Охлаждаемый поршень двигателя внутреннего сгорания

 

Сущность изобретения: поршень содержит юбку 1 и поршневые бобышки 2 с выемками на поверхностях трения, накопительную масляную ванну, состоящую из сообщенных между собой открытой 3 и закрытой 4 полостей. Открытая 3 полость выполнена переменного объема в которой боковая стенка образована изогнутой полосой 12, а в закрытой 4 полости установлены клапаны 13. Полоса 12 и клапаны 13 изготовлены из материала, обладающего эффектом памяти формы, например из никелида титан При изменении температуры поршня в материале полосы 12 и клапанов 13 совершается мартенситное превращение, при котором полоса 12 изгибается меняет величину объема открытой полости, а клапаны 13 изменяют положение , регулируя подвод смазки к юбке 1 поршня 2 зп ф-лы, 2 ил.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.iaaf@ т., ... КИОТЕ с

К ПАТЕНТУ

ЬЭ

М О 3

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 4940303/06 (22) 30.05.91 (46) 15.10.93 Бюл. Мя 37-38 (71) Брянский институт транспортного машиностроения (72) Фокин Ю.И„. Новиков В.Г„Рогалев В.В. (73) Фокин! Орий Иосифович (54) ОХЛАЖДАЕМЫЙ ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Сущность изобретения: поршень содержит юбку 1 и поршневые бобышки 2 с выемками на поверхностях трения, накопительную масляную ванну, состоящую из сообщенных между собой открытой (в) ЩУ (ц) 2001297 1 (51) S F02 F3 22

3 и закрытой 4 полостей Открытая 3 полость вы— полнена переменного объема, в которой боковая стенка образована изогнутой полосой 12, а в закрьпой 4 полости установлены клапаны 13. Полоса

t2 и клапаны 13 изготовлены из материала, обпада,ощего эффектом памяти формы, например из никелида титане При изменении температуры поршня в материале полосы 12 и клапанов 13 совершается мартенситное превращение, при котором полоса 12 изгибается, меняет величину объема открытой полости, а клапаны 13 изменяют попожеН«е, регулируя подвод смазки к юбке 1 поршня 2 зп. ф-лы,2 ил.

2001297

55 ния юбки 1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, в частности к поршня, двигателей внутреннего сгорания.

Известен охлаждаемый поршень, содержащий головку, юбку, вставку, полость охлаждения между головкой, юбкой и вставкой, размещенный во вставке поршневой палец (Совершенствование основных узлов турбопоршневых двигателей./Под ред.A.Ñ.Oðëèíà, M.: Машиностроение, 1974, с.62, рис.30).

Недостатком поршня является повышенный расход топлива при работе двигателя на частичных режимах и повышенный износ поршня при работе при частичных режимах и перегрузке двигателя, При этих условиях вследствие низкой температуры поршня велик зазор между поршнем и цилиндром. что приводит к появлению ударов при перекладке поршня у верхней мертвой точки и, как следствие, к повышенному износу боковой поверхности. Этому способствует низкая температура трущейся пары поршень-цилиндр и смазочного масла, что увеличивает механические потери, При перегрузке двигателя ухудшается условия смазки боковой поверхности поршня, что приводит к повышенному износу и снижению надежности работы поршня.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является охлаждаемый поршень, содержащий юбку с поверхностью трения, поршневые бобышки с поверхностями трения, накопительную масляную ванну, размещенную на внутренней поверхности поршня и состоящей из сообщенных между собой открытой и закрытой полостей, причем открытая полость раз еще««а над закрытой. Поверхности тре««ия «обки и поршневых бобышек снабжены выемками, сообщенными каналами с закрытой полостью (1), Недостатком этой конструкции является повышенный износ боковой поверхности поршня и повышенный расход топлива при запуска и работе двигателя при неполной нагрузке вследствие отсутствия регулирования охлаждения за счет подачи смазки, Кроме того, при работе двигателя на режиме максимальной мощности и перегрузке ухудшаются условия смазки Маковой поверхности поршня, приводящие к повышенному износу и снижению надежности работы поршня, Целью изобретения является повышение надежности поршня и экономичности двигателя путем регулирования подачи смазки, 5

