Автомат перекоса несущего винта вертолета

 

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам управления вертолетом. Целью изобретения является упрощение конструкции, повышение надежности и технологичности автомата перекоса. Автомат перекоса воздушного винта вертолета содержит вращающееся кольцо 1, тяги управления лопастями 2, шлиц шарнир 3, соединяющий вращающееся кольцо 1 с приводным валом от редуктора 6. Невращающееся кольцо 5 шарнирно присоединено к штокам трех гидроусилителей 23, 24 и 25 системы управления.Подшипник 4 установлен между вращающимся 1 и невращающимся 5 кольцом. Рамка 11 соединена в 2 х точках при помощи сферических подшипников 9 и 10 с невращающимся кольцом 1. Автомат перекоса снабжен рычагом 6, шарнирно установленным на корпусе редуктора, а рамка 11 соединена с рычагом 16 в двух точках посредством сферических подшипников 14 и 15. Ось, проходящая через центры сферических подшипников 9 и 10 и ось, проходящая через центры сферических подшипников 14 и 15, взаимно перпендикулярны. Ось поворота рычага 16 параллельна оси, проходящей через центры сферических подшипников 14 и 15 и ось вала несущего винта. 2 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системе управления вертолетом. Цель изобретения упрощение конструкции, повышение надежности и технологичности автомата перекоса. На фиг. 1 изображен общий конструктивный вид автомата перекоса; на фиг. 2 сечение I-I фиг. 1. Вращающееся кольцо 1 с шарнирно закрепленными тягами управления лопастями 2 и поводком (шлиц-шарниров) 3 на радиально-упорном подшипнике 4 установлена на невращающемся кольце 5. Вращение тарелки 1 осуществляется поводком 3, жестко зафиксированным с валом редуктора 6, проходящем внутри невращающегося кольца 5. На невращающемся кольце 5 при помощи пальца 7 и 8 и сферических подшипников 9 и 10 подвешена рамка 11. Точки пересечения осей пальцев 7 и 8 с соответствующими центрами сферических подшипников 9 и 10 обозначены на чертежах точками А и Б. На рамке 11 также при помощи пальцев 12 и 13 и сферических подшипников 14 и 15, в точках, обозначенных на чертежах В и Г, закреплен рычаг 16. Рычаг 16 своим другим концом при помощи пальцев 17 и 18 и сферических подшипников 19 и 20 закреплен в точках Д и Е, на кронштейне 21, который жестко установлен на корпусе редуктора 22. Невращающееся кольцо 5 в точках Ж, 3 и И соединено обычными крепежными элементами через сферические подшипники с гидроусилителями 24 и 25 на чертеже не показаны. Наличие сферических подшипников 9, 10, 14 и 15 обеспечивает поворот вращающемуся кольцу 1 по сфере, что необходимо для нормальной работы системы управления вертолетом. Для обеспечения работоспособности автомата перекоса предлагаемой конструкции необходимо, чтобы ось, проходящая через центры сферических подшипников 9 и 10 и обозначенные на чертеже точками А и Б и ось, проходящая через центры сферических подшипников 14 и 15 и обозначенные на чертеже точками В и Г, были взаимно перпендикулярны. При этом расположение устройства для удержания невращающегося кольца от смещения и поворота относительно оси приводного вала, выполненного в виде рамки 11 и рычага поворота 16, произвольно относительно плоскостей продольного и поперечного управления автомата перекоса и не связано с углом упреждения управления вертолета упр. Кроме того, необходимо соблюдение следующего условия: ось поворота рычага 16, проходящая через точки Д и Е должна быть параллельна оси, проходящей через центры сферических подшипников 14 и 15 (точки В и Г), соединяющих рамку 11 с рычагом 16, и ось вала редуктора 6. Ось 01-01 проходит через шарнирные узлы закрепления гидроусилителей в точках Ж и З и через центр вращения вращающегося кольца 1 перпендикулярно им и находится в плоскости продольного управления вертолета. Ось 02-02 проходит через шарнирный узел закрепления гидроусилителя в точке И и через центр вращения вращающегося кольца 1 перпендикулярно ей и находится в плоскости поперечного управления. Устройство работает следующим образом. Циклическое управление осуществляется наклоном вращающегося кольца 1 относительно двух осей 01-01 и 02-02 путем перемещения точек Ж, З и И в гидроусилителях 23, 24 и 25. При этом происходит поворот вращающегося 1 и невращающегося 5 колец в сферических подшипниках 9 и 10 относительно рамки 11 и рамки 11, совместно с вращающимся кольцом 1 и невращающимся кольцом 5 в сферических подшипниках 14 и 15 относительно рычага 16. Таким образом обеспечивается поворот невращающегося кольца 5 в любом направлении в пространстве, а через подшипник 4 обеспечивается поворот вращающегося кольца 1 в любом направлении в пространстве, что необходимо для передачи движения через тяги управления лопастями 2 к втулке несущего винта. При этом положение рычага 16 фиксированное и зависит только от перемещения штоков гидроусилителей 23, 24 и 25 на одну и ту же величину. Управление общим шагом осуществляется перемещением точек Ж, З и И штоков гидроусилителей вверх или вниз на одну и ту же величину. При этом, поскольку рычаг 16 и шарнирно через кронштейн 21 закреплен на корпусе редуктора 22, то вращающееся кольцо 1 и невращающееся кольцо 5 смещаются по радиусу R относительно оси, проходящей через точки Д и Е на незначительную величину, значение которой для реальной конструкции зависит от размера рычага 16. При этом конструктивно это отклонение в пределах изменения потребного общего шага можно уменьшить вдвое. Другими словами, такое смещение практически не отразится от работоспособности несущей системы вертолета. При этом наклона невращающегося кольца 5 и рамки 1 относительно рычага 16 не происходит, так как он возможен только от расположения штоков гидроусилителей 23, 24 и 25. При совместном циклическом управлении и управлении общим шагом осуществляется одновременное перемещение точек Ж, З и И на разные величины и, следовательно, происходит одновременный поворот невращающегося кольца 5 и вращающегося кольца 1 относительно оси, проходящей через точки Д и Е и наклон рычага 16.

Формула изобретения

АВТОМАТ ПЕРЕКОСА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА, содержащий вращающееся кольцо, тяги управления лопастями, шлиц-шарнир, соединяющий вращающееся кольцо с приводным валом от редуктора, невращающееся кольцо с шарнирно присоединенными к нему штоками трех гидроусилителей системы управления, подшипник между вращающимся и невращающимся кольцами и рамку, соединенную в двух точках при помощи сферических подшипников с невращающимся кольцом, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, повышения надежности и технологичности автомата перекоса, последний снабжен рычагом, шарнирно установленным на корпусе редуктора и соединенным с рамкой в двух точках с помощью сферических подшипников, при этом ось, проходящая через центры сферических подшипников, соединяющих рамку с невращающимся кольцом и ось, проходящая через центры сферических подшипников, соединяющих рамку с рычагом, взаимно перпендикулярны, а ось поворота рычага параллельна оси проходящей через центры сферических подшипников, соединяющих рамку с рычагом, и ось вала несущего винта.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам управления соосным вертолетом

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системе управления вертолетом

Изобретение относится к авиационной технике и касается конструкции систем управления вертолетом, в частности управления общим шагом несущего винта и стабилизатором

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для регулирования фазы

Движитель // 2232696
Изобретение относится к несущим винтам, использующимся в летательных аппаратах с вертикальным взлетом

Вертолет // 2263607
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции вертолета с соосными несущими винтами и системе управления этими винтами

Изобретение относится к авиационной технике и может быть применено при создании новых конструкций вертолетов с соосными несущими винтами

Изобретение относится к пьезоэлектрическим приборам для управления несущими плоскостями летательного аппарата

Изобретение относится к аэрокосмической технике, а именно к возвращаемым с орбиты малым автоматическим космическим аппаратам (капсулам) с целью повторного их применения

Изобретение относится к области авиации, более конкретно - к втулкам несущих винтов

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к узлам и деталям несущих винтов летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к механизмам автомата перекоса вертолета

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в вертолетостроении. Соосная несущая система содержит редуктор с двумя валами противоположного вращения, на которых смонтированы втулки несущих винтов, два соединенных между собой и подвижных в осевом направлении автомата перекоса, кинематически связанных с поводками лопастей и суммирующей рычажной системой общего и дифференциального шага. Нижний автомат перекоса установлен на ползуне и взаимодействует с ним и поводками нижнего винта через рычажные качалки. Нижний автомат перекоса и ползун постоянно соединены шарнирно с исполнительными органами механических приводов, управляющие входы которых подключены к сигналам траекторного управления полетом вертолета от системы автоматического управления. На период пилотируемой отработки и опционального пилотируемого применения они соединены также со съемной функционально-связанной системой тяг и рычагов ручного пилотажного управления. Обеспечивается повышение жесткости проводки управления и снижение трудозатрат на обслуживание. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх