Учебный прибор по радиотехнике

 

-бТ (3 ьбб

Комитет Российской Федерации по па гей.1 ам и товарным зиакам (21) 5025838/12 (22) 28.01.92 (46) 15.11.93 Бюл. М 41-42 (76) Дикарев Виктор Иванович; Мардин Алексей

Валентинович; Медведев Владимир Михайлович (54) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО РАДИОТЕХНИКЕ (57) Сущность изобретения: устройство содержит 1 высокочастотный генератор (2), 1 модулятор (3), 3 и91 Щ (1ц 2003181 Я 1 (51) $ 8 счетчика (4, 6, 12), 1 генератор развертки у",рзв-ляющего сигнала (5), 1 гетеродин (7), " смеситель сигналов (8), 1 усилитель промежуточной частоты (9), 1 амплитудный детектор (10), 1 видеусилитель (11), 1 электроннО-лучевая трубка (13). 2 — 3 — 8—

9- 10 — 11 — 13 - 5 — 7- 8, 3 — 4, 5 — б, 11 — 1". 3

2003181

Предлагаемое устройство атносигся к. учебным приборам и тренажерам по радиотехнике и позволяет наглядно демонстрировать режимы последовательного поиска импульсных сигналов па частоте.

Известные приборы и тренажеры по радиотехнике основаны; на демонстрации обнаружения радиосигналов на фоне помех; на имитации радиосигналов; на демонстрации частотной метки соответствующей несущей частоте, принимаемого сигнала, на экране электронно-лучевой трубки (ЗЛ Г); на имитации даплеравского сдвига на промежуточной частоте; на обучении операторов распознаванию радиосигналов; на обучении операторов радиолокационных станций.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем демонстрации и исследования режимов последовательного поиска импульСных сигналов по частоте.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство введены высокочастотный генератор, модулятор и три счетчика, причем выход высокочастотного генератора. через модулятор подключен к второму входу смесителя, к выходу модулятора подключен первый счетчик, к выходу генератора развертки — второй счетчик, а к выходу видеаусилителя — третий ечетчик, Структурная схема предлагаемого прибора представлена на фиг. 1. Частотно-временные диаграммы, йоясняющие режимы последовательного поиска импульсных сигналов по частоте, изображены на фиг. 2 и 3.

Прибор содержит модель РЛС 1, высокочастотный генератор 2, модулятор 3, первый счетчик 4, ° генератор 5 развертки, второй счетчик 6, гетеродин 7, смеситель 8, усилитель 9 промежуточной частоты, амплитудныйй детектор 10, видеоусилитель 11, третий счетчик 12 и электронно-лучевая трубка (Э. Щ 13. Причем к выходу высокочастотного генератора 2 последовательно подключены модулятор 3, смеситель 8, второй вход которого через гетеродин 7 соединен с первым выходам генератора 5 развертки, усилитель 9 промежуточной частоты, амплитудный детектор 10, видеоусилитель

11 и вертикально-отклоняющие пластины

ЭЛТ 13, горизонтально-отклоняющие пластины которой соединены с вторым выходом генератора 5 развертки. К выходу модулятора подключен первый счетчик 4, к выходу генератора 5 разверткй — второй счетчик 6. а к выходу видеаусилителя 11— третий счетчик 12.

Прибор работает следующим образом. приемника.

Преобразованный смесителем 8 сигнал выделяется его нагрузкой на промежуточной частоте (fnp=fc-fr где fc — частота на40 стройки высокочастотного генератора 2, 1г— частота гетеродина) и поступает для дальнейшего усиления в усилитель 9 промежуточкой частоты, где происходит основное усиление сигнала. После детектирования

45 детектором 10 и усиления в видеоусилителе

11 выделенный модулирующий сигнал поступает для индикации на вертикально-отклоняющие пластины ЭЛТ 13, и счетчик 12.

В счетчике 12 фиксируются импульсы савпа50

Прибор позволяет воспроизвести процесс обнаружения серий импульсных сигналов РЛС (кругаваго обзора) панорамным приемником.

Высокочастотный сигнал от генератора

2 поступает на модулятор, Модель РЛС 1, состоящая из последовательно включенных высокочастотного генератора 2 и модулятора 3, позволяет модулировать три различных периода обращения Т1, Тг, Тз РЛС кругового обзора, и соответственно, три различных длительности импульсных пачек т1, т2, тз. попадающих в зону обзора приемного устройства.

Далее промадулированный сигнал поступает на второй вход смесителя 8, на первый вход которого подается напряжение гетеродина 7 линейно-изменяющейся частоты

Ог(е)=Чгсаз (2TLfrт + Zip + pr), О = i Tn, где Vr, fr, pr, Tn — амплитуда, начальная частота, начальная фаза и период повторения напряжения гетеродина;

y = — — скорость перестройки частоты

Dr

Тп

Ф гетеродина.

Изменение частоты гетеродина по линейному закону осуществляется путем подачи линейноизменяющегася управляющего напряжения на гетерадин 7 ат генератора 5 развертки. Это же напряжение поступает на счетчик 6 для регистрации числа перестроек дения входной серии импульсов, попадающих в полосу пропускания приемника при его теоретической перестройке с периодом

Тп (фиг. 3), Период повторения Тп можно изменить, изменяя режим развертки генератора 5, а следовательно, можно изменить и скорость изменения частоты гетерадина 7.

Тем самым при фиксированных величинах Ти, т„и Dr можно демонстрировать достижение границ быстрого и медленного

2003181 расширения технологических возможноФормула изобретения стей путем обеспечения регистрации реУЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО РАДИОТЕХ- жимов последовательного поиска

НИКЕ, содержащий узел моделирования 25 импульсных сигналов по частоте, он снабприемного элемента, соединенный выхо- жен счетчиками, а узел моделирования дом через последовательно включенные приемного элемент выполнен в виде посмеситель и усилитель промежуточной час- следовательно включенных аысокочастоттоты с входом амплитудного детектора, ви- ного генератора и модулятора, деоусилитель, связанный выходом е; соединенного выходом е входами первого вертикально отклоняющими пластинами счетчика и смесителю сигналов, выход ампэлектронно-лучевой трубки, подключейной литудного детектора связан с входом видегоризонтально-отклоняющими пластинами оусмлителя, который выходом через последовательно включенные гене- 35 дополнительно подключен к входу второго ратор развертки управляющего сигнала и счетчика, причем выход генератора разгетеродин к второму входу смесителя сиг- вертки управляющего сигнала дополниналов, отличающийся тем, что, с целью .тельно связан с входам третьегосчетчика. поисков. Визуально зти границы наблюдаются при следующих совпадениях показаний счетчиков на некотором интервале наблюдения Тнабл (1 нвбл >Тп).

Граница быстрого поиска соответствует совпадению показаний счетчиков 4 и 12 (йд-йа, где йд — число, зафиксированное счетчиком 4; Иа — число, зафиксированное счетчиком 12) на Тнабд.

Граница медленного поиска соответствует совпадению показаний счетчиков 6 и 12 (й6=1ча; где Нв — число, зафиксированное счетчиком 6; Й1 — число, зафиксированное счетчиком 12) íà Тна л. Между этими границами находится область вероятностного поиска (со средней скоростью).

Предусмотренная в приборе возможность имитации сигналов РЛС с различающимися временными параметрами Т1, г ;

Тг, г ; Тз, гз — позволяет продемонстрировать изменение границ достоверных поисков при фиксированных диапазоне поиска 0 и ширине полосы пропускания приемника М, путем перехода к анализу

5 процесса формирования импульсов cosnapesw для входных сигналог с различными временными параметрами.

Таким образом предлагаемый учебный прибор по радиотехнике по сравнению с

10 прототипом обладает расширенными функциональными возможностями, а именно по: зволяег имитировать входные сигналы РЛС с различающимися временными параметрами, демонстрировать процессы поиска сиг15 налов по частоте панорамным приемником и исследовать режимы последовательного поиска сигналов. (56) Авторское свидетельство СССР

bb 149572Î. кл. G 01 R 23/00, 1989.

2003181

Составитель 8. Дикарев .

Техред M.Моргентал Корректор М, Самборская

Редактор А. Зробок

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,. 4/5

Заказ 3235

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.гагарина, 101

Учебный прибор по радиотехнике Учебный прибор по радиотехнике Учебный прибор по радиотехнике Учебный прибор по радиотехнике 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебной аппаратуре по физике и может быть использова - но для лекционных демонстраций и при проведении лабораторных работ при изучении раздела магнетизм

Изобретение относится к учебно-лабораторному оборудованию и может быть использовано в учебном процессе, а также при моделировании и отладке дискретных устройств , построенных на интегральных микросхемах

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к средствам обучения и может использоваться в качестве дидактического материала при индивидуальном и групповом обучении сборке электрических цепей

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано на лабораторных занятиях в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам по физике и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных учебных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных учебных заведениях по курсу физики и электротехники для изучения и углубления знаний физических законов и явлений

Изобретение относится к средствам обучения учащихся в учебных заведениях различного уровня на уроках физики, а именно к средствам проведения лабораторных работ по разделу "Электродинамика" школьного курса физики

Изобретение относится к области электротехники
Наверх