Цель достигается тем, что в охлаждаемом поршне, содержащем юбку, поршневые бобышки с выемками на поверхностях трения, накопительную масляную ванну, размещенную на внутренней поверхности поршня и состоящую из сообщенных между собой открытой и закрытой полостей, иэ которых закрытой полость размещена под открытой и соединена каналами с выемками на поверхностях трения юбки и поршневых бобышек, открытая полость выполнена переменного объема, в которой боковая стенка со стороны поршневых бобышек образована полосой с выпуклой поверхностью, соединенной одной кромкой с дном открытой полости. В закрытой полости установлены клапаны, размещенные на входе в каналы, соединяющие закрытую полость с выемкой на поверхности трения юбки. Iloлоса и клапаны изготовлены из материала, обладающего эффектом памяти формы, При этом клапаны выполнены из материала, обладающего эффектом памяти формы с более высоким уровнем мартенситного превраще- ния, чем полоса, а в качестве материала, обладающего эффектом памяти формы, использован никелид титана, На фиг,1 изображен охлаждаемый поршень на непрогретом двигателе; на фиг,2— то же, на прогретом двигателе.

Охлаждаемый поршень двигателя внутреннего сгорания содержит юбку 1 с поверхностью трения, поршневые бобышки 2 с поверхностями трения и накопительную масляную ванну, размещенную на внутренней поверхности поршня и состоящую иэ сообщенных между собой открытой 3 и закрытой 4 полостей, причем закрытая полость 4 размещена под открытой 3.

Поверхности трения юбки 1 поршня и поршневых бобышек 2 снабжены выемками

5 и 6, сообщенными каналами 7 и 8 с закрытой поверхностью 4.

Полости 3 и 4 сообщены друг с другом каналом 9. Выемки 5 расположены ниже маслосъемного кольца 10. Подвод масла к поршню осуществляется через форсунку 11.

В охлаждаемом поршне открытая полость 3 выполнена переменного объема, в которой боковая стенка ro стороны поршневых бобышек 2 образована полосой 12 с выпуклой поверхностью, соединенной одной кромкой с дном открытой полости 3, Полоса 12 выполнена из двух частей, разделенных бобышками 2. В закрытой полости 4 установлены клапаны 13, размещенные на входе в каналы 7, соединяющие закрытую полость 4 с выемкой 5 на поверхности тре2001297

35

50

Полоса 12 и клапаны 13 изготовлены из материала, обладающего эффектом памяти формы. При этом клапаны 13 выполнены из материала, обладающего эффектом памяти формы с более высоким уровнем мартенситного превращения, чем полоса 12, В качестве материала, обладающего эффектом памяти формы, использован, например, никелид титана. Известно (см.Тихонов А.С, и др, Применение эффекта памяти формы в современном машиностроении. — М.: Машиностроение. 1981 ), что в никелиде титана температура мартенситного превращения зависит от процентного соотношения в сплаве никелида и титана. Например, при содержании в никелиде титана 507, никеля (остальное титан) температура мартенситного превращения составляет 65 С, а при содержании 50,5 никеля зта температура понижается до 20 С, Охлаждаемый поршень работает следующим образом.

При запуске и работе двигателя на неполной нагрузке температура юбки 1 поршня и установленных в нем полосы 12 и клапанов 13 является низкой (фиг.1). Выпуклая поверхность полосы 12 обращена вверх, а клапаны 13 находятся в закрытом положении, отделяя закрытую полость 4 от выемки

5 на поверхности трения юбки 1 поршня.

Объем открытой полости 3 является минимальным.

Поступающее для охлаждения из форсунки 11 масло раэбрыэгивается по внутренней поверхности поршня и под действием гравитационных сил сливается по поверхности открытой полости 3 в поддон картера двигателя.

Незначительное количество масла с поверхности открытой полости 3 минимального объема через канал 9 поступает в закрытую полость 4 под действием сил инерции, возникающих при движении поршня из нижней к верхней мертвой точке, При обратном ходе поршня от верхней к нижней мертвой точке в момент ускорения поршня масло в выемку 6 подводится под давлением силой инерции массы масла полости 4, а при замедлении поршня масло поступает под давлением силы инерции массы масла полости 3 минимального объема через канал 9. закрытую полость 4, канал

8 в выемку 6 поршневых бобышек 2. При этом осуществляется интенсивный прогрев поршня вследствие наличия минимального обьема открытой полости 3 накопительной масляной ванны и отсутствия охлаждения поршня взбалтыванием, При работе двигателя под нагрузкой происходит дальнейший прогрев поршня, температура полосы 12 увеличивается. В ее материале совершается мартенситное превращение, при котором полоса 12 изгибается и поворачивается выпуклой поверхностью вниз (фиг.2). В результате объем открытой полости 3 возрастает и становится максимальным. Поступающие из форсунки

11 масло раэбрызгивается по внутренней поверхности поршня и под действием гравитационных сил скапливается в открытой полости 3 максимального объема. При движении поршня от нижней к верхней мертвой точке, во время его ускорения под действием силы инерции, масло полости 3 по каналам 9 нагнетается в полость 4 и далее по каналу 8 в выемку 6, смазывая под давлением бобышку 2 поршня. При замедлении поршня масло полости 4, расположенное выше выхода каналов 9, под действием силы инерции продолжает поступать под давлением по каналам 8 в выемку 6. Одновременно масло открытой полости 3 перемещается вверх и ударяется о внутреннюю поверхность поршня, обеспечивая интенсивное охлаждение поршня взбалтыванием. Известно (Теория ДВС.

Под ред Н.X.Äüÿ÷åíêo. М.: Машиностроение, 1974, с.445), что охлаждение вэбалтыванием создает более интенсивную теплоотдачу, чем другие способы охлаждения, и уменьшает температуру поршня.

При перегрузке двигателя в работу включаются клапаны 13. выполненные из материала с более высоким уровнем мартенситного превращения, чем полоса 12. С повышением температуры юбки 1 поршня и клапанов 13 в их материале совершается мартенситное превращение, под действием которого клапаны 13 изменяют свою форму и открываются (фиг.2). Под действием направленных вверх инерционных сил смазочное масло иэ закрытой полости 4 нагнетается через канал 7 в выемку 5 юбки

1 поршня, обеспечивая интенсивную смазку и охлаждение пары трения.

При работе двигателя без нагрузки температуры юбки 1 поршня снижается и клапаны 13 охлаждаются. В их материале совершается обратное мартенситное превращение, поддействием которого клапаны

13 принимают первоначальную форму и закрываются, Смазочное масло из закрытой полости 4 перестает нагнетаться в выемку 5 юбки 1 поршня, что уменьшает количество масла, поступившего для смазки поршня, в том числе на угар, При дальнейшей работе поршня без нагрузки температура полосы 12 уменьшается. В ее материале совершается обратное мартенситное превращение, при котором

200129

10 полоса 12 изгибается и поворачивается выпуклой поверхностью вверх (фиг.1). В результате обьем открытой полости 3 снижается и становится минимальным. При последующем прогреве поршня цикл работы повторяется.

Технико-экономическая эффективность изобретения в сравнении с прототипом заключается в том, что объем открытой полости является переменным, величина которого изменяется в зависимости от температуры поршня, а в закрытой полости установлены клапаны, размещенные на входе в каналы, соединяющие закрытую полость с выемкой на поверхности юбки.

Переменный обьем открьпой полости образован выполнением ее боковой стенки

Формула изобретения

1. ОхлАждАемый пОРшень двигАгелл вну РеннеГО cf oPAHMH, содержащий юбку и поршневые бобышки, на поверхностях трения которых выполнены выемки, накопительную масляную ванну, размешенную на внутренней поверхности поршня и состоящую из сообщенных между собой открытой и закрытой полостей, причем закрытая полость расположена под открытой и сообщена канала.1и с выемками на llOoppxHoстях трения юбки и поршневых бобышек, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем регулирования подачи смазки, сгенка открытой полости со стороны поршневых бобышек выполнена в

35 со стороны поршневых бобышек в виде полосы с выпуклой поверхностью, соединенной одной кромкой с дном открытой полости.

Полоса и клапаны изготовлены из материала, обладающего эффектом памяти формы, например из никелида титана, Выполнение открытой полости переменного обьема и установка в закрытой полости клапанов позволяет регулировать подачу смазки, что повышает надежность поршня и экономичность, (56) Авторское свидетельство СССР

N. 861688, кл, F 02 F 3/22, 1981. виде изогнутой полосы иэ материала с эффектом памяти формы, связанной кромкой с днищем полости, для изменения ее объема, а каналы. сообщающие выемки на по-, верхности трения юбки поршня с закрытой полостью, со стороны последней снабжены клапанами, выполненными из материала с эффектом памяти формы.

2, Г1оршонь по п.1, отличающийся тем, что клапаны выполнены иэ материала с более высоким уровнем мартенситного превращения, чем материал полосы, 3, Поршень по пп,1 и 2, отличающийся тем. что в качестве материала клапанов и полосы использован никелид титана.

