Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора

 

Использование: область машиностроения , в крупных электрических машинах. Сущность изобретения: создание арочного распора лобовыми частями, образующими внутреннюю коническую поверхность за счет внешнего сжатия лобовых частей. По внешнему параметру обмотка охвачена отдельными сегментами, имеющими возможность радиального перемещения и образующими в сумме кольцо. Все элементы устройства крепления смонтированы на нажимной плите с укрепленными на ней ребрами жесткости, на которых закреплены упорные планки с резьбовыми отверстиями в них и выполнены упорные поверхности для клиньев, перемещающих сегменты кольца, охватывающие лобовые части обмотки статора по всей окружности. 2 ил.

СО!ОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 Н 02 К 3/50

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ?

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ °

К ПАТЕ Н.ТУ (21) 5017302/07 (22) 16.12.91 (46) 30.07.93, Бюл. М 28 (71) Научно-исследовательский, проектноконструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения

Харьковского завода "Электротяжмаш" им.

В,И. Ленина (72) В.Г. Гавриш, Ю.К, Козлов, В.В. Шумовский, А.С. Юрьев, М.Г. Поникаровский и

Г.Г. Гоцкало (73) Научно-исследовательский, проектноконструкторский и технологический инсти-, тут тяжелого электромашиностроения

Харьковского завода "Электротяжмаш" им.

В.И. Ленина (56) Авторское свидетельство СССР

М 595831, кл. Н 02 К 3/50, 1978, Авторское свидетельство СССР

М 1023536, кл. Н 02 К 3/50, 1983.

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается конструкции крепления лобовых частей обмотки статора.

Целью изобретения является повышеwe надежности крепления лобовых частей в условиях значительных динамических и электродинамических нагрузок.

Сущность изобретения представляет собой взаимодействие составного изоляционного кольца, охватывающего лобовую часть обмотки, с последней, через посредство клинового зажатия, упорных планок и ребер жесткости, размещенных на нажимной плите, что создает жесткую конструкБЫ Ä 1831749 А3 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ ОБМОТКИ CTATOPA (57) Использование: область машиностроения, в крупных электрических машинах.

Сущность изобретения: создание арочного распора лобовыми частями, образующими внутреннюю коническую поверхность за счет внешнего сжатия лобовых частей. По внешнему параметру обмотка охвачена отдельными сегментами, имеющими возможность радиального перемещения и образующими в сумме кольцо. Все элементы устройства крепления смонтированы на нажимной плите с укрепЛенными на ней ребрами жесткости, на которых закреплены упорные планки с резьбовыми отверстиями в них и выполнены упорные поверхности для клиньев, перемещающих сегменты кольца, охватывающие лобовые части обмотки статора по всей окружности. 2 ил. цию, предохраняющую от воздействия ди. намических и электродинамических нагрузок лобовой части обмотки статора.

Новизна предлагаемого устройства состоит в том, что изол яцион ное кол ь цо разделено на сегменты, на концах которых выполнены клиновые поверхности, а клинья, устанавливаемые на эти поверхности, собирают сегменты в кольцо, создавая арочный (беззазорный) распор между лобовыми частями, образующими внутренний конус. Таким образом изоляционное кольцо, состоящее из отдельных сегментов, при перемещении последних клиньями. сжимает лобовые части по всей окружности лобо.1831749 вых частей статора. Это перемещение лобовых частей происходит до полного устранения зазоров между лобовыми частями, образующими внутренний конус. Поскольку дальнейшее перемещение лобовых частей невозможно, последние оказываются надежно зажатыми в радиальном направлении аркой и составным изоляционным кольцом. Кроме того, в данном устройстве для крепления лобовых частей авторы стремились к сокращению номенклатуры деталей за счет выполнения нескольких функций каждой из них, так например, упорная планка. ограничивающая аксиальное перемещение.сегментов кольца, одновременно своим реэьбовым отверстием способствует аксиальному перемещению клина. Упорная поверхность для клина выполнена на ребре жесткости, организующем корпус машины.

На фиг. 1 представлено предлагаемое устройство крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины; на фиг. 2 — вид устройства с торца.

Устройство крепления лобовых частей статора содержит нажимную плиту 1, сжимающую пакет статора 2, в пазах которого размещена обмотка 3. На нажимной плите закреплены ребра жесткости 4 камеры лобовых частей, в которых выполнены опорные поверхности 5. В конце опорных поверхностей закреплена упорная планка 6, содержащая резьбовое отверстие. Вдоль опорных поверхностей скользит клин 7, содержащий отверстие, соосное разьбовому, в которое входит болт 8 с пружинной шайбой 9, взаимодействующий с клином, Клин

7 передает усилие клиновым поверхностям встречного уклона 10 изоляционного кольца, составленного из отдельных сегментов

11, на концах которых выполнены вышеупомянутые клиновые поверхности, Аксиальное перемещение сегментов 11, обусловленное аксиальной составляющей от воздействия клина 7, ограничивает упорная планка 6. Между соседними сегментами имеется зазор, обеспечивающий воэможность их радиального перемещения, Поверхность нажимного сегмента, прилегающая к лобовым частям, соответствует поверхности, образуемой последними при полном устранении зазоров между лобовыми. частями, образующими внутренний конус (см. фиг. 2). При этом между промежуточными лобовыми частями, передающими усилие в

