Устройство управления для переключения передач гидромеханической коробки

 

Использование в автомобильном машиностроении , в частности в системах управления гидромеханическими передачами автомобилей Сущность изобретенияустройство содержит дополнительную контактную пластину, на рычаге переключения установлены подвижный контакт и подпружиненные подвижные контакты, усилители, состоящие из трех транзисторов каждый При включении любой из трех передач низшего диапазона, те при переводе рычага переключения из нейтрального положения подпружиненный контакт замыкается с выбранным контактом, а затем при опускании рычага в выемку, соответствующую шбранному положению , подвижный контакт замыкается с дополнительной контактной пластиной В результате этою замыкается цепь базы первого транзистора первого усилителя Первый транзистор открывается и на его коллекторе потенциал становится положительным относительно базы второю транзистора Вю рой транзистор закрывается На ею юппсисре появляется отрицательный относительно Ga:,i третьего транзистора потенциал Третий транше тор открывается, и включается один из электромагнитов передач низшего диапазона Bi ключсние передач низшего диапазона осуществляете-) в of - ратном порядке При включении пс-рс оч i ыгкю диапазона рычаг перемещается вдоль гпза ч крышке переключателя до положения, когдэ подпружиненный подвижный контакт замыкается с кон тактной пластиной, а подпружиненный по/, н( и контэкт замыкается с одним из неподвижных кс.) тактов, соответствующих выбранной передач высшего диапазона Второй усилитель работает аналогично первому 1 зпф -лы, 4 ил & N-. 50 С1

(в) RU (и) 2001790 С1 (61) 6 В 60 К 4 1 16 Н 01 И ХЯОО

Комитет Российской Федерации по патентам н товарным знакам ю нм

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ ",;! -: "ìþài - ИЗТт (К ПАТЕНТУ Ъ З ()

СР

СР

) а1 ..1 з (21) 4916071/11 (22) 04.03.91 (46) 30.1 0.93 Бюп. Na 39 — 40 (71) Могилевский машиностроительный институт;

Научно — технический кооператив "Наука (72) Вовк А.В.; Геращенко В.В; Яскевич M.ß;

Ковширко АИ. (73) Могилевский машиностроитепьный институт (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКИ (57) Использование: в автомобипьном машиностроении, в частности в системах управпения гидромеханическими передачами автомобилей. Сущность изобретения: устройство содержит дополнительную контактную пластину, на рычаге перекпючения установлены подвижный контак и подпружиненные подвижные контакты, усипитепи, состоящие из трех транзисторов каждый. При вкпючснии пюбой из трех передач низшего диапазона, т.е. при переводе рычага переключения и3 нейтрального попожения подпружиненный контакт ззмыкается с выбранным контактом, а затем при опускании рычага в выемку, соответствующу)о ) ыбранному попожению, подвижный контакт замыкается с дополнительной контактной ппастиной В резупьтате э)ого замь:кается цепь базы первого транзистора первого усипитепя. Первый транзистор открывается и на его коллекторе потенциап становится попожн)епьным относительно базы второго транзистора Второй транзистор закрывается На его копя ктсре появпяется отрицатепьный относитеп:;!u Саьы третьего транзистора потенциал. Tpc|Lfit транзистор открывается, и включается один из эпектромагнитов передач низшего диапазона. Выклю гение передач низшего диапазона ссуществпяе1ся в сб— ратном порядке. При вкп)очении передач I")t:ø но диапазона рычаг перемегцается вдопь и. за в крышке переключателя до попожения, когда по;,— пружиненный подвижный контакт замыкается с Kol(— тактной пластиной, а подпружинснный пс; :: жь,й кон акт зал1ыкается с одним из нсподвижных конта) тов, соответствующих выбранной передач" высшего диапазона. Второй усипитепь работает з Оапогично первому. 1 зпф -пы, 4 ип.

2001790

Изобретение относится к автомобильному машиностроению и может быть использовано в системах управления гидромеханическими передачами автомобилей.