2001297

Корректор С.Лисина

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, yn,Гагарина, 101

Редактор Л.Волкова

Заказ 3121

Составитель Ю.Фокни

Техред M.Ìoðãåíòàë

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб„4/5

Охлаждаемый поршень двигателя внутреннего сгорания Охлаждаемый поршень двигателя внутреннего сгорания Охлаждаемый поршень двигателя внутреннего сгорания Охлаждаемый поршень двигателя внутреннего сгорания Охлаждаемый поршень двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению И позволяет повысить надежность и увеличить равномерность охлаждения днища поршня

Изобретение относится к двигателестроени р, может быть использовано при про00 ,7 von Д ектировании поршней двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить надежность эксплуатации поршней с пространственно разделенными головкой и юбкой, шарнирно связанными только, при помощи поршневого пальца

Изобретение относится к двигателестроению, преимущественно к поршням, имеющим инерционное охлаждение маслом, и обеспечивает снижение вибрации путем выравнивания за период рабочего цикла массы масла, расположенной в полости охлаждения (ПО) поршня

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к конструкции охлаждаемых поршней двигателей внутреннего сгорания

Поршень // 1671929
Изобретение относится к двигателестроению, а именно к конструированию охлаждаемых поршней двигателей внутреннего сгорания, и позволяет повысить надежность поршня путем снижения динамической напряженности

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к дизелям с уровнем форсирования, требующим охлаждения поршня, и позволяет повысить надежность и экономичность работы двигателя внутреннего сгорания за счет сообщения охлаждающих каналов поршня с центральной полостью охлаждения переливными каналами

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Поршень (1) двигателя внутреннего сгорания содержит полость (4) охлаждения, ограниченную днищем (5) поршня и перегородкой, (6) отделяющей полость от картера двигателя, и имеет подводящий, отводящий, а также дополнительный отводящий каналы (8), (9) и (10). Конец отводящего канала (9) со стороны полости охлаждения расположен в зоне, прилегающей к перегородке (6), так, что этим концом канала (9) отсекается в полости (4) охлаждения поршня масса охлаждающей жидкости при установке на горизонтальную плоскость поршня днищем вверх. Дополнительный отводящий канал (10) концом со стороны полости охлаждения, расположенным в зоне, прилегающей к днищу (5) поршня, отсекает в полости (4) охлаждения поршня, поставленного на горизонтальную плоскость днищем вниз, массу охлаждающей жидкости . В отводящем канале (9) и дополнительном отводящем канале (10) установлены клапаны (12) и (13), регулирующие соотношение масс охлаждающей жидкости при рабочем цикле в соотношении где - масса охлаждающей жидкости в поршне первого цилиндра в текущий период рабочего цикла; - масса охлаждающей жидкости в поршне второго цилиндра в текущий период рабочего цикла; φ - угол поворота коленчатого вала по отношению к первому цилиндру при рабочем цикле; λ - постоянная механизма двигателя; mn - масса поршня. Технический результат заключается в снижении динамических нагрузок на детали кривошипно-шатунного механизма двигателя. 4 ил.

Изобретение может быть использовано в дизельных двигателях. Поршень форсированного дизельного двигателя состоит из двух стальных сваренных между собой нижнего и верхнего фрагментов (1) и (2), образующих периферийную и центральную полости (3) и (4) охлаждения головки поршня, сообщенные основными каналами (5), выполненными в стенке нижнего фрагмента (1) перпендикулярно продольной оси симметрии поршня. В стенке нижнего фрагмента (1) выполнены дополнительные каналы (6), расположенные наклонно к продольной оси симметрии поршня, сообщающие периферийную и центральную полости (3) и (4) охлаждения. Дополнительные каналы (6) расположены выше основных каналов (5). Технический результат заключается в повышении циркуляции масла в полостях охлаждения. 4 ил.

Изобретение относится к смазке двигателя внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания оснащен шатуном и масляной форсункой. Шатун имеет малую головку шатуна, связанную с поршнем, при этом малая головка шатуна и большая головка шатуна, соединенная с коленчатым валом, связаны между собой стержневой частью. Масляная форсунка подает масло на обратную поверхность поршня. В указанном двигателе внутреннего сгорания соединительное отверстие, которое выходит на обратную поверхность поршня и соединено с отверстием под палец, проходит через малую головку шатуна. Нижняя часть внутренней цилиндрической поверхности, которая образует отверстие под палец в малой головке шатуна, больше выступает в направлении продолжения центральной оси отверстия под палец, чем верхняя часть. Изобретение обеспечивает подачу масла к скользящим поверхностям поршневого пальца и отверстиям под палец в шатуне. 4 з.п. ф-лы, 13 ил.

