Смазочная композиция

 

Использование: в авиационной технике. Сущность: композиция содержит, мас.%: N-фенил(нонокси)-ди-(анилинофенокси)силан 0,4-0,6; N-фенил--нафтиламин 0,5-0,7; п,п'-диизооктилдифениламин 1,3-1,5; трикрезилфосфат 2,8-3,2; бензотриазол 0,05-0,1; полиэтилсилоксановая жидкость 17-20, борированный эфир пентаэритрита и синтетических жирных кислот фракции C5-C 9 - до 100. Технический результат - повышение термоокислительной стабильности и смазочных свойств. 1 табл.

Изобретение относится к смазочной композиции на основе сложноэфирных синтетических масел, содержащих смесь антиоксидантов и предназначенных для авиационной техники.

Для развития современной авиационной техники необходимы масла, отвечающие ужесточенным требованиям по ряду эксплуатационных свойств, главным образом, в отношении их термостабильности и смазывающей способности.

Одним из наиболее важных эксплуатационных показателей авиационных масел является стабильность их к окислению при высоких температурах. В наибольшей степени этому требованию отвечают синтетические масла на сложноэфирной основе.

Известна смазочная композиция на основе эфира пентаэритрита и синтетических жирных кислот C 5-C9, содержащая полиэтилсилоксановую жидкость и присадки: N-фенил(нонокси)-ди-(анилинофенокси)силан, N-фенил--нафтиламин, п,п'-диоктилдифениламин, бензотриазол.

Однако известная композиция имеет неудовлетворительные смазочные свойства и недостаточную термоокислительную стабильность при температуре выше 200°C.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков.

Поставленная цель достигается тем, что смазочная композиция, содержащая эфирную основу, полиэтилсилоксановую жидкость, N-фенил(нонокси)-ди-(анилинофенокси)силан, N-фенил--нафтиламин, п,п'-диоктилдифениламин и бензотриазол, согласно изобретению дополнительно содержит трикрезилфосфат и в качестве эфирной основы содержит борированный эфир пентаэритрита и синтетических жирных кислот фракции С59 при следующем соотношении компонентов, мас.%:

N-фенил(нонокси)-ди-(анилино-  фенокси)силан 0,4-0,6N-фенил--нафтиламин0,5-0,7 п,п'-диизооктилдифениламин1,3-1,5 трикрезилфосфат2,8-3,2 бензотриазол0,05-0,1 полиэтилсилоксановая жидкость 17-20борированный эфир пентаэритрита и синтетических жирных кислот  фракции С5-C9 до 100

N-фенил(нонокси)-ди-(п-анилинофенокси)силан формулы С6Н5Si(ОС 9Н19)(ОС6Н 4NHC6Н5) 2 получают взаимодействием алкоксихлорсилана с п-оксидифениламином.

п,п'-Диизооктилдифениламин (ДАТ) получают алкилированием дифениламина диизобутиленом.

Борированный эфир пентаэритрита получают обработкой 100 г промышленного пентаэритритового эфира 2 г борной кислоты при температуре 140-165°C в течение 2 ч.

Испытания разработанной композиции проводились по методу ЦИАМ (ГОСГ 23797-79) в присутствии медной, алюминиевой, стальной пластинок и объемной скорости сухого воздуха 170 см 3/мин, пропускаемого через 100 г масла при температуре 225°C в течение 50 ч.

В таблице приведены результаты испытаний смазочной композиции и известной композиции, взятой в качестве базы сравнения.

Полученные данные свидетельствуют о том, что использование в композиции борированного пентаэритритового эфира, а также новой антиокислительной присадки обеспечивает более эффективную защиту от окисления кислородом воздуха, чем известная композиция.

