Тормозная антиблокировочная система транспортного средства

 

Использование: в гидравлических тормозных системах автомобилей. Сущность изобретения: тормозная система содержит источник 1 давления рабочей жидкости, тормозные колесные цилиндры 7, рабочие камеры б которых связаны через управляемый педалью 4 дросселирующий распределитель 3 с источником давления и сливом 23, модулятор , орган управления которого подключен к бортовому вычислительному комплексу (БВК) 10, к которому подключены датчики измеряемых параметров движения Система снабжена регулирующим устройством в виде обратного клапана 5 и гидропиниеи аварийного торможения а модулятор выполнен в виде следящего электрогидравлического привода .(СЭГП) 9, снабженного внешней односторонней камерой 13 со стороны штока 12. Клапан 5 установлен между распределителем 3 и камерой 13, внутренняя полость 14 которой сообщена одним входом с выходом клапана 5, а другим - с рабочими камерами 6. причем рабочий орган клапана 5 имеет возможность механического взаимодействия со штоком 12 в его крайнем положении и сообщения полости 14 с источником давпениа Если БВК 10, используя показания датчиков, обнаруживает опасность блокировки колес, на орган управления СЭГП 9 поступает управляющий сигнал, в результате клапан 5 закрывается, и источник давления отключается от тормозных цилиндров 7. Далее тормозные усилия регулируются за счет изменения объема жидкости, поступающей из полости 14 под действием перемещающегося поршня 12 СЭГП 9 в зависимости от сигнала с БВК 10. В устройстве предусмотрен аварийный режим - при нажатии на педаль 4 источник 1 давления соединяется напрямую с рабочими камерами 6. 1 ил. vo

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 4927299/11 (22),10.04.91 . (46) 30.11.93 Бюл. Йв 43-44 (71) Московский автомобильно-дорожный институт (72) Цербаков В.Ф„Поликарпова П.Г„Гуськов ЮД;

Сапожников ВД; Баранчик Гн„. Егоров А.Н; Кадыков

СА (73) Цербаков Виталий Федорович (54) ТОРМОЗНАЯ АНТИБЛОКИРОВОЧНАЯ

СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: в гидравлических тормозных системах автомобилей. Сущность изобретения: тормозная система содержит источник 1 давления рабочей жидкости, тормозные колесные цилиндры

7, рабочие камеры 6 которых связаны через управляемый педалью 4 дроссепирующий распределитель 3 с источником давления и сливом 23, модулятор, орган управления которого подключен к бортовому вычислительному комплексу (БВК) 10, к которому подключены датчики измеряемых параметров движения. Система снабжена регулирующим устройством в виде обратного клапана 5 и гидропини(xs) Rß (u) 2003528 Cl (Я) 5 ВбОТ8 33 ей аварийного торможения, а модулятор выполнен в виде следящего электрогидравлического привода (СЭГП) 9, снабженного внешней односторонней камерой 13 со стороны штока 12. Клапан 5 установлен между распределителем 3 и камерой 13, внутренняя полость И которой сообщена одним входом с выходом клапана 5, а другим — с рабочими камерами 6, причем рабочий орган клапана 5 имеет возможность механического взаимодействия со . штоком 12 в его крайнем положении и сообщения полости 14 с источником давления. Если БВК 10, используя показания датчиков, обнаруживает опасность блокировки колес, на орган управления СЭГП

9 поступает улравляющий сигнал, в результате клапан 5 закрывается, и источник давления отключается от тормозных цилиндров 7. Далее тормозные усилия регулируются за счет изменения объема жидкости, поступающей из полости 14 под действием перемещающегося поршня 12 СЭГП 9 в зависимости от сигнала с БВК 10. В устройстве предусмотрен аварийный режим — при нажатии на педаль 4 источник 1 давления соединяется напрямую с рабочими камерами 6. 1 ил.

2003528 возвратные элементы, которые выполнены так, что их максимальное усилие эквивалентно давлению в выходной полости тормозов 55 — несколько бар (3), Недостатком известных устройств, в том числе и прототипа, является воэможность полного разрыва основной цепи управления в .случае выхода из строя

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к гидравлическим тормозным системам автомобиля.

