Полюс электрической машины

 

Использование: в технологических процессах изготовления электрических машин. Сущность изобретения: полюс электрической машины содержит сердечник 1 с пазами 2 и катушку 3. Набор изоляционных элементов включает корпусную изоляцию 4 и верхнюю и нижнюю изоляционные рамки 5. Каждый из них имеет две U-образные пластины . Каждая из U-образных пластин установлена в пазах сердечника с помощью бурта по внутреннему ее периметру и в поперечном сечении имеет Г-образный профиль . Хвостовые части каждой пары U-образных пластин, установленных на соответствующем уровне,при смыкании образуют замковые соединения. На основании каждой U-образной пластины образованы выступы 8. В пазах 9 выступов 8 установлены выводные клеммы 10. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 К 1/08, 3/52

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4933337/07 (22) 04.03.91 (46) 23.07.93, Бюл. йв 27 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт технологии электромашиностроения (72) И.В,Лухин, В.А.Казначеев, И.А.Зон, Н.П.Удове н ко и С.Б.М ил ьнер (56) Авторское свидетельство СССР

N 1473011, кл. Н 02 К 3/32, 1987.

Авторское свидетельство СССР

hk 754573, кл. Н 02 К 1/08, 1978. (54) ПОЛЮС ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Использование: в технологических процессах изготовления электрических машин.

Сущность изобретения: полюс электриче„„ АХ „„1829085 А1 ской машины содержит сердечник 1 с пазами 2 и катушку 3. Набор изоляционных элементов включает корпусную изоляцию 4 и верхнюю и нижнюю изоляционные рамки 5.

Каждый из них имеет две U-образные пластины, Каждая из U-образных пластин установлена в пазах сердечника с помощью бурта по внутреннему ее периметру и в поперечном сечении имеет Г-образный профиль. Хвостовые части каждой пары

U-образных пластин, установленных на соответствующем уровне,при смыкании образуют замковые соединения. На основании каждой U-образной пластины образованы выступы 8. В пазах 9 выступов 8 установлены выводные клеммы 10. 4 ил.

1829085

10

20

35

50

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в технологических процессах изготовления электрических машин, Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение технологичности изготовления полюса.

Благодаря простоте конструкции изоляционных рамок их изготовление и установка в пазах сердечника не представляют технологических трудностей и значительно проще, чем в прототипе.

Выполнение бурта пс внутреннему периметру U-Образных пластин, имеющих профиль Г-образной формы в поперечном сечении, позволяет установить их в пазах сердечник-". без применения фиксирующих устройств. Катушка сама прижимает их к полюсу, не позволяя им сместиться, что упрощает технологию изготовления пол оса в целом.

Жесткая фикi ация в пазах изоляционных пластин, Осладающих несбхсдимси механической прочнос7ыс и жесткостью, обеспечивает точность катушечного Ilpoстранства, форму наматываемой катушки и ее параметры, Для изоляции полюса применяются четыре одинаковые U-образные изоляциснные пластины, для изготовления которых используется одна пресс-форма. Выполнение на хвостовых участках изоляционныхх U-образных пластин вырезов (на одном хвостовом участке вырез выполнен со стороны катушки, а на другом — с противо -оложной стороны) дает возможность при установке пластин в пазах сердечника элементы хвостовых участков одной пластины ввести в вырезы, выполненные на xBQOTo вых участках пластины,противоположно установленной на полюсе, образуя замковое соединение. При этом образуется единая плоскость составной изоляционной пластины, обращенной к катушке, надежно изолирующей сердечник от намотанной катушки, Зтс упрощает и технологию сборки полюса, т.к, применяются унифицированные изоляционные детали. Кроме того, номенклатура изоляционных деталей, составляющих корпусную изоляцию, содержит всего два элемента — изоляционную U-образную рамку с буртом по внутреннему периметру и изоляционную ленту, имеющую ячеистую структуру, проницаемую для прспиточнсго состава, что также упрощает технологию изготовления полюса. Выполнение изоляционных пластин Г-образной формы в поперечном сечении улучшает изоляцию катушки от металла сердечника (что повышает электрическую прочность), т.к. поверхность пластины, установленной в пазу, не выступает над поверхностью полюса, а ленточный изоляционный материал, укладываемый на сердечник перед намоткой катушки, перекрывает места контакта сердечника и бурта пластины, исключая зазоры для возможного контакта обмоточного провода и металла сердечника. Таким образом, повышается и технологичность конструкции и качество изделия. Кроме того, благодаря большей поверхности контакта увеличивается прочность системы сердечник — изоляционная рамка — изоляционная лента— катушка полюса, т.к. полимеризованный пропитсчный состав, заполняющий капилляры между витками обмотки и проникающий сквозь ячейки изоляционного ленточного материала к металлу сердечника, превращает эту конструкцию в монолит.

Благодаря тому, что бурты пластин не образуют замкнутого теплоизолирующего контура, теплоотвоц от изолированной нагретой катушки осуществляется через участок сердечника полюса, в который упираются бурты.

Установка выводных клемм B пазах жесткой изоляционной пластины обеспечивает простое, надежное и жесткое крепление выводных концов катушки, не требующее дополнительной их изоляции и фиксации к самой катушке, как в аналоге или прототипе, Это упрощает технологию сборки полюса.

Таким образом, предлагаемый полюс обладает простотой конструкции, высокой технологичностью изготовления и обеспечивает высокое качество обмотанного полюса.

На фиг.1 изображен предлагаемый полюс, общий вид; на фиг,2 — сердечник полюса с пазами под бурты изоляционных рамок;

HG фиг,3 — Iil30 lflU,vloHHBA l7J78cTMHB; на фиг.4 — установка на изоляционных пластинах выводных клемм, Предлагаемый полюс электрической машины содержит сердечник 1, на боковых стОрОнах KQTopof o выполнены i783bl 2, KGтушку 3, намотанную непосредственно на сердечник 1, набор изоляционных элементов, включающий корпусную изоляцию 4 и верхнюю и нижнюю изоляционные рамки 5, которые снабжены буртом 6, расположенным вдоль внутренних сторон боковых элементов "А рамки, и буртом 7 — вдоль ее основания "Б". Причем высота ихтакова, что при сборке полюса с верхней и нижней изоляционнымими пластинами торцовые поверхности буртов 7 смыкаются и образуется замкнутый изолирующий контур между сердечником и катушкой, Угловые части буртов

7 выполнены радиусными, чтобы не повреждалась изоляция обмоточного провода при

1829085 намотке катушки, На хвостовых частях боковых элементов "А" пластины 5 выполнены вырезы "Г" и "Д" соответственна со стороны поверхностей, обращенных к катушке, и с противоположной стороны.

Кроме тога, на основании "Б" изоляционной пластины 5 на поверхности, противоположной катушке, выполнены попарно расположенные выступы 8 с пазами 9, В одной из пластин 4 в пазах 9 одной пары выступов 8 установлены выводные клеммы

10, имеюшие каждая элемент 11, отогнутый и расположенный между выступами 8, который фиксируе клемму на изоляционной пластине 5. Кроме того, к каждому элементу

11 крепится один из BI,IBopHblx концов катушки 3.

Полюс описанной конструкции собирается следующим образом.

