Способ определения скорости роста усталостной трещины

 

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОС ДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

BE OMCTBO СССР (ГО ПАТЕНТ СССР) ПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

-К (57 И

Изобретение относится к области механи еских испытаний материалов.

Целью изобретения является повышени точности определения скорости роста ус алостной трещины путем снижения погр шностей. связанных с определением параметра интенсивности пластической де ормации, в частности глубины пластическ деформированного слоя.

На фиг. 1 показана схема погружения об екта; на фиг. 2 — общий вид исследуемой зо ы объекта, примыкающей к границе разру ыения; на фиг. 3 — схема измерений величины локальной остаточной деформации, гд 1 — объект исследования, 2 — алмазная игла прибора с радиусом закругления 0,01 мл, 3 — прибор профилограф-профилометр, 4. самописец прибора, 5 — лента самописц; на фиг. 4: 1 — коэффициент асимметрии ц кла R =-. 0,15; 2 — R =-0.3; 3 — R = 0.5. (21 (22 (46 (71 ин ни (72 (56 тр вв

4, (54

4824330/28

08.05.90

30.08.93. Бюл, t4 32

Рижский Краснознаменный институт енеров гражданской авиации им. Леского комсомола

8.П.Павелко и О.С,Попов

Гринберг Н.М. и др, Рост усталостной щины и пластическая зона на воздухе и кууме. — Проблемы прочности, 1981, hh . 20-25.

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ

ТА УСТАЛОСТНОЙ ТРЕЩИНЫ зобретение относится к способам опления скорости роста усталостных тре„„ Ы „„1837206 А1 щин. Цель изобретения — повышение точности путем исключения погрешностей, связанных с послойным разрушением детали после ее нагружения. Нагружают образец металла, аналогично нагружению детали.

Перед нагружением с поверхностей детали и образца удаляют неровности в зоне их разрушения. Определяют величину остаточной деформации детали в зоне излома. В образце определяют зависимость скорости роста трещины в нескольких сечениях от величины остаточной деформации, с учетом указанных параметров определяют скорость роста трещины, 1 табл., 4 ил.

Предлагаемый способ имеет следующую последовательность операций.

На образце, выполненном из материала той же марки, что и контролируемая деталь, в зоне поверхности образца, где ожидается развитие усталостной трещины, удалят механическими способами поверхностной обработки микро- и макронеровности, Образец подвергают нагружению (cM. фиг.

1) той же структуры, что и контролируемая деталь, до возникновения усталостной трещины и последующего ее стабильного роста с возрастаю цей скоростью. В процессе нагружения фиксируют прирост длины трещины в зависил ости от наработки, а затем аппроксимацией этой зависимости и ее численным дифференцированием определяют значения скорости роста трещины, На участках траектории роста, где определены значения скорости трещины, измеряют величину локальной остаточной леформаци,I

1837206

=С(1 R)qh как перепада высоты от недеформированной точки А поверхности материала до края излома в точке В (см. фиг, 2, 3). Определяют зависимость скорости роста трещины от величины локальной остаточной деформации (например, типа фиг, 4), В зонах поверхности контролируемой детали, где ожидается развитие усталостных трещин, проводят поверхностную обработку и с тем же качеством, что и при подготовке образца. При обнаружении в детали усталостных трещин в процессе нагружения измеряют локальную остаточную деформацию у края излома в различных точках по ее длине и по ее величине определяют скорость роста усталостной трещины в этой детали.

Изобретение иллюстрируется следующим примером. Определялась скорость роста усталостной трещины в листовом материале Д16АТ толщиной 1,8 и 5 мм с боковым щелевидным надрезом длиной 10 мм, радиусом дна 0,4 мм. Ширина рабочей части образца 100 мм, расстояние между захватами 250 мм.

Поверхность образца в зоне ожидаемого развития усталостной трещины обрабатывалась механическим способом для удаления микро- и макронеровностей. Все операции выполнялись на чугунных притирах с использованием абразивных паст. На заключительном этапе доводка поверхности осуществлялась с использованием пасты ГON для получения шероховатости поверхности Rx = 0,05 — 0,07 мкм с возможным царапинами глубиной К = 1 мкм.

Испытания проводились на испытательной машине ГРМ вЂ” 1 с частотой 8,33 Гц до полного разрушения образца. В процессе испытаний дискретно фиксировалась длина трещины и соответствующее ей число циклов нагружения, а затем путем аппроксимации полученной зависимости определялись значения макроскоростей в нескольких сечениях по длине трещины. В тех же сечениях измерялась величина локальной остаточной деформации (см, фиг. 2) с использованием прибора профилографапрофилометра M-250 с записью профиля поверхности материала в зоне, примыкающей к излому, на ленту самописца (см, фиг.

3). Величина локальной остаточной деформации определялась как перепад высоты от точки А, расположенной на недеформированной поверхности образца. до точки В, расположенной на краю излома (см. фиг. 2, 3). Запись профиля проводилась при вертикальном увеличении в 2000, 1000 и 500 единиц, горизонтальном — 20 и 10 единиц.

Длина трассы сканирования (расстояние между А и В) составляла от 3 до 8 мм. Выбор

55 увеличений и длины трассы проводился из условия возможно более точного определения перепада высот между А и В при использовании указанного измерительного оборудования, Испытания проводились при максимальных напряжениях в цикле о = 50 и 80

Mila, коэффициенте асимметрии R = 0,15;

0,3; 0,5, По результатам эксперимента определены зависимости скорости роста трещины

de

„от величины локальной остаточной деформации и (см. фиг. 4). Получена аппроксимирующая результаты испытаний зависимость где С, q, m — параметры, определяемые из условия наилучшего соответствия формулы (1) экспериментальным данным, В таблице представлены результаты непосредственных измерений и определены среднеквадратические отклонения от среднего S, Приведенные экспериментальные результаты показывают, что по величине локальной остаточной деформации, измеренной на границе разрушения, можно восстановить кинетику роста усталостных трещин, Установлено, что на зависимость между скоростью роста усталостной трещины и локальной остаточной деформацией оказывает влияние асимметрия цикла нагружения.

Использование предлагаемого способа позволяет существенно повысить точность определения скорости роста трещины за счет исключения операций снятия слоев материала и рентгенографирования, а также снизить трудоемкость анализа излома.

Способ-прототип применим только при условии свободного доступа к поверхности излома, а необходимость снятия слоев электрополированием и последующим рентгенографированием не позволяют при сравнимой трудоемкости (количество снимаемых слоев и их толщина) достичь нужной точности определения скорости роста, Предлагаемый способ свободен от указанных недостатков, что делает его более перспективным по сравнению с прототипом.

Формула изобретения

Способ определения скорости роста усталостной трещины детали, заключающийся в том, что деталь циклически нагружают и определяют параметр ее деформации в зоне разрушения, с учетом которого судят о

1837206 6 скорости роста трещины, о т л и ч а ю щ и й. я тем, что, с целью повышения точности рутем исключения погрешностей, связанных с послойным разрушением детали по- . ле ее нагружения, нагружению, 5 налогичному нагружению детали, подверают образец из материала детали, перед нагружением детали и образца удаляют неровности с поверхностей их зон разрушений, в качестве параметра деформации детали определяют величину ее остаточной деформации в зоне излома, определяют зависимость скорости роста трещины в образце в нескольких сечениях от величины остаточной деформации в этих сечениях, с учетом которой судят о скорости роста трещины. детали.

1837206

1837206

Ф1ф

Ъ

Составитель

Техред М.Моргентал

Корректор M.AHäðþøåHKO

Редактор А.Плакс

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Заказ 2861 Тираж Подписное

: ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ определения скорости роста усталостной трещины Способ определения скорости роста усталостной трещины Способ определения скорости роста усталостной трещины Способ определения скорости роста усталостной трещины Способ определения скорости роста усталостной трещины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к исследованиям прочностных свойств твердых материале в и позволяет повысить надежность при усталостных испытаниях на резонансный и; гиб стержневых образцов

Изобретение относится к испытатель-; ной технике и может быть использовано для диагностики вакуумных систем

Изобретение относится к области испытания материалов и может быть использовано для определения усталостной прочности металла труб

Изобретение относится к механическим испытаниям, а именно к способам определения усталостной поврежденности материала

Изобретение относится к испытательной технике, к установкам для испытания образцов материалов на усталость

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к установкам для испытания группы образцов материала на усталость при знакопеременном нагружении по сложной программе

Изобретение относится к испытательной технике, конкретно к образцам для определения трещиностойкости Kic вязких материалов

Изобретение относится к испытательной технике, к установкам для деформирования образцов материалов при определении демпфирующих свойств

Изобретение относится к устройствам для изучения физико-механических свойств картофеля и может быть использовано для определения повреждений клубней картофеля при оптимизации работы картофелеуборочных машин, а также в селекции новых сортов картофеля, предназначенных для механизированного возделывания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к исследованию прочностных свойств материалов, а именно к установкам для испытания образцов на усталость при двухчастотном нагружении

Изобретение относится к испытаниям конструкционных материалов и может быть использовано при определении достоверных свойств металлов в упругой области деформации

Изобретение относится к методам испытания материалов на усталостную прочность, в частности к способам определения предела контактной выносливости материала

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к стендам для динамических испытаний элементов воздушного винта летательного аппарата, например, лопастей винта вертолета, при комбинированных нагрузках
Наверх