Устройство для экстренного торможения судна

 

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для экстренного торможения крупнотоннажных судоа Сущность изобретения: устройство для экстренного торможения судна содержит продольно-поперечные каналы 2, выполненные в корпусе судна 1 ниже ватерлинии и перекрытые крышками. Оно снабжено расположенными в отдельном отсеке газогенератором 5 твердого топлива и сообщенной с ним посредством газохода 6 газовой турбиной 7 с выпускным трактом 8. В стенке по крайней мере одного продольно-поперечного канала 2 выполнено сквозное отверстие, в котором посредством герметичной муфты 9 установлен вал 10. На обращенном в канал конце вала 10 закреплен гребной винт 12. передние по направлению вращения вала кромки лопастей которого обращены к кормовой части судна 1, а противоположный конец вала 10 соединен с газовой турбиной 7. Выпускной тракт 8 газовой турбины 7 выполнен в виде установленного вокруг стенки канала 2 кольцевого коллектора 15. Внутренняя полость кольцевого коллектора 15 сообщена с продольнопоперечным каналом 2 посредством отверстий в стенке канала, перекрытых вышибными заглушками 16. Кольцевой коллектор 15 установлен перед гребным винтом 12 со стороны носовой части судна 1. 1 зп ф-лы,2ид

ОПИСАНИЕ . ИЗОБРЕТЕН

К ПАТЕНТУ

7 83

Комитет Российской Федерации по патентам и товарнъпи знакам (21) 5015028/1 f (32) 06.1 231 (46) t5.11.96 Бюп Иа 41-42 (71) Люберецкое научно-производственное объе- . динение "Союз" (72} Волков СЕ„Васильев АН„. Устинов ВА; Бобылев OK„ Яницкии АК„ Сороковиков В.П„Кирбай А.К (73) Люберецкое научно-производственное объединение "Союз" (Я) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭКСТРЕННОГО 0РмРжейиЯ сУДнА (57) Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для экстренного торможения крулнотоннажных судов. Сущность. изобретения: устройство для экстренного торможения судна содержит продольно-поперечные каналы 2, выполненные в корпусе судна 1 ниже ватерлинии и перекрытые крышками, Оно снабжено расположенными в отдельном отсеке газогенератором 5 твердого (19) RRU U(11) 2ОО2667 CI (51) 5 В 63 Н 25 46 топлива и сообщенной с ним посредством газохода

6 газовой турбиной 7 с выпускным трактом 8. В стенке по крайней мере одного продольно-поперечного канала 2 выполнено сквозное отверстие, в котором посредством герметичной муфты 9 установлен вал 10. На обращенном в канал конце вала

10 закреплен гребной винт 12, передние по направлению вращения вала кромки лопастей которого обращены к кормовой части судна 1, а противоположный конец вала f0 соединен с газовой турбиной?. Выпускной тракт 8 газовой турбины 7 выполнен в виде установленного вокруг стенки канала 2 кольцевого коллектора 15. Внутренняя полость кольцевого коллектора 15 сообщена с продольнопоперечным каналом 2 посредством отверстий в стенке канала, перекрытых вышибными заглушками

16. Кольцевой коллектор 15 установлен перед гребным винтом 12 со стороны носовой части судна

1. 1 з.п. ф-лы,2 ил.

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для экстренного торможения крупнотоннажных судов, Известны устройства для торможения крупнотоннажных судов, использующие реакцию набегающего потока воды (пассивные тормозные устройства) или основанные на создании противодействующей силы (активные тормозные устройства).

Известно устройство, содержащее реактивный двигатель, расположенный в носовой части судна ниже ватерлинии, и создающее при работе этого двигателя силу, направленную против движения судна, Это устройство при ряде преимуществ требует наличия большого количества твердого топлива на борту судна и на начальном участке работы либо малоээффективно, либо создает резкие перегрузки,.способные привести к повреждению отдельных систем {в зависимости от характера запуска реактивного двигателя). Кроме того, для увеличения эффективности торможения требуются топлива повышенной калорийности, что при определенных обстоятельствах повышает их пожаро- и вэрывоопасность. Активное торможение осуществляется также при реверсе ходовых винтов судна. Однако мощность заднего хода является недостаточной, так как составляет 40-80О от номинальной мощности двигателя. Кроме того, на осуще. ствление реверса необходимо затратить определенное количество времени.