Известна тормозная антиблокировочная система и система контроля движения автомобиля. Она используется для контроля движения и определения опасности блокировки колес и содержит источник давления и связанный с ним гидравлический цилиндр, который имеет увеличивающуюся по обьему камеру для контроля блокировки колес и уменьшающуюся камеру для контроля движения в случае, когда управляющая движением камера гидроцилиндра подключена к источнику давления. Система содержит функционал ьна-контрольный клапан, посредством которого в момент блокировки к колесным тормозным цилиндрам падкл1очается только камера, осуществляющая контроль блокировки колес, а в момент контроля движения — тормозной контур j1).

Известна гидравлическая тормозная антиблокировочная система автотранспорТНого средства. Система содер>кит первое клапанное устройство между. главным цилиндрам и колесным тормозным цилиндром и служит для подачи и удаления жидкости пад давлением в колесные цилиндры, Устройство содержит также электронный блок, который управляет работой колесных цилиндров в зависимости от скорости вращения колес. Между первыми клапанными устройствами и главным цилиндром установлены запирающие клапаны, а связь первых клапанных устройств и вспомогательного источника давления, который подает жидкость пад давлением пропорционально усилию на педали, осуществляется с помощью вторых клапанных устройств (2j.

Наиболее близким техническим решением, принятым в качестве прототипа, является тормозная антиблакировачная система, которая имеет источник давления рабочей жидкости, связанный через распределители с рабочими камерами колесных тормозных цилиндров, бортовой вычислительный комплекс, определяющий по значениям угловых скоростей вращения .опасность блокировки колес, и модуляторы давления, выполненные в виде буферных накопителей, выходные полости которых связаны с колесными тормозами, а также

35 д0

50 управля ащих элементов, так ведет к обрыву связи между источником давления рабочей жидкости и колесными тормозными цилиндрами, что снижает надежность тормозной системы. кроме того, нельзя обеспечить управление давлением в тормозных колесных цилиндрах в режиме антиблакиравки с различными уровнями давления, чта снижает качество процесса торможения.

Цель изобретения — повышение надежности и качества процесса торможения.

Поставленная цель достигается тем, что известная тормозная. антиблокировочная система транспортного средства, содержащая источник давления рабочей жидкости, тормозные колесные цилиндры, связанные гидралиниями через драсселирующий распределитель, управляемый педаль1о, с источникам давления и сливом, модулятор, орган управления которого подключен к бортовому вычислительному комплексу, к которому подключены датчики измеряемых параме гров транспортного средства, снабжена регулирующим устройс вам, а модулятор в ы пол нен в виде следящего электрагидравлическаго привода с внешней односторонней камерой са стороны одного из штоков, перемещающегося в ней, и подключен рабочими полостями к источнику давления и сливу дополнительными гидролиниями. Регулирующее устройства выполнена в виде установленного после дросселирующега распределителя подпружиненного обратного клапана, выход которого сообщен с одним иэ вхадав внешней односторонней камеры, другой вход которой сообщен с камерами тармаэных колесных цилиндров, Обратный клапан установлен с вазможностью механическага взаимодействия ега рабочего органа са штоком в его крайнем положении ва внешней односторонней камере и сообщения последней с источником давления рабочей жидкости, Заявляемая антиблакиравочная система отличается ат прототипа, следовательно, соответствует критерию изобретения "новизна".

При поиске па научно-технической и патентной литературе отличительных ат прототипа существенных признаков авторами не найдены источники информации, свидетельствующие об их известности. Таким образом, заявляемое устройство соответствует критерию изобретения ".существенные отличия".

На чертеже представлена гидравлическая схема тормозной антиблокировочной системы транспортного средства, Антиблокиравочная тормозная система (АЬС) содержит источник 1 давленйя рабочей жидкости, дополненный аккумулятором

