Вязкостное сцепление

 

Использование: в вязкостных сцеплениях транспортных средств, э именно в трансмиссиях автомобилей для автоматической блокировки выравнивающего движения дифференциала или для передачи движения вращения на приводные колеса автомобиля . Сущность: вязкостное сцепление содержит два первых фрикционных диска, связанных подвижно в осевом направлении с одной из частей сцепления и установленных между двумя вторыми фрикционными дисками, связанными со второй частью сцепления. При этом в дисках выполнены пазы с воронкообразным поперечным сечением , сужающимся от одной его торцовой поверхности к другой. Между вторыми дисками установлены дистанционные кольца. Части дисков, прилежащие к кромкам пазов , могут быть отогнуты под углом и выступать над поверхностью диска, 15 з.п.ф-лы. 12 ил.

СО!ОЗ СОВГ 1 СКИХ

СО!.!ИАП ИСТИ Е С К ИХ

РЕСГ!УБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕН1НОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4614026/27 (22) 03,05.89 (46) 30.07.93. Бюл. ¹ 28 (31) P 3823180.8: P 3828422.7 (32) 08.07.88; 22,08.88 (33) DE (71) Вискодриве ГмбХ (DE) (72) Георг Квока и Херберт Таурег (ОЕ) (56)Заявка ФРГ N 3627504,кл. F 16D35/00, 1988, (54) ВЯЗКОСТНОЕ СЦЕПЛЕНИЕ (57) Использование: в вязкостных сцеплениях транспортных средств. а именно в трансмиссиях автомобилей для автоматической блокировки выравнивающего движения дифференциала или для передачи движения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в сцеплениях транспортных средств, а именно в трансмиссиях автомобилей для автоматической блокировки выравнивающего движения дифференциала или для передачи движения вращения на приводные колеса автомобилей.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств путем повышения величины вращающегося момента и уменьшения деформаций фрикционных дисков.

Указанная цель обеспечивается тем, что . два первых фрикционных диска, соединенных с одной частью сцепления, установлены между двумя вторыми фрикционными дисками, которые связаны со второй частью сцепления, причем, по меньшей мере. первые фрикционные диски установлены с воз„„ „„1831606 А3 вращения на приводные колеса автомобиля. Сущность: вязкостное сцепление содержит два первых фрикционнь!х диска, связанных подвижно в осевом направлении с одной из частей сцепления и установленных между двумя вторыми фрикционными дисками, связанными со второй частью сцепления. При этом в дисках выполнены пазы с воронкообразным поперечным сечением. сужающимся от одной его торцовой поверхности к другой. Между вторыми дисками установлены дистанционные кольца.

Части дисков, прилежащие к кромкам пазов, могут быть отогнуты под углом и выступать над поверхностью диска, 15 з.п.ф-лы, 12 ил. можностью аксиального перемещения е зубчатом зацеплении с соединенной с ними частью сцепления, а пазы по меньшей мере, одного иэ первых дисков выполнены с поперечными сечением, сужающимся от его поверхности, обращенной к смежному первому к его второй противолежащей поверхности.

Предпочтительно, первые фрикционные диски могут быть установлены на ступице со стороны своих внутренних боковых поверхностей, а два вторых установлены в корпусе со стороны своих внешних боковых поверхностей, Однако. возможна также обратная установка, при которой первые фрикционные диски приданы установлены в корпусе, а вторые фрикционные диски — на ступице.

1831606

Между вторыми фрикционными дисками, установленными на ступице. могут быть размещены дистанционные кольца.

Стенки пазов могут быть выполнены в виде наклонных поверхностей, либо с закругленными кромками, В дальнейшем варианте выполнения изобретения принцип работы фрикционных дисков должен быть улучшен за счет того, что обеспечивается более действенным аффект очистки плоской поверхности противолежащего фрикционного. диска и таким образом достигается более быстрее прилегание двух фрикционных дисков один к другому.

Это достигается благодаря тому, что прилежащие.к пазам части дисков расположены под углом к дискам, а выступающие кромки стенок пазов расположены со стороны одной из торцевых поверхностей дисков и обращены к гладким поверхностям смеж-. ных фрикционных дисков. Этим обеспечивается аффект, на основе которого получается более сильная компонента усилия в осевом направлении к фрикционным дискам снабженным отогнутыми краями, .;ледствие чего последние движутся по направлению к другим фрикционным дискам, которые не имеют отогнутых краев, Предпочтительно фрикционные диски, которые не имеют отогнутых краев удерживаются на аксиальном расстоянии один от другого расстоянии в зубчатом зацеплении относящей.ся к ним части сцепления, Однако возможно также, что. see фрикционные диски обоих наборов фрикционных дисков установлены подвижно. Тогда однако, существует возможность, что только часть фрикционных дисков придет во фрикционных контакт с граничащими с ними фрикционными дисками. Как только снабженные отогнутыми краями фрикционные диски придут в прилегании к плоским поверхностям других фрикционных дисков, достигается своего рода эффект уплотнения, поскольку тонкие шабрящие края, на основе осевой слагающей усилия, пружинно прилегают к плоской поверхности. Находящаяся в пространстве сектора между отогнутыми краями двух соседних пазов вязкая среда уходит из этого пространства. Во всяком случае она подвержена действию более низкого давления, чем существующее обычно во внутреннем пространстве корпуса в силиконовом масле, которое предпочтительно представляет собой вязкую жидкость. Следовательно в уплот.ненной области возникает уменьшенное давление, которое позволяет полностью преобразовать полное давление, существующее в ос» льной части внутреннего про45

50 краями секторный участок снабженного отогнутыми кромками фрикционного диска при упругой деформации прилегает к плоской поверхности другого фрикционного диска и этим повышает фрикционное замыкание.

Далее предлагается для обеспечения долговечной работы; чтобы на фрикционных дисках было предусмотрено износостойкое покрытие. Последнее предпочтительно выполнено в виде азотирован ного слоя. Для обработки поверхностей диски могут быть подвергнуты отжигу. который производят при температуре между 300 С и 400 С, причем фрикционные диски должны быть собраны слоями в пакет. При этом пазы или странства корпуса в усилие нагрузки для образования фрикционного замыкания.

На основе целевой отбортовки кромок пазов получается относительно частый и

5 тонкий шабронный край, который обеспечивает этот эффект уплотнения при прилегающей плоской поверхности.

Предпочтительно пазы выполнены в виде распределенных по окружности радиальных пазов, с отогнутыми кромками могут быть выполнены отдельные пазы, однако, предпочтительно, все пазы имеют отогнутые кромки, В дальнейшем варианте выполнения пазы двух смежных первых фрикционных дисков, смещены относительно один другого в окружном направлении.

Этим достигается то, что отверстия— прорези всякий раз перекрыты поверхно20 стью другого первого фрикционного диска.

Особенно предпочтительный вариант, обеспечивающий быстрое движение расхождения один от другого попарно установленных фрикционных дисков с отогнутыми кромками, заключается в том, что пазы двух

or смежных дисков первых фрикционных дисков расположены соосно одним другим.

Этим достигается более быстрое снятие и более быстрое возникновение гидродинамического эффекта. Отогнутые кромки пазов обеспечивают более быструю передачу с срезываемой жидкости в промежуточное пространство между двумя снабженными отогнутыми кромками фрикционными дис35 ками, после чего последние движутся, расходясь один от другого. Высота отогнутых кромок, измеренная от радиальной поверхности, над которой они выступают, до их шабренных краев должна составлять от 10 до 30% расчетной величины зазора между двумя фрикционными дисками, Посредством такого выполнения достигается кроме компоненты эксиального усилия также то, что находящийся между двумя шабренными

1831606

6 отогнутые кромки всех фрикционных дисков расположены соосно.

На фиг, 1 дан первый вариант с попарно установленными внутренними фрикционными дисками в качестве первых фрикционных дисков; на фиг. 2 — второй вариант выполнения с попарно установленными внешними фрикционными дисками в качестве первых фрикционных дисков; на фиг. 3 — взаимное расположение первых фрикционных дисков в соответствии с примером выполнения по фиг. 1; на фиг. 4 — взаимное расположение двух вторых и первого фрикционных дисков с закругленными кромками для образования входной воронки в разрезе А — А на фиг. 1; на фиг.5 —.вид на снабженный отогнутыми кромками внутренний фрикционный диск в качестве первого фрикционного диска: на фиг. б — разрез Б-Б на фиг. 5 в виде отдельной детали; на фиг. 7— размещение: фрикционных дисков в виде вырвза с попарно установленными внутренними фрикционными дисками в нормальном режиме работы; на фиг. 8 — взаимное расположение фрикционных дисков согласно фиг. 7 при сцеплении; на фиг. 9 — вариант попарной установки внутренних фрикционных дисков в нормальном режиме работы; на фиг. 10 —; встроенное в блокируемый выравнивающий механизм (дь фференциал); на фиг. 11 — схема привода для автомобиля с приводом на четыре колеса; на фиг. 12 — схема привода соответствующая фиг. 11, причем задние колеса приводятся через разделитель момента, Вязкостное сцепление имеет корпус 1, который состоит из цилиндрического кожуха-оболочки 2, э также двух радиальных стенок 3, 4. Радиальная стенка 3 предпочтительно нераэъемно связана с оболочкой 2, тогда как радиальная стенка 4 вставлена в оболочку 2 разъемно. однако по отношению к ней и по внутренней поерхности уплотнена посредством уплотнений 5 и 6 и удерживается против возможности аксиального сдвига посредством фиксирующего кольца

7. Оболочка 2 имеет на своей внутренней поверхности зубчатое зацепление 8 в виде распределенных по окружности зубьев, которые проходят параллельно направлению оси вращения Х вЂ” X сцепления. В отверстиях радиальных стенок 3, 4 корпуса 1 установлена ступица 9 с возможностью вращения.

Ступица 9 выполнена полой и имеет отверстия 10, в котором выполнено внутреннее зубчатое зацепление 11 для соединения с зубчатым зацеплением вала отбора мощности или вала привода (изображены). Ступица 9 имеет с одной стороны .цилиндрическую внешЙюю поверхностЬ, которая расположена в отверстия радиальных стенок 3, 4. Для уплотнения между цилиндрической поверхностью ступицы 9 и корпусом 1 в радиальных стенок 3, 4 вставлены уплотнения 6. На промежуточном участке ступица 9 на внешней поверхности снабжена проходящими аксиально относительно оси вращения X — X зубьями 12, которые распределены по окружности.

Во внутреннем пространстве корпуса

10 образующем камрру 13 размещены фрикционные диски 14, 15, 16. Предусмотрены два различных набора фрикционных дис5

10 ков, В примере выполнения по фиг. 1 со ступицей 9 жестко в окружном направлении соединены первые фрикционные диски 14, 15, которые в соответствии с примером выполнения по фиг. 1 является внутренним фрикционными дисками, имеющими внутренние зубья, которые входят в зацепление с зубчатым зацеплением 11 в ступице 9.

Вторые) ики 16, 17, установлены на расстоянии один относительно другого. В данном примеры выполнения для сохранения рас15

25 . стояния между двумя вторыми внешними фрикционными дисками 16, 17, предусмотрено дистанционное кольцо 18. Такое сохранение дистанционного расстояния требуется. Однако, но во всех случаях использования. Между двумя соседними внешними фрикционными дисками 16, 17

30 установлена пара первых фрикционных дисков 14. Оба внутренних фрикционных диска 14, 15 в своих отверстиях имеют зубчатые зацепления, сопрягающие с зубчатым зацеплением 11 ступицы 5,с которым они сое35 динены, жестко в окружном направлении. но с воэможностью аксиэльного сдвига на ступице 9.

Два первых внутренних фрикционных диска 14, 15 попарно установлены непосредственно рядом один с другим, Все внутреннее пространство камеры 13 заполнено чередующимися внешними фрикционными дисками 16. 17 и парами. Внутренних фрикционных исков 14, 15. Оставшееся внутреннее пространство корпуса 1 по меньшей мере, частично заполнено вязкой жидкостью, в частности, на основе силиконового масла. Фрикционные диски 14. 15, 16, 17 имеют пазы 19, 20. В частности на фиг. 4 показано принципиальное расположение первых 14, 15 и вторых 16, 17 фрикционных дисков э разрезе. Граничные кромки пазов нэ к другой или обращены одна к другой, выполнены наклонными или скругленными с образованием, сечения -сужающегося от поверхности обращенной к смежному пер55 19, 20 на плоской стороне первых фрикционных дисков 14. 15 которые прилегают од1831606 ному диску 14 или 15. в направлении к его второй торцевой поверхности и выполнены с образованием воронки, За счет этой установки достигается то, что при срезающей нагрузке, то есть, скольжении образующих пару внутренних фрикционных дисков 14,1 5 относительно сбоку установленных от них внешних фрикционных дисков 16, 17, последние также имеют относительно движения, причем жидкая среда, находящаяся в обоих зазорах 21 между первыми фрикционными диском 14, 15 и вторым и фрикционными дисками 16 или 17., через пазы 19, 20 попадает в зазор 22 между двумя первыми фрикционными дисками 14 и 15. Благодаря указанным кромкам пазов

19. 20 жидкость может попасть в зазор 22 между двумя первыми фрикционными дисками 14, 15 через увеличивающееся сечения и таким образом на основе повышения дав- ления раздвинуть один от другого первые фрикционные диски 14, 15. Движение продаяжается до того, пока оба фрикционных диска 14, 15 не достигнут прилегания к обоим внешним фрикционным дискам 16, 17.

Сдвигающее действие может быть усилено благодаря тому, что снабженные радиальными пазами 19, 20 первые фрикционные диски 14 и 15 установлены один относительно другого особым образом, закреплены так, что пазы 19 фрикционных дисков 14 оказываются смещенными по окружности относительно пазов 20 фрикционного диска

15, Вследствие этого пазы 19 фрикционного диска 14 перекрываются поверхностью гранично установленного фрикционного диска

15. Это же справедливо в обратном порядке для пазов 20 фрикционного диска 15. Образованное этим дросселирующее действие содействует разжиманию обоих фрикционных дисков 14, 15 по прилегания к соседним вторым фрикционным диекам 16, 17(см.фиг.

3).В примере выполнения по фиг. 2, который представляет собой альтернативную установку по фиг. 1,.фрикционные диски 14, 15, соединенные с корпусом l. выполнены как первые фрикционные диски в попарной установке. Вторые фрикционные диски 16, 17 соединены со ступицей 9.

Далее оба фрикционных диска 16, 17 также установлены с возможностью аксиального сдвига в зубчатом зацеплении ступицы 9, то есть не установлено никакого дистанционного кольца 18 между соседними двумя вторыми фрикционными дисками

16, 17. В этом примере выполнения фрикционные диски 16, 17 соединены со ступицей

9 и являются внутренними фрикционными дисками, а установленные попарно первые

55 Оба внутренних фрикционных диска 14 и 15 своими радиальными плоскими поверхностями, расположены один на другом. Плоские поверхности 22, из которых выступают ограничивающие пазы 19, 20 отогнутые кромки 30, находящиеся против плоских по.5

50 фрикционные диски 14, 15 соединенные с корпусом 1 являются внешними фрикционными дисками.

На фиг.б показан фрикционный диск с отогнутыми выступающими частями 23, прилежащими к кромкам пазов 19, 20, который выполнен как внутренний фрикционный диск. Эти внутренние фрикционные диски обозначены как 14, 15 и представляют собой первые фрикционные диски, которые установлены попарно и имеют центральное отверстие 24, в котором выполнено зубчатое зацепление, входящее в шпоночные канавки 12 ступицы 9 и соединяющие их жестко в окружном направлении, но с возможностью аксиального сдвига. На фиг. 5 также показано, что предусмотрены распределенные по окружности радиально пазы 19, 20, которые открыты к краю 25 окружности. Кромки 26 пазов 19, 20 острые, вследствие чего образована отбортовка отгибанием частей 23 прилежащих к кромкам 26. Отбортовка производится после изготовления или во время изготовления пазов 19, 20 относительно плоской поверхности 27. Отогнутые части 23 образуют следовательно выступающую часть над плоской поверхностью 28 внутренних фрикционных дисков 14, 15. В частности на фиг. 6 изображено выполнение этих отогнутых частей 23. При этом показан только один сектор.29 между двумя соседними пазами 19, 20 и соответственно также только по одной кромке обоих соседних пазов. Посредством отбортовки получается острая шабренная кромка 30, которая обеспечивает линейное соприкосновение с плоской поверхностью 31 внешних фрикционных дисков 16, 17, как это подробнее пояснено на фиг. 7-9.

На фиг, 7 изображен разрез на фиг. 1, отражающий установку фрикционных дисков. а именно, сектор двух внешних фрикционных дисков 16, 17, которые удерживаются на расстоянии один от другого посредством непоказанного дистанционного кольца 18

Оба этих внешних фрикционных диска 16, 17 имеют также пазы 19, 20, проходящие радиально или в основном. Между двумя фрикционными дисками 16, 17 установлены два внутренних фрикционных диска 14. 15.

Эти оба внутренних фрикционных диска 14 и 15 имеют сквозные пазы 16, 17, которые снабжены отогнутыми комками 23 и находящимися на них шабренными кромками 30.

1831606 верхностей 31 не и леющега отогнутых кромок внешнего фрикционных дисков 14 и 15.

При нормальном режиме работы оба внутренних фрикцианных диска 14, 15 находится в положении, приближенном друг к другу, так, как они изображены на фиг; 7. Оба внутренних фрикционных диска 14 и 15 лежат своими плоскими поверхностями 27 адин на другом или находятся на минимальном одий от другого. Зазор между внутренним фрикционными дисками 14 и 15 и внешними фрикционными дисками l6 и 17 (а именно, между их плоскими поверхностями 31 больше, чем зазор между фрикционными дисками 14 и 15 в этом поло>кении.

