А. н. абдулов, а. а. колесников, а. б. клячко, б. д. немецкий, г. и. овчаренко, а. с. девятых и л. 3. гиршфельд

 

соао оооо|оооо, Q тат И (А Н И 1а

2053l5

Социалистические

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

1(л. 42Ь, 26(03

Заявлено 18.III.1966 (№ 1061893/25-28) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 13.XI.1967. Бюллетень № 23

МПК С 01Ь

Комитет па делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УД1(531.717.521(088.8) Дата опубликования описания 19.1.1968

Авторы изобретения Б. Д. Никитино A. H. Авдулов, А. Л. Колесников, А. Б. Клячко, Ь. Д. Нечецкий, Г. И. Овчаренко, A. С. Девятых и Л. 3, Гиршфельд

Заявитель

ПРИБОР ДЛЯ КОНТРОЛЯ КРУГЛОСТИ ДЕТАЛЕЙ

ТИПА ШПИНДЕЛЕЙ

Известны приборы для контроля некруглости деталей методом образцового вращения.

Они содержат станину, колонну, привод, датчик, обкатывающий деталь и жестко закрепленный на образцовом шпинделе, электронный блок для преобразования сигнала датчика и самописец. В них контролируемая деталь устанавливается на неподвижном в процессе контр оля стол е.

Предлагаемый прибор для контроля круглости деталей типа шпинделей отличается от известных тем, что для повышения точности измерения и обеспечения контроля взаимного расположения шеек детали механизм образцового вращения выполнен в виде двух расположенных на вертикальной оси опор, между которыми размещается контролируемая деталь. Каждая из опор имеет вращающуюся и невращающуюся части и состоит из сферического гнезда и шара, притертых одно к другому. Вращающиеся части опор снабжены механизмами центрирования, в которых жестко закреплены концы контролируемой детали и которые выполнены подвижными относительно вращающихся частей опор в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Кроме того, механизмы центрирования выполнены каждый в виде двух параллельно расположенных один над другим дисков с эксцентрично выполненными в них отверстиями.

Один диск установлен на ось, неподвижно закрепленную во вращающейся части опоры эксцентрично оси ее вращения, а другой на ось, неподвижно закрепленную в первом диске и повернутую под углом 90 к оси первого диска. Микрометрические винты закреплены на опоре и служат для поворота дисков вокруг их осей при центрировании контролируемой детали. Для обеспечения жесткости и

10 высокой чувствительности к малым перемещениям в механизме центрирования в зазорах между дисками и их осями, а также между торцами дисков и подвижной частью опоры размещены шарики, собранные с натягом.

15 На фиг. 1 изображена кинематическая схема описываемого прибора; на фиг. 2 — механизм центрирования, вид спереди; на фиг. 3— то же, вид сверху.

Прибор содержит станину 1, стойку 2, при20 вод 8, датчик 4 малых линейных перемещений, ощупывающий деталь б, электронный блок (не показан) для преобразования сигнала датчика и записывающий прибор (самописец) б регистрации результатов измерения.

25 Механизм образцового вращения выполнен в виде двух расположенных одна над другой опор, между которыми вертикально размещается контролируемая деталь. Каждая из опор имеет вращающуюся и невращающуюся части

30 и состоит из сферического гнезда 7 и шара 8, 205315 притерт.гх одно к другому. Вращающиеся части опор снабжены механизмами центрирования 9, B которых жестко 33E(pelI ISIIoTcsl концы детали при контроле и которые выполнены подвижными относительно вращающихся частей опор в двух взаимно перпендикулярных направлениях.

Механизмы центрирования выполнены каждый в виде двух параллельно расположенных 10 один над другим дисков 10, 11 с эксцентрично выполненными в них отверстиями 12. Один из дисков установлен на ось Π— О, неподвижно закрепленную во вращающейся части опоры эксцентрично оси 0„— О, ее вращения, а дру- 15 гой — на ось, неподвижно закрепленную в первом диске и повернутую под углом 90 к оси первого диска. Микрометрические винты

18, 14 закреплены на опоре и служат для поворота дисков вокруг их осей при центрирова- 20 нии контролируемой детали. Для обеспечения жесткости и высокой чувствительности к малым перемещениям в механизме центрирования посадка дисков на оси и соединения дисков по торцам между собой и в подвижной 25 части опоры выполнены на шариках 15, собранных с натягом.

Прибор работает следующим образом. Деталь устанавливают между опорами стола и 50 каретки 16. Концы детали зажимают механизмами центрирования. Датчик подводится к детали так, чтобы его щуп контактировал с ее поверхностью. Вращая деталь с помощью маховика 17 илп электродвигателя, оператор 35 центрирует сс относительно оси вращения.

Центрирование производится маховичками

18 вблизи нижнего и верхнего концов детали.

По окончании центрирования . датчик переставлястся к сечению, подлежащему измере- 40 нию, затем включается самописец и за время одного оборота детали регистрируются отклонения проверяемого сечения от круглости.

Предмет изобретения

1. Прибор для контроля круглости деталей типа шпинделей методом образцового вращения, содержащий станину со стойкой, привод, датчик малых линейных перемещений со щупом, электронный блок для преобразования сигнала датчика и самописец, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения и обеспечения контроля взаимного расположения шеек детали, механизм образцового вращения выполнен в виде двух расположенных на вертикальной оси опор, между которыми размещается контролируемая деталь, кагкдая из опор имеет вращающуюся и невращающуюся части и состоит из с<рерического гнезда и шара, притертых одно к другому, а вращающиеся асти опор снабжены механизмами центрирования, в которых жестко закрепляются концы контролируемой детали и которые выполнены подвижными относительно вращающихся частей опор в двух взаимно перпендикулярных направлениях.

2. Прибор по п. 1, отличающийся тем, что механизмы центрирования выполнены каждый в виде двух, параллельно расположенных один над другим дисков с эксцентрично выполненными в них отверстиями, один из которых установлен на ось, неподвижно закрепленную во вращающейся части опоры эксцентрично оси ее вращения, а другой — на ось, неподвижно закрепленную в первом диске и повернутую под углом 90 к оси первого диска, и микрометрических винтов, закрепленных на опоре и служащих для поворота дисков вокруг их осей при центрировании контролируемой детали, а для обеспечения жесткости и высокой чувствительности к малым перемещениям в механизме центрирования в зазорах между дисками и их осями, а также между торцами дисков и подвижной частью опоры размещены шарики, собранные с натягом.

Фиг я Фыг 3

Составитель Г. Ф. Корчагина

Редактор Л. М. Жаворонкова Техред T. П. Курилко Коррскторы; Г. И. Плешакова н Е. H. Гудзова

Заказ 4238/б Тираж 535 Подписное

ЦНИИПИ Комитета Но делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр, Серова, „„.. 4

Типография, пр, Сапунова, 2

А. н. абдулов, а. а. колесников, а. б. клячко, б. д. немецкий, г. и. овчаренко, а. с. девятых и л. 3. гиршфельд А. н. абдулов, а. а. колесников, а. б. клячко, б. д. немецкий, г. и. овчаренко, а. с. девятых и л. 3. гиршфельд А. н. абдулов, а. а. колесников, а. б. клячко, б. д. немецкий, г. и. овчаренко, а. с. девятых и л. 3. гиршфельд 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам для измерения ширины и отклонения расположения шпоночного паза относительно оси отверстия

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к приспособлениям для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства

Изобретение относится к средствам измерения и может быть использовано для определения и сравнения размеров между предподступичными частями осей тележек вагона с левой и правой сторон

Изобретение относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использовано при взаимной выверке соосности агрегатов

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности при монтаже и центровке механизмов, например дизеля с генератором, электродвигателя с насосом и т.д

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении, в частности к способам контроля отклонения направления шлицев на зубчатых колесах и шлицевых валах, и может быть использовано при изготовлении коробок приводов и агрегатов авиационных газотурбинных двигателей, повышении точности и скорости контроля за счет осуществления замера отклонений общей для всех профилей шлицев детали оси одновременно
Наверх