Привод каретки графопостроителя

 

г

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

Комитет Российской Федерации по патентам и товарнътм знакам (21) 5003213/10 (22)100791

{46) 30.11.93 Бюл. Мв 43-44 (71) Пермский науео-исследовательский технологический институт (72) Малых BA„Потеев СН.. Мантуров ВА; Родионов С.в, (73) Пермский научно-исследовательский технологический институт (54) ПРИВОД КАРЕТКИ ГРАФОПОСТРОИТБЗЯ (57) Изобретение относится к приборостроению и (yy) Я (u) 2003942 Cl (5i) 5 G Ol D 15 24 может быть использовано для привода каретки графопостроителя. Цель — увеличение срока службы за счет уменьшения износа троса Привод каретки графопостроителя содержит корпус f, на котором установлен двигатель 2, кинематически связанный с валом 4, на который насажен барабан 6 с витками троса?, связанного через систему роликов В с кареткой 9. При вращении барабана 6 происходит перемещение троса 7, который в свою очередь, перемещает каретку 9. 2 ил.

2003942

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в приводах двухкоординатных регистрирующих приборов.

Известен привод каретки графопостроителя, содержащий двигатель, кинематически связанный с барабаном, соединенным с кареткой посредством троса, установленного на роликах и намотанного на барабан, и пружину, к которой присоединены оба конца троса с разных сторон, Недостатком указанного привода является повышенныи износ троса.

Наиболее близким по технической сущности и положительному эффекту к заявляемому решени|о и принятым эа прототип является привод каретки графопостроителя, содержащий двигатель, кинематически связанный с барабаном, соединенным с кареткой посредством троса, установленного

Цель изобретения — увеличение срока . службы за счет уменьшения износа троса. 40

Цель достигается тем, что привод каретки графопостроителя, содержащий корпус с размещенным на нем двигателем, барабаном, соединенным с кареткой посредством . троса, установленного на роликах и намо- 4б танного на.барабан, снабжен кинематически связанным с двигателем и установленным на корпусе с воэможностью вращения валом с размещенным коаксиально внутри него и закрепленным на корпусе 50 ходовым винтом, зацепленным с гайкой, в радиальное отверстие которой заведен один конец штыря, средняя часть которого пропущена сквозь выполненный на валу продольный паз, а другой конец штыря за- 5б креплен на барабане, насаженном на вал с возможностью продольного перемещения, при этом на барабане выполнена винтовая канавка, предназначенная для укладки троса, с шагом, равным шагу винта, а направна роликах и намотанного на барабан, пружину и регулятор натяжения троса, выполненный B виде корпуса, в котором размещен прикрепленный к концу троса клапан с закрепленной на нем.мембраной, защемлен- 25 ной в дне подвижного подпружиненного стакана, прикрепленного к торцу заполненного жидкостью сильфона, другой торец которого прикреплен к корпусу, при этом клапан установлен в дне стакана, 30

Недостатком указанного привода является небольшой срок службы из-за повышенного износа троса вследствие трения набегающей и сбегающей ветвей троса о его смежные витки, что происходит вследствие Зо перемещения витков троса на барабане при вращении последнего. ление резьбы винта и винтовой канавки совпадают.

Такие признаки, как наличие кинематически связанного с двигателем и установленного на корпусе с воэможностью вращения вала, в котором размещен ходовой винт, закрепленный на корпусе, зацепление этого винта с гайкой, кинематически связанной с барабаном. с винтовой нарезкой, а также то, что шаг резьбы винта равен шагу винтовой канавки барабана, отличают заявляемое техническое. решение от прототипа и, следовательно, соответствуют критерию "новизна".

Из патентной и научно-технической литературы не известны размещение барабана с винтовой канавкой с возможностью продольного перемещения на валу, кинематическая связь барабана с гайкой, зацепленной с винтом, закрепленным на корпусе неподвижно. На основании указанного можно сделать вывод о соответствии технического решения крйтерию "существенные отличия".

Размещение. привода с возможностью вращения на корпусе вала, его кинематическая связь с двигателем; а также то, что на него насажен барабай — необходимы для базирования последнего и вращения его от двигателя.

Размещение:барабана на валу с воз- . можностью продольного перемещения позволяет при вращении последнего виткам троса занимать постоянное положение по оси вала, что позволяет при перемещении каретка практически устранить трение набегающей и сбегающей ветвей троса о его смежные витки на барабане. Это увеличивает срок службы привода, так как износ троса уменьшается, Выполнение на барабане винтовой ка.навки полностью устраняет трение набега- . ющей и сбегающей ветвей троса о его смежные. витки на барабане, что также повышает надежность. работы привода и увеличивает срок службы.

Кинематическая связь барабана с гайкой, эацепленной с винтом, а также равенство шагов резьбы винта и винтовой канавки барабана и одинаковое направление их (реэьб) позволяют при вращении барабана не сдвигаться виткам троса в осевом направлении вала, На фиг.1 изображен привод каретки графопостроителя в плане; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1, Привод каретки графопостроителя содержит корпус 1, на котором закреплен двигатель 2, кинематически связанный посредством муфты 3 с валом 4, Вал раэме2003942 (56) Авторское свидетельство СССР

N- 759854, кл. G 01 D 15/24, 1980, . Формула изобретения 30

:штыря, средняя часть которого пропугцена

ПРИВОД КАРЕТКИ ГРАФОПОСТРОИ- сквозь выполненный на валу продольный ТЕЛЯ, - содержащий корпус, на -котором паэ, а другой конец штыря закреплен на размещены двигатель, ролики, барабан, барабане, насаженном на вал с возможно,соединенный с кареткой посредством тро- 35 стью продольного перемещения, на бараса, установленного на роликах и намотан- бане выполнена винтовая канавка для ного на барабан, отличающийся тем, что в укладки троса с шагом, равным шагу ходо него введены ходовой винт, штырь, гайки, вого винта, при.этом направление резьбы вал с размещенным коаксиально вйутри ходового винта и винтовой канавки совпа;него и закрепленным на корпусе ходовым, 40 дают,.а вал кинематически связан с двига; винтом, связанным с гайкой, в радиальное,телем и . установлен на корпусе с отверстие которой заведен один конец возможностью вращения. щен на корпусе 1 с воэможностью вращения на подшипниках 5, На вал 4 насажен с возможностью осевого (продольного} перемещения барабан 6 с намотанным на него тросом 7. Трос через систему роликов 8, закрепленных с возможностью вращения на корпусе 1, прикреплен концами к каретке

9. Каретка размещена на корпусе с возможностью линейного перемещения в направляющих (не показаны), На барабане 6 закреплен, одним концом штырь 10. пропущенный средней частью сквозь продольный паз 11 вала 4. Другой конец штыря 10 заведен в радиальное отверстие 12 гайки 13, . зацепленной с ходовым винтом 14, один конец которого закреплен на корпусе 1. При этом винт 14 размещен коаксиально внутри вала 4, шаг его резьбы равен шагу винтовой канавки 15 барабана 6, а направления резьбы винта 14 и винтовой канавки 15 одинако .вы (в описываемом варианте исполнения направление резьбы винта 14 правое). Винт

14 закреплен в корпусе 1 болтом 16.

Работает привод каретки графопостро. ителя следующим образом.

При вращении выходйого вала двигателя 2 против часовой стрелки-(при виде слева) вращается и вал 4 в подшипнйках.5. Одновременно с этим вращается барабан 6, так как крутящий момент с вала 4 на него передается боковыми стенками паза 11 и далее на штырь 10. При вращении барабана 6 одна

5 ветвь троса 7 сматывается с него, а другая наматывается, вследствие чего каретка 9 начинает перемещаться. Барабан 6 при этом вращается и перемещается влево. Витки .троса 7 при вращении барабана 6 переме10 щаются вправо (по отношению к барабану

6), но так как шаги резьбы винта 14 и винтовой канавки 15 одинаковы, то осевого пере. мещения витков троса 7 по отношению к .корпусе не происходит. Осевое перемеще15 ние барабана 6 при его вращении происходит за счет вращения штырем гайки 13, которая, вращаясь на неподвижном ходовом винте 14, перемещает барабан 6.

Предлагаемый привод по сравнению с

20. прототипом обладает увеличенным сроком службы за счет резкого уменьшения износа . троса и простотой конструкции, так как отсутствует система натяжения троса вследствие того, что углы его сбегающей и

25 набегающей ветвей постоянны.

2003942

4 цИ /О f37 56

Составитель 8. Малых

Редактор Т. Юрчикова Техред М.Моргентал Корректор О. Густи

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Заказ 3321

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Привод каретки графопостроителя Привод каретки графопостроителя Привод каретки графопостроителя Привод каретки графопостроителя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к регистрирующей технике и может быть использовано в устройствах вывода информации

Изобретение относится к технике записи информации, а именно к устройствам закрепления пишущих элементов

Изобретение относится к технике регистрации и может найти применение для приводов кареток графопостроителей

Изобретение относится к технике регистрации и может найти применение в каретках одноканальных регистрирующих устройств

Изобретение относится к малогабаритным устройствам записи графической информации и позволяет за счет выполнения консольной балки с возможностью вращения без нарушения кинематического сочленения с электродвигателем уменьшить транспортировочные габариты и улучшить эргономические характеристики

Изобретение относится к регистрирующим устройствам общего назначения, а именно к устройствам для управления пишущим пером

Изобретение относится к технике регистрации и может найти применение в каретках регистрирующих приборов

Изобретение относится к приборостроению и предназначено для обеспечения координатных перемещений, преимущественно чертежной головки графопостроителя

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к устройствам вывода графической информации, и может быть использовано в системах автоматического проектирования для вычерчивания оригиналов, конструкторских и других графических документов
Наверх