Оба внутренних фрикционных диска .14 и 15 так расположены один относительно другого в зубчатом зацеплении 12 ступицы

9, что пазы 19, 20 обоих внутренних фрикционных дисков 14 и 15 соосны. При появлении относительно движения между внутренними фрикционными дисками 14 и

15 и внешними фрикционными дисками 16, 17 происходит подача срезанной жидкости в область обоих. пазов 19, 20 обоих внутренних фрикционных дисков 14 ° 15 и за счет отогнутых частей 23 подача в зазор между обеими радиальными плоскими поверхностями 27. Благодаря возникающему гидродинамическому эффекту оба внутренних фрикционных диска14, 15 движутся, расходясь один от другого по направлению к плоской поверхности 31 обоих внешних фрикционных дисков 16, 17. Как только они начинают контактировать с плоской поверхностью 31 посредством шабрящих кромок

30, действующих по типу, стеклоачистителя, силиконового масло счищается. Вследствие этого в области сектора 29 между шабрящими кромками 30 двух соседних пазов 19, 20 образуется пространство пониженного давления. В результате создается эффект, при котором общее давление воздействующее на плоские поверхности 27 в корпусе 1 сцепления, может быть использовано для обеспечения фрикционного контакта внутренних фрикционных дисков 15, 14 с плоскими поверхностями 32 внешних фрикционных дисков 16, 17. Кроме этого отогнутые края 23 по высоте рассчитаны так, что на основе имеющегося давления происходит упругая деформация, так что сектор 29 может достичь прилегания к плоской поверхности 31 внешнего фрикционного диска 16 или 17. 3а счет этого образуется максимально возможное фрикционное замыкание.

Альтернативная форма выполнена попарной установки внутренних фрикционных дисков 14, 15 покаэанана фиг,9. Пазы 19, 2Р обоих фрикционных дисков 14. 15 смещены один относительно дpyroro, Во всех примерах выполнения по фигурам 7 — 9 выбор высоты отогнутых частей 23, измеренной от плоской поверхности 28, из которой они выступают и да шабрящей кромки 30 произведен так. что может произойти также упругая установка и прижатие к плоской поверхности 31 внешних фрикционных дисков 16, 17 под давлением жидко10 сти. Эти условия могут быть выполнены, если. высота составляет приблизительно от

10 до 30% расчетного зазора, который мог бы появиться при равномерном аксиальном распределении всех фрикционных дисков в корпусе.1.

Для этагс. что повысить изнасостойкость предусмотрено фрикционные диски в особенности внутренние фрикционные диски 14, 15 подвергать покрытию поверхности слоем, в частности, процессу азатирования и вслед за тем процессу отжига.

На фиг. 10 изображено применение

20 сцепления согласно фиг. 1 на автоматически

25 блокируемом дифференциале. Дифференциал выполнен в виде дифференциала с коническими зубчатыми колесами. Он включает коробку 32 дифференциал, у которой предусмотрено продолжение, которое образует корпус 1 сцепления. Саосна с осью вращения Х вЂ” Х установлены два конических

30 зубчатых колеса 33 и 34 отбора мощности.Последние находятся в зацеплении с осью 35 дифференциала, которая перпендикулярна аси вращения Х-Х, и на которой

35 установлены конические зубчатые колеса 36 дифференциала. Конические зубчатые колеса 33, 34 отбора мощности могут быть соединены, например, с приводным валом

40 колеса или с ответвляющимся приводом, Обычным образом осуществляется привод коробки 32 дифференциала. Движение привода, пока существует равновесие между обоими коническими зубчатыми 33, 34 отбора мощности, передается одновременно на

45 оба колеса. Один набор фрикцианных дисков сцепления соединен с коробкой 32 дифференциала, а второй со ступицей 9, кото, рая соединена с приводным валом (не изоб50 ражена) и с коническим зубчатым колесом

33, также жестко окружном направлении.

На фиг. 11 показана схема привода для автомобиля 37сприводом на четыре колеса.

Автомобиль 37 приводится от блока 38

55 механизма двигателя, Оба передних колеса 39 приводятся через дифференциал 40 и подключенные к нему полуоси 41. Оба задних колеса .42 также приводятся, Для этого к дифференциалу 40 подключен средний дифференциал 43, соответствующйй вращающему моменту. По1831606

12 следний через карданный вал 44 и дефференциал 45 задней оси, а также задние полуоси 46 по приводу находится s соединении с задними колесами 42. Возможно выполнение одного или нескольких дифференциалов 45. 43 в фор- 5 ме автоматически блокируемого дифференциала (см. фиг. 10) связанного со сцеплением.

Однако, можно также вместо дифференциала

43 включить в линию привода только сцепление в соответствии с фиг. 1 или фиг. 2, причем 10 например ступица 9 по приводу соединена с выходом дифференцала 40 передней оси, а корпус 1 соединен с карданным валом 44.

На схеме привода по фиг. 12 показано применение на автомобиле 37 с приводом -15 на четыре колеса, в котором блокируемый дифференциал задней оси заменен делителем момента 47. Последний включает приводной вращающийся корпус 48, которому приданы внешние фрикционные диски 16, 17, предпочтительно два набора. Предусмотрены две отдельные ступицы, из которых одна соединена прочно жестко в окружном направлении с задней полуосью

46 левого колеса 42 и другая — с правым задни л колесом 42, Ступицам в каждом случае соединены с внутренними фрикционными дисками 14, 15 соответственно изобретению. Делитель момента 47 объединяет действие дифференциала и блокировку 30 так же, как вязкостное сцепление.

