Координатная измерительная машина мостового типа

 

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

К ПАТЕНТУ

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам

{21) 4027922/28 (22) 18.07.86 (46) 30.11.93 Бюл. Ма 43-44 (71) Дзе Варнер энд Сваси Компани (US) (72) Роберт Виллиам Брандштеттер(0$); Фреди

Льюс Ралей(03) (73) Дзе Варнер энд Сваси Компани (US) (54) КООРДИНАТНАЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ МАШИНА МОСТОВОГО ТИПА (57) Изобретение относится к измерительной технике. Цепью изобетения является повышение точности измерения. Это достигается за счет того, что координатная измерительная машина содержит станину 1, портал 2, установленный с возможностью перемещения по направляющим 6, 7, поверхности которых соприкасаются с подшипниками 16, уста(в) RU (1ц 2ОО3938 С1 (5i) 5 G01B5 03 новленными в соответствующих каналах портала 2.

Каретка 3 установлена с возможностью перемещения по верхнему элементу, соединяющему верхние концы стоек 11 и 12. На каретке подвижно установлена пиноль 15 с измерительной головкой (зондом) 4. При касании измерительной головки с измеряемой заготовкой электрический, сигнал пост— пает к вычислительно-измерительноМу узлу. Перемещение моста, каретки и пиноли с измерительной головкой позволяет ей осуществлять измерения по трем размерам. Электрические или механические средства, реагирукхцие на перемещение измерительной головки, указывают положение ее по трем координатам и, когда требуется, вычисляют ичерення. 1 3пф->>b> 5 ил

2003938

Изобретение относится к координатноизмерительной машине мостового типа (СМЫ) для измерения размеров заготовки.

Известная координатно-измерительная машина моставога типа состоит из станины, моста, портала, подвижно установленного на станине, каретки, расположенной с возможностью перемещения на верхней части моста, зонда (измерительной головки), подвижно установленного на каретке, и изме- 10 рительно-вычислительной .системы, реагирующей на перемещение зонда для измерения размеров заготовки, расположенной на верхней поверхности станины

И. 16

В координатно-измерительной машине точность и повторяемость могут подвергаться негативному влиянию вибрации и относительного перемещения между стойками моста. Неудовлетворительная жесткость моста допускает относительное перемещение между стойками моста, в то время как высота, расстояние и жесткость могут оказывать влияние на резонансную частоту, которая, если она низкая, делает измерительный зонд, установленный на мостике, более чувствительным к вибрации.

Одно из технических решений уменьшения или гашения эффекта вибрации на координатно-измерительной машине 30 заключалось в установке координатно-измерительной машины на устройстве с воздушной подушкой, либо на крупной бетонной платформе, либо увеличения массы стоек моста, Эти технические решения 3о являются дорогостоящими, требуют большой рабочей площади и исключают лишь внешние колебания, т.е, вибрации почвы.

Внутренние колебания, например, вызван-. ные электромеханическими сервомеханиз- "0 мами, установленными на машине, не исключались бы или гасились.

Одно из технических решений с целью уменьшения влияния относительного перемещения между стойками моста рассматривается в . патенте, где индикатор позиционирования установлен на каждой стойке. Однако это увеличивает затраты на устройство позиционирования и измерения координатно-измерительной машины, но все еще не раскрывается проблема нежелательной низкой резонансной частоты, которая может присутствовать в конструкции моста, например резонансная частота ниже

20 Гц может оказывать негативный эффект на точность измерения координатно-измерительной машины.

Известна также координатная измерительная машина; содержащая мост в виде скобы, т.е. портал, образованный стойками, соединенными вместе верхним элементом и нижним элементам, образующим мост, который окружает рабочий стол (2).

Целью изобретения является: улучшение точности измерения координатно-измерительной машины, применяемой для измерения крупногабаритных заготовок, как например блоков автомобильного двигателя и частей корпуса автомобиля; улучшение жесткости моста координатно-измерительной машины; уменьшение относительного перемещения между стойками моста. координатноизмерительной машины, особенно при высоте стоек свыше 1 м; уменьшение влияния колебаний на зонд, установленный на мосту координатноизмерительной машины, посредством повышения резонансной частоты моста; уменьшение необходимости применения дорогостоящей системы предохранения измерительного зонда координатно-измерительной машины от внешних колебаний.

