Полимаран

 

(в) RU (и) 2ОО266О Cl (51) 5 86381 12

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам ( т 44 (ь-ящ

oIIHcAHHK изовркткни1 .—. :. - .", К ПАТЕНТУ т,21) 4918973/1 1 (22) 06.0291 (46) 15.1193 Бюл. Йв 41-42 (76) Ряйккенен Роберт Рикхартович (54) ПОЛИМАРАН (5+ Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании многокорпусных судов - полимзранов, например весельно-парусным или иным вооружениеМ Сущность изобретения: лолимаран имеет центральный водоизмещакхцю корпус 1, гидролыжи 2 и щзайние поплавки . 3. Все элементы полимарана соединены между собой тремя сьеиными поперечными балками 4, 5 и 6.

Центральный корпус 1 имеет надстройку 7. Край. ние поплавки 3 имеют продольные балки 8 по внешним своим бортам для установки весел 9 и леерных стоек, Полимаран имеет Л-образную мачту для установки. парусного вооружения из трех косых парусов в грот — парусом 13. Дугообразные ролинги 16 соединяют корпус 1, гидролыжи 2 и поплавки

3 по их носу и корме. Ветровой генератор электрического тока 17 установлен в корме корпуса 1.

Подруливающее устройство состоит из поперечной штанги 18, румпелей 19, рулевых коробок 20 и рулей. Крайние поплавки 3 имеют килевые балки ло всей длине их днища Центральный корпус 1 имеет килевую балку также по всей длине его днища

Гребной винт установлен в корме корпуса 1. Там же установлен главный руль, невыступающий за нижние обводы днища центрального корпуса

Шверты установлены на крайних поплавках 3. В поплавках 3 выполнены многофункциональнь1е грузовые контейнеры 34 с люками 35. В гидролыжах 2 выполнены сиденья 33 дпя гребцов. 3 ил.

2002660

Изобретение относится к судостроению и может использоваться при создании многокорпусных судов-полимаранов, например с весельно-парусным или иным вооружением.

Известен полимаран, содержащий центральный водоиэмещающий корпус, выполненный с развалами бортов, расположенные по обе его стороны гидролыжи и крайние поплавки, соединенные между собой и центральным корпусом поперечными сьемными балками, пропущенными через центральный корпус и гидролыжи кроме крайних поплавков, надстройку над центральным корпусом, выполненным с вырезами для сообщения с ней, продольные балки по наружным краям крайних поплавков для установки весел и парусное вооружение, причем миделевы сечения всех корпусов совмещены в одной поперечной плоскости, Недостатками данного технического решения являются, во-первых, сложность конструкции. связанная с наличием семи корпусов и необходимостью соединения их в жесткую конструктивно-силовую схему, во-вторых, невысокая надежность конструкции из-за ее многоэлементности, в-третьих, недостаточно высокие ходовые качества иэза наличия пяти одновременно и постоянно контактирующих с водой корпусов„что увеличивает гидродинамическое сопротивление, и в-четвертых, недостаточная безопасность экипажа, обусловленная как всеми вышеприведенными недостатками, так и сложностями в управлении этим floAимараном.

Целью изобретения является упрощение конструкции полимарана, повышение ее надежности, улучшение ходовых качеств полимарана и повышение безопасности экипажа.

3то достигается тем, что в полимаране, содержащем все вышеуказанные сходные признаки с прототипом, число сьемных поперечных балок полимарана равно трем, полимаран снабжен Л-образной мачтой,, шарнирно установленной по обе стороны от центрального корпуса на центральной сьемной поперечной мидель-балке и связанной с корпусами стоячим такелажем, имеющим вертикальный штаг крепления передней шкотарины грот-паруса и гика, расположенный в плоскости Л-образной мачты и соединенный со шпорами ее стоек, дугообразными релингами, выполненными в виде вертикальных силовых ферм, соединяющими между собой крайние поплавки, гидролыжи и центральный корпус в носовой и кормовОй их частях, ветровым генератором электрического тока, установленным в кормовой части центрального корпуса и соединенным с силовой установкой, выполненной в виде электродвигателя с аккумулятором, и подруливающим устройством, выполненным в виде поперечной штанги, размещенной в кормовой части полимарана и шарнирно связаннойc румпелями, соединенными с рулевыми коробками подруливающего устройства с возможностью перестановки и изменения угла наклона их относительно палубы, установленными в кормовых частях крайних, поплавков с образованием параллелограмт5 много механизма, причем рули установлены в рулевых коробках шарнирно на горизонтальных поперечных шарнирах, а парусное вооружение полимарана выполнено из трех косых парусов бермудского типа, установ20 ленных на Л-образной мачте, при этом надстройка центрального корпуса в плане выполнена шириной, превышающей максиего длине; и леерными стойками по обоим бортам крайних поплавков, причем длина центрального корпуса превышает длину

45 крайних поплавков„длина которых в свою очередь выполнена превышающей длину гидролыж, ширина каждой иэ которых превышает ее собственную высоту, крайние поплавки снабжены швертами, 50 установленными в их центральной части в швертовых колодцах с возможностью поворота в них к корме в горизонтальное положение, при котором шверты не выступают за нижние обводы днища центрального кор55 пуса, и продольными балками по их внешним бортам для установки весел и леерных стоек, а корпусы крайних поплавков в сечении выполнены по форме вертикально ориентированных овалов, ширина центрального корпуса s плане превышает

40 мальную ширину в плане центрального корпуса и размещена по всей длине последнего, сужаясь до обводов центрального корпуса к его носу и корме, днища крайних поплавков, имеющие килевые балки по всей их длине, размещены выше днища центрального корпуса, но ниже днищ гидролыж, а надстройки крайних поплавков выполнены на уровне общей палубы, а их надстройки расположены ниже верхней кромки надстройки центрального корпуса, центральный корпус снабжен гребным винтом, установленным в его кормовой части и связанным с силовой установкой, главным рулем, также установленным в его кормовой части и выполненным невыступающим эа нижние обводы днища центрального корпуса с положительной седловатостью килевой линии, и имеющего килевую балку по всей

2002660 ширину гидролыж в плане, ширина которых в свою очередь превышает ширину крайних поплавков в плане, при этом в гидролыжах выполнены места для размещения гребцов, сама гидролыжа в плане выполнена со скругленными носом и кормой, выполненными с многофункциональными грузовыми контейнерами с люками. а сечение нижней водоизмещающей части гидролыжи выполнено в виде полукруга.

На фиг.1 изображен боковой вид полимарана; на фиг.2 — то же, вид в плане; на фиг.3» »вид по стрелке А фиг.2.

Полимаран имеет центральный водоизмещающий корпус 1, выполненный с развалами бортов, и расположенные по обе его стороны гидролцжи 2 и крайние поплавки 3.

Центральный корпус 1; гидролыжи 2 и поплавки 3 соединены между собой съемными поперечными балками 4,5 и 6. Центральный корпус 1 выполнен с вырезами для сообщения с надстройкой 7 над ним. Продольные балки 8 по наружным краям крайних поплавков 3 служат для установки весел 9, Полимаран имеет Л-образную мачту 10, шарнирно установленную по обе стороны от центрального корпуса 1 на центральной съемной поперечной мидель-балке 5. Мачта

10 связана с корпусами стоячим такелажем, имеющим вертикальный штаг 11 крепления передней шкоторины 12 грот-паруса 13 и гика l4. Вертикальный штаг 11 расположен в плоскости Л-образной мачты 10 и соединен со шпорами.15 ее стоек. Дугообразные релинги 16 выполнены в виде вертикальных силовых ферм и соединяют между собой крайние поплавки 3 гидролыжи 2 и центральный корпус 1 по их носу и корме. Ветровой генератор электрического тока 17 установлен в кормовой части центрального корпуса 1 и соединен с силовой установкой, выполненной в виде электродвигателя и аккумулятора (не показано). Подруливающее устройство выполнено в виде поперечной штанги 18, размещенной в кормовой части полимарана и шарнирно связанной с рум.пелями 19 с образованием параллелограммного механизма. Румпели t9 соединены с рулевыми коробками 20 с возможностью перестановки и изменения угла их наклона относительно палубы. Рули 21 установлены в рулевых коробках 20, размещенных в кормовой части крайних поплавков 3 шарнирно ка горизонтальных поперечных шарнирах

36.