В пaçû 9 двух пар выступов 8 одной из изоляционных пластин 5 вводятся клеммы

10 так, что элемент 11 располагается между выступами 8 и отгибается. Пластина 5 с клеммами 10 устанавливается в нижнем пазу сердечника 1. Причем изоляционные пластины 5 вставляются в пазы 2 сердечника так, чтобы бурты б находились в пазах 2, а бурты 7 располагались вдоль торцовой части полюса, бурты б и 7 верхней и нижней изоляционных рамок 5 должны быть направлены навстречу друг другу. Кроме того, в вырезы "Г и "Д" на хвостовых участках "А" изоляционных рамок 5 входят ответные элементы участков "А" встречной изоляционной рамки 5, образуя замковое соединение, При этом образуются две единые изоляционные рамки, охватывающие весь сердечник 1 по периметру, пространство между которыми определяет размеры наматываемой катушки по высоте, При вращении сердечника 1, закрепленного на намоточном станке(не показан, укладывается на сердечник корпусная изоляция 4 — ленточный изоляционный материал с ячеистой структурой, праницаемай для прапитачнаго состава, и закрепляется, Конец абглотачнога провода подается к пал)осу и прикрепляется K элементу 11 выBýäíoé клеммы 10. Затем на полюс подается прапитачный состав и одновременна с подачей прапитачнага состава на сердечник 1 наматывается KCITушка 3, Витки катушки укладываются непосредственно в пропитачный состав, заполняющий все межвиткавае пространства. Одновременно с этим витки катушки, укладываясь на сердечник 1, закрепляют бурты б в пазах 2, фиксируя изоляционные рамки на сердечнике 1.

Когда намотка катушки закончена, поверх нее укладывается слой изоляционного ленточного материала и закрепляется. Второй конец обмоточного провода крепится к элементу 11 второй выводной клеммы 10.

Т,к. подача пропиточного состава прекращается после намотки 80 витков катушки и укладка остальных витков ведется без пропитачного состава, наружная поверхность катушки не требует дополнительной очистки. Затем полюсная катушка 3 подвергается термообработке токовым нагревом в специальной установке для полимеризации пропитачного состава.

В процессе термообработки пропиточный состав заполняет все межвитковое пространство в катушке и доходит до наружного слоя изоляционной ленты, но режим термообработки выбран таким, что в момент достижения пропиточным составом наружной изоляции начинается его полимеризация и пропиточный состав не выступает за пределы катушки. После полимеризации прапитачного состава образуется монолитная система — моноблок жестко соединяющая в единое целое сердечник, изоляционную ленту катушки и изоляционные рамки. После термаобработки выводные концы катушки 3 припаиваются к клеммам 10.

Наружная поверхность обмотанного полюса — моноблока не нуждается в дополнительной очистке и обработке. Моноблок обладает высокой прочностью соединения всех элементов, высокими свойствами теплаотдачи, что повышает качество электрического двигателя.

Заявляемый полюс имеет простую конструкцию и технолагичен в изготовлении, Формула изобретения

Полюс электрической машины, содержащий сердечник, на боковых сторонах которого выполнены пазы, к- гушку, установленную на сердечнике, и набор изоляционных элементов, включающий корпусную изоляцию, размещенную между катушкой и сердечником, и верхнюю и нижнюю изоляционные рамки, каждая из которых состоит из двух U-образных пластин, имеющих контур, включающий основание и боковые элементы, установленные в пазах сердечника, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения технологичности, каждая из U-образных пластин установлена в пазах сердечника с помощью бурта, расположенного по внутреннему ее периметру, и в поперечном сечении имеет Г-образный профиль, а в хвостовых частях пластин выполнены вырезы. на одном хвостовом участке — со сторо1829085 ны поверхностей, обращенных к катушке, а на другом — с противоположной стороны, причем хвостовые части каждой пары U-образных пластин, установленных на соответствующем уровне, образуют замковые

/ соединения, а на основании каждой U-образной пластины на поверхности, противоположной катушке, имеются выступы с пазами для установки выводных клемм, со5 единенных с выводными концами катушки, 1829085

Составитель С. Мильнер

Редактор М. Кузнецова Техред М. Моргентал Корректор И. Шмакова

Заказ 2478 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Полюс электрической машины Полюс электрической машины Полюс электрической машины Полюс электрической машины Полюс электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к роторам явнополюсных электрических машин

Изобретение относится к электротехнике , в частности к электрическим машинам, и может быть использовано в конструкциях крупных синхронных компенсаторов и других явнополюсных электрических машин с л / ., газовым охлаждением

Изобретение относится к области электромашиностроения , в частности к синхронным явнополюсным электрическим машинам

Изобретение относится к электротехнике , а именно к электрическим машинам с явновыраженными полюсами

Изобретение относится к электромашиностроению и касается магнитных систем электрических машин постоянного тока

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе
Наверх