Способ обнаружения витковых замыканий и замыканий на корпус обмоток якорей коллекторных электрических машин с уравнительными соединениями

 

205 94I

ОПИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕЙИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскит

".ориалистическиз

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Заявлено 01.VI1.1966 (№ 1087434!24-7) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 02.Х11,1967. Бюллетень ¹ 24

Дата опубликования описания 11.I I 1.1968

Кл. 21d>, 2

2 I å, 29 I 1

МПК Н 02d

Cr 0II

УД К 621.317.333.4:621..313.043 (088.8) Комитет ло релам изобретений и открытий лри Совете Министров

СССР

Авторы изобретения

Е, П. Бессуднов и В. А. Ляшко

Новочеркасский электровозостроительный завод

Заявитель

СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ВИТКОВЫХ ЗАМЫКАНИЙ

И ЗАМЫКАНИЙ НА КОРПУС ОБМОТОК ЯКОРЕЙ

КОЛЛЕКТОРНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

С УРАВНИТЕЛЪНЫМИ СОЕДИНЕНИЯМИ

Известные способы обнаружения витковых замыканий и замыканий на корпус обмоток якорей коллекторных электрических машин с уравнительными соединениями заключаются в том, что на коллектор подают импульсное напряжение и измеряют магнитные потоки с помощью датчика.

Для повышения точности измерений и сокращения времени на обнаружение дефектов предложено измерять магнитные потоки секций, соединенных между собой уравнителями, и сравнивать их, выявляя дефектную секцию по отклонению величины магнитного потока.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема подачи испытательного напряжения; на фиг. 2 — электрическая схема для измерения магнитного потока; на фиг. 3 показана зависимость магнитного потока от номера секции при замыкании между витками.

При отыскании дефектов в обмотках якорей импульсное напряжение от генератора импульсных напряжений подают на коллектор 2 якоря 3 относительно корпуса.

Измеряют магнитный поток секции с помощью индукционного датчика, соединенного с измерительной схемой, представляющей собой импульсный усилитель, собранный по схеме с общим эмитт ром, причем датчик занимает фиксированное положение, а якорь вращается.

При определении секции, имеющей витковое замыкание, или места замыкания между витками соседних секций, а также места обрыва цепи обмотки якоря или замкнутого витка секции, происшедшего при неправильной укладке секций, индукционный датчик фиксируют над теми частями секций якоря, которые расположены вне лаза якоря, причем датчик устанавливают над секцией с макси10 мальным магнитным потоком. Положение датчика заранее определяют на бездефектном якоре при перемещении его над секциями и при неподвижном якоре. Промежуток между датчиком и секциями составляет 2 — 3 мм.

15 3 атчики устанавливают воздушным зазором вдоль витков секции.

При отыскании места замыкания на корпус способ подачи импульсного напряжения на коллектор и измерительный прибор с индук20 ционным датчиком тот же, что и при отыскании виткового замыкания. Индукционный датчик устанавливают над той секцией, на среднии виток которой подают импульсное напряжение. Датчик воздушным зазором разме25 щают вдоль среднего витка этой секции.

Для отыскания замыканий между витками или на корпус, а также места неправильного соединения BHTI(OI3 секций, приводящего к ооразованию короткозамкнутого витка, или об30 рыва цепи в обмотке якопя, измеряют и срав205941 нивают магнитные потоки дефектной секции и секций, соединенных с нею уравнителями.

Работает схема импульсного усилителя прибора следующим образом. При отсутствии в датчике 1. индуктированного импульса отрицательной полярности транзистор Т заперт.

Конденсатор С не заряжен, стрелка индикатора И стоит на нуле. При появлении в датчике L импульса отрицательной полярности стрелка индикатора отклоняется на некоторое число делений шкалы в соответствии с изменением зарядного тока конденсатора С, который определяется длительностью импульса на выходе усилителя.

При отсутствии дефекта в обмотке показания индикатора остаются постоянными для любой секции, проходящей под датчиком.

Это объясняется тем, что любая секция, находясь под датчиком, характеризуется одним и тем же электрическим состоянием, в частности, постоянным значением магнитного потока.

При наличии в обмотке якоря дефекта типа виткового замыкания показания индикатора изменяются. При повороте якоря на 360 по показаниям индикатора находят секции, связанные уравнителями, для которых значения магнитных потоков минимальные.

Характер изменения магнитного потока при прохождении под датчиком дефектной секции и секций, связанных с нею уравнителями, зависит от того, какие витки дефектной секции замыкают.

При прохождении дефектной секции под датчиком изменение магнитного потока более резкое (см. фиг. 3 — непрерывные кривые),— большой перепад между минимальными и максимальными показаниями — чем при прохождении секций, соединенных уравнителями (пунктирные кривые) .

При замыкании на корпус закономерность изменения магнитного потока такая же, как и при отыскании виткового замыкания. Разница в том, что минимумы показаний индикатора здесь более глубокие (до нуля индикатора).

При отыскании витковых замыканий или мест замыкания обмотки на корпус, например, в четырехполюсных машинах, наблюдается два минимума показаний индикатора в соответствии с шагом уравнителя по коллектору.

Описываемый способ приемлем и для якорей, имеющих бандажи. При этом сначала убеждаются в наличии дефекта изоляции обмотки этим же способом, расположив датчик над пазом якоря, а затем снимают бандаж и приступают к отысканию дефекта.

Предмет изобретения

25 Способ обнаружения витковых замыканий и замыканий на корпус обмоток якорей коллекторных электрических машин с уравнительными соединениями путем подачи импульсного напряжения на коллектор и изме30 рения магнитных потоков с помощью датчика, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и уменьшения времени на обнаружение дефектов, измеряют магнитные потоки секций, связанных между собой уравни35 тельными соединениями, и путем сравнения их выявляют дефектную секцию по отклонению величины магнитного потока.

205941 Риг 2

Х0

Юо гаа

200

/00

/00

/00

g 0

/ г84бб7

/234 бб

/ 284бб2

Составитель И. Днепровская

Редактор Т. 3. Орловская Техред Л. Я. Бриккер Корректоры: М. П. ромашова и А. П. Татаринцев»

Заказ 23/6 Тираж 636 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, д. 2

Способ обнаружения витковых замыканий и замыканий на корпус обмоток якорей коллекторных электрических машин с уравнительными соединениями Способ обнаружения витковых замыканий и замыканий на корпус обмоток якорей коллекторных электрических машин с уравнительными соединениями Способ обнаружения витковых замыканий и замыканий на корпус обмоток якорей коллекторных электрических машин с уравнительными соединениями 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерению электрических переменных величин, в частности к способу определения полярности выводов обмоток встроенных трансформаторов тока при монтаже и наладке силовых трансформаторов и автотрансформаторов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано в устройствах для контроля электрических катушек в процессе производства

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, в частности к устройствам для контроля электрических катушек в процессе производства

Изобретение относится к электротехнике, в частности к контролю технического состояния силовых трансформаторов, и может быть использовано при диагностировании повреждений обмоток, вызванных воздействием токов короткого замыкания

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для определения групп соединения обмоток трехфазного трансформатора

Изобретение относится к электрическим измерениям, в частности к измерениям сопротивления постоянному току обмоток силового трехфазного трансформатора, соединенных в звезду и выведенной на корпус нейтралью

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано для испытания силовых трансформаторов во время пуско-наладочных и профилактических работ, а также при комплексном их обследовании
Наверх