозного и стабилизации и сброса теплозащиты; на фиг.3 проиллюстрирован случай приводнения капсулы; на фиг,4 — возможные варианты положения светомаятника относительно уровня воды; на фиг.5— варианты возможного исполнения датчика вертикали; на фиг.6 — рабочие положения датчика вертикали; на фиг,7 — конструкция по плавка. 20

Баллистическая возвращаемая капсула

1 включает корпус 2 со сбрасываемой теплозащитой 3, между которыми размещена теплоизолирующая надувная оболочка 4, связанная с источником давления 5. Корпус

2 включает корпус 6 отсека полезной нагрузки 7 и хвостовую юбку 8. Корпус полезной нагрузки 7 имеет фланец 9 для крепления теплозащиты 3, хвостовой юбки

8 и гермоднища 10, являющегося донной 30 частью хвостовой юбки 8.

Теплоизолирующая надувная оболочка 4 разбита в продольном и поперечном направлениях на секции 11, связанные между собой калиброванными отверстиями или 35 клапанами (не показаны).

Капсула 1 при помощи подвески в виде тросов 12 связана с парашютной системой

13. На боковой поверхности теплоизолирующей надувной оболочки 3 установлены 40 светомаяки 14 по крайней мере три, равно- . мерно в окружном направлении.

На фиг.3 показана капсула 1 в случае ее приводнения, Наличие теплоизолирующей надувной оболочки 3, выполняющей функ- 45 ции не только теплоизоляции, но и системы спасения при наводнении, обеспечивает плавучесть капсулы. При этом для успешного поиска капсулы в сумеречное и ночное время необходимо, чтобы хотя бы один све- 50 томаяк находился в надводном положении в максимально верхнем положении, Подвеска в виде тросов 12 заглублена и удерживается на плаву поплавком 15.

Для более эффективного испольэова- 55 ния источников питания целесообразно, чтобы иэ трех, например, светомаяков работал один или в крайнем случае два. Для достижения этой цели каждый светомаяк снабжен датчиком вертикали 16 (фиг.5). На фиг.5 представлено несколько вариантов возможного исполнения датчика вертикали

16, который включает корпус 17 в виде, например, трубки, притупленной с концов по сфере, Трубка должна быть герметиэирована. Внутри корпуса 17 размещены электрические контакты 18 и подвижной груз 19 в виде шарика (фиг,5, а, б), конуса (фиг.5, в) или в виде капли ртути (фиг.5, г), Электрические контакты 19 могут быть выполнены в виде пластин (фиг.5, а) или штырей (фиг.5, б, в, г).

На фиг,6 показаны рабочие положения датчика вертикали 16: фиг.6, а — контакты замкнуты (каплей ртути) и фиг.6, б — контакты разомкнуты, Устройство работает следующим образом.

По команде системы управления КА баллистическая возвращаемая капсула 1 отделяется от KA с заданной скоростью. После отхода капсулы 2 от космического аппарата на безопасное расстояние система автоматики включает тормозную двигательную установку, обеспечивающую сход капсулы с орбиты. На участке отхода от КА и во время работы ТДУ двигатели обеспечивают стабилизацию положения капсулы в пространстве.

После окончания работы ТДУ двигатели вместе с.рамой отделяют от капсулы при помощи устройства отделения.

На нисходящем участке траектории производится раскрытие парашютной системы 13, включающей тормозной (Н 18...20 км) с основной (Н 10 км) парашюты. flpi» раскрытии основного парашюта одновременно сбрасывается теплозащита 3, задействуется система поиска капсулы, включающая радиотехническую систему, светомаяк с фотоэлементом и дипольные отражатели в виде, например, трех кассет наддувается теплоизолирующая оболочка 4.

После раскрытия основного парашюта спуск капсулы 1 стабилизируется. При подходе к земной поверхности командно-исполнительное устройство с датчиком высоты выдает команду на задействование двигателей мягкой посадки, которые снижают скорость спуска капсулы до расчетного минимума. Наличие теплоизолирующей надувной оболочки 4 обеспечивает теплоизоляцию полезной нагрузки 7, а также плавучесть капсулы при посадке на воду.

При приводнении капсула 1 займет положение, показанное на фиг,3. При этом светомаяки окажутся в одном из положений, представленных на фиг.4, Поскольку с каждым из светомаяков установлен датчик вертикали, то работать будут не все свето1821438

1Е 1Ф маяки, а только те, которые находятся в надводном состоянии, При касании о земную поверхность (в рассматриваемом случае о воду) производится отстрел парашютной системы путем отрезки строп и антенного кабеля радиотехнической системы. Если не предусмотреть специальных мер, то после приводнения тросы 12 и кабель затонут, что может привести к непредвиденным трудностям при изьятии капсулы из воды для последующей транспортировки.

Чтобы устранить эти трудности, подвеска, связывающая капсулу 1 с парашютной системой, снабжена поплавком 15, удерживающим тросы 12 и кабель на плаву(фиг.З).

Таким образом, предложенное конструктивное исполнение баллистической возвращаемой капсулы позволяет повысить надежность обнаружения капсулы, эксплуатационные характеристики ее путем обеспечения при приводнении надводного расположения светомаяка и обеспечения гарантированного захвата подвески капсулы для ее последующего транспортирования, Формуле изобретения

5 Баллистическая возвращаемая капсула, содержащая корпус и размещенный на его поверхности светомаяк для индикации местонахождения капсулы после ее посадки и подвеску для связи капсулы с парашютной

10 системой, отличающаяся тем, что. с целью повышения надежности обнаружения капсулы в случае ее посадки на воду и упрощения такелажных работ при подъеме капсулы с водной поверхности, капсула

15 снабжена по меньшей мере тремя светомаяками, размещенными равномерно по периметру капсулы, причем каждый светомаяк снабжен устройством включения, выполненным в виде контактного устройства, сра20 батывающего при его нахождении над водной поверхностью, а подвеска для связи капсулы с парашютной системой снабжена поплавком.

1821438

1821438 ф8М Ю

Составитель Ю. Кудакаев

Техред M.Моргентал Корректор M. Шароши

Редактор С. Кулакова

Заказ 2089 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Баллистическая возвращаемая капсула Баллистическая возвращаемая капсула Баллистическая возвращаемая капсула Баллистическая возвращаемая капсула Баллистическая возвращаемая капсула 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к космической технике, а именно к системам для возвращения в атмосферу Земли, торможения и посадки

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано применительно к спускаемым космическим аппаратам (КА), запускаемым в качестве малых полезных нагрузок (до 1 т) с помощью легких ракет-носителей

Изобретение относится к ракетно-космической технике и предназначено для осуществления вертикальных посадки и взлета с небесных тел в условиях твердой, жидкой или пылевидной поверхности

Изобретение относится к авиации, а более конкретно - к контейнерам для десантирования аэрокосмических объектов

Изобретение относится к космической технике, а более конкретно к зондам-пенетраторам для изучения физико-химических свойств грунта небесных тел и доставки его на Землю

Изобретение относится к области космической техники, а именно к тормозным устройствам и элементам конструкций, используемым при спуске в атмосфере планет

Изобретение относится к аварийно-спасательному оборудованию

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано при управлении легкими летательными аппаратами (массой до 1 тонны), запускаемыми на межконтинентальную дальность с помощью легких ракет-носителей

Изобретение относится к средствам возвращения полезной нагрузки, например, научного оборудования с орбиты или баллистической траектории

Изобретение относится к космической технике, а именно к надувным устройствам пассивной системы торможения последних ступеней ракет-носителей (РН)
Наверх