Изобретение относится к области охлаждения подвижных частей двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение эффективности охлаждения поршней и штоков. Сущность изобретения заключается в том, что канал выхода охлаждающей жидкости из насоса прокачки охлаждающей жидкости с приводом энергией сжимаемого в компрессорных полостях поршней воздуха соединен со всеми каналами труб охлаждения поршней и штоков. Канал выхода охлаждающей жидкости из насоса прокачки охлаждающей жидкости соединен также со всеми каналами входа охлаждающей жидкости в полости между рубашками охлаждения цилиндров. А все каналы выхода охлаждающей жидкости из труб охлаждения поршней и штоков и все каналы выхода охлаждающей жидкости из полостей между рубашками охлаждения цилиндров и цилиндрами соединены с каналом входа в радиатор. 1 ил.

Изобретение относится к области охлаждения подвижных частей двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение эффективности охлаждения поршней и штоков. Сущность изобретения заключается в том, что канал выхода охлаждающей жидкости из насоса прокачки охлаждающей жидкости энергией выхлопных газов соединен с каналами труб охлаждения поршней и штоков и каналами входа охлаждающей жидкости в полости между рубашками охлаждения и цилиндрами всех цилиндров двигателя. Каналы выхода охлаждающей жидкости из труб охлаждения поршней, штоков и цилиндров всех двигателей и каналы выхода из полостей между цилиндрами двигателей и рубашками охлаждения цилиндров двигателей всех цилиндров двигателя соединены каналом 40 с каналом входа в радиатор. Насос прокачки охлаждающей жидкости связан с турбиной, приводимой выхлопными газами. 1 ил.

Изобретение относится к области охлаждения подвижных частей двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение эффективности охлаждения поршней и штоков. Сущность изобретения заключается в том, что канал выхода охлаждающей жидкости из насоса прокачки охлаждающей жидкости с электроприводом соединен со всеми каналами труб охлаждения поршней и штоков, а также со всеми каналами входа охлаждающей жидкости в полости между рубашками охлаждения и цилиндрами. А все каналы выхода охлаждающей жидкости из труб охлаждения поршней и штоков и все каналы выхода охлаждающей жидкости из полостей между рубашками охлаждения цилиндров и цилиндрами соединены с каналом входа в радиатор. 1 ил.

Изобретение относится к области охлаждения подвижных частей двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение эффективности охлаждения поршней и штоков. Сущность изобретения заключается в том, что при повышении температуры поршневой группы система управления подает напряжение на электродвигатель привода насоса, который приводит во вращение насос охлаждающей жидкости и вентилятор. Насос охлаждающей жидкости прокачивает охлаждающую жидкость по двум маршрутам. Первый: насос охлаждающей жидкости, осевой канал охлаждающей жидкости поршневой группы, радиатор и снова насос охлаждающей жидкости. Второй: насос охлаждающей жидкости, полость между цилиндром двигателя и рубашкой цилиндра двигателя, радиатор, который обдувается вентилятором. В результате тепло от поршневой группы и цилиндра двигателя через радиатор выбрасывается в атмосферу. Система управления датчиком температуры охлаждающей жидкости контролирует температуру охлаждающей жидкости. При понижении температуры охлаждающей жидкости, поршней, штоков и цилиндра двигателя система управления выключает насос охлаждающей жидкости. Циркуляция охлаждающей жидкости прекращается, и температура охлаждающей жидкости, поршней, штоков и цилиндра двигателя повышается. 1 ил.

Изобретение относится к охлаждению двигателей внутреннего сгорания, а именно поршневой группы двигателя. Техническим результатом является повышение эффективности охлаждения поршней, штоков и цилиндра однотактного двигателя с внешней камерой сгорания. Сущность изобретения заключается в том, что при повышении температуры поршней, штоков и цилиндра двигателя система управления переводит клапан подачи воздуха в открытое положение. Сжимаемый в компрессорных полостях воздух поступает на турбину и, отработав в ней, выбрасывается в атмосферу. Турбина приводит во вращение насос охлаждающей жидкости и вентилятор. Система управления контролирует температуру охлаждающей жидкости и при ее понижении закрывает клапан подачи воздуха. Циркуляция охлаждающей жидкости прекращается, и температура охлаждающей жидкости повышается. Термостаты управляют температурой соответственно поршней, штоков и цилиндра. 1 ил.
Наверх