Парусное вооружение полимаран выполнена в виде трех косых парусов Бермудского типа и установлено на мачте 10, Надстройка 7 центрального корпуса 1 в плане выполнена шириной. превышающей мак5

55 симальную ширину в плане центрального корпуса 1 и размещена по всей его длине, Днища крайних поплавков 3 имеют килевые балки 22 по всей их длине и размещены выше днища центрального корпуса 1, но ниже днищ гидролыж 2. Палубы 23 крайних поплавков 3 расположены ниже уровня общей палубы 24, а их надстройки 25 выполнены на уровне общей палубы 24. Палубы гидролыж 26 размещены на уровне общей палубы 24, а их надстройки 27 расположены ниже верхней кромки надстройки 7 центрального корпуса 1. Центральный корпус 1 имеет гребной винт 28, установленный в его кормовой части и связанный с силовой установкой (не показано). Главный руль 29 установлен также в кормовой части корпуса 1 и выполнен невыступающим за нижние обводы днища центрального корпуса, килевая линия которого выполнена с положительной седловатостью, и имеющего в свою очередь килевую балку 30 по всей его длине. Леерные стойки 31 установлены по обоим внеш. ним бортам крайних поплавков 3 на продольных балках 8. Длина центрального корпуса 1 превышает длину крайних поплавков 3, дпина которых в свою очередь. превышает длину гидролыж 2, ширина каждой иэ которых превышает ее собственную высоту. Крайние поплавки имеют шверты

32, установленные в швертовых колодцах (не показано) с воэможностью поворота в них к корме в горизонтальное положение, при котором повернутые шверты 32 не выступают эа нижние обводы днища корпуса

1. Сечение корпусов крайних поплавков 3 выполнены в виде вертикально ориентированных овалов, Ширина центрального корпуса 1 в плане превышает ширину гидролыжи 2 в плане, ширина которых превышает ширину крайних поплавков 3. Расстояние между кромкой борта корпуса 1 и каждой из гидролыж выполнено приближенным к максимальной ширине центрального корпуса 1 в плане. Расстояние между гидролыжами 2 и крайними поплавками 3 выполнено минимально допустимым с конструктивной точки зрения без их непосредственного взаимодействия. В гидролыжах 2 выполнены сиденья 33 для гребцов. Сама гидролыжа в плане выполнена со скругленными кормой и носом, в которых выполнены многофункциональные грузовые контейнеры 34 с люками 35. Сечение нижней водоизмещающей части гидролыжи 2 выполнено в аиде полукруга. В центральном корпусе 1 размещены все функциональные помещения полимарана. В крайних поплавках 3 размещены грузы, запасы воды, топлива и т.п. с распределением сосредоточенных на2002660

20 грузок от грузов в зонах съемных поперечных балок 4,5 и 6, Полимаран эксплуатируется следующим образом.

Объемная решетка из корпуса 1, гидролыж 2 и поплавков 3, врезаясь в гребни волн, повышает их устойчивость. Вследствие этого они разрушаются под воздействием ветра и гравитационных сил. В процессе такого гашения высокочастотных составляющих волны, т.е. выглаживания поверхности, конструкция полимарана только в самой минимальной степени воспринимает на себя энергию разрушаемых волн. Этот фактор играет существенную роль для увеличения живучести и повышения надежности судна и экономии материалов, расходуемых на его конструкцию, что существенно упрощает последнюю. Распределенная многоярусно на широкой поверхности воды плавучесть ограничивает осадку полимарана даже на вершине волны, Это защищает от заливания низко расположенную от поверхности воды палубу, Благодаря. отсутствию борта у крайних поплавков

3 волны, не встречая сопротивления, плавно перекатываются через овальные палубы крайних поплавков 3, проходя через свободные пространства между поплавками 3 и гидролыжами 2. Крайние поплавки 3 вместе со своими надстройками 25 защищают полимаран.от внешних воздействий со стороны борта, При крутой бортовой волне ее гребень, не встречая на своем пути сопротивления, плавно перекатывается через овальную палубу крайних поплавков 3 и попадает под днище гидролыжи 2, Это предупреждает возникновение брызг и исключает смывание гребцов за борт, При встречной волне носы нижерасположенных крайних поплавков 3 поднимаются на поверхность под действием выталкйвающей силы, Когда гребень BoilHbl подходит к зоне миделя, нос и корма полимарана выходят из воды, а его осадка увеличивается из-за временной потери части плавучести. Этот недостаток плавучести в следующий момент возмещается гидролыжами 2, находящимися выше, а также центрального корпуса 1, выталкивающая сила на который в данный момент увеличилась.

Гидролыжи, днища которых расположены над уровнем ватерлинии, защищают полимаран снизу от жестких ударов волн.

Кроме того, это обеспечивает плавную всхожесть на волну, увеличивает устойчивость полимарана на. курсе. Борта центрального корпуса 1 увеличивают боковое сопротивление и полезную емкость, а его днище, выступающее вниз относительно днищ остальных элементов, а также их возможная двухслойность, снижают вероятность получения пробоин при встрече с подводными препятствиями.

Надстройка 7 центрального корпуса 1, закрывая люки жилых помещений от воздействия внешней среды, снижает вероятность их затопления. Кроме того, она позволяет обитать на двух этажах, т,е. увеличивать коэффициент полезного использования жилого пространства. Надстройка 7 увеличивает продольную и поперечную жесткость полимарана, Ветровой генератор электрического тока 17 установлен в кормовой части центрального корпуса 1 и служит для преобразования энергии ветра в электрическую, которая, накапливаясь в аккумуляторе (не показано} может быть подана к электродвигателю (не показан), приводящих гребной винт 28. Это может быть использовано при рулении в порту, или как дополнительный движитель совместно с веслами 9 в штиль. При воздействии ветра на парусное вооружение 13, установленное на мачте 10, полимаран совершает движение в крейсерском режиме. Управление полимараном по курсу производится путем отклонения главного руля 29, Дополнительное руление или управление полимараном по курсу при маневрах в порту производится подруливающим устройством, Перемещая поперечную штангу 18, через румпели 19 можно управлять рулями 21 подруливающего устройства. Румпели 19 можно переставлять в рулевых коробках 20, изменяя их угол наклона относительно палубы 24 полимарана.

При движении полимарана на отмелях либо при встрече их с препятствием шверты

32 крайних поплавков 3 поворачиваются в швертовых колодцах (не показано) до занятия ими горизонтального положения, при котором боковая, а теперь нижняя кромка каждого шверта 32 не выступает за нижние обводы днища центрального корпуса 1. С этой же целью главный руль 29 также выполнен невыступающим за нижние обводы днища корпуса 1. При движении по курсу полимар н может управляться и парусами

Бермудского типа как отдельно, так и в сочетании со всеми имеющимися у него рулевыми устройствами. Многофункциональные грузовые контейнеры 34 могут быть использованы, как непосредственно для размещения грузов, загружаемых через люки 35, так и спальных мест, куда член экипажа попадает через тот же люк 35. С целью предотвращения повреждения центрального корпуса 1 или крайних поплавков 3 при встрече с препятствием по всей длине их

2002660 днищ выполнены килевые балки 22 на крайних поплавках 3 и 30 у центрального корпуса 1. При эволюциях полимарана или при качке нагрузки ат сосредоточенных грузов в крайних поплавках 3 будут передаваться на конструкцию полимарана через съемные поперечные балки 4,5 и 6, в зоне которых грузы крайних поплавков и распределены. Наличие трех съемных поперечных балок 4,5 и 6 позволяет обеспечивать взаимозаменяемость элементов полимарана гидролыж 2, крайних поплавков 3 самих балок 4,5 и 6 и т.п.

Формула изобретения

ПОЛИМАРАН, содержащий центральный водоизмещающий корпус, выполненный с развалами бортов, расположенные по обе его стороны гидролыжи и крайние поплавки, соединенные между собой и центральным карпусом съемными поперечными балками, пропущенными через центральный корпус и гидролыжи кроме крайних поплавков, надстройку над центральным корпусом, выполненным с вырезами для сообщения с ней, продольные балки по наружным краям крайних поплавков для установки весел и парусное вооружение, причем миделевы сечения всех корпусов совмещены в одной поперечной плоскости, отличающийся тем. что число съемных поперечных балок полимарана равно трем, полимаран снабжен Л-образной мачтой, шарнирно установленной по обе стороны от центрального корпуса на центральной съемной поперечной мидельбалке и связанной с корпусами стоячим такелажем, имеющим вертикальный штаг крепления передней шкоторины грот-паруса и гика, расположенный в плоскости Лобразной мачты и соединенный со шпорами ее стоек, дугообразными релингами, выполненными в виде вертикальных силовых ферм, соединяющими между собой крайние поплавки, гидролыжи и центральный корпус в носовой и кормовой их частях, ветровым генератором электрического тока, установленным в кормовой части центрального корпуса и соединенным с силовой установкой. выполненной в виде электродвигателя с аккумуляторомм, И подрул и вающи м устройством, выполненным в виде поперечной штанги, размещенной в кормовой части полимарана и шарнирно связанной с румпелями, соединенными с рулевыми коробками подруливаю щего устройства с

Предлагаемая конструкцил полимарана позволяет улучшить ходовые качества полимарана, упростить ега конструкцию и саатветсгвенно повысить его надежность.

5 Наличие и взаимное расположение злеменTQB палимарана, гидралыж 2. поплавков 3, их пало>кение относительно центрального корпуса 1 позва",ÿåò повысить безопасность экипажа при самых неблагоприятных для

10 плавания условия". Зто обеспечивается выбранной конструкцией полимарана, его компоновKай, (56) Авторское свидетельства СССР

N 893670, кл. B 63 В 1/12, 1980.

15 воэможностью перестановки и изменения угла наклона их относительно палубы, установленными в кормовых частях крайних поплавков с образованием параллелограм20 много механизма, причем рули установлены в рул .âûõ коробках шарнирно на горизонтальных поперечных шарнирах, а парусное вооружение полимарана выполнено из трех косых парусов Бермудского

25 типа, установленных на Л-образной мачте, при этом надстройка центрального корпуса в плане выполнена шириной, превышающей максимальную ширину в плане центрального корпуса, и размещена по

30 всей длине последнего, сужаясь до обводов центра "üíîãî корпуса к его носу и корме, днища крайних поплавков, имеющие килевые балки по всей их длине, размещены выше днища центрального корпуса, но ниже днищ гидралыж, палубы крайних поплавков расположены; иже уровня общей палубы, а их надстройки выполнены на уровне общей палубы полимарана, палубы

40 гидролыж размещены на уровне общей палубы, а их надстройки расположены ниже верхней кромки надстройки центрального корпуса, центральный корпус снабжен гребным винтам, установленным в его кар45 мовой части и связанным с силовой установкой, rr,àííûì рулем, установленным также в его кормовой части и выполненным не выступающим за нижние обводы днища центрального корпуса с положи5Q тельной седловатостью килевой линии, име,аще"o килевую балку па всей его длине, и лаерными стойками по обоим бортам крайних поплавков, причем длина центральнага корпуса превышает длинgj КрВА

55 них поплавков, длина которых, в свою очередь, превышает длину гидролыж, ширина каждой из которых превышает ее собственную высоту, крайние поплавки снабжен: ш::ертами, установленными в их

ЦЕнтральнай части в швертавых колодцах с

2О02660

31 возможностью поворота в них к корме в горизонтальное положение, при котором шверты не выступают за нижние обводы днища центрального корпуса. и продольными балками по их внешним бортам для установки весел и.леерных стоек, э корпусы крайних поплавков в сечении выполнены по форме вертикально ориентированных овалов. ширина центрального корпуса в плане превышает ширину гидролыж в плане, ширина которых, в свою очередь, превышает ширину крайних поплавков в плане, при этом в гидролыжах выполнены сидения для гребцов, сама гидролыжа в

5 плане выполнена ео скругленными кормой и носом, выполненными с многофункциональными грузовыми контейнерами с лаками; а нижняя водоизмещающая часть гидролыжи в сечении.спрофилирована по щ форме полукруга.

2002660

С оставитель В. Бернадский

Тех е M М р д . оргентал Корректор В

Редактор аказ 3209

Тираж Подписное

113035, М

Поиск" Роспатента

35, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", м инат атент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Полимаран Полимаран Полимаран Полимаран Полимаран Полимаран Полимаран 

 

Похожие патенты:

Полимаран // 2002659

Полимаран // 2002658
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании многокорпусных судов - полимараноа Сущность изобретения: полимаран имеет два водоизмещающих корпуса 1, две гидролыжи 2, соединенные с корпусами 1 двумя съемными поперечными балками 3 и 4

Изобретение относится к судостроению и может быть применено на судах народного потребления, движущихся в переходном режиме или режиме глиссирования

Изобретение относится к области судостроения и может быть применено на судах, движущихся в переходном режиме или режиме глиссирования

Изобретение относится к области судостроения и может быть применено на судах, движущихся в переходном режиме или режиме глиссирования

Судно // 1824806
Изобретение относится к области судостроения и касается обводов корпуса мелкосидящего быстроходного судна с системой днищевых воздушных каверн

Изобретение относится к способам движения тел в текучих, несжимаемых, изотропных средах с ближним порядком структурных элементов, в частности в водной среде

Катамаран // 1818264

Катамаран // 2101207
Изобретение относится к водным средствам перемещения, а именно к плавсредствам для туризма, водного слалома и спортивного сплава по горным рекам

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных пассажирских судов

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных катеров

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных катеров

Катамаран // 2106279

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции днища корпуса глиссирующей амфибии

Судно // 2108257
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования транспортных катамаранов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования быстроходных судов, оборудованных комплексов автоматических управляемых интерцепторов и движущихся в переходном режиме или в режиме глиссирования
Наверх