Система заправки самолета криогенным топливом

 

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в других отраслях машиностроения. Цель изобретения обеспечение безопасности и сокращения времени заправки. Система заправки содержит в наземных средствах заправки 21 топливозаправщик 1, на выходе которого и смонтирована линия заправки 3, оканчивающаяся наконечником 4 для стыковки с заправочным штуцером 5 борта самолета 22, соединенного с топливным баком 6 трубопроводом заправки 7. На баке 6 установлен трубопровод дренирования паров топлива 11. Линия заправки и трубопровод дренирования паров топлива 11 коаксиально соединены внутренним каналом 13 заправочного штуцера 4 с трубопроводом заправки 7 самолета а наконечник 4 линии заправки 3 снабжен линией отвода 14 и утилизации паров с перекрывным краном 15, которая внешним каналом 16 наконечника 4 коаксиально соединена с линией заправки 3 при этом между наконечником 4 и штуцером 5 на их внешних каналах 16 установлено уплотнение 17 для герметизации дренируемых паров от внешней среды, а на внутренних каналах дополнительные уплотнения 18 для разделения топлива от его дренируемых паров, при этом в каналах 13 и 16 смонтированы отсеченые клапаны 19 и 20. 1 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам обеспечения заправки и дренажа топливных систем летательных аппаратов со специальными видами топлива, и может быть использовано в других отраслях машиностроения. Целью изобретения является обеспечение безопасности и сокращения времени заправки. На чертеже изображен общий вид системы заправки самолета криогенным топливом. Система заправки самолета криогенным топливом содержит топливозаправщик 1, содержащий дренажно-предохранительные клапаны, датчики уровня, насосы подачи топлива, баллоны с нейтральным газом и др. (позиции на чертежах не указаны), на выходе которого установлен перекрывной кран 2 и смонтирована линия заправки 3, оканчивающаяся наконечником 4 для стыковки с заправочным штуцером 5, соединенного с топливным баком 6 трубопроводом заправки 7 с перекрывным краном 8 и дренажным краном 9, при этом на баке 6 установлены дренажно-предохранительные клапаны 10 и трубопровод дренирования паров топлива 11 с перекрывным краном 12. Линия заправки 3 и трубопровод дренирования паров топлива 11 коаксиально соединены внутренним каналом 13 заправочного штуцера 4 с трубопроводом заправки 7 самолета, а наконечник 4 линии заправки 3 снабжен линией отвода 14 и утилизации паров с перекрывным краном 15, которая внешним каналом 16 наконечника 4 коаксиально соединена с линией заправки 3, при этом между наконечником 4 и штуцером 5 на внешних каналах 16 установлено уплотнение 17 для герметизации дренируемых паров от внешней среды, а во внутpенних каналах дополнительные уплотнения 18 для разделения топлива от его дренируемых паров, при этом в упомянутых каналах 13 и 16 смонтированы отсечные клапаны 19 и 20. Топливозаправщик 1 входит в состав наземных средств заправки 21 и подключен через заправочный штуцер 5 к борту самолета 22. Система заправки самолета криогенным топливом работает следующим образом. Наконечник 4 стыкуется с заправочным штуцером 5 борта самолета 22 и они герметизируются уплотнением 17, после чего производится опрессовка стыка и проверка герметичности уплотнения 17 пневмогидравлическим способом, используя сжатый нейтральный газ топливозаправщика 1. При положительном контроле герметизации одновременно открываются отсечные клапаны 19 и 20, в результате чего в стыке достигается разделение каналов с герметизацией внутренних каналов 13 от внешних 16 дополнительными уплотнениями 18. Перед выполнением основного этапа технологии криогенной заправки подачи топлива на борт открываются перекрывные краны 2, 8, 12 и топливо насосами топливозаправщика 1 подается в бак самолета 6 по линии заправки 3, через внутренние каналы 13 трубопровод заправки 7. Топливо захолаживает конструкции системы заправки и заполняет объем бака 6 до заданного уровня, при этом давление в баке растет и чтобы не происходило выброса паров топлива в атмосферу через дренажно-предохранительные клапаны 10, открывается перекрывной кран 15 и пары дренируются по трубопроводу 11 в наземные средства заправки 21 через внешние каналы 16 и линию отвода и утилизации паров 14, по завершении заправки происходит последовательное перекрытие кранов 2, 8, 12 и удаление остатков топлива из трубопровода 7 и линии заправки 3 вакуумированием линии отвода 14 средствами утилизации наземной части 22, при этом разрежение в каналах 13 и 16 не должно вызвать срабатывание дренажного клапана 9. Отвакуумированные линии заполняются нейтральным газом топливозаправщика 1, после чего перекрываются кран 15 и нейтральный газ. Перед стыковкой наконечника 4 перекрываются оба канала 13 и 16 отсечными клапанами 19 и 20 и производится отстыковка, а на заправочный штуцер 5 устанавливается штатная крышка. Использование изобретения позволит обеспечить безопасность при заправке, т.к. исключаются утечки топлива в атмосферу, резко сократит время заправки и вес системы на самолете.

Формула изобретения

СИСТЕМА ЗАПРАВКИ САМОЛЕТА КРИОГЕННЫМ ТОПЛИВОМ, содержащая топливозаправщик, снабженный устройством для подачи топлива на борт самолета, на линии заправки которой смонтированы перекрывной кран и наконечник для стыковки с заправочным штуцером борта самолета, соединенного с топливным баком трубопроводом заправки с перекрывным краном и дренажным клапаном, при этом на баке установлены дренажно-предохранительные клапаны и трубопровод дренирования паров топлива с перекрывным краном, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения безопасности и сокращения времени заправки, линия заправки и трубопровод дренирования паров топлива коаксиально соединены внутренним каналом заправочного штуцера с трубопроводом заправки самолета, а наконечник линий заправки снабжен линией отвода и утилизации паров топлива с перекрывным краном, который внешним каналом наконечника коаксиально соединен с линией заправки, при этом между наконечником и штуцером на их внешних каналах установлено уплотнение для герметизации дренируемых паров от внешней среды, а на внутренних каналах дополнительные уплотнения для разделения топлива от его дренируемых паров, причем в упомянутых каналах штуцера и наконечника смонтированы отсечные клапаны.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации, а именно к системам заправки летательного аппарата криогенным топливом, и может быть использовано в других областях машиностроения

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к авиационной технике на криогенных топливах, и может быть использовано в различных областях промышленности

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам для обеспечения взрывопожаробезопасного размещения в гермокабине топливных кессон-баков

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано преимущественно в авиационной технике для безопасной работы дренажной системы бака с криогенным веществом и для исключения влияния паров дренируемого вещества на конструкцию киля самолета

Изобретение относится к топливным системам многодвигательных самолетов, использующих криогенное топливо

Изобретение относится к космической технике и предназначено преимущественно для многоразовых космических аппаратов с двигательными установками, топливные баки которых используются по иному, помимо основного назначения, в частности - для торможения аппаратов при полете в атмосфере

Изобретение относится к самолетостроению, а именно к авиационной технике со средствами заправки топливных баков криогенной жидкостью или сжиженным природным газом (СПГ), и может быть использовано в других отраслях машиностроения

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к средствам перекачки и заправки в емкости криогенной жидкости

Изобретение относится к средствам заправки газами большой плотности, преимущественно емкостей двигательных установок космических аппаратов

Изобретение относится к средствам заправки двигательных установок космических аппаратов газами большой плотности

Изобретение относится к областям техники, использующими криогенные жидкости, в частности к средствам заправки криогенного топлива в авиационной технике и может быть использовано в других отраслях машиностроения

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано преимущественно в авиации для безопасного дренирования паров криогенного топлива с самолета, особенно при использовании в качестве топлива жидкого водорода, метана или сжиженного природного газа

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам обеспечения заправки и дренажа криогенных топливных систем летательных аппаратов со специальными видами топлива, и может быть использовано в других областях машиностроения
Изобретение относится к активной тепловой защите теплонапряженных элементов конструкции летательного аппарата (ЛА), управлению его обтеканием и работой силовой установки. Способ включает формирование защитного слоя из продуктов разложения метангидрата (смеси паров воды и метана). Последние вводят через открытый вход газоструйного резонатора навстречу набегающему потоку под давлением в пульсирующем режиме с частотой более 100 Гц. Модуляция аэродинамического сопротивления способствует устойчивости пограничного слоя в окрестности защищаемых элементов конструкции ЛА. При поглощении энергии набегающего потока и излучения головной ударной волны происходят диссоциация молекул воды и метана и реакции синтеза. Компоненты разложения метангидрата, а также продукты синтеза водорода и ацетилена направляют в камеру сгорания силовой установки ЛА. Технический результат изобретения заключается в снижении пиковых тепловых нагрузок на элементы конструкции ЛА, увеличении срока их службы и повышении топливной эффективности силовой установки ЛА.
Наверх