Устройство для защиты электродвигателя при опрокидывании

 

Использование: для повышения надежности защиты. Сущность изобретения: устройство содержит релейно-транзисторный усилитель 4, включенный через выпрямительный мост 3 на трансформатор тока 1, зашунтированный резистором 2,в него введены дополнительно два выпрямительных моста 13, 14,первый со сглаживающим конденсатором , накопительный конденсатор 16с параллельно включенным ему потенциометром 17, диод 18 с параллельной ему цепочкой из резистора 11 и двух последовательно соединенных конденсаторов 12 и 24, резисторный делитель 20, 21, подключенный к эмиттерно-базовому переходу транзистора 22, пороговый элемент 18 и два конденсатора 25, 26. Устройство при опрокидывании электродвигателя имеет входное напряжение в усилитель, пропорциональное нагрузке. Посредством потенциометра 17можно выбирать любую уставку для срабатывания исполнительного реле 6 при нагрузке на электропривод как выше, так и ниже номинальной нагрузки. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я>s Н 02 Н 7/08

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ . (21) 4897387/07 (22) 29.12.90 (46) 23.07.93. Бюл. hh 27 (71) Донецкий политехнический институт (72) И.И.Коваленко, В.И.Чернышев и

О.И.Коваленко (56) Авторское свидетельство СССР йв 974490, кл. Н 02 Н 7/08, 1978.

Авторское свидетельство СССР

hL 458917, кл. Н 02 Н 7/08, 1975. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПРИ ОПРОКИДЫВАНИИ (57) Использование: для повышения надежности защиты, Сущность изобретения: устройство содержит релейно-транзисторный усилитель 4, включенный через выпрямительный мост 3 на трансформатор тока 1, эашунтированный резистором 2,в него вве„„5U „„1829082 А1 дены дополнительно два выпрямительных моста 13, 14,первый со сглаживающим конденсатором, накопительный конденсатор

16 с параллельно включенным ему потенциометром 17, диод 18 с параллельной ему цепочкой из резистора 11 и двух последовательно соединенных конденсаторов 12 и 24, резисторный делитель 20, 21, подключенный к эмиттерно-базовому переходу транзистора 22, пороговый элемент 18 и два конденсатора 25, 26. Устройство при опрокидывании электродвигателя имеет входное напряжение в усилитель, пропорциональное нагрузке. Посредством потенциометра

17 можно выбирать любую уставку для срабатывания исполнительного реле 6 при нагрузке на электропривод как выше, так и ниже номинальной нагрузки. 2 ил.

1829082

55

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты асинхронных электродвигателей.

Целью изобретения является повышение надежности и расширение функциональных возможностей защиты электродвигателя при опрокидывании.

На фиг,1 изображена принципиальная схема устройства для защиты электродвигателя при опрокидывании; на фиг.2 — а) векторная диаграмма напряжений и тока сети; б) времен ная диаграмма нап ряжения и тока сети.

Устройство для защиты электродвигателя при опрокидывании, содержащее датчик тока 1, вторичная обмотка которого зашунтирована резистором 2 и через первый выпрямительный мост 3 подключена к выходу релейно-транзисторного усилителя 4, выполненного на транзисторах 5,6, резисторе

7 и исполнительном реле 8, зашунтированНоМ диодом 9, первый пороговый элемент

10, времязадающая RC-цепочка из последовательно соединенных резистора 11 и конденсатора 12, и сглаживающий конденсатор

13, оно дополнительно снабжено двумя выпрямителI HbiMUI мостами 14,15, накопительным конденсатором 16 с параллельно включенным потенциометром 17, диодом

18, резисторным делителем 19 из резисторов 20,21, транзистором 22, вторым пороговым элементом 23 и тремя конденсаторами

24,25,26, при этом вход релейно-транзисторного усилителя 4 подключен к второму пороговому элементу 23, которo é подключен к конденсатору 12 времязадающей RCцепи, последовательно с которым включен первый дополнительный конденсатор 24, другая обкладка которого через первый пороговый элемент 10 соединена r, выводом второго выпрямительного моста l4 и коллектором транзистора 22, база-эмиттерный переход которого через резисторный делитель 19 и второй 25 и третий 26 конденсаторы, один из которых 26 подключен к среднему выводу резисторного делителя 19, а другой 25 подключен к эмиттеру; подключен к клеммам для соединения с соседними фазами по отношению к фазе с датчиком тока 1, входная диагональ второго выпрямительного моста 14 через накопительный конденсатор 16 подключена к выводам вторичной обмотки датчика тока 1, а выход потенциометра 17 через третий выпрямительный мост 15, в диагональ которого включен сглаживающий конденсатор

13, подключена к входу релей:Io-транзисторного усилителя 4 и через диод 18 к его выходу, первому выпрямительному мосту 3 и первому пороговому элементу 10, при

45 этом вывод резистора 11 RC-цепи присоединен к другому выводу выходной диагонали второго выпрямительного моста 14, эмиттеру транзистора 22 и катоду диода 18.

Устройство для защиты электродвигателя при опрокидывании работает следующим образом. Ток асинхронного привода в зависимости от нагрузки изменяется по величине и отстает от напряжения на угол <р (фиг.2а), В датчике тока 1, вторичная обмотка которого зашунтирована резистором 2, ток преобразуется в напряжение, под действием которого ток проходит через накопительный конденсатор 16 с параллельно включенным потенциометром 17, второй выпрямительный мост 14 и транзистор 22 только в один из полупериодов, когда на база-эмиттерный переход транзистора 22 с резистора 20 подается положительная полуволна напряжения.

Резистор 20 включен последовательно с конденсаторами 25 и 26 к клеммам для соединения с соседними фазами по отношению к фазе с датчиком тока 1, т.е, на линейное напряжение Ue< или Uce, которое отстает или опережает фазное напряжение фазы с датчиком тока 1 íà + 90 . Ток в цепи двух конденсаторов 25,26 и резистора 20 будет отставать или опережать линейное напряжение Uec или Uce на угол сдвига tg gee =

ХВс .=--, Сопротивление резистора 20 выбрано так, что Хс >>R, поэтому ра< стремится к+ 90 . Напряжение на резисторе 20 совпадает по фазе с током, поэтому напряжение на резисторе 20 совпадает или находится в противофазе с напряжением фазы. в которую включен датчик тока 1.

Через накопительный конденсатор 16 ток проходит в течение полупериода с момента перехода одной полуволны фазного напряжения через нуль и определяется величиной т

U=R -„f .„sin(mт — р)dc= о г .к — cos g (1)

Напряжение на накопительном конденсаторе 16 имеет полярность в зависимости от первой или второй полуволны тока через него. Поэтому, чтобы знак полярности напряжения на входе релейно-транзисторного усилителя 4 не зависил от изменения положения фаз В и С, т.е. реверсировании, между входом усилителя 4 и потенциометром 17 включен третий выпрямительный мост 17.

1829082

55

Для исключения срабатывания исполнительного реле 8 в момент нормального пуска электропривода, когда пусковой ток превышает номинальный в 5-7 раз, введен диод 18 на входе релейно-транзисторного усилителя 4, который включен по второй цепи через первый пороговый элемент 10 на второй выпрямительный мост 14, ток через который увеличивается в 5-6 раз и встречно направлен через диод 18 и закрывает его на период пуска. Когда пуск заканчивается, ток снижается, снижается напряжение на первом пороговом элементе 10 и он закрывается, открывается диод 18 и при выбранной уставке на потенциометре может сработать исполнительное реле 8, Если же пуск асинхронного привода превышает допустимое время, т.е. привод переходит в ненормальноый режим. Ток через второй выпрямитель 14 будет заряжать

RC-цепочки, и напряжение на первом дополнительном конденсаторе 24 достигает определенной величины и открывается второй пороговый элемент 23 и на входе релейно-транзисторного усилителя 4 и срабатывает исполнительное реле 8, которое размыкаетсвои размыкающие контакты в цепи катушки контактора магнитного пускателя и отключит электроп ривод.

Предложенное устройство для защиты электродвигателя при опрокидывании имеет входное напряжение в усилитель пропорциональное нагрузки и посредством потенциометра можно выбирать любую уставку для срабатывания исполнительного реле при нагрузке на электропривод как выше, так и ниже номинальной нагрузки, когда это требует технологический процесс или обеспечения требуемых параметров электроприводов. Устройство, простое по конструкции, не требует фазировки двух других фаз по отношению к фазе с датчиком тока, поэтому найдет широкое применение, особенно в горной электротехнике.

Формула изобретения

Устройство для защиты электродвигателя при опрокидывании, содержащее датчик

45 тока, вторичная обмотка которого зашунтирована резистором и через первый выпрямительный мост подключена к выходу релейно-транзисторного усилителя, первый пороговый элемент, времязадающая RC-цепочка и сглаживающий конденсатор, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и расширения функциональных возможностей, оно дополнительно снабжено двумя выпрямительными мостами, накопительным конденсатором, с параллельно включенным потенциометром, диодом, резисторным делителем, подключенным к эмиттерно-базовому переходу транзистора, вторым пороговым элементом и тремя конденсаторами, при этом вход релейно-транзисторного усилителя подключен к второму пороговому элементу, который подключен к конденсатору времязадающей RC-цепи, последовательно с которым включен первый дополнительный конденсатор, другая обкладка которого через первый пороговый элемент соединена с выводом второго выпрямительного моста и коллектором транзистора, базоэмиттерный переход которого через резисторный делитель и второй и третий конденсаторы, один из которых подключен к среднему выводу резисторного делителя, а другой — к эмиттеру, подключен к клеммам для соединения с соседними фазами по отношению к фазе с датчиком тока, входная диагональ второго выпрямительного моста через накопительный конденсатор, шунти рова нный потенциометром, подключена к выводам вторичной обмотки датчика тока, а выход потенциометра через третий выпрямительный мост, в диагональ которого включен сглаживающий конденсатор, подключен к входу релейно-транзисторного усилителя и через диод — к его выходу, первому выпрямительному мосту и первому пороговому элементу, а вывод резистора RC-цепи подключен к другому выводу выходной диагонали второго выпрямительного моста, эмиттеру транзистора и катоду диода.

1829082

JÓ C

Составитель И, Коваленко

Редактор T. Куркова Техред М. Моргентал Корректор H. Гунько

Заказ 2478 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для защиты электродвигателя при опрокидывании Устройство для защиты электродвигателя при опрокидывании Устройство для защиты электродвигателя при опрокидывании Устройство для защиты электродвигателя при опрокидывании 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх