Система управления и защиты судовой газотурбинной установки
Использование судостроение. Сущность изобретения: система управления и защиты судовой газотурбинной установки содержит клапан (6) наполнения гидромуфты (2) переднего хода с электроприводом, клапан (7) наполнения гидромуфты (3) заднего ходя с электроприводом, сигнализатор (8) положения клапана (6). подключенный прямым выходом на первый вход первого погического элемента И (9), сигнализатор (10) положения клапана (7), подключенный прямым выходом на первый вход второго логического элемента И (11), сигнализатор (12) давления масла на входе в гидромуфту 2 подключенный инверсным выходом на второй иход первою логического элемента И (9), сигнализатор 13 давления масла на входе п гидромуфту 3, подключенный ингзер:,ным выходом на второй вход второго ло ического элемента И (11). Выходы логических элементов И 9 и 11 через логический элемент ИЛИ (14) подключены к задатчику 17 Коммутатор (18) связан кинематически с задатчиком 17 и электрически с электроприводами клапанов (6, 7) наполнения гидромуфт (2. 3) 1 ил
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИ -IV РЕСПУВЛИК ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ ВЕДОМСТВО СССР гГОСПАТЕНТ СССР) юььйЮйИ 11 . -: „ ; ОГ1ИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ (21) 4926975/11 (22) 12.04.91 (46) 23,06.93. Бюл М 23 (75) А.Ф.Плужников, А.И,Дзюрич и П.П,Москалец (73) Научно-и роиэводствен ное обьедин ение "Машпроект" (56) В.А.Потяев, Автоматика судовых ГТУ, Л.Судостроение, 1972, с. 185 — 186, 311-314, В.И.Горелов, Эксплуатация корабельных ГТУ-M.: Воениздат, 1972,с.29. .(54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ СУДОВОЙ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ (57) Использование; судостроение. Сущность изобретения: система управления и защиты судовой газотурбинной установки содержит клапан (6) наполнения гидромуфты (2) переднего хода с электроприводом, клапан (7) наполнения гидромуфты (3) заИзобретение относится к области автоматизации судовых силовых установок, в частности, к системам автоматического управления и защиты судовой силовой установки, содержащей газотурбинный двигатель (ГТД) со свободной силовой турбиной, работающей через гидромуфты переднего или заднего хода и редуктор на гребной винт. Цель изобретения — повышение надежности системы управления путем исключения аварийной остановки двигателя при аварийном опорожнении гидромуфт ЬО ÄÄ 1823852 А3 днего хода с электроприводом, сигнализатор (8) положения клапана (6), подключенный прямым выходом на первый вход первого логического элемента И (9), сигнализатор (101 положения клапана (7), подключенный прямым выходом на первый вход второго логического элемента И (11), сигнализатор (12) давления масла на входе в гидромуфту 2. подклк ченный инверсным выходом на второй вход;epIIo< о логического элемента И (9), сигнализатор 13 давления масла на входе в гидромуфту 3, подключенный инверсным выходом на второй вход второго логического элемента И (11). Выходы логических элементов И 9 и 11 через логичес<;ий элемент ИЛИ (14) подключены к задат <ику 17. Коммутатор (18) связан кинематически с задатчиком 17 и электрически с злектроприводами клапанов (6, 7) наполнения гидромуфт (2, 3). 1 ил. ( (ей На чертеже изображена схема системы управления и защиты, Система управления и защиты судовой газотурбинной установки, включающей в себя газотурбинный двигатель 1 со свобод- jOO ной силовой турби«ой, работающий через ((Л гидромуфту 2 переднего хода (ГМПХ) или с ) гидромуфту 3 заднего хода (ГМЗХ) и редуктор 4 на гребной винт 5. содержит клапан 6 < наполнения ГМПХ с электроприводом, кла пан 7 наполнения ГМЗХ с электроприводом, сигнализатор 8 положения клапана 6 ГМПХ подключенный прямым выходом на первый вход первого логического цемента И 9. сиг3 1823852 нализатор 10 положения клапана 7 ГМВХ, подключенный прямым выходом на первый вход второго логического элемента И 11, сигнализатор 12 давления масла на входе в ГМПХ, подключенный инверсным выходом на второй вход первого логического элемента И 9, сигнализатор 13 давления масла на входе в ГМЗХ, подключенный инверсным выходом нэ второй вход второго логического зле лента И 11. Выходы первого и второго логических элементов И 9 и 11 через логический элемент ИЛИ 14 подключены к исполнительному механизму 15, связанному кинематически с дозатором топлива 16, подключенному к задатчику 17. !(Ом(лутатор 18 связан кинематически с задатчиком 17 и электрически — с электроприводэми клапанов 6 v, 7 наполнения гидромуфт 2 и 3. Масло в гидромуфты 2 и 3 подается электромаслонасосом 19. Исполнительный глеханизм 15 связан с зэдзтчиком 17 линией 20 связи, а коммутагор 18 связан с электроприводом клапанов 6 и 7 линией 21 связи, Датчики 22 аварийной защиты двигателя и редукторы связаны с блоком 23 за(циты, который связан со cion-краном 24, Редуктор 4 вклю<зет в себя шестерни 25, 26 и 27 и колеса 28 и 29. устройство работа(зт следу<О<цим Обра ЗО<л, Г!ри перестановке задатчлкз 17 из «оложения "Xo,B<>cioопожени<, t1Brip<1r ер, Передний ход", кинематич»cêè связанный с .задагчиком комму(втор 18 включает электропривод клапана G ГМПХ в сторону открытия, масло поступает на <>ход ГМПХ, срабатывает сигнализатор давления 12 ГМГ1Х и снимает инверсный сигнал со второго входа первого элемента И 9. После полного открытия клапана наполнения 6 срабатывает c 50 взние .<л< r. (ромаслон<>со(з. срыв в <>((1(е На;<>СЗ «. Др ) Срэбэт>кэ;IE,т <.И(НЗ 1(13BI<>L> 12 дзвлсн<;я (<эспз t Исполнительный мехзн< зм !5 срабатывзе( и переставляет дозатор топлив3 16 в положение "Холостои ход" Г ГД переводится на режим холостого хода. Таким образом исключается разгон,. оторз c«inoBoи турби ны и Отключение Г1Д 1 зварийной защитои rIo преде lbiioA частоте вр.-, При вкл.очении ГГ1:Зi <:.и»гомэ рзбо(3<.r анзлогично. Формула изобр» гения (<лсте(ла управления Il за(цитьl судовои I азо(урбинной, гтзнов<:и, BI ЭЛ(. Кi!)ОП!><1НОДЗМИ, ПОДКЛ>ОЧ О<-,та> Овк<1 дьч>гатепя при зв-I! .1й> О<л o(io I3<> <к><»t cl1i <з: Редактор Составитель А.Строков Техред М.Моргентал Корректор А.Мотыль Заказ 2191 Тираж Подписное ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035. Москва, Ж-З5, Раушская наб., 4/5 Производственно издательский комбинат "Патент". r. Ужгород, yn,Гагарина, 101