Муфта необратимого вращения

 

Использование: машиностроение, приборостроение , в муфтах для передачи вращения от ведущего кинематического звена к ведомому и исключение передачи вращения в обратном направлении. Сущность изобретения: муфта содержит неподвижный цилиндрический корпус с равномерно расположенными по окружности на его внутренней поверхности шлицами, ведомую полумуфту с упорами и ведущую полумуфту с поводками, взаимодействующими с упорами при передаче вращений. На ведомой полумуфте установлены подпружиненные заклинивающие элементы. Каждый заклинивающий элемент выполнен в виде стержня и пары двуплечих рычагов, симметричных относительно плоскости симметрии муфты. Одни плечи рычагов шзрнирно соединены с концом стержня, а другие взаимодействуют с поводками ведущей полумуфты. 1 з.п. ф-лы. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (н)5 F 16 О 19(00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИ.САНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К, АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4815731(27 (22) 15.03.90 (46) 15.07.93. Бюл. М 26

P1) Научно-производственное объединение машиностроения (72) С.Л,Барменков (56) Авторское свидетельство СССР

l4 17Т0630, кл. F 16 D 19(00, 1990. (54) МУФТА НЕОБРАТИМОГО ВРАЩЕНИЯ (57) Использование; машиностроение, приборостроение, в муфтах для передачи вращения от ведущего кинематического звена к ведомому и исключение передачи вращения в обратном направлении. Сущность изобретения: муфта содержит неподвижный

Изобретение относится к приборостроению, а более конкретно к устройствам муфт необратимого вращения, применяемых в механических приборах, где требуется передавать вращение от ведущего кинематического звена к ведомому и исключать передачу вращения от ведомого к ведущему звену, а также может быть широко применено в различных областях машиностроения, Цель изобретения — повышение надежности путем обеспечения фиксации элементов сцепления в радиальном направлении.

На фиг.l приведен пример использования муфты необратимого вращения в элект. роприводе для стопорения от проворота его выходного вала после отключения электродвигателя; на фиг.2-4 — муфты в увеличенном масштабе, причем на фиг.3 ведомая полумуфта показана в заклиненном состоянии, а на фигА - в незаклиненном состоянии.

„„5iJ„„1827459 А1 цилиндрический корпус с равномерно расположенными по окружности на его внутренней поверхности шлицами, ведомую полумуфту с упорами и ведущую полумуфту с поводками, взаимодействующими с упорами при передаче вращения, На ведомой полумуфте установлены подпружиненные заклиниеающие элементы, Каждый заклинивающий элемент выполнен в виде стержня и пары двуплечих рычагов, симметричных относительно плоскости симметрии муфты. Одни плечи рычагов шарнирно соединены с концом стержня, а другие взаимодействук1т с поводками ведущей полумуфты. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Ф

Муфта необратимого вращения содержит цилиндрический корпус, состоящий из двух скрепленных,винтами полукорпусов 1 и 2, ведущую полумуфту 3 с выполненными 09 нб ней диаметрально противоположными Я поводками 4 и 5 и ведомую полумуфту 6 с с подпружиненными пружинами растяжения ф

7 заклинивающими элементами. На веду- ц щей 3 и ведомой 6 полумуфтах выполнены валы 8 и 9, установленные на шарикоподшипниках 10 в полукорпусах 1 и 2 и закрепленные пружинными кольцами l t, кроме того на ведомой полумуфте 6 выполнены два диаметрально противоположных паза с образованием упоров 12, 13, 14 и 15, с которыми взаимодействуют поводки 4 и 5. На внутренней поверхности полукорпуса 1 выполнены равномерно расположенные Ao QKружности шлицы 16. Заклинивающие элементы состоят из стержней 17 и 18, установленных с гозможностью радиального

1827459 перемещения в выполненных на ведомой полумуфте 6 радиальных отверстиях 19 и 20, и двух пар шарнирно закрепленных с помощью осей 21 двуплечих рычагов 22, 23 и

24 и 25, которые и дпружинены пружинами растяжения 7, закрепленными с помощью установленных в рычагах штифтов 26. Концы стержней 17 и 18 выполнены в виде клиновидных законцовок 27 и 28, взаимодействующих со шлицами 16 полукорпуса 1, а на других концах стержней сняты лыски с образованием пластин 29 и 30, на которых жестко закреплены выполненные в виде штифтов поводки 31. Каждый из двуплечих рычагов 22. 23, 24 и 25 боковой поверхностью 32 одного плеча взаимодействует с поводками 4 и 5 ведущей полумуфты 3. Другие плечи рычагов выполнены в виде вилок, причем на рычагах 23 и 25 выполнены вилки 33 и 34, охватывающие пластины 29 и 30, а на рычагах 22 и 24 вилки 35 и 36, охватывающие вилки 33 и 34. На вилках 33, 34, 35 и 36 выполнены пазы, контактирующие с поводками 31, вследствии чего рычаги 22 и 23 и рычаги 24 и 25 шарнирно связаны с соответствующими стержнями 17 и 18.

Принцип работы муфты следующий.

При отключенном электродвигателе электропривода, на валу 8, а следовательно и на ведущей полумуфте 3, крутящий момент отсутствует, В этом случае ведомая полумуфта 6 находится в заклиненном состоянии (см. фиг.3), т.е. стержни 17 и 18 под действием пружин 7 поджаты рычагами 22 и 23 и рычагами 24 и 25 к внутренней поверхности полукорпуса 1 и взаимодействуют своими клино видными закон цовками27 и 28 со шлицами 16. При воздействии на вал 9 и, соответственно, на ведомую полумуфту 6 крутящего момента, возникающего вследствии действия на выходной вал электропривода внешних нагрузок, вращение на ведущую полумуфту 3 передаваться не будет, и следовательно, выходной вал электропривода оказывается застопоренным от проворота. При включении электродвигателя на валу 8 появляется крутящий момент, вызывающий вращение ведущей полумуфты 3 в направлении, например, противоположном стрелке Б, Поводки 4 и 5 начинают взаимодействовать с боковыми поверхностями 32 рычагов 23 и 25 и, преодолевая усилия пружин 7, поворачивают их, а поскольку рычаги 22 и 23 и рычаги 24 и 25 шарнирно связаны с соответствующими стержнями 17 и 18, то стержни, перемещаясь s рpаaд и аeлnьbнHоoм нHаeп рpаaвaлnеeнHи и, выходят из зацепления со шлицами 16 полукорпуса 1 (см. фиг.4). Когда поводки 4 и 5 дойдут до соприкосновения с упорами 13 и 14, вращение от ведущей полумуфты 3 начнет передаваться на ведомую полумуфту 6, а следовательно и на выходной вал электропривода, При отключении электродвигателя, рычаги 22, 23, 24 и 25 под действием пружин 7 переместят стержни 17 и. 18 в радиальном направлении до контакта их клиновидных законцовок 27 и 28 со шлица10 ми 16 и заклинят тем самым ведомую полумуфту 6, а следовательно и выходной вал электропривода от проворота (см. фиг,3).

Муфта вполне работоспособна и при использовании в ее конструкции лишь одного

15 стержня 17 с одной парой рычагов 22 и 23.

Количество штырей определяется расчетами на прочность, исходя иэ максимальной величины передаваемого муфтой крутящего момента, 20 Данное техническое решение имеет существенное преимущество, Осуществление заклинивания ведомой полумуфты посредством механического зацепления клиновидных законцовок стержней со шлицамИ корпуса, вместо использования механического упора торцев рычагов в треугольныв шлицы корпуса, ведет к повышению надежности заклинивания и увеличению срока. службы муфты, что в свою очередь повыша30 ет надежность прибора, в котором она установлена, Формула изобретения

1. Муфта необратимого вращения, содержащая неподвижный цилиндрический

35 корпус с равномерно расположенными по окружности на его внутренней поверхности шлицами, ведомую полумуфту с упорами, ведущую полумуфту с поводками, размещенными с воэможностью взаимодействия

40 с упорами. подпружиненные заклинивающие элементы. установленные на ведомой полумуфте с возможностью взаимодействия со шлицами корпуса, о т л и ч з ю щ.а яс я тем, что, с целью повышения надежно45 сти путем обеспечения фиксации элементов сцепления в радиальном направлении, каждый заклинивающий элемент выполнен в виде стержня, установленного с возможностью перемещения s радиальном направ50 лении, и пары двуплечих рычагов, закрепленных симметрично относительно плоскости симметрии муфты, одни плечи которых шарнирно соединены с концом стержня, а другив размещены с возможностью

55 взаимодействия с поводками ведущей полумуфты.

2. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что заклинивающие элементы расположены диаметрально противоположно.

1827459

Рж)юЯ л. А

k47yhrn7®

Элемяроддоаижеюь

1827459

1827459

1827459 чайф%

, Э

Составитель С.Барменков

Редактор Л.Народная Техред ММоргентал Корректор H,Keéeëÿ

Заказ 2348 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ CCCP .113035, Москва, Ж-ЗБ, Раушская наб., 4/6

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, улХагарина, 101

Муфта необратимого вращения Муфта необратимого вращения Муфта необратимого вращения Муфта необратимого вращения Муфта необратимого вращения Муфта необратимого вращения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к выключаемым муфтам, и может быть использовано в транспортных\ средствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводе различных многосекционных машин в режиме торможения, в частности в многосекционных изолировочных машинах кабельного производства

Изобретение относится к области машиностроения

Муфта // 1186859

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в составе тормозов, управляемых сцепных, предохранительных и обгонных муфт и других механизмов

Муфта // 2299364
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов и станков, например в металлопрокатных станах, в качестве передач одностороннего действия

Муфта // 2299365
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков и специального оборудования в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил

Муфта // 2299366
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжело нагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков и специального оборудования в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил

Муфта // 2299367
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжело нагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков, бурового оборудования и специальных устройствах в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил

Изобретение относится к соединительным муфтам, в частности к муфтам фрикционным и способам их работы

Муфта // 2328633
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов и станков, например в металлопрокатных станах, в качестве передач одностороннего действия

Муфта // 2328634
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжело нагруженных машин, агрегатов и станков, например в металлопрокатных станах, в качестве передач одностороннего действия

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов и станков, например в металлопрокатных станах, в качестве передач одностороннего действия

Муфта // 2357127
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к муфтам
Наверх