Известны устройства для переключения передач гидромеханической коробки, содержащие крышку с пазом, корпус, в котором установлена изоляционная плита с неподвижными контактами. число которых соответствует числу передач высшего и низшего диапазонов, рычаг переключения передач с подвижным контактом, установленный на корпусе и проходящий через паз s крышке (а.с, hL 677021, кл. Н 01 Н 21/80, 1978), Однако процесс переключения передач сопровождается искрениями из-за того, что ток, потребляемый электромагнитом, коммутируется непосредственно контактами и отличается большой величиной, Известен электрический переключатель для гидромеханической коробки передач, выбранный в качестве прототипа, содержащий крышку с пазом, выполненным с выемками, соответствующими числу передач высшего и низшего диапазонов, корпус, в котором установлена изоляционная плита с неподвижными контактами, соответствующими числу передач обоих диапазонов, пружины, закрепленные на корпусе, опору, соединенную с этими пружинами и имеющую две степени свободы, рычаг переключения, установленный на опоре в корпусе, проходящий через паз в крышке и имеющий два подвижных контакта, один из которых подпружинен, контактную пластину для передач высшего диапазона, выполненную в виде трапеции и установленную на изоляционной плите в пределах центрального угла, образованного крайними неподвижными контактами, соответствующими числу передач высшего диапазона (а.с, hL 885588113 22, кл. Н

01 Н 25/00, 1981).

Недостатком такого переключателя является искрение на контактах, что снижает его долговечность при переключении передач, так как в этом случае размыкаются цепи, по которым проходят большие токи.

Кроме того, отключение электромагнитов переключения передач приводит к возникновению ЭДС самоиндукции, которая также способствует искрению на контактах. Это приводит к невозможности использования автомобиля с известным устройством переключения передач гидромеханической коробки в условиях подземной добычи полезных ископаемых в связи с опасностью взрыва газов, Цель изобретения — расширение возможностей использования автомобиля с гидромеханической коробкой передач и повышение надежности устройства.

Укаэанная цель достигается тем, что устройство управления для переключения передач гидромеханической коробки, содержащие крышку с пазом, выполненную с выемками, соответствующими числу передач высшего и низшего диапазонов, корпус, в котором установлена изоляционная плита

10 с неподвижными контактами, соответствующими числу передач обоих диапазонов, пружины, закрепленные на корпусе, опору, соединенную с упомянутыми пружинами и имеющую две степени свободы, рычаг пере15 ключения, установленный на упомянутой опоре в корпусе, проходящий через паэ в крышке и имеющий два подвижных контакта, один из которых подпружинен, контактную пластину для передач высшего

20 диапазона, выполненную в виде трапеции и установленную на изоляционной плите в пределах центрального угла, образованного крайними неподвижными контактами, соответствующими числу передач высшего диапазона, снабжено дополнительной контактной пластиной и вторым подпружиненным подвижным контактом, размещенным на рычаге переключения передач двумя усилителями, каждый из которых состоит иэ

Э0 трех транзисторов, при этом первый транзистор первого усилителя своей базой подключен к дополнительной контактной пластине, эмиттеррм — к положительной шине, а коллектором через резистор — отрицаЗ5 тельной шине, второй транзистор подключен своей базой к коллектору первого транзистора, своим эмиттером — к положительной шине, а коллектором через резистор — отрицательной шине, третий

40 транзистор подключен своей базой к коллектору второго транзистора; своим эмиттером — положительной шине, а коллектором — ко второму подпружиненному подвижному контакту и через шунтирующий электро45 магниты переключения передач диод — к отрицательной шине, первый транзистор второго усилителя подключен своей базой к контактной пластине для передач высшего диапазона, своим эмиттвром — к положи50 тельной шине, своим коллектором через резистор — к отрицательной шине, второй транзистор подключен своей базой к коллектору первого транзистора, свОим эмиттером — к положительной шине, своим

55 коллектором через резистор — к отрицательной шине, третий транзистор подключен своей базой к коллектору второго транзистора, своим эмиттером — к положительной шине, а коллектором через шунтирующий электромагнит высшего диапазона диод — к

2001790 отрицательной шине, при этом подвижный контакт, дополнительная контактная пластина и базовый резистор являются цепью базы первого транзистора первого усилителя. первый подпружиненный подвижный контакт, контактная пластина для передач высшего диапазона и базовый резистор являются цепью базы первого транзистора второго усилителя. При этом дополнительная контактная пластина выполнена симметричной в виде двух сг<аянных между собой трапеций и установлена на изоляционной плите в пределах центрального угла, образованного крайними неподвижными контактами, соответствующими числу передач высшего и низшего диапазонов, причем первая трапециевидная пластина имеет выемку для нейтрального положения подвижного контакта. а все неподвижные контакты установлены заподлицо с изоляционной плитой, Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемое устройство отличается наличием двух электронных усилителей дополнительной контактной пластины, второго подпружиненного подвижного контакта и выполнением неподвижных контактов заподлицо с изоляционной плитой. Таким образом, заявляемое устройство соответствует критерию изобретения "новизна", Анализ известных аналогов в исследуемой области, т.е, в электрооборудовании транспортных средств, позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходных с существенными отличительными признаками в заявляемом устройстве управления переключением передач для гидромеханической коробки, и признать заявляемое решение соответству<ощим критерию "существенные отличия".

На фиг, 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 — cxef<3 расположения контактов; нд фиг. 3 крышка с пазом; на фиг. 4 — схема электроуправления.

Устройство содержит корпус 1, в котором установлена изоляционная плита 2 с неподвижными контактами 3 по числу передач, расположенными заподлицо с изоляционной плитой, с контактной пластиной 4 высшего диапазона и с дополнительной контактной пластиной 5. Рычаг переключения 6 установлен на опоре, состоящей иэ наконечника 7, на который надет с возк<он,ностью поворота рычаг переключения 6.

Этот сборочный узел с воэмож«остью поворота установлен на оси 8, расположенной между двумя бобышками 9, закрепленными на стенке корпуса 1. На рычаге переключения 6 установлены подвижный контакт 10 и два подпружиненных подвижных 11 и 12, В крышке 13 корпуса выполнен паз с выемка ми, соответствующими числу передач (I — VI), нейтральному положению (Vll), заднему ходу (V I I I).

5 Для фиксации рычага переключения при любом его положении предназначены пружины 14, с обратной стороны плиты 2 расположены электрические зажимы для подключения к электромагнитам переклю10 чения передач, Усилители 15 и 16 состоят из трех транзисторов каждый. При этом первый транзистор 17 первого усилителя 15 своей базой подключен к дополнительной контактной пластине 5, эмиттером — к поло15 жительной шине, а коллектором через резистор 18 — к отрицательной шине, второй транзистор 19 подключен своей базой к коллектору первого транзистора 17, эм<<ттером — к положительной шине. а коллектором че20 рез резистор 20 — к отрицательной шине, третий транзистор 21 подключен своей базой к коллектору второго транзистора 19, эмиттером — к положительной ш<<не, а коллектором через диод 22, шунтирующий

25 электромагниты 23-26 переключе«ия передач — к отрицательной ши«е и к второму подпружиненному подвиж«ому контакту 12.

Первый транзистор 27 второго усилителя 16 своей базой подкл<очен к ко«так«<о<1

30 пласти«е 4 для переда < высшего диапазо«а, эмиттером — к положительной U<èf<å, а коллектором через резистор 28 — к отр<1«ательной шине, второй транзистор 29 подкл<очен своей базой к коллектору перво35 го транзистора 27, эмиттером — к положитель«о<11 шине, а коллектором через резистор 30 — к отрицательной шине, третий тра><зистор 31 подключен своей базой к коллектору второго транзистора 30, э<<иттером

40 — K положительной шине, à cBollf1 коллектоpof< через шунтированный диодом 32 электромагнит 33 передач высшего д< апазона— к отрицательной шине, Первый под «<н«<ый контакт 10, дополнительная Knflr;;KI I<;

11, контактная пластина 4 и базовь и резистор 35 формируют цепь базы первого тран50 зистора 27 второго ключа 16.