При относительном движении между корпусом 1 и ступицей 9 на основе срезающей нагрузки находящейся во внутреннем пространстве 13 жидкости появляется вра- 35 щающий момент, так что происходит захват с собой неприводимой части сцепления, следовательно или ступицы 9. или корпуса

1. С прогрессирующим нагревом силиконового масла во внутреннем пространстве ка- 40 меры 13 корпуса 1 на основе срезающей нагрузки оба внутренних фрикционных диска 14 и 15 расходятся один от другого в противоположных направлениях до прилегания к соседним внешним фрикционным 45 дискам 16, 17. Следовательно. внутренний фрикционный диск 15, например, прилегает вправо к внешнему фрикционному диску 17, а внутренний фрикционный диск 14 этой пары прилегает влево также к внешнему 50 фрикционному диску 16. Оба внутренних фрикционных диска 14, 15 находятся, следовательно по бокам во фрикционном контакте с заключенными между ними внешними фрикционными дисками 16, 17. 55

Посредством двухстороннего прилегания первых фрикционных дисков 14 и 15 к соседнему второму фрикционному диску 16 и 17 сцепление из режима работы чисто гидравлическим сцеплением, основанным на жидкостном трении, переходит в режим работы фрикционного сцепления или, по меньшей мере, в смешанный режим работы сцепления на основе жидкостного трения и фрикционного трения. Вследствие этого по меньшей мере кратковременно может передаваться увеличенный момент. Посредством двустороннего прилегания первых фрикционных дисков 14, 15, т.е. вследствие того, что два принадлежащих различным парам первых фрикционных диска 14,15 совместно зажимают между собой один второй фрикционный диск 16 или 17, достигается небольшое поверхностное прижатие или более высокая мощность вращающего момента.

Эта функция сцепления обеспечивает самозащиту за счет того, что находящаяся во внутреннем пространстве корпуса жидкость не подвергается нагрузке, недопустимой в течение продолжительного времени, Возникновение феномена, именуемого как хамп, может быть определено в зависимости от вязкости рабочей среды, которой, по меньшей мере, частично заполнено внутреннее пространство корпуса 1, и степени заполнения внутреннего пространства корпуса 1.

Если одно из конических зубчатых колес

33 и 34 отбора мощности вращается быстрее. чем другое. происходит срезание жидкости в сцеплении и за счет этого увеличение вращающегося момента, так что происходит захват с собой, например. медленнее вращающегося или неподвижно стоящего конического зубчатого колеса отбора мощности. Действие хампа проявляется так, как описано в отношении фиг. 1. Предпочтительная область применения для сцепления описанной конструкции и автоматически блокируемого дифференциала, которые снабжены вязкостным сцеплением, является привод автомобилей.

Преимуществом при этом виде выполнения является то, что происходит целевое и ускоренное движение обоих первых фрикционныхдисков 14, 15 по направлению к установленным сбоку вторым фрикционным дискам 16, 17, поскольку благодаря такой установке вызывается движение жидкости из зазоров между вторыми фрикционными дисками 16, 17 и первыми фрикционными дисками. 14, 15 через i пазы 19, 20 в зазор между двумя первыми фрикционными дисками и их движение расхождения. Так как два установленных попарно первых фрикционных диска 14, 15 чередуются со вторыми фрикционными дисками 16, 17 достигается также то, что первые фрикционные диски 14, 15 движутся так, что в положе13

1831606

10

25

35

55 нии хампа один фрикционный диск первой пары первых фрикционных дисков 15, 14 и один фрикционный диск второй пары первых фрикционных дисков 14. 15 прилегают ко второму фрикционному диску 16 или 17 и замыкаются между собой. Вследствие этого достигается двухстороннее опирание первых фрикционных дисков 15, 14, так, что больше происходит удвоение фрикционных поверхностей, так что в целом получается увеличение мощности по передаче вращающего момента во время функционирования хампа, поскольку в передаче вращающегося момента участвует больше фрикциональных поверхностей. Одновременно также уменьшается сжатие, так что не может возникнуть никаких повреждений. Дальнейший аффект заключается в том, что на основе различия в зазорах в статическом состоянии возникает одностороннее повышение давления для движения одного фрикционного диска в направлении к другому фрикционному диску, но, при сдвиге на основе действия расслоения между двумя первыми фрикционными дисками 14. 15, которые образуют пару, появляются движение расхождения с использованием гидродинамического эффекта.

Воронкообразные стенки паров 19. 20обеспечивают целевую подачу жидкости в зазор, образованный двумя первыми фрикционными дисками 14, 15, Формула изобретения

1. Вязкостное сцепление, содержащее одну часть в виде корпуса. соединенного с приводом, и другую часть в виде установленной в корпусе с возможностью вращения ступицы, соединенной с валом отбора мощности, а также соединенные жестко в окружном направлении с корпусом и ступицей посредством зубчатого зацепления фрикционные диски, выполненные со сквозными в осевом направлении пазами и расположенные в выполненной в корпусе камере, по меньшей мере, частично заполненной жидкой средой, в частности, на основе силиконового масла, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем повышения величины вращающего момента и уменьшения деформации фрикционных дисков, по меньшей мере, два первых фрикционных диска, связанных с одной из частей сцепления. установлены между двумя вторыми фрикционными дисками, связанными с другой частью сцепления, причем, по меньшей мере, первые фрикционные диски расположены аксиально подвижно в зубчатом зацеплении с соединенной с ними частью сцепления, а пазы, по меньшей мере одного из первых дисков выполнены с поперечным сечением, сужающимся от его поверхности, обращенной к смежному первому фрикционному диску, к его противолежащей поверхности.

2. Сцепление по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что два первых фрикционных диска установлены на ступице со стороны своих внутренних боковых поверхностей, а два вторых фрикционных диска установлены в корпусе со стороны своих внешних боковых поверхностей.

3. Сцепление по и. 1, от лича ю ще е-. с я тем, что она снабжено дистанционными кольцами, посредством которых вторые фрикционные диски установлены на расстоянии один от другого в зубчатом зацеплении со связанной с ними частью сцепления.

4, Сцепление по пп.2 и 3, отл и ч à ющ е е с я тем, что дистанционные кольца установлены между вторыми фрикционными дисками, установленными в корпусе.

5. Сцепление по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что два первых фрикцианных диска установлены в корпусе со стороны своих внешних боковых поверхностей, а расположенные на расстоянии два вторых фрикционных диска установлены на ступице со стороны своих внутренних боковых поверхностей.

6. Сцепление по пп. 3 и 5, о т л и ч а ющ.е е с я тем, что оно снабжено дистанционными кольцами, раз".1ещенными между вторыми фрикционными дисками, установленными на ступице.

7. Сцепление поп, 1, отл ича ю щеес я тем, что стенки пазов выполнены в виде наклонных поверхностей.

8. Сцепление по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что стенки пазов выполнены с закругленными кромками.

9. Сцепление по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что прилежащие к пазам части дисков расположены под углом к дискам, а выступающие кромки стенок пазов расположены со стороны одной из торцевых поверхностей диска.

10. Сцепление по п. 9, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что упомянутые выступающие кромки стенок пазов обращены к гладким поверхностям смежных фрикционных дисков.

11. Сцепление по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что пазы выполнены в виде распределенных по окружности радиальных пазов.

12. Сцепление по пп. 1 и 11. о т л и ч а ющ е е с я тем, что пазы двух смежных первых фрикционных дисков смещены относительно один другого в окружном направлении.

13. Сцепление по и. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что пазы двух смежных первых

1831606

74 sErsn g

7 фрикционных дисков расположены соосно одни с другими.

14. Сцепление по и. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что на фрикционных дисках выполнено иэносостойкое покрытие.

15. Сцепление по и. 14, о т. л и.ч а ющ е е с я тем, что покрытие выполнено в виде азотированного слоя.

16. Сцепление по и. 3, о т л и ч а ющ е е с я тем, что высота расположения кромок стенок пазов равна 10 — ЗО величины зазора между двумя фрикционными дис5 ками, Приоритет по пунктам:

08.07.88 по и и. 1-7, 10, 11, 22.08,88 по и и, 8, 9.