2003528

2, которые через дросселирующий распределитель 3, управляемый педалью 4 и регулирующее устройство в виде обратного клапана 5 связаны с рабочими камерами 6 тормозных колесных цилиндров 7 по гидролинии 8 нагнетания. В состав устройства входит модулятор — основной элемент антиблокировочной системы, который выполнен в виде следящего электрогидравлического привода (СЭГП) 9 с обратной с вязью по положению, орган управления которого подключен к бортовому вычислительному комплексу (БВК) 10, ккоторому,,всвою очередь,,подключены датчики, измеряющие необходимые параметры движения транспортного средства, В состав СЭГП 9 входит двухсторонний цилиндр 11, шток 12 которого имеет возможность осевого перемещения во внешней односторонней камере 13, которой дополнительно снабжен СЭГП 9. Внутренняя полость 14 внешней камеры 13 сообщена одним входом с выходом регулирующего устройства в виде обратного клапана 5, а другим входом — с рабочими камерами 6 тормозных колесных цилиндров 7. Рабочий орган 15 обратного клапана 5 падпружинен пружиной 16 и имеет возможность механически взаимодействовать посредствам талкателя 17 со штоком 12 в его крайнем положении во внешней односторонней камере 13. При отключенной АБС поршень 18, перемещающийся в цилиндре 11, а следовательно и шток 12, установлены всегда в крайнем левам положении по чертежу, В качестве СЭГП 9 может быть использован привод, описанный в технической литературе (41. А в качестве БВК 10 может быть. принят комплекс, используемый в такого рода технических решениях. В состав АБС введены также распределительное устройство 19 и обратный клапан 20, установленные в гидролинии 21, служащие для осуществления аварийного торможения. Рабочие камеры 6 тормозных колесных цилиндров 7 с помощьюсливной гидралинии 22 сообщены со сливом 23, а рабочие полости СЗГП 9даполнительными гидролиниями 24 и 25 связаны с источником 1 давления и сливам 23.

Антиблакировочная тормозная система работает следующим образом. При торможении транспортного средства без АБС поршень 18 СЗГП 9 находится в крайнем правам по чертежу положении, при этом шток 12 посредством толкателя 17 открывает регулирующее устройство в виде обратного клапана 5. При нажатии на педаль

4 дросселирующий распределитель 3 перемещается, и источник 1 рабочей жидкости и аккумулятор 2 беспрепятственно

25 равляющего сигнала Uex

Если система работает в режиме анти30

5

15 соединяются с помощью гидралинии 8 камерами 6 колесных тормозных цилиндров 7, Если БВК 10, используя показания колесных датчиков обнаруживает опасность блокировки, на орган управления СЭГП 9 поступает управляющий сигнал Uex. В соответствии с этим сигналом подачей рабочей жидкости по гидролинии 24 осуществляется перемещение поршня 18 и штока 12 в полости 14 камеры 13. Как только шток 12 сместится из исходного положения, обратный клапан 5 закрывается усилием пружины 16, и гидролиния нагнетания 8 прерывается, и дросселирующий распределитель 3 и, следовательно, источник 1 питания отключаются от рабочих камер 6 тормозных колесных цилиндров 7. Это позволяет, ва-первых, увеличить ресурс дросселирующего распределителя 3, а во-вторых. экономить расход энергии (жидкости), так как при работе АБС изменение давления в рабочих камерах 6 осуществляется только за счет изменения управляющего объема жидкости, -который поступает из СЭГП 9 в зависимости от упблокировки, то по сигналу в БВ К 10 поршень

18 перемещается вправо по чертежу, вытесняя рабочую жидкость на слив 23 по гидролинии 25, при этом отводится необходимое количество жидкости из рабочих камер 6, Дальнейшее регулирование давления в них осуществляется за счет изменения положения поршня 18 со штоком 12 в соответствии с сигналом Uex. Таким образом, происходит вычитание или добавление порции жидкости в тормозные камеры б за счет перемещения штока 12 ва внешней камере 13.

Следовательно. такое изменение вызовет уменьшение или увеличение давления в них, соответственно изменяя тормозное усилие на колесах транспортного средства в соответствии с сигналами, поступающими с колесных датчиков.

Благодаря наличию СЭГП 9, можно получить более качественный процесс торможения в режиме антиблокировки с различными уровнями давления.

В случае выхода из строя ABC при аварийном торможении, дополнительным усилием на педаль 4 водитель переключает распределитель 19 и жидкость напрямую по гидралинии 21, чере:- обратный клапан 20 поступает в рабочие камеры 6 колесных тормозных цилиндров 7. При необходимости сброса давления из рабочих камер 6 используют слианую гидролинию 22.

Процесс торможения автотранспортного средства управляется сигналам 0вх, котарый поступает с Б В К 10.