Устранение эффекта прогиба, который оказывает тяжелая заготовка, размещенная на верхней поверхности станины, на направляющие.

Предлагаемая координатно-измерительную машину мостового типа имеет конфигурацию моста в виде замкнутой скобы, которая окружает верхнюю поверхность станины измерительной машины, на которой размещают заготовку для измерения, и отличается тем, что направляющая распола- . гается на каждой стороне станины и имеются подпятники, которые взаимодействуют вверх, вниз и внутрь напротив направляющих.

В одном варианте изобретения предпочтительна иметь нижний элемент моста, который подсоединяется к стойкам, размещенным над направляющими на станине, по которым перемещается мост. При размещении нижнего гориэантальнога соединительното элемента моста над направляющими, а не снизу направляющих, расстояние между верхним и нижним горизонтальными элементами моста уменьшается без изменения рабочего пространства, имеющегося между верхним элементом моста и верхней поверхностью станины.

На фиг.1 и 2 изображена предлагаемая координатно-измерительная машина; на фиг.3- усеченный вид координатно-измерительной машины, показывающий располо,жение моста, установленного на станине координатна-измерительной машины; на фиг.4 и 5 - крепежные приспособления моста на станине координатно-измерительной машины.

2003938

Координатно-измерительная машина мостового типа, содержит станину 1, портал

2, подвижно установленный на станине, каретку 3, расположенную с возможностью перемещения на мосте, и зонд 4, подвижно закрепленный на каретке 3. Станина включает верхнюю поверхность 5 стола, на которой размещается измеряемая заготовка (не показана) и направляющие 6,7. Станина 1 делится на верхнюю часть стола 8, отделенную от нижней части ножками 9. Резиновые опоры 10 у днища станины. снижают эффект внешних колебаний на координатно-измерительную машину. Это расположение направляющих 5, 6 и ножек 9 обеспечивает пространство для двигателя и соответствующего приводного механизма для перемещения портала 2 с целью его.расположения в центре станины. Портал 2 содержит две стойки 11, 12, соединенные совместно верхнйм 13 и нижним 14 элементами. Каретка

3 подвижно установлена на верхнем элементе 13 портала 2 имеет подвижно прикрепленную к ней пиноль 15 зонда, имеющую на одном конце зонд (измерительная головка) 4. Зонд 4 обычно такого типа, что при касании с измеряемой заготовкой выдает сигнал к соответствующему вычислительно-измерительному устройству. Портал 2 установлен на станине 1 с возможностью перемещения по направляющим 6, 7, поверхности которых соприкасаются: с подшипниками 16, установленными в соответствующих каналах 17 портала 2. Предпочтительно применяют воздушные подшипники 16 для улучшения перемещения портала 2 па направляющим

6; 7 станины 1. Перемещение моста, каретки и пинали 15 зонда позволяет зонду двигаться и осуществлять измерения по трем размерам. Электрические или механические средства, реагирующие на перемещение зонда, указывают положение зонда по трем координатам и вычисляют измерения.

Каретка 3 установлена на верхнем элементе 13 портала 2 с возможностью перемещения по направляющим 18, 19, Формула изобретения

1. КООРДИНАТНАЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ МАШИНА МОСТОВОГО ТИПА, содержащая станину, установленнйе на ней стол для размещения измеряемой де тали и портал, выполненный в виде замкнутой скобы, окружающей стол, и образованный двумя стойками и элементами, соединяющими концы стоек между собой. направляющие, закрепленные на, противоположных сторонах станины, заповерхности которых соприкасаются с подшипниками 20 в соответствующих каналах

21, 22, 23 каретки 3. Зонд 4 установлен на портале 2 для перемещения по двум осям

5 и может перемещаться до третьей оси при движении моста, Механические или воздушные подшипники 20 применяют для улучшения перемещения каретки 3 относител ь но по рта ла 2, Be ðõíèå и нижние

10 подшипники 16 портала 2 взаимодействуют с поверхностями одной из направляющих 6 станины.

Воздушные подшипники 16, размещенные в каналах 17 портала 2, соприкасаются

15 с поверхностями направляющих 6, 7 стани ны. В этом положении нижний элемент моста расположен ниже подшипников 16 и части стола 8 станины. Верхняя часть стола станины поддерживается лишь тремя нож20 ками 9, Эта обеспечивает лучшую изоляцию ат вибрации и прогиба па сравнению с четырьмя ножками, то есть по одной в каждом углу стола 8, В другом варианте изобретения портал

25 2 имеет два нижних соединительных элемента 14, 24 с подшипниками 16, взаимодействующими с направляющими 6, 7 станины 1, расположенными между двумя нижними элементами 14, 24 портала 2.

30 На фиг.5 показано, как воздушные подшипники 16, расположенные в каналах

17 портала 2, соприкасаются с поверхностями направляющих 6, 7 станины. В этом положении нижний элемент 14 портала 2

35 расположен над направляющими б, 7 и ниже части стола 8 станины, Верхняя часть стола станины поддерживается лишь тремя ножками 9.

Это обеспечивает лучшую изоляцию

40 вибрации и прогиба по сравнению с четырьмя ножками, т.е. па одной в каждом углу стола 8. (56) Патент США N .3749501, 45 кл. 356-169.

Авторское свидетельство СССР .М 621955; кл. 6 01 В 5/02, 1978. крепленные на станине четыре подшипни50 ка; один из которых расположен са .стороны одной направляющей и предназначен для взаимодействия с одной из ее поверхностей, а три других - со стороны второй направляющей и предназначены

55 для взаимодействия с тремя ее поверхностями, каретку, установленную на элементе, соединяющем верхние концы стоек, с возможностью перемещения вдоль него в . направлении, перпендикулярном направ,ляющим, и пиноль с измерительной голо200393S акой, установленной на каретке с стойка имеет.паз, в котором размещен товозможностью перемещения вдоль оси рец соответствующей направляющей с обперпендикулярной оси перемещения ка- разованием канала, открытый торец ретки, отличающаяся тем, что, с целью по- каждого канала обращен в сторону стола а

5 ! вышения точности измерения, она в каждом колене канала расположен соотснабжена двумя дополнительными под- ветствующий подшипник. шипниками, расположеннымисостороны 2. Машина по п.1; отличающаяся тем, первой направляющей и предназначен»- .что подшипники, размещенные в противо-, ми для взаимодействия с соответствующи-; положных коленах канала, расположены ми другими ее поверхностями. квжд на одной оси 10

2003938

Составитель В. Матвиенко

Редактор Л. Народная .Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор. О-; Густи

Заказ 3321

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Координатная измерительная машина мостового типа Координатная измерительная машина мостового типа Координатная измерительная машина мостового типа Координатная измерительная машина мостового типа Координатная измерительная машина мостового типа 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вычислительной технике и позволяет повысить точность деления больших перемещений Делитель перемещения содержит каретку, делящие блоки, узел крепления, верхнюю и нижнюю позиции узла крепления, три ролика, ось, пружину, упор, рулеточную мерную ленту, направляющие валики, направляющие, выходной палец , корпус, предохранительное устройство, трос блок с полукруглой канавкой и спиральную пружину Узел крепления состоит из центрального стержня, цанги, шайбы, винта, квадратной гайки и гайки-барашка 1 зпф-лы

Изобретение относится к машиностроению, а именно к оборудованию для координатных измерений и предназначено для контроля геометрических характеристик профилей изделий

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к приборам для измерения твердости материалов

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике и может быть использовано для динамических испытаний приборов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в отсчетных системах измерительных приборов , координатно-измерительных машин, прецизионных станков Цель изобретения - повышениедочности измерений и повышение удобства эксплуатации

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля положения детали на станках, транспортерах и манипуляторов промышленных роботов

Изобретение относится к технике линейных измерений и может быть использовано при контроле размеров изготавливаемых изделий, преимущественно для измерения перепада расстояний при шлифовке

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в различных отраслях машиностроения для контроля геометрических размеров

Изобретение относится к измерительной технике, преимущественно для измерения деталей типа валов и кронштейнов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к средствам измерения линейных перемещений

Изобретение относится к устройствам для определения толщины листовых носителей

Изобретение относится к области измерительной техники

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройствам, контролирующим перемещение деталей машин, и может быть использовано в системах контроля машинами и оборудованием

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля биения поверхностей при обработке деталей высокой степени точности

Изобретение относится к устройствам, используемым для внутритрубного обследования трубопроводов большой протяженности (магистральных нефтепроводов, газопроводов) неразрушающими методами

Изобретение относится к измерительной технике, в частности для измерения параметров шпоночных пазов на валах
Наверх