Двухроторный шестеренный насос или гидромотор

 

ОП ИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

l989I9

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Кл, 59е, 3/01

Заявлено ОЗЛ.1966 (№ 1046771/25-8) с присоединением заявки ¹

Приоритет

МПК F 05g

УДК 621.664 (088.8) Комитет по делагл изобретений и открытий ори Совете Министров

СССР

Опубликовано 28.V1.1967. Бюллетень № 14

Дата опубликования описания 6.1Х.1967

Л вторы изобретения В. М. Волоцкий, Л. М. Ьельферман, Г. Е. гЧальцев и Н. С.

Заявитель Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструк институт промышленных гидроприводов и гидроцвтгвмат

ДВУХРОТОРНЫИ ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС ИЛИ ГИДРОМОТОР

Известен насос или гидромотор, роторы которого установлены в подшипниках скольжения, выполненных из трех частей с параллельными осями шестерен плоскостями разъема, две из которых, находящиеся на стороне нагнетания, расположены одна к другой под углом, меньшим 180 . Подшипники имеют пазы для размещения в них уплотнительных элементов, соединенные каналами с полостью нагнетания.

Предложенный насос отличается тем, что две плоскости разъема, находящиеся на стороне всасывания, расположены перпендикулярно к линии центров шестерен и направлены по касательной к окружности внутреннего диаметра подшипника.

Уплотпительные элементы установлены в пазу, выполненном íа боковой поверхности подшипника между двумя плоскостями разьема, перпендикулярными линии центров шестерен, а также на двух других боковых поверхностях подшипников, Предложенный шестеренный насос компенсирует радиальные усилия, действующие на подшипники, и поэтому повышается долговечность насоса.

На фиг. 1 показан насос в продольном разрезе плоскостью, проходящей через оси вращения шестерен, на фиг. 2 — то же в поперечном разрезе плоскостью, проходящей по стыку торцов шестерен и подшипников.

Корпус 1 насоса имеет расточки для ведущей 2 и ведомой 8 шестерен и подшипников

5 4 и 5, устанавливаемых с обеих сторон шестерен.

Подшипники состоят из неподвижной в радиальном направлении секции б, ограничивающей камеру нагнетания, и двух подвижных

10 в радиальном направлении секций 7. Секции б и 7 в сборе имеют форму двух цилиндров, наружный диаметр которых равен диаметру выступов зубьев шестерен 2 и 8, а внутренний диаметр равен диаметру цапф шестерен, и эти

15 цилиндры соединены переходной шейкой в одно целое.

Секции б и 7 подшипников получены в результате разреза цельного подшипникового

20 корпуса, причем плоскость разреза 8, отделяющая подвижную часть от остальной части подшипникового корпуса, проходит перпендикулярно к линии центров шестерен и направлена по касательной к окружности впутреппе25 го диаметра подшипника (т. с. к отверстию 9 под цапфу) .

В секции б со стороны, противоположной камере нагнетания, в месте контакта с внутренней частью корпуса образован паз 10, коЗ0 тарый соединен с камерой нагнетания отвер198919

Фиг t стиями 11 и 12 и уплотнен манжетой 18 от у ечек жидкости.

В подвижных секциях 7 в месте контакта с расточкой корпуса имеются пазы 14, которые соединены с камерой нагнетания отверстием 5

11 в секции б, отверстием 16 в задней крышке

16, отверстиями 17, И в корпусе и уплотнены манжетами 19. В крышках 16 и 20, прижимающих секции 6 и 7 подшипников к торцам шестерен, образованы пазы 21, которые сое- 10 динены с камерой нагнетания отверстием 11 и уплотнены манжетами 22.

При вращении шестерни 2 вращается находящаяся с ней в зацеплении шестерня 8. Шестерни перегоняют жидкость из камеры вса- 15 сывания в камеру нагнетания и затем вытесняют ее в рабочую систему. При понижении или повышении давления в рабочей системе и, следовательно, в камере нагнетания насоса соответственно понижает я или повышается 20 давление в пазах 10, 14, 21.

Радиальные силы, возникающие в камере нагнетания, стремятся отжать шестерни 2, 8 и неподвижные в радиальном направлении секции 6 от расточек в корпусе. Усилия, обра- 25 зующиеся в пазах 10 и 14, компенсируют эти радиальные силы и обеспечивают постоянную герметичность камеры нагнетания.

Осевые силы, действующие в камере нагнетания, стремятся отжать секции 6 от торцо" 30 шестерен 2 и 8, а усилия, возникающие в пазах 21, компенсируют эти осевые силы и препятствуют разгерметизации камеры нагнетания.

Предмет изобретения

Двухроторный шестеренный насос или гидромотор, роторы которого установлены в подшипниках скольжения, выполненных из трех частей с параллельными осям шестерен плоскостями разъема, две из которых, находящиеся на стороне нагнетания, расположены друг к дру у под углом, меньшим 180, причем указанные подшипники снабжены пазами для размещения в них уплотнительных элементов, соединенными каналами с полостью нагнетания, отличающийся тем, что, с целью компенсации радиальных усилий, действующих на подшипники, и повышения долговечности насоса, две другие плоскости разъема, находящиеся на стороне всасывания, расположены перпендикулярно к линии центров шестерен и направлены по касательной к окружности внутреннего диаметра подшипника, причем уплотнительные элементы установлены в пазу, выполненном на боковой поверхности подшипника между двумя плоскостями разъема, перпендикулярными линии центров шестерен, а также на двух других боковых поверхностях подшипников

198919 сасы5ание

Составитель Ф. А. Е .амаров

Редактор Т. 3. Орловская Техред Л. Я. Бриккер Корректоры: Н. И. Быстрова и Н. В. Черетаева

Заказ 2795/15 Тираж 535 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и огкрытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2

/1

uuzeema нее!

3 о

Двухроторный шестеренный насос или гидромотор Двухроторный шестеренный насос или гидромотор Двухроторный шестеренный насос или гидромотор 

 

Похожие патенты:
Наверх