Покрытие подшипников скольжения

 

Сущность изобретения: на несущем слое размещен барьерный слой и верхний рабочий слой на основе свинца. Барьерный слой выполнен в виде ионно-плазменного покрытия из армко-железа. Повышается задиростойкость, износостойкость и ресурс покрытия. 1 табл.

(я)с F 16 С 33/06, 33/12

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам,. 1(ЬЯ р1; ..,.:

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (.)

О

О

Ф о (21) 4917516/27 (22) 13,12.90 (46) 07.09.93. Бюл. М 33-36 (71) Центральный научно-исследовательский дизельный институт (72) Захаров Н. И., Агафонов В. Д., Витвинский В, Е., Катела Г. И. (73) Центральный научно-исследовательский дизельный ингтитут

Изобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению, более конкретно к покрытиям подшипников скольжения, Известны подшипники скольжения, содержащие антифрикционный несущий слой, размещенный на нем барьерный слой и верхний рабочий слой на основе свинца.

Процесс изготовления такого подшипника основан на гальваническом способе осаждения железа на алюминиевоцинковый сплав подшипника и сопровождается определенной сложностью и большой трудоемкостью. Кроме того, такие подшипники не обладают достаточными антифрикционными и задиростойкими свойствами, что ограничивает их практическое использование.

Целью изобретения является повышение задиростойкости, износостойкости и на этой основе повышение ресурса покрытия.

Это достигается тем, что в известном покрытии, содержащем несущий слой, размещенный на нем барьерный слой и верхний рабочий слой, барьерный слой выполнен в виде ионно-плазменного покрытия из армко-железа.

Для выбора материала барьерного слоя были проведены сравнительные испытания, „„RU „„2000496 C (54) ПОКРЫТИЕ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Сущность изобретения; на несущем слое размещен барьерный слой и верхний рабочий слой на основе свинца. Барьерный слой выполнен в виде ионно-плазменного покрытия иэ армко-железа. Повышается эадиростойкость, износостойкость и ресурс покрытия. 1 табл, барьерный слой которых выполнен в виде ионно-плазменного напыления из никеля, титана и армко-железа.

Результаты испытаний представлены в таблице.

Иэ таблицы следует,. что армко-железо обладает лучшими антифрикционными свойс вами по удельной нагрузке заедания и удельным износам ролика (контртела).

Кроме того, армко-железо хорошо смачивается смазочным маслом, обладает диффузионной стабильностью и высокой твердостью (130.„150) по Викерсу, Ионно-плазменный способ нанесения армко-железа формирует прочную металлическую связь с несущим слоем, например, слоем бронзы. Подшипника. При этом повышению прочности и антифрикционных свойсгв покрытия способствует мелкодисперсная структура металла. формирующаяся в процессе ионно-плазменного нанесения. Это один из главных факторов, обеспечивающих высокую надежность верхнего рабочего слоя покрытия в течение всего ресурса работы подшипника.

Таким образом, выполнение барьерного слоя в виде ионно-плазменного покрытия из

2000496 армко-железа придает покрытию подшипника скольжения высокие характеристики по надежности, в частности, эадиростойкости, иэносостойкости и ресурсу.

Формула изобретения

Покрытие подшипников скольжения, содержащее несущий слой, размещенный

Свойства пок ытия

Размерность

Показатели мате иал ба ье ного слоя иэ а мко-железа титана никеля

Н /(кгс) МПа (кгс/см ) 972 /(99. 1)

28.8 (294) 1775/(181,0) 46,0 (475) 1493/(152,2) 49,6 (506) 0.78

0,74

0,46

0,32 мм /10 Н М

0,087

0,054 мг/10 Н М

0,216

0,101

0,067

0,30

0,49

0,09

0,012

203

0,11

205

0,01

202

Составитель М.Хачатуров

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С.Юско

Редактор А.Бер

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Заказ 3073

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, ужгород, ул.Гагарина, 101

Критическая нагрузка

Удельная нагрузка заедания

Коэффициент задиростойкости

Удельный объемный износ ролика

Удельный износ ролика по потере массы

Коэффициент иэносостойкости сопряжения

Коэффициент трения

Се ии испытаний на нем барьерный слой и верхний рабочий слой на основе свинца, отл ич а ю щеес я тем. что, с целью повышения задиростойкости, износостойкости и ресурса покрытия, барьерный слой выполнен в виде ионно-плазменного покрытия или армкожелеэа.

Покрытие подшипников скольжения Покрытие подшипников скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургическому машиностроению, в частности к подшипникам роликов машин непрерывного литья заготовок

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении деталей узлов-трибосопряжений , втом числе для машин криогенной техники

Изобретение относится к области деталей машин

Изобретение относится к машиностроению , в частности к подшипникам скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено для изготовления и восстановления подшипников скольжения

Изобретение относится к области подшипников качения
Наверх