ТаблицаФизико-химические свойства маселНаименование показателяПредложенная смазочная композицияИзвестное масло (прототип) III III1. Вязкость кинематическая, сСт       при 100°С5,06 5,075,063,60 при -40°С6080 60956085 62602. Кислотное число, мг KOH/г 1,201,21 1,203,953. Температура вспышки, °C225 228225225 4. Смазывающая способность на ЧШМ по ГОСТ 9490-75      Рк, кгс 606560 50d, мм0,50 0,450,50 0,655. Термоокислительная стабильность при 225°С, 50 ч, 170 мл/мин (воздух)      - кинематическая вязкость, сСт      при 100°C8,25 8,308,2514,70 при -40°C28280 2830028275 40100- кислотное число, мг KOH/г 2,302,25 2,309,5- содержание осадка, нерастворимого в изооктане, %0,05 0,050,05 0,45- коррозия, г/мг 2      ШХ-15отс. отс.отс.отс. АК-4отс. отс.отс.отс. М-2отс. отс.отс.6,5 Примечание.I - Борированный ПЭЭ + 0,5% N-фенил(нонокси)-ди-(анилинофенокси)силана + 0,5% N-фенил--нафтиламина, 1,3% п,п'-диизооктилдифениламина, 2,8% трикрезилфосфата, 0,1% бензотриазола, 20% полиэтилсилоксановои жидкостиII - Борированный ПЭЭ + 0,6% N-фенил(нонокси)-ди-(анилинофенокси)силана + 0,6% N-фенил--нафтиламина, 1,5% п,п'-диизооктилдифениламина, 3,0% трикрезилфосфата, 0,05% бензотриазола, 18% полиэтилсилоксановой жидкостиIII - Борированный ПЭЭ + 0,4% N-фенил(нонокси)-ди-(анилинофенокси)силана + 0,7% N-фенил--нафтиламина, 1,4% п,п'-диизооктилдифениламина, 3,2% трикрезилфосфата, 0,1% бензотриазола, 17% полиэтилсилоксановой жидкости.

Так, после окисления при 225°C в течение 50 ч композиция по кислотному числу и содержанию веществ, нерастворимых в изооктане, а также по изменению кинематической вязкости превосходит известное масло. Одновременно наблюдается улучшение противокоррозийных и смазывающих свойств, а также цвета окисленного масла.

Следует отметить, что при испытании образцов с минимальной и максимальной концентрацией компонентов, входящих в состав смазочной композиции, получаются одинаковые результаты.

Формула изобретения

Смазочная композиция, содержащая эфирную основу, полиэтилсилоксановую жидкость, N-фенил(нонокси)-ди-(анилинофенокси)силан, N-фенил--нафтиламин, п,п'-диизооктилдифениламин и бензотриазол, отличающаяся тем, что, с целью повышения термической стабильности и смазочных свойств, композиция дополнительно содержит трикрезилфосфат и в качестве эфирной основы содержит борированный эфир пентаэритрита и синтетических жирных кислот фракции С59 при следующем соотношении компонентов, мас.%:

N-фенил(нонокси)-ди-(анилинофенокси)силан 0,4-0,6N-фенил--нафтиламин0,5-0,7 п,п'-диизооктилдифениламин1,3-1,5 трикрезилфосфат2,8-3,2 бензотриазол0,05-0,1 полиэтилсилоксановая жидкость 17-20борированный эфир пентаэритрита и синтетических жирных кислот фракции  С59 до 100



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к составу смазочной композиции, используемой в качестве изоляции наполнителя для электроизоляционного материала для тяжелонагруженных узлов трения, обработки металлов давлением, в качестве рельсовой смазки

Изобретение относится к получению антифрикционных композиций для различных пар трения на основе комплексных соединений металлов и высокополимерного связующего и может быть использовано в нефтехимической, транспортной, добывающей, строительной, судо- и машиностроительной промышленности, а также в других областях производства, в которых присутствуют любые пары трения

Изобретение относится к смазочным материалам и технологии их изготовления и может быть использовано при производстве пластичных смазок из маслоотходов, например металлургических предприятий, применяемых для смазки узлов трения и скольжения машин и механизмов, работающих в особо тяжелых условиях
Изобретение относится к уплотнительным смазкам для запорной трубопроводной арматуры, которые применяют для ликвидации утечек транспортируемого сырья через неплотности системы трубопроводов

Изобретение относится к материалам, предназначенным для улучшения эксплуатации техники, строительных металлоконструкций, а также конструкций различного назначения, в частности для уплотнения механических зазоров между деталями, узлами сборок, между рабочими витками резьбовых соединений, соединениями с базирующими штифтами, шлицами и другими опорными поверхностями

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к антифрикционным покрытиям, используемым в подшипниках скольжения и других сопряжениях для снижения трения, износа и межкристаллитной коррозии на стальных деталях при воздействии высоких температур, нагрузок и атмосферных условий

Изобретение относится к созданию противоизносных композиций, используемых для смазки стальных канатов

Изобретение относится к области полимерного материаловедения и может быть использовано в машиностроении для изготовления деталей трения с покрытием, используемых в автомобильных агрегатах
Наверх