Большинству активных тормозных устройств присущ один общий недостаток — их эффективность низка в начале работы и достигает необходимого уровня только к кон цу торможения, Из пассивных тормозных устройств известно, например, устройство, состоящее из водопроточных каналов, струенаправляющего приспособления и поворотных стопоров. Но применение данного устройства на крупнотоннажных судах малоэффективно.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является пассивное тормозное устройство, содержащее продольно-поперечные каналы, выполненные в . корпусе судна ниже ватерлинии и перекрытие крышками. Для торможения вскрывают крышки и пропускают воду через продольно-поперечные каналы, при этом создается тормозящая сила, пропорциональная квадрату скорости набегающего потока воды, максимальная в начале процесса и сни>кающаяся до нуля в конце. Основным недостатком прототипа яьляется низкая эффективность работы при замедлении судна.

Цель изобретения — повышение эффективности торможения и сокращение тормозного пути. Это достигается тем, что устройство, содержащее продольно-поперечные каналы, выполненные в корпусе судна ниже ватерлинии и перекрытые крышками, снабжено расположенными в отдельном отсеке газогенератором твердого топлива и сообщенной с ним посредством газохода газовой турбиной с выпускным трактом, причем в стенке по крайней мере одного продольно-поперечного канала выполнено сквозное отверстие, в котором по-. средством <-ерметичной муфты установлен вал, на обращенном в канал конце которого закреплен гребной винт, при этом передние по направлению вращения вала кромки лопастей гребного винта обращены к кормовой части судна, а противоположный конец вала соединен с газовой турбиной, В зависимости от конкретного исполнения устройства гребной винт может устанавливаться в одном или нескольких продольно-поперечных каналах.

На фиг.1 представлен продольный разрез носовой части судна с тормозной установкой; на фиг,2 — вид носовой части судна в плане, иллюстрирующий один из возможных вариантов размещения продольно-поперечных каналов.

В носовой части судна 1 ниже ватерлинии выполнены продольно-поперечные каналы 2, перекрытые крышками 3 и 4. В отдельном отсеке судна расположены газогенератор 5 твердого топлива и сообщенная с ним посредством гаэохода б газовая турбина 7 с выпускным трактом 8. В стенке по крайней мере одного продольно-поперечного канала выполнено сквозное отверстие, . в котором посредством герметичной муфты

9 установлен вал 10. На обращенном в канал конце вала 1Ñ через редуктор 11 закреплен гребной винт 12, Передние по направлению вращения вала кромки лопастей гребного винта 12 обращены к кормовой части судна, Противоположный конец вала I0 через редуктор 13 и вал 14 соединен с газовой турбиной 7. Выпускной тракт 8 газовой турбинь. 7 может быть выполнен в виде установленного вокруг стенки канала 2 кольцевого коллектора 15. Внутренняя полость кольцевого коллектора 15 сообщена с продольно-поперечным каналом 2 посредством отверстий в стенке канала, перекрытых вышибными заглушками 16. Кольцевой коллектор 15 установлен перед гребным винтом 12 со стороны носовой части судна.

Устройства работает следующим образом, 2002667

В случае необходимости экстренного торможения вскрываются крышки 3 и 4 и вода самотеком поступает в продольно-поперечные каналы 2, Изменение количества движения пропорционально массе воды, 5 протекающей по каналам, и скорости движения судна. При снижении скорости судна уменьшается и тормозящая сила. При достижении судном скорости узлов по команде от системы управления задействуются 10 газогенератор твердого топлива и газовая турбина 7 через валы 14, 10 и редукторы 13, 11 (необхадимые для согласования скоро.сти вращения турбины и винта и регулирования тормозящей силы), чта приводит во 15 вращение гребной винт 12, который обеспечивает принудительное засасывание воды в продольно-поперечный канал в направле-. нии от кормы к носу. Истекающая струя создает силу, тормозящую . судно.

