Зубчатое колесо

 

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к составным зубчатым колесам, содержащим венец и ступицу, сопряженные посредством демпфирующего элемента. Сущность: зубчатое колесо со7 стоит из ступицы 1 со шпоночным пазом 2 и венца 3. Ступица имеет фланец 4, венец 3 выполнен с фланцем 5. Между фланцами размещено кольцо 6 из демпфирующего материала , имеющего повышенный коэффициент трения, например резины. Соединение венца 3 со ступицей 1 осуществляется болтами и гайками 8, установленными в отверстиях 9 фланцев 4 и 5. Между болтами 7 и отверстиями 9 размещены с радиальным натягом втулки 10 из демпфирующего материала . На фланце 5 выполнена коническая поверхность 11, выходящая большим диаметром на обращенный к ступице торец. На ступице 1 выполнен ответный поверхности в СО с оо ю ел ю ю ю

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s F 16 Н 55/12

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4898349/28 (22) 02.01.91 (46) 07.07,93. Бюл. РЬ 25 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) О.B.Берестнев, В.Л.Басинюк, А.Э.Абрагимович и И;С.Таранов (56) Авторское свидетельство СССР

hh 530984, кл. F 16 Н 55/12, 1976, (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к области машиностроения, а именно к составным зубчатым колесам, содержащим венец и ступицу, сопряженные посредством демпфирующего элемента. Сущность: зубчатое колесо coj0

» Ы 1825929 А1 стоит из ступицы 1 со шпоночным пазом 2 и венца 3. Ступица имеет фланец 4, венец 3 выполнен с фланцем 5. Между фланцами размещено кольцо 6 из демпфирующего материала, имеющего повышенный коэффициент трения, например резины. Соединение венца 3 со ступицей 1 осуществляется Gonтами 7 и гайками 8, установленными в отверстиях 9 фланцев 4 и 5. Между болтами 7 и отверстиями 9 размещены с радиальным натягом втулки 10 из демпфирующего материала. На фланце 5 выполнена коническая поверхность 11, выходящая большим диаметром на обращенный к ступице торец. На ступице 1 выполнен ответный поверхности

1825929 бк = 0,7 m (z - 2,5).

11 конический выступ 12, между которым размещена дополнительнзя демпфирующзя прокладка 13, На противоположном or упомянутых конических поверхностей торце венца 3 выполнена кольцевая канавка 14 с радиальным прорезями и цилиндрический поясок 16 для взаимодействия с валом (не показан). Канавка 14 и прорези в сочетании са смещением цилиндрического пояска 16 к торцу с канавкой 14 саздзют упругую связь жесткого венца 3 через цилиндрический поясок 16 с валом. При работе зубчатого колеса крутяший момент передается эа счет сил трения через демпфирующие прокладки би

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в кинематических зубчатых передачах станков и станочных узлов.

Цель изобретения — снижение виброакустической активности.

На фиг. 1 показано зубчатое колесо, вертикальный разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг, 1; на фиг. 3 — вибраакустические хзрзктеристики предлагаемого колеса и цельнометаллического зубчатого колеса, .

Зубчатое колеса состоит из ступицы1 со шпаночным пазом 2 и венца 3. Ступица 1 имеет фланец 4, венец 3 выполнен с фланцем 5. Между фланцами размещено кольцо

6 из демпфирующего материала, имеющего повышенный коэффициент трения, например, резины. Соединение венца 3 со ступицей 1 осуществляется болтами 7 и гайками

8, установленными в отверстиях 9 фланцев 20

4, 5. Между болтами 7 и отверстиями 9 размещены с радиальным натягом втулки 10 из демпфирующего материала,, На фланце 5 выполнена коническая поверхность 11, выходящая большим дизметрая на обращенный к ступице торец. Нз ступице 1 выполнен ответный поверхности . 11 конический. Выступ 12, между Koiopb3M размещена дополнительная демпфирующая прокладка 13. На противоположном ат ЗО упомянутых конических поверхностей торце венца 3 выполнена кольцевая канавка 14 с радиальными прорезями 15 и цилиндрический поясок 16 для взаимодействия с взлом (не показзн). Кзнавка 14 и прорези 15 в сочетании со смещением цилиндрического пояска 16 к торцу с канавкой 14 создают упругую связь жесткого венца 3 через цилиндрический поясок 16 с валом.