Дополнительная контактная пластина 5 выполнена симметричной в виде спаянных между собой двух трапеций и установле«а на изоляционной плите 2 в предел х цс«т55 рэльното угла. образован«ого край««ми < еподвижными контактами, соот«е<стт<у<о<1<<1ми числу псредач высшего и низшеf п диапазонов, причем одна из трапециевидн <х пластин имеет выемку для нейтрально<о положения контакта 10, а все 1

2001790

20

30

50

55 контакты 3 установлены заподлицо с изоляционной плитой 2, Переключатель работает следующим образом. При включении любой из трех передач низшего диапазона, т,е. при переводе рычага переключения 6 из нейтрального положения Vll в одно иэ положений (1, 11, III) второй подпружиненный подвижный контакт 12 замыкается с выбранным контактом

3, а затем при отпускании рычага 6 в выемку, соответствующей выбранному положению (1, II, III), контакт 10 замыкается с дополнительной контактной пластиной 5, В результате этого замыкается цепь базы транзистора 17 первого усилителя 15. Транзистор 17 открывается и на его коллекторе потенциал становится положительным относительно базы второго транзистора 19, Второй транзистор 19 закрывается, На его коллекторе появляется отрицательный относительно базы третьего транзистора 21 потенциал, Третий транзистор 21 открывается и включается один из электромагнитов, (24, 25, 26) передач низшего диапазона.

Включается выбранная передача низшего диапазона, Выключение передач низшего диапазона осуществляется в обратном порядке, При выведении рычага 6 иэ выемки в крышке 13 переключателя, соответствующей одному из выбранных положений (I,!1, III), подвижный контакт 10 отходит от дополнительной контактной пластины 5. Размыкается цепь базы транзистора 17 и он закрывается. Открывается транзистор 19, а транзистор 21 закрывается. Таким образом усилитель 15 выключается, отключая один из электромагнитов 24, 25, 26. Перемещение затем рычага 6 вдоль паза в крышке 13 корпуса переключателя приводит к размыканию второго подпружиненного подвижного контакта 12 с одним иэ выбранных неподвижных контактов 3. При включении передач высшего диапазона рычаг 6 перемещается вдоль паза в крышке 13 переключателя до положения, когда первый

Формула изобретения

1, УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКИ, содержащее крышку с пазом, выполненную с выемками. соответствующими числу передач высшего и нижнего диапазонов. корпус, в котором установлена изоляционная плита с неподвижными контактами, соответствующими числу передач обоих диапазонов, пружины. закрепленные на корпусе, опору, соединенную с упомянутыми пружинами и имеющую две степени свободы, рычаг пеподпружиненный подвижный контакт 11 замыкается с контактной пластиной 4, а второй подпружиненный подвижный контакт

12 замыкается с одним иэ неподвижных контактов 3, соответствующих выбранной передаче высшего диапазона (IV — Vl). В этом случае замыкается цепь базы первого транзистора 27 второго усилителя 16. Транзистор 27 открывается, закрывая транзистор

29 и открывая транзистор 31. Усилитель включает электромагнит 33 высшего диапазона передач. При отпускании рычага 6 в выемку, соответствующей выбранной передаче высшего диапазона (IV — Vl) подвижный контакт 10 замыкается с дополнительной контактной пластиной 5, включается усилитель 15, подавая напряжение на один из электромагнитов 24, 25, 26. В кл ючается передача высшего диапазона. При переключении передач высшего диапазона усилитель

16 и, следовательно, электромагнит 33 постоянно включены, Шунтирующие диоды 22 и 32 предохраняют соответственно транзистор 21 первого усилителя 15, обмотки электромагнитов 23—

26 и транзистор 31 второго усилителя 16, обмотку электромагнита 33 от пробоя обратным напряжением при отключении электромагнитов из-за большой ЭДС самоиндукции, возникающей в этом случае.

Использование в устройстве управления для переключения передач гидромеханической коробки двух электронных усилителей, дополнительной контактной пластины, второго подпружиненного подвижного контакта и выполнение неподвижных контактов заподлицо с изоляционной плитой позволяет осуществить переключение передач без искрения на контактах и тем самым расширить возможности использования автомобиля с гидромеханической коробкой передач и повысить надежность устройства. (56) Авторское свидетельство СССР

N 858132, кл, Н 01 Н 25/00. 1981, реключения, установленный на упомянутой опоре в корпусе, проходящий через паз в крышке и имеющий два подвижных контакта, один из которых подпружинен, контактную пластину для передач высшего диапазона. выполненную в виде трапеции и установленную на изоляционной плите в пределах центрального угла, образованного крайними неподвижными контактами, соответствующими числу передач высшего диапазона. отличающееся тем, что оно снабжено дополнительной контактной пластиной и вторым подпружиненным по9 2001790 10

Фиг.1 движным контактом, размещенными на рычаге переключения передач двумя усилителями. каждый из которых состоит иэ трех транзисторов, при э ом первый транзистор первого усилителя своей базой подключен к дополнительной контактной пластине, эмиттером - к положительной шине. а коллектором через резистор - к отрицательной шине, второй транзистор подключен своей базой к коллектору первого транзистора, своим эмиттером - к положительной шине а коллектором через резистор - к отрицательной шине, третий транзистор подключен своей базой к коллектору второго транзистора, своим эмиттером - к положительной шине, а коллектором - к второму подпружиненному подвижному контакту и через шунтирующие электромагниты переключения передач диоды - к отрицательной шине, первый транзистор второго усилителя подключен своей базой к коллектору первого транзистора. своим эмиттером - к положительной шине, своим коллектором через резисторк отрицательной шине, третий транзистор подключен своей базой к коллектору второго транзистора, своим эмиттером - к положительной шине, а коллектором через шунтирующий электромагнит высшего диапазона диод - к отрицательной шине, при этом подвижным контактом, дополнитель5 ной контактной пластиной и базовым резистором образована цепь базы первого транзистора первого усилителя, а первым подпружиненным подвижным контактом, контактной пластиной для передач высше10 го диапазона и базовым резистором образована цепь базы первого транзистора второго усилителя.

2, Устройство по п,1, отличающееся тем, что дополнительная контактная пла15 стина выполнена симметричной в виде двух спаянных между собой трапеций и установлена на изоляционной плите в пределах центрального угла, образованного крайними неподвижными контактами, соответствующими числу передач высшего и низшего диапазонов, причем правая трапециевидная пластина имеет выемку для нейтрального положения подвижного кон25 такта, а все неподвижные контакты установлены эаподлицо с изоляционной плитой.

2001790

2001790

Заказ 3148

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород. ул.Гагарина, 101

Составитель А.Вовк

Редактор Т.Павловская Техред М,Моргентал Корректор М.Керецман

Устройство управления для переключения передач гидромеханической коробки Устройство управления для переключения передач гидромеханической коробки Устройство управления для переключения передач гидромеханической коробки Устройство управления для переключения передач гидромеханической коробки Устройство управления для переключения передач гидромеханической коробки Устройство управления для переключения передач гидромеханической коробки Устройство управления для переключения передач гидромеханической коробки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электроаппаратостроению

Изобретение относится к устройствам для управления трансмиссиями транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в гидравлических системах управления автоматических трансмиссий транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в бесступенчатых фрикционных трансмиссиях транспортных средств для регулирования их передаточного числа

Изобретение относится к транспортной технике

Изобретение относится к гидроприводу лесозаготовительных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкциях тракторов и дорожно-строительных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам управления самоходных шасси, имеющих гидростатическую трансмиссию

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть-использовано, например, в тракторах

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для автоматического управления блокировкой гидротрансформатора транспортного средства

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к систе .мам управления гидромеханическими передачами трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в управлении насосами и гидромоторами гидрооъемной трансмиссии многоколесной транспортной машины
Наверх