Отработавшие на турбине 7 газы поступают

Ф ар мула и зобре те н и я

1. УСТРОИСТВО ДЛЯ ЭКСТРЕННОГО 25

ТОРМОЖЕНИЯ СУДНА, содержащее продольно-поперечные каналы, выполненные в корпусе судна ниже ватерлинии и перекрытые крышками, отличающееся тем, что оно снабжено расположенными в отдель- 30 ном отсеке газогенератором твердого топлива и сообщенной с ним посредством газохада газовой турбиной с выпускным трактам, причем в стенке по крайней мере одного продольно-поперечного канала вы- 35 полнено сквозное отверстие, в котором посредством герметичной муфты установлен вал, на обращенном в канал конце-которов кольцевой коллектор 15 и при достижении определенного избыточного давления выбивают вышибные заглушки 16, Далее газы попадают в продольно-поперечный канал, где они перемешиваются с потоком воды, нагнетаемым гребным винтом 12, расширяются и сообщают потоку дополнительное ускорение, (56) Авторское свидетельство СССР № 427886, кл. В 63 Н 25/46. 1970.

Авторское свидетельство СССР

¹ 406341, кл. В 63 Н 25/46, 1971, Обоснование основных технических решений, подлежащих осуществлению в программах пополнения морского флота, Рекомендации па применению тормозных устройств на крупнотоннажных судах перспективной постройки. Научно-технический отчет. Ш2-75. Л.: ЦНИИМФ, 1975, с.с.29, 31, рис.4.1. го закреплен гребной винт, при этом передние по направлению вращения вала кромки лопастей гребного винта обращены к кормовой части судна, а противоположный конец вала соединен с газовой турби- . ной, 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что выпускной тракт выполнен в виде установленного вокруг стенки канала кольцевого коллектора, внутренняя полость которого сообщена с продольно-.поперечным каналом посредством отверстий в стенке канала, перекрытых вышибными заглушками, при этом кольцевой коллектор установлен перед гребным винтом со стороны носовой части судна.

Устройство для экстренного торможения судна Устройство для экстренного торможения судна Устройство для экстренного торможения судна 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к водному транспорту, в частности к средствам активного управления и средствам динамической стабилизации судов

Изобретение относится к судостроению , а именно к устройствам, обеспечивающим маневренность и управляемость судов, в частности подводных аппаратов, Цель изобретения - повышение эффективности управления

Изобретение относится к судостроению, в частности к подруливающим устройствам судов и плавсредств используемых преимущественно в режимах работы устройства, близких к швартовному

Изобретение относится к судостроению и может быть применено при постройке практически всех типов кораблей и судов, а также технических плавучих сооружений, предназначенных, например, для освоения континентального шельфа и глубоководных районов морей и океанов

Изобретение относится к системам управления судами и их стабилизации

Изобретение относится к судостроению и касается создания устройств для активного управления судами, обеспечивающих маневрирование судов в стесненных условиях акватории порта и швартовку в море

Изобретение относится к области судостроения, в частности к движителям подводных и надводных судов

Изобретение относится к судостроению и касается создания движительно-рулевых судовых устройств

Изобретение относится к области судостроения, в частности к движителям транспортных средств: подводных и надводных судов, а также может использоваться в качестве подруливающего устройства

Изобретение относится к судостроению, а именно к поворотно-откидным колонкам, предназначенным для установки на быстроходных катерах и служащим для передачи крутящего момента от двигателя к гребному валу и управления катером

Изобретение относится к судостроению и касается средств активного изменения гидродинамических характеристик корпусов судов посредством уменьшения его волнового сопротивления, а также судовых средств управления с реактивной тягой

Изобретение относится к судостроению, а именно к носовым и кормовым подруливающим устройствам судов

Изобретение относится к судостроению и касается средств активного управления судами

Изобретение относится к авиации и водному транспорту и касается управления воздушными, надводными и подводными судами посредством гидродинамического эффекта для создания потенциала по поверхности судов

Изобретение относится к судостроению, в частности, к подруливающим устройствам с реактивной тягой
Наверх