Максимальный диаметр кольцевой канавки, гарантирующий высокую жесткость

13 на ступицу 1 И посредством выполненного на ней шпоночного.паза 2 ча взл (не показан). Шпоночный пзз на венце 3 выполнен с большой шириной и в передаче минимального крутящего момента не участвует.

Разница ширины пазов 2 и 13 подбирается так, чтобы шпоночный паз включался s передачу крутящего момента при его пиковых перегрузках. При этом прорези, повышаю-. щие радиальную податливость сопряжения жесткого венца 3 через базирующий поясок

16 с валом способствуют снижению динамической составляющей нагрузки этого взаимодействия. 3 ил. венца (канавка может повышать ега податливость) определяется следующим.

Венец, как кольцо, можно считать достаточно жестким при отношении — «02, где д —; ro — рад

rо диус его нейтральной линии.

mz д

Так как rp = — -12,5а — — и

2 - 2 бк =2r> — д,то

При работе зубчатого колеса крутящий момент передается за счет сил трения через демпфирующие прокладки 6 и 13 на ступицу

1 и посредством выполненного на ней шпоночнага паза 2 на вал (не показан). Шпоночный паз 17 на венце 3 выполнен с большей шириной и в передаче минимального крутящего момента не участвует. Разница в ширинах пазов 2 и 13 подбирается таким образом, чтобы паз 17 включался в передачу крутящего момента при его пиковых перегрузках, При этом прорези 15, повышающие радиальную податливость сопряжения жесmoro венца 3 через бззирующий поясок 16 с валом способствуют снижению динамической составляющей нагрузки этого взаимодействия.

Исследования предлагаемого технического решения показали, что при относительно простом канструкционном исполнении и высокой технологичности (венец полностью обрабатывается до сборки и сохраняет свою точность после ее осуществления) оно позволяет снизить виброакустическую активность передачи до 12 дБ (см. фиг, 3, где а — цельное, б — предлагаемое зубчатое колесо), 1825929

Формула изобретения

1. Зубчатое колесо, содержащее зубчатый венец и ступицу. выполненные с фланцами, имеющими сквозные отверстия, болты, размещенные в отверстиях, и де- 5 мпфирующую прокладку, размещенную междуфланцами, отличающееся тем, что, с целью снижения виброакустической активности, на внутренней поверхности венца выполнен цилиндрический поясок для центрирования на валу. на одном из торцов фланца ступицы выполнен участок с конической поверхностью, на одном из торцов фланца венца со стороны ступицы выполнен участок с ответной ступице 15 конической поверхностью. колесо снабжено дополнительной демпфирующей прокладкой. размещенной между коническими поверхностями, на другом торце венца выполнена кольцевая канавка, максимальный диаметр которой выбран из соотношения

dk "Ы0,7m(z — 2,5), где бк — максимальный диаметр кольцевой канавки;

m u z — соответственно модуль и число зубьев.

2. Зубчатое колесо пои. 1. отл и ча ющ е е с я тем, что на венце со стороны цилиндрического пояска выполнены радивгьные прорези, наружный размер которых ограничен диаметром da

1825929

/и ИО

Hd

Составитель В.Басинюк

Техред М.Моргентал Корректор С.Лисина

Редактор С. Кулакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ. 2312 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Рауаская наб., 4/5

Зубчатое колесо Зубчатое колесо Зубчатое колесо Зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях различных машин и механизмов, где требуется переналадка зубчатого колеса с одного диаметра на другой

Изобретение относится к машиностроению , к составным зубчатым колесам

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в механизмах для передачи движения - вращения, например в приводах тяжелосредних сепараторов , в горно-химической, рудной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах для регулирования взаимного расположения сопрягаемых зубчатых колес Целью изобретения является повышение точности ориентирования зубчатого колеса относительно сопрягаемых с ним зубчатых колес Зубчатое колесо 1 установлено на валу 9 на опорах качения 12

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в конструкциях зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в кинематических передачах с изменяемой геометрией элементов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах

Изобретение относится к системе подвески мотоцикла, а также к звездочке для такой системы

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при создании новых конструкций зубчатых передач