2003528

Формула изобретения причем вход односторонней камеры сооб-, ТОРМОЗНАЯ АНТИБЛОКИРОВОЧНАЯ щен с камерами колесных тормозных ци-, СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, 30 линдРов и входом РегУлиРУющего включающая источник давления рабочей устройства, выполненного в виде подпружидкости, колесные тормозные цилиндры, жиненного обратного клапана, установленсообщенные посредством дросселирующе- ного после дросселирующего

ro.pàñïðåäåëèòåëÿ с источником давления распределителя с возможнос ю взаимо или сливом, и модулятор давления, орган 35 действия его рабочего органа со штоком в управления которого подключен к бортово- его крайнем положении so BHelUHeA „ му вычислительному комплексу, соединен- ре с обеспечением сообщения последнви q ному с датчиками измеряемых параметров источником давления рабочей жидкости движения транспортного средства, отлича- при этом система снабжена гидрол„нией ющаяся тем, что модулятор выполнен в ви- 40 аварийного торможения, сообщенной с раде следящего электрогидравлического бочими камерами коле ных тормозны„ципривода, снабженного внешней односто- линдров, содержащей управляемый ронней камерой со стороны одного из што- педалью распределитель и обратный кла-. ков поршня. разделяющего корпус пан и подключенной к источнику давления .модулятора на две рабочие полости, сооб-45 между дросселирующим распределителем щенные с источником давления и сливом, и обратным клапаном.

Составитель В, Щербаков

Редактор Т, Павловская Техред M.Mîðãåíòàë Корректор С. Патрушева

Заказ 3301

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

На входы БВК 10 могут поступать и обрабатываться следующие сигналы от соответствующих датчиков: — значения угловых скоростей вращения колес вк1...

Использование заявляемой антиблокировочной тормозной системы позволит повысить качество и надежность управления транспортным средством, благодаря тому, что: — управление процессом торможения осуществляется параллельно; — предусмотрена возможность аварийного торможения; — дросселирующий распределитель неподвижен при работе, что позволяет увеличить ресурс дросселирующего распределителя, а, также экономить расход энергии (жидкости), т.к, изменение давления в рабочих камерах тормозных цилиндров осуществляется за счет изменения управляющего объема, который поступает из СЭГП, в то время как в прототипе тормозные камеры при каждом

5 цикле работы АБС соединяются последовательно то с источником давления, то со сливом; — система имеет модулятор в виде

СЗГП, что позволяет получить более качест10 венный процесс торможения в режиме антиблокировки с различными уровнями давления, в то время как в прототипе возможна модуляция давления на каком-то конкретном уровне.

15 (56) 1. Патент ФРГ N 05 3719228, кл..В 60 Т

8/32, 1987.

2. Патент ФРГ N OS 3716517, кл. В 60 Т

8/32, 1988.

20 3. Патент США N4776644,,кл. 303-111, 1988;

4. Современные антиблокировочные ипротивобуксовочные системы грузовых автомобилей. Обзор. M.: ЦНИИТЗИ АВТО25 ПРОМ, 1990,

Тормозная антиблокировочная система транспортного средства Тормозная антиблокировочная система транспортного средства Тормозная антиблокировочная система транспортного средства Тормозная антиблокировочная система транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автотранспортным средствам, а более конкретно к тормозным системам, и может быть использовано преимущественно в автомобилях с регулируемым давлением воздуха в шинах

Изобретение относится к устройствам для автоматического выявления и ликвидации юза колес транспортного средства и может быть использовано в тормозных системах, преимущественно, на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к транспорту и предназначено для измерения скорости избыточного скольжения колесных пар локомотивов с электрической передачей мощности

Изобретение относится к тормозным системам колесных транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам торможения колес шасси летательного аппарата

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к дистанционным системам управления давлением в тормозах колес транспортного средства, и предназначено для использования преимущественно в объектах авиационной техники

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к тормозным системам тормозного управления

Изобретение относится к электрическим транспортным средствам с составными тормозными установками

Изобретение относится к гидравлической тормозной системе транспортного средства с антиблокировочным устройством

Изобретение относится к системам торможения транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к тормозным системам рельсовых транспортных средств
Наверх