Кнопочный переключатель коробки передачавтомобиля
Союз Советских
Социалистических
Реслублик
Зависимое от авт. свидетельства No
Кл. 63с, 20/01
Заявлено 17.IX.1966 (№ 1102607/27-11) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 13.XI.1967. Бюллетень ¹ 23
Дата опуоликования описания 10.1.1968,ЧПК В 62d
Комитет по делам изобретений и открытий лри Совете Министров
СССР
УДК 629,113-585.12-514 (088.8) Автор изобретения
И. А, Сухоруков
Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачева
Заявитель
КНОПОЧНЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
АВТОМОБИЛЯ
Известные кнопочные переключатели коробок передач автомобиля содержат корпус и установленные в нем снабженные фиксаторами подпружиненные кнопки, которые взаимодействуют с селекторным элементом, также смонтированным внутри корпуса. Селекторный элемент гибким тросом соединен с механизмом переключения.
Особенностью описываемого кнопочного переключателя является то, что селекторный элемент выполнен в виде установленного на цапфах поворотного корпуса цилиндрического ротора с расположенными перпендикулярно оси вырезами, внутри которых размещены закрепленные на кнопках траверсы. Кромки соседних вырезов, параллельные образующей, развернуты одна относительно другой. На торцах ротора установлены шайбы, одна из которых соединена с гибким тросом механизма переключения. Другая шайба, выполненная в виде дискового золотника с канавкой на его части, соединяет трубопроводы вакуумного привода стояночного тормоза, закрепленные на неподвижной пластине, которая прижата к шайбе пластинчатой пружиной.
В другой части этой шайбы установлен подпру>киненный шарик, взаимодействующий с включенными в электрические цепи стартера и задних сигнальных фонарей контактами, закрепленными на неподвижной пластине.
Такое выполнение кнопочного переключателя обеспечивает одновременное управление коробкой передач, а также коммутацией электрических цепей стартера, задних сигнальных фонарей и вакуумного привода стояночного тормоза, Фиксатор кнопки имеет упрощенную конструкцию. Оп выполнен в виде пружины, размещенной в углублении стенки корпуса.
10 Отогнутый конец пружины расположен в прорези корпуса, а другой конец имеет выступ, взаимодействующий с траверсой кнопки.
На фиг. 1 изображен кнопочпьш переключатель в трех проекциях (при включенной
15 кнопке «нейтраль»); на фиг. 2 — ротор в сборе с шайбами и с зубчатым сектором механиз;Ia переключения; на фиг. 3 — контактная панель в сборе и шайба, выполненная в виде дискового золотника, с сечением по А — А.
20 В корпусе 1 кнопочного переключателя передач шарнирно на соосных цапфах 2 и 3 установлен цилиндрический ротор 4. На концах ротора имеются шайбы 5 и б с центральными отверстиями для цапф 2 и 8. Шайба 5
25 снабжена ушком с пальцем 7, на котором при помощи замочноп шайоы 8 закреплен конец троса 9. Шайба б является одновременно дисковым золотником, перекрывающим вакуумную магистраль стояночного тормоза. Защел30 ка рычага этого тормоза при стоянке автомо205624 биля удерживается пружиной, т. е. в коробке передач включена «неитраль». При включении люоои
, преодолевая сопротивление пружины, отводит защелку в сторону и освобождает рычаг— стояночный тор: оз выключается.
Шайба б служит гакже дл-, электрических переключений. Для этого в ней сделан канал 10, в котороъ! разЗ!ещепы пру>кина 11 и шарик 12. Шайба взаимодействует с неподвижной пластиной 18, iiB которой установлено три контакта 14, 15, 1б и закреплены трубопроводы 17, 18 вакуумного привода. Средний контакт 15 всегда находится под током, контакт 14 соединяется с электрической цепью стартера, а контакт 1б — с электрической цепью задних сигнальных фонарей. Трубопровод 17 идет к вакуумному ресиверу, а
i8 — к вакуумной камере, которая выключает защелку рычага стояночного тормоза.
Пластина 28 удерживается в корпусе пластинчатой пружиной 19, на ко;!цах которой имеются срезы, входящие в соосные прямоугольные прорези 20 корпуса. Пруж.:la благодаря своей упругости давит средней частью на пластину 28 и постоянно поджимает ее к шайбе (золотнику) б, обеспечивая плотный их контакт, необходимый для герметичности вакуумной магистрали.
К корпусу винтами 21 прикреплена П-образная пластина 22, жестко соединенная с пластиной 28, имеющей четыре прямоугольных отверстия для кнопок 24. Каждая кнопка соответствует одной из передач. Соосно с этими отверстиями в пластине 22 предусмотрены цилиндрические отверстия, которые служат в качестве направляющих для стержней
25 кнопок 24. Каждый стержень одним концом жестко скреплен с траверсой 2б, взаимодействующей со стенками ротора 4, а другим концом, и!!еющю! резьбу,— с кнопкой 24.
В одной из боковых сторон корпуса имеются четыре поперечные щелевидные прорези
27, в которых как в направляющих установлены фиксаторные пружины 28. Концы их закреплены между корпусом и пластиной 22, для чего в г!ластг!Ие сделано четыре углубления 29 и четыре отверстия 80. Отогнутые концы 81 пружины вставлены в эти отверстия.
К пластинам 22 и 28 прикреплены мягкие прокладки 82 и 88, г!редотвращающие металлический скрежет и рсзкис щелчки механизма при его работе.
Цапфа 2 жестко IlpHKpcli;IE IB II торцово!! стенке корпуса, имеющеп два параллельных отгиба 84. Между этими отгибами как в направляющих установлен KpoIIIIITpiIH 85 троса и закреплен гайкой 8б и шайбой 87. В кронштейне имеется продолговатое отверстие для регулировки его положения.
Действует переключатель передач следу!ощим образом.
При нажиме на кнопку «д» (движение) она сна !ала совершает «холостой ход», в результате которого деформирустся ее возвратная иру кипа 88. Это продолжается до тех пор, пока траверса 2б стержня 25 не коснется ближайшей к ней кромки 89 ротора.
С этого момента при перемещении кнопки траверса, нажимая па кромку, будет повора !ивать ротор Отпосителы!О ei o Оси. Поскольку рото;> в начале поворота кромками 40 и 41 вырезов ко!Нгактирует с траверсои стержня кнопки «и», То поворот е! О сопровождается с iciIIc;IIIc .. траверсы в сторону исходного положения этой кнопки. Кромка 41 в процессе поворота ротора непосредственно действует на траверсу кнопки «и», подобно тому, как траверса кнопки «д» действует на кромку 89.
Перемещение кнопки «д» вызывает поворот ротора, в рсзультаге которого выталкивается кнопка «н». При этом конец траверсы кнопки
«я» давит на выступ пру?кипы 28 и отводит се в сторону. Как только конец траверсы достигнет вершины 42 выступа, кнопка «я», ничем более не удерживаемая, под действием пружины 88 возвратится в исходное поло>кение. Ограничителем движения кнопки в этом случае является траверса, которая тыльной стороной упирается в прокладку 82.
Движение >ко кнопки «д» продолжается. Ее траверса, продолжая давить на кромку 89 ротора, поворачивает его до тех пор, пока кромка 48 ротора не упрется в эту же траверсу. В этот момент траверса вдавливаемой кнопки «д» нажимает íà оое противолежащие кромки 89 и 48 ротора с одинаковой силой, и поворот ротора прекращается.
К этому времени конец траверсы нажимаемсй кнопки успевает пройти участок выступа
42 пружины 28, и новое положение кнопки фиксируется благодаря изгибу и упругости этой пружины. Таким образом и ротор фиксируется в новом положении, соответствующем утопленному положению кнопки «д».
Следствием поворота ротора, вызванного нажатием кнопки «д», является то, что связанный с ротором тросом 9 зубчатый сектор
44 поворачивается, и шарик 45, попав в углубление «д» сектора, фиксирует его в новом положении. B коробке передач включается передача «движение». Шайба б поворачивается относительно пластины 18 так, что канавка
4б соединяет трубопроводы 17 и 18. В результате этого вакуумная камера освобождает защелку рычага стояночного тормоза, и тормоз выключается. (При включенной «нейтра !II>> BBI В результате поворота шайбы б от «нейтрали» («e») к г!средаче движения («д») шарпк 12, соединяющий между собой контакты ! - и 15, соскальзывает па другую сторону контакта 14, и цепь стартера размыкается. Таким образом, статор может быть включен 205624 лишь в том случае, если нажата кнопка «и» {в коробке передач включена «нейтраль:>). В ключенис других передач происходит аналогично. При включении передачи заднего хода (< çõ» парик замыкает контакты 15 и 16, в резуль.а с чего загораются задние сигнальные фонари. Весь процесс «ключения совершается почти мгповен.. о, пс требует применения больших усил:: . и нс сопровождается шумом (слышен лишь легкий щелчок). Предмет изобретения 1. Кнопочный переключатель коробки передач автомобиля, содержащий корпус, установленные в корпусе, снабженные фиксаторами подпружиненные кнопки, взаимодействующие с селекторным элементом, установленным внутри корпуса и соединенный гибким тросом с механизмом переключения, отличаюигийсл тем, что, с целью одновременного управления коробкой передач, коммутацией электрических цепей с гартера, задних сигнальных фонарей и вакуумного привода стояночного тормоза, селекторный элемент выполнен в виде поворотного, установленного на v.8пфах корпуса цилиндрического ротора с расположенными перпендикулярно оси вырезам.;, внутри которых размещены закрепленные на кнопках траверсы, причем кромки соседних вырезов, параллельные образующей развернуты одна относительно другой, а в торцах ротора установлены шайбы, одна из которых соединена с гибким тросом механизма переключения, а другая выполнена в виде 10 дискового золотника с канавкой на части шайбы, соединяющей трубопроводы вакуумного привода стояночного тормоза, закрепленные на неподвижной пластине, прижатой к шайбе пластинчатой пружиной, в другой части шай15 бы установлен подпружиненный шарик, взаимодеиствующий с включенными в электрические цепи стартера и задних сигнальных фонарей контактами, закрепленными на неподвижной пластине. 20 2. Переключатель по п. 1, от,гичаюшийгся тем, что, с целью упрощения фиксатора кнопки, оп выполнен в виде размещенной в углублении степки корп cB пружины, отогнутый конец которой расположен в прорези корпуса, 25 а другой ко:<ец выполнен с выступом, взаимодействующим с траверсой кнопки. Составитель Э. Б. Харикова Редактор Л. В. Калашникова Техред А. А. Камышникова Корректоры; Н. Н. Быстрова и А. П. Татаринцева Заказ 4247/16 Тираж 535 Подписное ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР Москва, Центр, пр. Серова, д. 4 Типография, пр. Сапунова, 2