Зубчатое колесо

 

Изобретение относится к конструкции цилиндрических зубчатых колес и может быть использовано е зубчатых передачах различного назначения. Зубчатое колесо содержит ступицу и выполненный заодно с ней зубчатый венец. В ступице со стороны отверстия под вал выполнен радиальный кольцевой карман с цилиндрической поверхностью, ось которой совпадает с осью ступицы, ширина кармана меньше ширины зубчатого венца, а диаметр - больше диаметра окружности впадин зубьеа Образованные прорези во впадинах вдоль зубьев способствуют увеличению податливости зубьев при работе колеса в передачах, что обеспечивает многопарность зацепления, повышает нагрузочную способность , снижает шумность передач 2 ил.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К ПАТЕНТУ

Комитет Российской Федерации пе патентам и токарным знакам

1 (21) 494281 3/28 (22) 05.0591 (46) 30.1033 Ьол. Ма 39-40 (71) Центральное конструкторское бюро машиностроения (72) Груколенко ВР„. Малышев ГД; Михайлов АД;

Ремизов МА; Смирнов В.И„Чехович EC. (73) Центральное конструкторское бюро машиностроения (54) ЗУбЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к конструкции цилиндрических зубчатых колес и может быть использовано в зубчатых передачах различного назначения. (В) RU (11) 2002146 С1 (51) 5 F 16 Н 55 18 Е 16 Н 15 14

Зубчатое колесо содержит ступицу и выполненный заодно с ней зубчатый венец. 8 ступице со стороны отверстия под вал выполнен радиальный кольцевой карман с цилиндрической поверхностью, ось которой совпадает с осью ступицы, ширина кармана меньше ширины зубчатого венца, а диаметр— больше диаметра окружности впадин зубьев. Образованные прорези во впадинах вдоль зубьев способствуют увеличению податливости зубьев при работе колеса в передача что обеспечивает многопарность зацепления. повышает нагрузочную способность, снижает шумность передач. 2 ил.

2002146

Изобретение относится к машиностроению и касается конструкции зубчатого колеса с упругоподатливыми зубьями.

Известно зубчатое колесо с демпфирующими зубьями, содержащее ступицу и зубчатый венец, с торцов каждого зуба выполнены полости с образованием консольно расположенных торцовых участков зубьев.

Данное колесо за счет местной и общей податливости зубьев обеспечивает зубчатой передаче повышение долговечности и снижение шумности, однако изготовление . такого колеса является сложным и трудоемким, что снижает возможности его широкого использования в зубчатых передачах.

Известно также зубчатое колесо с упругоподатливыми зубьями, содержащее ступицу и зубчатый венец, в котором для повышения податливости зубьев увеличена их высота путем выполнения во впадинах между зубьями в теле ступицы радиальных прорезей.

Основным недостатком данного колеса является большая трудоемкость выполнения радиальных прорезей между зубьями, особенно в косозубых колесах, у которых для получения одинаковой высоты зубьев по всей их длине надо прорезать криволинейные пазы, что значительно усложняет изготовление колес.

Наиболее близким к изобретению является зубчатое колесо, содержащее ступицу и выполненный за одно целое с ней зубчатый венец, в теле ступицы выполнен радиальный карман с цилиндрической поверхностью, ось которого совпадает с .осью ступицы, а ширина кармана меньше ширины зубчатого венца, В данном зубчатом колесе эа счет увеличения диаметра радиального кармана можно уменьшить толщину перемычек между зубьями и тем самым повысить податливость зубьев, но ввиду того, что каждый эуб соединен со ступицей по всей своей длине (как продольно защемленная пластина), жесткость соединения основания зуба со ступицей остается большой, что сужает возможности увеличения податливости зубьев.

Одной иэ важных задач при проектировании зубчатых колес и передач на их основе является повышение нагруэочной способности, долговечности и снижение шумности при умеренных требованиях к точности изготовления путем обеспечения упругой податливости зубьев при простой технологии изготовления зубчатых колес, Цель изобретения — повышение податливос1и зубьев.

Для этого в зубчатом колесе, содержащем ступицу и выполненный эа одно целое с ней зубчатый венец и имеющем в теле ступицы радиальный карман с цилиндрической поверхностью, ось которой совпадает с осью ступицы, а ширина кармана меньше ширины зубчатого венца, диаметр кармана больше диаметра окружности впадин зубьев.

При указанном выполнении зубчатого колеса между зубьями во впадинах появляются прорези (окна) на ширину кармана с сохранением по торцам каждого зуба перемычек, соединяющих зуб с двумя соседними зубьями, в результате чего каждый зуб становится как бы двухопорной балкой, жесткость которой меньше жесткости защемленной продольно пластины, т.е. податливость зубьев существенно увеличивается, а возможность ее изменения расширяется за счет изменения диаметра и ширины кольцевого кармана, На фиг.1 показано известное зубчатое колесо, радиальный разрез; на фиг.2 — предлагаемое зубчатое колесо, Зубчатое колесо содержит ступицу 1 с выполненными за одно целое с ней зубьями

2. В теле ступицы со стороны отверстия 3 под вал выполнена радиальная расточка шириной, меньшей ширины зубчатого венца, с образованием кармана 4 с цилиндрической поверхностью, ось которой совпадает с осью ступицы. Диаметр кармана превышает диаметр окружности впадин, благодаря чему перемычки 5 между зубьями

"вскрываются" с образованием прорезей (окон). Каждый зуб оказывается связанным со ступицей только по своим концам (по схеме "балка на двух концевых опорах"), а высота зуба на участке, равном ширине кармана, уменьшена на половину разности между диаметрами кармана и окружности впадин.

При работе зубчатого колеса в зацеплении с другим колесом, благодаря повышенной упругой податливости зубьев, достигается многопарность зацепления, что снижает контактные нагрузки и шумность, повышает ресурс работы зубчатой передачи, Изготовление зубчатого колеса осуществляется по известной технологии и не требует дополнительной оснастки. В заготовке растачивается кольцевой карман по предварительно рассчитанным размерам, а затем обычным зубофрезерованием формируют зубья, при этом на участке ступицы в месте впадин по ширине кармана прорезаются окна и уменьшается высота каждого зуба. Ана2002146

Составитель И.Рогозин

Редактор Л.Народная Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор H.Êoðoëü

Заказ 3166

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 логично изготовляется косозубое цилиндрическое колесо.

Эффект от использования изобретения заключается в повышении долговечности 5 зубчатых колес, в снижении трудоемкости их изготовления, а также в уменьшении материалоемкости, Формула изобретения 10

ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО, содержащее ступицу и выполненный за одно целое с ней зубчатый венец, в теле ступицы выполнен радиальный карман с цилиндрической по- 15 (56) Авторское свидетельство СССР

М 1353045, кл. F 16 Н 55/17, 55/14, 1983.

Вибрации в технике. Справочник под ред, Диментберга Ф.М, и Колесникова К.С.

M,: Машиностроение, т. 3, 1980, с. 112. рис.

9, Авторское свидетельство СССР

1Ф 981745, кл. F 16 Н 55/17, 1982. верхностью, ось которой совпадает с осью ступицы, ширина кармана меньше ширины зубчатого венца, отличающееся тем, что, с целью повышения податливости зубьев, диаметр кармана больше диаметра окружности впадин зубьев.

Зубчатое колесо Зубчатое колесо Зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в приводных системах , например, радиотелескопов и антенных устройств, к которым предъявляется требование отсутствия люфта

Изобретение относится к области машинои приборостроения и может быть использовано в реверсивных делительных механизмах и кинематических цепях следящих систем приборов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отсчетно-силовых зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению, а именно к беззазорным зубчатым передачам

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , а именно к беззазорным зубчатым передачам

Изобретение относится к области машиностроения, и может быть использовано как в общем машиностроении, так и для бесступенчатой трансмиссии автомобилей

Изобретение относится к регулированию зазора между зубьями колес на измерительной позиции во время сборки машин, имеющих зубчатые передачи

Изобретение относится к машиностроению, а именно к безлюфтовым приводам поворота звеньев робота

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных механизмах, где необходима высокоточная передача угла поворота от ведущего к ведомому звену

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, например, на транспорте

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в ответственных высокоточных передачах, для приводов исполнительных органов роботов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах, где необходимы корректировка взаимного положения зубчатых колес во время работы и регулировка зазоров в зацеплении
Наверх