1831606 л гФ б б °

° ° ° O

° ° °

° °

° ° °

° ° ф ° °

° ° °

° ° °

° ° ° ° °

° ° ° °

° ° б ° °

° ° б б °

° °

° ° ° ° °

° ° °

° ° б ° б

° °

° б ° б ° б °

° ° ° ° °

° б ° ° °

° ° ° б б

° ° °

° ° ° б ° ° б 4 ° ° ° ° 1

° °

° ° ° °

° б ° ° ° ° ° °

° ° ° ° ° ° ° °

° ° ° ° б

°, ° ° ° ° ° б

° б ° ° ° ° °

° ° ° ° ° ° ° ° °

° ° ° ° ° ° ° ° ° °

° ° ° ° ° ° ° °

° ° °

° ° ° бб ° ° ° °

° ° ° б ° °

° б б

° °

° °

Э@

° °

° ° °

° °

° ° ° °

° ° ° ° б °

° ° ° ° °

° °

° в ° ° ° ° °

° ° ° ° ° °

° ° ° Ф ° ° б ° ° °

° ° ° °

° °

° ° ° ° °

° ° ° ° °

° °

° ., ° °

° ° ° ° е °

° б ° б ° б °

° ° ° ° °

° ° ° ° ° б

° ° ° ° °

° °

° °

° °

1 ° °

° °

° б ° ° °

° ° ° °

° б ° б ° ° ° ° ° б ° ° ° б ° ° °

° ° ° ° ° ° °

° ° ° б ° ° ° ° б ° ° б ° ° ° 1

° ° ° ° ° ° °

° б ° ° б ° . °

° ° ° б ° °

° °

° ° ° °

° ° ° ° ° °

4t ° ° ° °

° ° °

° ° °

° ° ° б ° °

° ° °

Ф ° ° °

° ° ° °

° ° ° °

° °

° °! б Ф r5 f7 У 1 10) Рб 5

° °

° °

° ° ° ° ° °

° ° ° °

° ° ° б

° ° ° ° °

° ° ° ° б б °

° ° ° б

° ° ° ° ° ° б ° °

° ° ° б ° ° ° ° ° ° ° °

° ° ° Ф ° ° ° ° ° °

° ° ° ° ° ° ° ° б ° б ° ° ° °

° ° ° . ° ° ° °

° ° б ° ° ° ° ° °

° ° ° °

° ° ° ° °

° б ° °

° ° ° б . ° °

° °

° ° ° °

° ° б ° ° °

° ° ° ° б °

° ° ° ° ° °

° б ° ° ° ° б б

° °

° ° °

° б б

° ° ° б б ° j

° ° ° °

° ° ° ° °

° ° ° ° °

° ° °

° ° ° °

° ° °

° б б ° ° °

° ° ° °

° °

° ° ° °

° ° °

° ° б ° °

° °

° б °

° ° °

° ° ° °

° ° ° °

° ° °

° с °

° ° б °

° ° °

° °

° °

° °

° °

° °

° °

1831606

1831606

1б/7) Составитель И. Лукина, Техред M,Ìoðãåíòàë Корректор А. Обручар

Редактор С. Кулакова

Производственно-издательский комбинат Патент", г. Ужгогод, ул.Гагарина, 101

Заказ 2546 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Вязкостное сцепление Вязкостное сцепление Вязкостное сцепление Вязкостное сцепление Вязкостное сцепление Вязкостное сцепление Вязкостное сцепление Вязкостное сцепление Вязкостное сцепление Вязкостное сцепление Вязкостное сцепление 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано ,в частности, в устройствах для записи и воспроизведения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах вентиляторов системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Механизм // 1388611
Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области t машиностроения, к вязкостным гидравлическим муфтам

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для включения, обеспечения работы и выключения вентилятора двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к использованию вязкостной муфты для переключения передач

Изобретение относится к системам дополнительного нагрева для транспортного средства, в частности для автомобиля с дизельным двигателем

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для включения, обеспечения работы и выключения вентилятора двигателя, например двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным дискам для фрикционных гидравлических муфт

Изобретение относится к использованию вязкостной муфты для автоматического переключения передач

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для включения и выключения вентилятора охлаждающей системы двигателей внутреннего сгорания. Устройство содержит чувствительный элемент, выполненный из ферромагнитного материала с точкой Кюри, равной критической температуре охлаждающей жидкости, помещенный в корпус из немагнитного материала и размещенный в нем постоянный цилиндрический магнит с возможностью свободного перемещения внутри полости. Торцы чувствительного элемента и постоянного цилиндрического магнита связаны с пружиной, а второй конец постоянного цилиндрического магнита упирается в корпус выключателя с магнитоуправляемыми контактами, а второй торец чувствительного элемента имеет контакт с охлаждаемой средой. Достигается повышение надежности работы устройства и упрощение конструкции привода вентилятора. 2 ил.

Группа изобретений относится к триботехнике. Деталь с переменным коэффициентом трения включает первую поверхность, вторую поверхность, изолирующую часть и электропроводящую часть. Изолирующая часть состоит из листообразной основы, пористой пленки или листообразной основы со сквозными отверстиями. Электропроводящая часть электрически соединяет первую поверхность со второй поверхностью. Электропроводная часть заполняет листообразную основу, пористую пленку или сквозные отверстия листообразной основы. Структура с переменным коэффициентом трения вызывает силу трения подачей электрического напряжения между первой поверхностью и второй поверхностью детали с переменным коэффициентом трения. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 2 табл., 8 ил.
Наверх