Изобретение относится к силовым передачам, в частности к приводным блокам зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в зубчатых колесах, работающих с ударными нагрузками. Зубчатое колесо содержит тело (1), зубчатый венец с зубьями (2) и пару кольцевых торцевых накладок, укрепленных на теле и перекрывающих торцы зубьев. Зубчатый венец выполнен из отдельных, не связанных между собой зубьев. Каждый зуб (2) укреплен шарнирно в накладках с возможностью проворачивания в обе стороны в плоскости вращения колеса. Между основаниями зубьев и телом выполнены зазоры, заполненные упругим материалом (13). Изобретение направлено на повышение надежности зубчатых колес. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в зубчатых колесах, работающих с ударными нагрузками. Зубчатое колесо, содержит тело (1), зубчатый венец с зубьями (2) и пару кольцевых торцевых накладок, укрепленных на теле и перекрывающих торцы зубьев. Зубчатый венец выполнен из отдельных зубьев (2), не связанных с телом колеса. Каждый зуб (2) установлен в кольцевых накладках посредством оси (8) с возможностью проворачивания на ней в плоскости вращения колеса. Основание каждого зуба представляет собой две плоскости (13, 14), перпендикулярные плоскости симметрии зуба и разнесенные относительно друг друга по высоте зуба. Плоскости расположены между боковыми поверхностями (11, 12) зуба и плоскостью его симметрии. Одна плоскость (13) опирается в ненагруженном ударной нагрузкой состоянии зуба на тело (1) колеса по площадке, выполненной на окружной поверхности тела колеса, перпендикулярной плоскости симметрии зуба и равной по площади проекции основания зуба на тело. Другая плоскость (14), ближе расположенная к вершине зуба, опирается на тело посредством упругой прокладки (16), равной по площади этой плоскости и обеспечивающей проворачивание зуба на его оси при превышении величины действующей на него нагрузки номинального значения. Изобретение направлено на повышение надежности зубчатых колес. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано для изготовления колес зубчатых передач. Способ изготовления зубчатого колеса включает раздельное изготовление тела (1) и венцового колеса, состоящего из обода (2) с расположенным на нем зубчатым венцом с зубьями (3), и последующую их сборку. Тело (1) изготавливают в виде цилиндрического диска диаметром, меньшим, чем диаметр внутренней поверхности обода (2). Обод выполняют со шлицами (4), расположенными на его внутренней поверхности по плоскостям симметрии зубьев (3) зубчатого венца, перпендикулярно торцам (7) обода. Высоту шлицов (4) выполняют большей, чем разница радиусов внутренней поверхности обода и окружной поверхности тела. По окружности тела выполняют пазы (10), ответные по отношению к шлицам обода и с сечением, большим, чем сечение шлицов. Венцовое колесо и тело совмещают соосно друг с другом с расположением их торцов в одной плоскости и фиксируют их в этом положении. Полости между телом и ободом заполняют расплавленным материалом, например пластмассой; выдерживают расплав до затвердевания, после чего с изготовленного зубчатого колеса фиксацию снимают. Изобретение направлено на упрощение процесса изготовления зубчатого колеса и повышение его прочности. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах с неодинаковыми величинами передаваемого вращательного момента при прямом и обратном вращениях. Зубчатое колесо содержит тело (1) и зубчатый венец с зубьями (2), имеющими по две боковые поверхности. У каждого зуба одна боковая поверхность (4), нагружаемая максимально, имеет расчетный профиль по всей ширине зуба, а другая боковая поверхность, менее нагружаемая, имеет расчетный профиль (5) на части ширины зуба, а остальная ее часть имеет профиль в виде плоскости (6, 7). Соотношение участков обоих боковых рабочих поверхностей, имеющих расчетный профиль, прямо пропорционально соотношению величин их нагружения. Расчетный профиль (5) менее нагружаемой поверхности расположен по оси симметрии зуба. В результате достигается оптимизация конструкции зубчатых колес, снижается их материалоемкость. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в нереверсивных зубчатых колесах. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями. Каждый зуб выполнен в виде половины расчетного зуба для данного колеса для его работы в реверсивном режиме. Боковая рабочая поверхность каждого зуба идентична боковой рабочей поверхности расчетного зуба, боковая нерабочая поверхность каждого зуба выполнена в виде плоскости, проходящей по оси симметрии расчетного зуба - от его вершины до основания. На торцах зубьев и теле колеса жестко укреплены торцевые кольцевые накладки. В результате оптимизируется конструкция зубчатых колес нереверсивных передач, уменьшается расход материала на их изготовление. 1 ил.
Наверх