Полимаран

 

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам

ФЩр

ОПИСАНИЕ ИЗОБРКТКНИ

К ПАТЕНТУ (21) 4919479/11 ° (22) 06.02.92 (46) 1511.93 Бюл. Na 41-42 (76) Ряйккенен Роберт Рикхартович (54) йОЛИМАРАН (57) Изобретение относится к судостроению и может использоваться при создании многокорпусных судов-полимаранов. Сущность изобретения: полимаран имеет два водоизмещающих корпуса 1, раз— несенных между собой на расстояние, равное трети их длины, и две, размещенные по внешнюю сторону корпусов 1, гидрольоки 2, соединенные с корпусами

1 тремя съемными поперечными балками 3, 4 и 5.

Леерные стойки и весла 31 установлены íà продольных балках 30 по внешнюю сторону гидролыж

2. Парусное вооружение из трех косых парусов

Бермудского типа установлено на П-образной мачте. Релинги 9 в виде плоских силовых ферм соеди(19) RU (11) 2ÎÎ2662 О(51) 5 86381 12 няют гидролыжи 2 и корпуса 1 по их носу и корме.

Мачта установлена шарнирно на мидель — балке 4 в узлах крепления. Палуба полимарана выполнена в виде жестких настилов 10 и 11, покрытых сверху сеткой 12. Рулевое устройство полимарана состоит из поперечной штанги 13, соединенной с румпелями

14, связанными в свою очередь с рулевыми коробками 15 рулей, установленных на горизонтальных поперечных шарнирах Вертикальный штаг крепления передней шкоторины грот — паруса и гика расположен в плоскости мачты и закреплен растяжками со шпорами оснований мачты Подвесной мотор

25 установлен на балке 5. Водоизмещающие корпуса 1 имеют надстройки, килевые балки по всей длине их днищ и шверты В гидролыжах выполнены сиденья 29 для гребцов и многофункциональные контейнеры 32 с люками 33. 3 ил.

2902662

Изобретение относится к судостроению и может использоваться при создании многокорпусных судов — полимаранов.

Известен полимаран, содержащий два водоизмещающих корпуса и две гидролыжи, соединенные с водоизмещающими корпусами поперечными балками, и парусное вооружение, установленное на мачте.

К недостаткам данного технического решения можно отнести невысокую надежность конструкции полимарана из-за выбранной конструк-ивно-силовой схемы и соединения между собой его элементов, невысокие ходовые качества из-за гидродинамического сопротивления четырех одновременно находящихся в воде корпусов и невысокая безопасность экипажа изза выбранной концепции размещения корпусов полимарана на одном уровне по высоте.

Целью изобретения является повышение надежности конструкции полимарана, улучшение его ходовых качеств и повышение безопасности экипажа, Это достигается тем, что, в полимаране гидролыжи размещены по внешние стороны водоизмещающих корпусов, поперечные балки полимарана выполнены съемными, а число их равно трем, полимаран снабжен леерным ограждением, установленным по внешнюю сторону гидролыж. релингами, соединяющими гидролыжи и водоизмещающие корпуса между собой по их носу и корме; и выполненными в виде плоских силовых ферм, палубой в виде жестких настилов, установленных попарно между водоизмещающими корпусами от центральной съемной поперечной мидель-балки к носовой и кормовой балкам и от кормовой балки к силовой ферме кормового релинга, установленного по продольной оси полимарана от носовой сьемной поперечной балки к силовой ферме носового релинга, причем все зоны жестких настилов поверх последних и между гидролыжами закрыты сеткой, рулевым устройством, выполненным в виде поперечной штанги, размещенной в кормовой части полимарана и шарнирно связанной с румпелями с образованием параллелограммного механизма, соединенными в свою очередь с рулевыми коробками рулевого устройства с возможностью перестановки и изменения угла наклона румпелей относительно палубы, ричем рули установлены в рулевых коробках шарнирно на поперечных горизонтальных шарнирах, размещены в кормовой части каждого водоизмещающего корпуса и выполнены выступающими за нижние обводы днища каждого водоизмещающего корпуса, мачта полимарана выполнена Л-образной, шарнирно установлена на центральной съемной поперечной мидель-балке в узлах крепления, размещенных между водоизмещающими корпусами и гидролыжами, и связана с корпусами стоячим такелажем с вертикальным штагом крепления передней шкоторины грот-паруса и гика, расположенным в плоскости Л-образной мачты и закрепленным растяжками со шпорами оснований мачты, а парусное вооружение выполнено бермудского типа в виде трех косых парусов, установленных на Л-образной мачте, причем передняя кромка грот-паруса связана с вер15 тикальным штагом, а нижняя кромка связана с гиком, закрепленным на вертикальном штаге, при этом полимаран снабжен подвесным мотором, установленным на кормовой сьемной поперечной балке со стороны

20 кормы, водоизмещающие корпуса разнесены между собой на расстояние, равное трети их длины, палубы водоизмещающих корпусов размещены на одном уровне, но ниже уровня общей палубы, на уровне которой установлены надстройки водоизмещащих корпусов, длина водоизмещающих корпусов превышает длину гидролыж, водоизмещающие корпуса и гидролы>ки размещены на разных по высоте уровнях. При

З0 этом днища гидролыж расположены выше днищ водоизмещающих корпусов, однако ниже общей палубы, а ширина каждой гидролыжи превышает ее высоту, водоизмещающие корпуса снабжены килевыми балками по всей длине их днища, установленными в швертовых колодцах в средней по длине части водоизмещающих корпусов со смещением к корме и с возможностью утапливания в швертовых колодцах и складывания в

40 горизонтальное положение к корме, При этом каждый из водоизмещающих корпусов в сечении выполнен по форме вертикально ориентированного овала, причем в гидролыжах выполнены сиденья для гребцов, снаб<5 женные продольными балками, установленными по наружным краям гидролыж для установки весел и леерных стоек.

Нижняя водоизмещающая часть каждой гидролыжи в сечении выполнена по форме полукруга, а торцевые части каждой гидролыжи — скругленными и в носовых,и кормовых . их частях выполнены многофункциональные грузовые контейнеры с люками, при этом максимальная ширина каждой гидролыжи в плане превышает максимальнук> ширину каждого водоизмещающего корпуса в плане.

На фиг.1 изображен полимаран, вид сбоку; на фиг.2 — то же, вид в плане; на фиг.З вЂ” вид по стрелке А на фиг,2.

2002662

Полимаран имеет два водоизмещающих корпуса I и две гидролыжи 2, соединенн ые между собой тремя съемными поперечными балками 3,4 и 5. Парусное вооружение полимарана 6 установлено на мачте 7, выполненной Л-образной. Водоизмещающие корпуса 1 разнесены между собой, а гидролыжи 2 размещены по внешние стороны корпусов 1. Полимаран имеетлеерное ограждение 8 и релинги 9, выполненные в виде плоских силовых ферм и соединяющие корпуса 1 и гидролыжи 2 между собой по их носу и корме. Палуба полимарана выполнена в виде жестких настилов 10, установленных попарно между водоиэмещающими корпусами 1 от центральной съемной поперечной мидель-балки

4 к носовой 3 и кормовой 5 балкам и от кормовой балки 5 к силовой ферме кормового релинга 9 без непосредственного взаимодействия их между собой и с корпусами

1. Жесткий настил 11 палубы полимарана установлен по продольной оси полимарана от носовой съемной поперечной балки 3 к силовой ферме носового релинга 9. Все эоны жестких настилов 10 и 11 поверх последних и между гидролыжами 2 закрыты сеткой

12. Рулевое устройство полимарана выполнено в виде поперечной штанги 13, размещенной в кормовой части полимарана и шарнирно связанной с румпелями 14 с образованием параллелограммного механизма. Румпели 14 соединены с рулевыми коробками 15 с воэможностью перестановки и изменения угла наклона румпелей 14 относительно палубы. Рули 16 установлены в рулевых коробках 15 на поперечном горизонтальном шарнире 17, размещены в кормовой части каждого водоизмещающего корпуса 1 и выполнены выступающими за нижние обводы днищ последних. Л-образная мачта 7 установлена на центральной съемной поперечной мидель-балке 4 шарнирно в узлах крепления 18, размещенных между корпусами 1 и гидролыжами 2. Мачта

7 связана с корпусами стоячим такелажем с вертикальным штагом 19 крепления передней шкоторины 20 грот-паруса 21 и гика 22.