Формула изобретения

Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины, содержащее нажимную плиту, изоляционное кольцо, охватывающее лобовые части обмотки, и клинья, о т л и ч а ю ще е с я тем, что, изоляционное кольцо выполнено из отдельных сегментов, имеющих на концах клиновые поверхности, на которых установлены клинья, при этом клинья выполнены со сквозными отверстиями и снабжен резьбовыми элементами. установленными в них для взаимодействия с упорными планками, закрепленными на нажимной плите, радиальном направлении, обязательно наличие зазоров в тангенциальном направлении (что заложено в геометрическом расчете катушки), Усилие радиального поджатия клиньями и полученная в результате этого арка внутреннего конуса, образованного лобовыми частями, должны придать жесткость закреплению лобовых частей обмотки

10 статора, достаточную для предотвращения вибраций от значительных динамических и электродинамических нагрузок, Аксиальные перемещения обмотки, обусловленные тепловым воздействием в

15 диапазоне температур, определяемом допустимой температурой изоляции, компенсируются за счет тангенциальных зазоров в промежуточных лобовых частях и эа счет изменения механических напряжений в ло20 бовых частях, образующих арку.

В предлагаемом устройстве совмещение нескольких функций в отдельных деталях, как, например, упорная плита 6, ограничивающая с одной стороны аксиаль25 ное перемещение сегментов 11, обусловленное аксиальной составляющей от воздействия клина Т, с другой стороны своим резьбовым отверстием способствующая аксиальному перемещению последнего;

30 или же ребро жесткости 4, на котором закреплена упорная планка 6 и размещена упорная поверхность 5 для клина 7, позволило свести к минимуму их общее количество, а воэможность его размещения на

35 наибольшем удалении от паза в аксиальном направлении ограничена длиной вылета лобовых частей и позволяет максимально разгрузить пазовый клин от выдавливания из паза, 1831749

Составитель В.Гав риш

Техред M.Mâðãåíòàë Корректор Л Филь

Редактор

Заказ 2553 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при изготовлении статоров электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается конструкции крепления и фиксации на корпусе статора лобовых частей обмотки крупных электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электротехники и касается изготовления роторов электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и крупного электромашиностроения и может быть использовано в производстве гидрогенераторов, а именно в конструкциях бандажных колец

Изобретение относится к области электротехники и касается технологии электромашиностроения, в частности к контролю величин натягов горячей посадки бандажных колец роторов крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения катушек явных полюсов прямоугольной формы статоров явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к способу фиксации проводников и катушек обмоток электрических машин и заполнения промежутков в обмотках электрических машин посредством протягивания шнуров-корделей из волокон, образующих фитиль, окруженный упругой и пропускающей пропитку оболочкой, причем распорное средство выбрано таким образом, что его толщина превышает заполняемое свободное пространство, куда оно втягивается и затем пропитывается

Изобретение относится к области электротехники, касается электрических машин и позволяет повысить надежность за счет исключения замыканий электрического тока через лобовые части обмотки и бандажные кольца

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к устройству для крепления концов витков статорной обмотки в динамоэлектрической машине

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в производстве крупных электрических машин с изоляцией "Монолит-4"

Изобретение относится к области электротехники и касается выполнения электрических машин, в частности трехфазного асинхронного гидрогенератора, с ротором и статором, а также с обмоткой, включающей множество проходящих в осевом направлении, лежащих друг над другом в соответствующих пазах обмотки ярма стержней (17, 18) обмотки, причем стержни (17, 18) обмотки выступают из пазов обмотки на торцах машины и в лобовой части (13а, b) обмотки по заданной схеме многократно попарно электрически связаны друг с другом, причем верхний стержень (18) обмотки первого паза обмотки и соответственно второй стержень (17) второго паза обмотки таким образом согнуты друг на друга, что их концы (21, 22) в осевом направлении пересекаются друг над другом, а соединение (16) стержней (17, 18) обмотки электрически связанной пары стержней обмотки осуществляется с помощью цельного соединительного элемента (27)

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции статора электрической машины большой мощности, в частности, турбогенератора с воздушным охлаждением. Предлагаемый статор электрической машины содержит шихтованный сердечник (1), в спинке которого выполнены вентиляционные каналы (6). В корзине (7) лобовых частей обмотки имеются проходы (8). Лобовые части обмотки размещены между внутренним (9) и внешним (10) кольцами. Между внешним кольцом (10) и корзиной (7) лобовых частей обмотки установлены радиальные ребра (11) и образованы полости (12). На ребрах (11) подвязаны лобовые части обмотки. Каналы 6 сообщаются с полостями (12). Во внутреннем кольце (9) выполнены вентиляционные отверстия (13), во внешнем кольце (10) - вентиляционные отверстия (14). Внешнее кольцо (10) закреплено на корпусе (2) статора с помощью шпилек (15) с резьбовыми концами. На один конец шпильки (15) навинчена гайка (16), закрепленная на корпусе (2), а другой конец через втулку (17) соединен с указанным внешним кольцом (10). Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в повышении эффективности охлаждения статора электрической машины и снижении вибрации лобовых частей обмотки статора. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх