Учебный прибор по физике

 

Использование: ваюмогательное учебное оборудование для постановки лабораторного практикума по физике. Цель: расширение функциональных возможностей. Сущность изобретения: в учебном приборе, содержащем прозрачную трубку, связанную одним концом с сосудом, заполненным частично водой, приспособление для ввода в поток жидкости s трубке пузырьков воздуха, сосуд имеет патрубок для подачи воды, трубку, опущенную под уровень воды в сосуде, имеющую шкалу и сообщающую сосуд с атмосферой, и гибкий шланг, опущенный под уровень воды в сосуде и установленный с возможностью изменения высоты сшва через него воды из сосуда в раковину, прозрачная трубка выполнена гибкой и имеет регулирующий расход кран в месте присоединения к сосуду, а приспособление для ввода пузырьков представляет собой трубку с регулирующш краном, которая одым концом введена в прозрачную трубку после ее крана , а другим соединена с воздушной полостью сосуда . 1 ил.

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам

1 (21) 4936849/12 (22) 7.05.9! (46) 15.1 1.93 Бюл. Вя 41-42. (71) Брянский технологический институт (72) Чумаченко АД (73) Чумаченко Анатолий Дмитриевич (54) УЧЕБНЪ|Й ПРИБОР ПО ФИЗИКЕ (57) Использование . вспомогательное учебное gt>орудование для постановки лабораторного практикума ло физике. Цель: расширение функциональных возможностей. Сущность изобретения: в учебном приборе, содержащем прозрачную трубку. связанную одним концом с сосудом, заполненным частично водой, приспособление для ввода в поток жидкости в трубке пузырьков воздуха, сосуд имеет патрубок для подачи воды, трубку, опущенную под уровень воды в сосуде, имеющую шкалу и сообща;ощую сосуд с атмосферой, и гибкий шланг, опущенный под уровень воды в сосуде и установленный с возможнос1ью изменения высоты слива через него воды из сосуда в раковину, прозрачная трубка выполнена гибкой и имеет регулирующий расход кран в месте присоединения к сосуду, а приспособление для ввода пузырьков представляет собой трубку с регулирующим краном, которая одним концом введена в прозра ную трубку после ее крана, а другим соединена с воздушной полостью сосуда. 1 ил.

2003179

Изобретение относится к учебным пособиям и може быть использовано в лабораторном практикуме по физике, гидромеханике, теплотехнике, Известен учебный прибор по физике, 5 позволяющий демонстрировать влияние

"воздушных пробок" на режим теченияжидкости и содержащий подьемно-кодовый механизм, резервуар с токопроводящей жидкостью, трубопровод с гидравлическим 10 сопротивлением, дозатор, сильфон, обратные клапаны и дополнительные сосуды с электродами (авт. св, № 1251159 кл. 6 09 В

23/12). о

Иедостаток прибора — сложность конст- 15 рукции и регулирования его, вследствие чего низка и надежность и стабильность в работе, Известен учебный поибор по физике, содержащий горизонтально располо>кен- 20 ную прозрачную трубку, связанную одним концам с заполненным подкрашенйой жид- костью сосудом для стабилизации давления и соединенный с ним манометр, шприц для введения в жидкость пузырьков воздуха, и наконечник с регулируемым сечением выходного канала (авт. св, ¹1208577, кл. Б 09

В 23/28, 23/ОБ).

Недостаток известного прибора — ограни генные функциональные воэможности.

Это связано с тем, что прибор не позволяет исследо в ать 3 а ви си м ость и ро из водител ьности "зрлифта" от величины создаваемого давления, характер движения жидкостного потока с воздушными "пробками"- при раэ- 35 личных положениях трубы в зависимости от размера воздушных пузырей и скорости движения потока воды.

Ц(ель изобретения — расширение функциональных воэможностей, Для достижения этой цели в учебном приборе по физике, содержащем прозрачн, ю трубку, связанную одним концом с сосудом, заполненным частично водой, 45 приспособление для ввода в поток жидкости в трубке пузырьков воздуха, сосуд имеет патрубок для подачи воды, трубку, опущенную пoq уровень воды в сосуде, имеющую шкалу и сообщающую сосуд с атмосферой, и гибкий шланг, опущенный под уровень воды в сосуде и установленный с возмо>кностью изменения высоты слива через него воды из сосуда в. раковину, прозрачная трубка выполнена гибкой и имеет регулирующий расход кран в месте присоединения к сосуду, а приспособление для ввода воздушных пузырьков представляет собой трубку с регулирующим краном, которая одним концом введена в прозрачную трубку после ее крана, а другим соединена с воздушной полостью сосуда.

Такое выполнение прибора позволяет значительно расширить его функциональные возможности.

Во-первых, выполнение прозрачной трубки гибкой позволяет придавать ей различные положения в пространстве и при этом изучать закономерности движения потока с воздушными пузырями, изменяя различные параметры. Изменять давление в сосуде и точно поддерживать необходимую его величину позволяет система патрубков, к нему присоединенная. Во-вторых, этот прибор позволяет исследовать производительность "зрлифта" при различных давлениях и диаметрах труб, а также высоты подъема жидкости и размера воздушных пузырей.

Заявителю неизвестны технические решения, сходные с заявляемым по основным признакам, поэтому последние следует считать существенными

На чертеже приведена схема заявляемого учебного прибора.

Прибор включает сосуд 1, частично заполненный водой, гибкую прозрачнуютруб;у 2 с регулирующим краном 3, гюдсоединенную к сосуду 1 в нижней его части; воздушную трубку 4 с краном 5; подсоединенную к сосуду 1 в верхней его части, патрубок Б для подачи воды в сосуд 1, трубку

7 со шкалой, введенную под уровень воды в сосуде 1, шланг 8, перекинутый через блок

9, закрепленный на панели 10 с возможностью изменения высоты его положения, причем один конец шланга 8 введен под уровень воды в сосуде 1, а другой опущен в раковину 11.

Прибор функционирует следующим образом, Блок 9 со шлангом 8 устанавливают на требуемой высоте и при закрытых кранах

3 и 5 сосуд 1 частично заполняют водой через патрубок 6. В нем создается некоторое давление и вода поднимается по трубке

7 и по шлангу 8 до тех пор, пока. она не начнет сливаться по шлангу 8 в раковину 11.

При атом трубка 7. покажет (в мм водяного, столба) давление в сосуде 1, которое и будет поддерживаться постоянным за счет лерелина избытка жидкости s раковину. Открывают кран 3, обеспечивая заданный расход жидкости по трубке 2 со сливом ее в сосуд

12 (или в канализацию). Давление в сосуде

1 должно быть создано несколько больше, чем давление столба жидкости в нем (и давление жидкости после прохождения крана 3 должно быть меньше, чем давление воздуха втру,бке 4),,Открывают кран 5 и подают порциями в виде отдельных пузырей воздух

20ОЗ179 из трубки 4 в жидкостной поток в трубке 2

Придав трубке 2 вертикальное положение, получим систему транспортировки жидкости посредством воздушных пузырей, т, е.

"эрлифт" (под действием напора жидкости вода в трубке 2 в этом случае поднимается только до ее уровня в трубке 7, а далее будет подниматься пузырями).

Меняя положение блока 9 по высоте, устанавливают разное давление в сосуде 1, исследуя влияние этого фактора на процессы в трубке 2 при различных ее положениях.

Трубку 2 можно сделать сьемной (т. е. с разъемом после места ввода трубки 4) и исследовать процессы в трубках различного диаметра и при различных давлениях.

Формула изобретения

УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ФИЗИКЕ, содержащий прозрачную трубку, присоединенную одним концом к сосуду в нижней его части, частично заполненному жидкостью и имеющему патрубок для подачи в него жидкости, и приспособление для вво,да воздушных пузырей, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, сосуд имеет труб ку со шкалой, опущенную нижним концом под уровень жидкости в сосуде, а другимсообщающу|ося с атмосферой, гибкий

Положительный эффект при реализации данно о прибора состоит в том, что дополнительно к тем возможностям, которые присущи прототипу (авт. св. hh 1208577), этот

5 прибор позволяет исследовать работу "эрлифта" а также движение пьтока жидкости с воздушными пузырями при различных положениях в пространстве жидкостного каналаи при различных давлениях (для более точного

10 определения давления в жидкостном канале сразу после крана 3 может быть установлена пьеэометрическая трубка). Таким образом, прибор имеет широкие исследовательские возможности и может быть использован в

15 качестве лабораторного стенда. (56) Авторское свидетельство СССР

N 3208577, кл. G 09 В 23/06, 1984, 2g шланг, одним концом опущенный под уровень воды в сосуде, а другим - в сливную воронку, причем шланг установлен с возможностью изменения высоты слива жидкости через него из сосуда s воронку, .

2g прозрачиая трубка выполнена гибкой, имеет кран для регулирования расхода жидкости, а приспособление дл» ввода воздушных пузырей представляет собой трубку с регулирующим краном, которая одним конЗО цом введена в прозрачную трубку после ее крана, а другим соединена с воздушной полостью сосуда.

2003179

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3235

Составитель А. Чумаченко

Редактор Н. Сильнягина Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор M. Куль

Учебный прибор по физике Учебный прибор по физике Учебный прибор по физике Учебный прибор по физике 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к демонстрационным приборам на занятиях по физике

Изобретение относится к учебным приборам и наглядным пособиям по физике, в частности по механике

Изобретение относится к учебным и наглядным пособиям и может быть использовано в учебном процессе вузов

Изобретение относится к учебным пособиям по теоретической механике и может быть использовано для демонстрации вынужденной прецессии и гироскопического эффекта

Изобретение относится к наглядным пособиям и может быть использовано для демонстрации гироскопических явлений, в частности, на занятиях по физике, теоретической механики и т.д

Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение частей планеты при ее разделении, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, для получения новых научных данных о Вселенной, решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение частей планеты при ее разделении в соответствии с открытым автором Всемирным законом тяготения - Фундаментальным законом мироздания, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, получения новых научных данных о Вселенной, для решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к учебным приборам по физике

Имитационный способ определения вращения планеты, свободно движущейся по петлеобразной орбите, вокруг собственной оси с неравномерной угловой скоростью и поворота ее петлеобразной орбиты на соответствующие угол и сторону вокруг оси, отстоящей на соответствующем расстоянии от ее центра массы, от оборота к обороту планеты вокруг последней в зависимости от величины дробной части соответствующего отношения угловых скоростей вращения планеты, обеспечивающих движение ее по петлеобразной орбите // 2176412
Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение планеты для определения ее вращения вокруг собственной оси неравномерной угловой скоростью и поворота ее вокруг собственной оси с неравномерной угловой скоростью и поворота ее петлеобразной орбиты на соответствующие угол и сторону вокруг оси, отстоящей на соответствующем расстоянии от ее центра массы, от оборота к обороту планеты, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, получения новых научных данных о Вселенной, для решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к учебным приборам по курсу сопротивление материалов и может быть использовано в высших и средних учебных заведениях
Наверх