Вертикальный штаг 19 расположен в плоскости Л-образной мачты 7 и закреплен растяжками 23 со шпорами 24 оснований мачты

7. Парусное вооружение 6 Бермудского типа выполнено в виде трех косых парусов, Передняя кромка грот-паруса 21 связана с вертикальным штагом 19, а нижняя кромка — с гиком 22. закрепленным на вертикальном штаге 19, Полимаран снабжен подвесным мотором 25, установленным на кормовой съемной поперечной балке 5 со стороны кормы. Водоизмещающие корпуса

1 разнесены между собой на расстояние, равное трети их длины. Палубы водоизмещающих корпусов 1 размещены на одном уровне, но ниже общей палубы, на уровне которой размещены надстройки 26 водоизмещающих корпусов 1. Длина водоизмещающих корпусов 1 превышает длину гидролыж 2. Корпуса 1 и гидролыжи 2 размещены на разных по высоте уровнях так, что днища гидролыж 2 расположены выше днищ водоизмещающих корпусов 1, однако, ниже общей палубы. Ширина каждой гидролыжи 2 выполнена превышающей ее собственнею высоту. Водоизмещающие корпуса

1 снабжены килевыми балками 27 по всей длине их днищ, и швертами 28, установленными в швертовых колодцах(не показано) с некоторым смещением от середины корпусов 1 к их корме с возможностью утапливания в швертовых колодцах и поворота в горизонтальное положение к корме. Сечение каждого водоизмещающего корпуса 1 выполнено в виде вертикально ориентированного овала, В гидролыжах 2 выполнены сиденья 29 для размещения гребцов. Продольные балки 30 гидролыж 2 установлены по наружным краям последних для установки весел 31 и леерных строек 8. Сечение нижней водоизмещающей части каждой гидролыжи 2 выполнено в вид полукруга, а сами гидролыжи 2 — со скругленными носом и кормой, в которых расположены многофункциональные грузовые контейнеры 32 с люками 33, Максимальная ширина каждой гидролыжи 2 в плане превышаетмаксимальную ширину каждого водоизмещающего корпуса 1, расположенных около гидролыж

2 на минимально возможном с конструктивной точки зрения расстоянии, однако без непосредственного взаимодействия их между собой. В водоизмещающих корпусах

1 размещены грузы с распределением сосредоточенных нагрузок от грузов в зонах всех трех съемных поперечных балок 3, 4 и

5, Полимаран эксплуатируется следующим образом.

Объемная решетка полимарана из водоизмещающих корпусов 1 и гидролыж 2, врезаясь в гребни волн, влияет на них таким образом, что они разрушаются под воздействием ветра и гравитационных сил. В процессе такого гашения высокочастотных составляющих волн, т.е. выглаживания поверхности, конструкция полимарана только в самой минимальной степени воспринимает на себя энергию разрушаемых волн. Этот фактор играет существенную роль для увеличения живучести судна и экономии материалов. расходуемых на его конструкцию, 2002662 что существенно упрощает последнюю. Распределенная многоярусно на широкой поверхности воды плавучесть ограничивает осадку полимарана даже на вершине волны.

Это защищает от заливания низко расположенную от поверхности воды палубу, Волны, не встречая сопротивления, плавно перекатываются через круглые палубы водоизмещающих корпусов 1, проходя через свободные пространства между корпусами

1 и гидролыжами 2, Гидролыжи 2 и водоизмещающие корпуса 1 со своими надстройками 25 защищают полимаран от внешних воздействий со-стороны борта. При крутой боковой волне ее гребень плавно перекатывается через круглую палубу корпусов 1 и попадает под жесткие настилы 10 и 11. Это предупреждает возникновение брызг, а сетка 12 поверх жестких настилов 10, 11 уменьшает вероятность смывания членов экипажа, находящихся на палубе.

При встречной волне носы нижерасположенных водоизмещающих корпусов 1 поднимаются над поверхностью под действием выталкивающей силы. Когда гребень волны подходит к зоне миделя, нос и корма полимарана выходят из воды, à его осадка увеличивается из-за временной потери плавучести, ее части, Этот недостаток плавучести в следующий момент возмещается гидролыжами 2, находящимися выше.

Гидролыжи 2, днища которых расположены над уровнем ватерлинии, защищают полимаран снизу от жестких ударов волн.

Кроме того, это обеспечивает плавную всхожесть на волну, увеличивает устойчивость полимарана на курсе. При воздействии ветра на парусное вооружение 6, установленное на мачте 7, полимаран совершает движение s крейсерском режиме. Полимаран может управляться по курсу парусным вооружением Бермудского типа 6. как отдельно, так и в сочетании с имеющимся у него рулевым устройством, Последним полимаран управляется путем отклонения рулей 16. Перемещая поперечную штангу 13, румпели 1Ч и рулевые коробки 15 отклоняются, соответственно отклоняются и рули

16. Полимаран поворачивает в нужную сторону. Угол наклона румпелей 14 может изменяться относительно палубы полимарана. Поперечный горизонтальный шарнир 17, на котором установлены рули 16 в рулевых коробках 15, позволяет рулям 16

При эволюциях полимарана или при качке нагрузки от сосредоточенныхтрузов в

30 водоизмещающих корпусах 1 передаются

20 поворачиваться в горизонтальное положение назад к корме полимарана при движении последнего по отмелям или вблизи иных подводных препятствий. С этой же целью шверты 28 водоизмещающих корпусов 1 установлены в швертовых колодах (не показано) с возможностью утапливания в последних и поворота в горизонтальное положение к корме. Для повышения прочности водоизмещающих корпусов 1 при встрече с надводным препятствием по всей длине их днищ выполнены килевые балки

27.

В абсолютный штиль полимаран может перемещаться как на веслах 31, так и за счет подвесного мотора 25, либо с одновременным использованием указанных движителей. За счет этого же полимаран может перемещаться при рулении в порту. При этом гребцы размещаются в гидролыжах 2 в местах 29, для них предназначенных. Многофункциональные контейнеры 32 могут быть использованы как непосредственно для размещения в них грузов, загружаемых через люки 33, так и: как спальные места, куда член экипажа попадает через тот же люк 33. на конструкцию полимарана через съемные поперечные балки 3,4 и 5, в зоне которых распределены грузы корпусов 1, Наличие трех съемных поперечных балок 3, 4 и 5 позволяет обеспечивать вэаимозаменяемость элементов полимарана или замену имеющихся элементов на аналогичные другие, Изобретение позволяет улучшить ходовые качества полимарана и повысить надежность его конструкции, Наличие и взаиморасположение гидролыж 2 и водоизмещающих корпусов 1 позволяет повысить безопасность экипажа при самых неблагоприятных для плавания условиях, при которых риск для жизни членов экипажа на всех судах иного типа, нежели на предлагаемом, гораздо крыше. Это обеспечивается выбранной конструкцией данного полимарана, его ком иона акой. (56) Патент ФРГ Q 2947326, кл, В 23 В 3/12, 1980, 2002662

Формула изобретения

ПОЛИМАРАН. содержащий два водоизмещающих корпуса и две гидролыжи, соединенные с водоизмещающими корпусами поперечными балками, и парус5 ное вооружение, установленное на мачте. отличающийся тем. что гидролыжи размещены по внешние стороны водоизмещающих корпусов, поперечные балки 10 полимарана выполнены съемными, а число их равно трем, полимаран снабжен леерным ограждением, установленным по внешнюю сторону гидролыж, релингами, соединяющими гидролыжи и водоизмеща- 15 ющие корпуса между собой по их носу и корме и выполненными в виде плоских силовых ферм, палубой в виде жестких настилов, установленных попарно между водоизмещающими корпусами от цент- 20 ральной сьемной поперечной мидель-балки к носовой и кормовой балкам и от кормовой балки к силовой ферме кормового релинга и настила, установленного по продольной оси полимарана от носовой 25 съемной поперечной балки к силовой ферме носового релинга, причем все зоны жестких настилов поверх последних и между гидролыжами закрыты сеткой, рулевым устройством, выполненным в виде попереч- 0 ной штанги, размещенной в кормовой части полимарана и шарнирно связанной с румпелями с образованием параллелограммного механизма. соединенными. в свою очередь. с рулевыми коробками руле35 вого устройства с возможноетью перестановки и изменения угла наклона румпелей относительно палубы. причем рули установлены в рулевых коробках шарнирно 40 на поперечном горизонтальном шарнире. размещены в кормовой части каждого водоиэмещающего корпуса и выполнены выступающими за нижние обводы днища каждого водоизмещающего корпуса, мачта 45 полимарана выполнена В-образной, шарнирно установлена на центральной съемной поперечной мидель-балке в узлах крепления, размещенных между водоизмещающими корпусами и гидролыжами. и 50 связана с корпусами стоячим такелажем с вертикальным штагом крепления передней шкоторины грот-паруса и гика, расположенным в плоскости Л-образной мачты и закрепленным растяжками со шпорами оснований мачты, а парусное вооружение выполнено Бермудского типа в виде трех косых парусов. установленных на Л-образной мачте, причем передняя кромка гротпаруса связана с вертикальным штагом, а нижняя кромка связана с гиком, закрепленным на вертикальном штаге, при этом полимаран снабжен подвесным мотором, установленным на кормовой съемной поперечной балке со стороны кормы, водоизмещающие корпуса разнесены между собой на расстояние, равное трети их длины, палубы водоизмещающих корпусов размещены на одном уровне. но ниже уровня общей палубы, на уровне которой установлены надстройки водоизмещающих корпусов, длина водоизмещающих корпусов превышает длину гидролыж, водоизмещающие корпуса и гидролыжи размещены на разных по высоте уровнях, при этом днища гидролыж расположены выше днищ водоизмещающих корпусов, однако ниже общей палубы, а ширина каждой гидролыжи превышает ее высоту, водоизмещающие корпуса снабжены килевыми балками по всей длине их днища, швертами, установленными в швертовых колодцах в средней по длине части водоизмещающих корпусов со смещением к корме и с воэможностью утапливания в швертовых колодцах и складывания в горизонтальное положение к корме, при этом каждый из водоизмещающих корпусов в сечении выполнен по форме вертикально ориентированного овала, причем в гидролыжах выполнены сидения для гребцов, они снабжены продольными балками, установленными по наружным краям гидролыж для установки весел и леерных стоек, при этом нижняя водоизмещающая часть каждой гидролыжи в сечении выполнена в форме полукруга, а торцевые части каждой гидролыжи выполнены скругленными и в носовых и кормовых их частях выполнены многофункциональные грузовые контейнеры с люками, при этом максимальная ширина каждой гидролыжи в плане превышает максимальную ширину каждого водаиэмещающего корпуса в плане.

2092662

2002662

Составитель В. Бернадский

Техред М.Моргентал л Корректор В. Петраш

Редактор

Заказ 3209

Тираж

НПО "Поиск"

Подписное

11303 . а Ж5. Москва. Жа. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Произ водственно-издательский б и комбинат "Патент", г, Ужг

, г, жгород, ул,! àãýðèíà, 101

Полимаран Полимаран Полимаран Полимаран Полимаран Полимаран Полимаран 

 

Похожие патенты:

Полимаран // 2002661

Полимаран // 2002660

Полимаран // 2002659

Полимаран // 2002658
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании многокорпусных судов - полимараноа Сущность изобретения: полимаран имеет два водоизмещающих корпуса 1, две гидролыжи 2, соединенные с корпусами 1 двумя съемными поперечными балками 3 и 4

Изобретение относится к судостроению и может быть применено на судах народного потребления, движущихся в переходном режиме или режиме глиссирования

Изобретение относится к области судостроения и может быть применено на судах, движущихся в переходном режиме или режиме глиссирования

Изобретение относится к области судостроения и может быть применено на судах, движущихся в переходном режиме или режиме глиссирования

Судно // 1824806
Изобретение относится к области судостроения и касается обводов корпуса мелкосидящего быстроходного судна с системой днищевых воздушных каверн

Катамаран // 2101207
Изобретение относится к водным средствам перемещения, а именно к плавсредствам для туризма, водного слалома и спортивного сплава по горным рекам

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных пассажирских судов

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных катеров

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных катеров

Катамаран // 2106279

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции днища корпуса глиссирующей амфибии

Судно // 2108257
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования транспортных катамаранов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования быстроходных судов, оборудованных комплексов автоматических управляемых интерцепторов и движущихся в переходном режиме или в режиме глиссирования
Наверх