Турбостартер газотурбинных двигателей

 

ОПИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республин

32Би си мое От с! Вт, свидстел ьстВ я №

Заявлено 26.Х.1964 (№ 926816/24-6) Е,л. 46f, 13 с присоединением заявки №

МП1 Г 02с

Приоритет

Опубликовано 26.1.1967. Б!оллетень ¹ 4

Дата опубликования списания 5.IV.19á7

Комитет до делам изобретений и открытий ори Совете Министров

СССР

УДК 621 438-575.3 (088.8) Авторы пзобретсгп!я

В. H. Беляев и Л. А. Позмогов

За явитсл ь

ТУР БОСТАРТ ЕР ГАЗОТУРБ И Н Н Ъ1Х ДВ И ГАТЕЛ ЕЙ

Известны турбостартеры газотурбинных двигагелей с механизмом для отвода диска турбины от соплового,аппарата, содержащим гильзу, соединенную и.!г!цевых! соединением с валом турбины, и пружину, возвращающую вал с турбиной к сопловому аппарату.

Предложенпь!й турбостартер отличается от известных тем, что ня гильзе установлены две обоймы с дьумя комплектами центробежных грузов. Один из них кипематически связан с ва!лом для ОтВОдя диска Ilðí достижении турбиной опасных оборотов, а другой — через втулку с радиальными упорами, фиксирующими I:3;I от осевого сдвига, и, утапливая .их, он определяет момент отвода диска.

Такое выполнение обеспечивает стабильнсс!ь работы турбины при изменении осевого усилия под действием газов.

HB чертеже изображен описываемый турбостартер.

Диск турбины 1 закреплен на валу 2, котор ь! и м О ж е т и с р с м е! ц с1 т ь с я 3 I I I. I ь 3 е 8 II О с е В О м направлении и от поворота оп!оситсльно гильзы зафиксирован шлицевым соединением. Усилием пружины 4 вал сдвинут в крайнее правое положение до упоров я, при этом диск турбины находится у соплового аппарата 6.

Шайбой 7 втулка со скосами 8 также сдвинута в крайнее правое положение. Радиальные упоры 9 имеют возможность выходить из валя в радиальном направлении и заходить зя IIblступы 10 гильзы.

Гильза вращается в подшипниках 11, Ня пей закреплена обойма с центробежными грузиками 12 отвода турбины с валом Влево и грузиками 1т, перемещающими втулку, а также шестерня 14, сцепленная с сателлитами планетарного редуктора. С редуктором взаимодействует муфта обгона, которая торцоьымп зубцами полумуфты 15 может сцепляться с двигателем.

Стартер работает следующим образом.

Диск турбины через шлицевое соединение вала и гильзы передает вращение на шестершо, закрепленную на гильзе. С шестерни через редуктор крутящий момент передается 1; l муфту обгона, которая при вращении вала /б выдвигается вдоль оси и сцепляется с ответной полумуфтой па двигателе (па чертеже Ilc показано). В начале работы пружина удерживает диск турбины с валом около соплового аппарата. Под действием центробежных сил упор ые штифты расходятся и, когда центробежные грузики 12 начинают отводить вял с турбиной от соплового аппарата, радиальные упоры упираются в выступы гильзы и удерживают турбину в струе газов. Прп достижении заданного числа оборотов центробежные грузики 18, преодолевая сопротивле30 пие пружи ы, двигают втулку, которая своими

191958

Составитель В. Ерошенко

Редактор E. Л. Кречетова Техред А. А. Камышникова Корректоры: О. Б. Тюрина и А. М. Смак

Заказ 723/16 Тираж 535 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2 скосами утапливает радиальные упоры, освобождая вал с турбиной. Под действием центробежных грузиков 12 вал, сжимая пружину, отходит от соплового аппарата из зоны действия струи газов, что предохраняет диск турбины от опасного увеличения оборотов. С падением числа оборотов пружина преодолевает силу центробежных грузиков 12 и подводит турбину к сопловому аппарату.

Предмет изобретения

Турбостартер газотурбинных двигателей с механизмом для отвода диска турбины от соплового аппарата, содержащим гильзу, соединенную с валом турбины при помощи шлицевого соединения, и пружину, возвращающую вал с турбиной к сопловому аппарату, отличаюи ийся тем, что, с целью обеспечения стабильности работы при изменении осевого усилия от действия газов, на гильзе установлены обойма с двумя комплектами центробежных грузов, один из которых кинематически связан с валом для отвода диска при достижении турбиной опасных оборотов, а другой — при помощи втулки связан с радиальными упорами, фиксирующими вал от осевого сдвига, и, утапливая их, определяет момент отвода диска.

Турбостартер газотурбинных двигателей Турбостартер газотурбинных двигателей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к способам запуска газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к системам запуска газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к способам запуска газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к системам запуска

Воздушный стартер для турбодвигателя содержит передний корпус (12), задний корпус (14), кольцевой тракт (32) потока выходящих газов и цилиндрическую выпускную решетку (44) тракта (32) потока выходящих газов. Кольцевой тракт (32) открыт между задним концом переднего корпуса и передним концом заднего корпуса. Передний и задний концы выпускной решетки (44) содержат средство (48, 52) удерживания в осевом направлении соответственно переднего корпуса (12) и заднего корпуса (14) к решетке (44). Упомянутое средство (52) удерживания в осевом направлении одного (14) из корпусов к решетке (44) позволяет относительное вращение решетки (44) и этого корпуса (14). Стартер по изобретению может в большей степени удовлетворять сертификационным требованиям и быть легче и надежнее. В результате взрыва турбины стартера средство удерживания в осевом направлении корпусов к решетке сохраняет целостность стартера и в то же время предотвращает передачу на задний корпус вращательных усилий, проходящих в передний корпус. Такие вращательные усилия можно рассеять, позволяя вращение переднего корпуса относительно заднего корпуса. 12 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх