Затвор для топливного бака транспортного средства

 

Использование: изобретение относится к транспорту, а именно к затворам топливных баков транспортных средств Сущность изобретения: крышка 2 снабжена выпускным паровым клапаном 16. Над клапаном смонтирован датчик 29 течи топлива из бака, кинематически связанный с механизмом 28 автоматической блокировки выпускного первого клапана 16 и с узлом 30 ручной дебпокировки выпускного парового клапана 16. 3 з.пф-лы, 4 ил.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К ПАТЕНТУ

Яа; 7

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам. (21) 4926827/13 (22) 16.04.91 (46) 15.12.93 Бюл. Мя 45-46 (76) Егин Николай Леонидович (54) ЗАТВОР ДЛЯ ТОПЛИВНОГО БАКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: изобретение относится к транспорту, а именно к затворам топливных баков (В) RU (1Ц 2004465 1 (51) 5 В65051 16 860К15 05 транспортных средств. Сущность изобретения: крышка 2 снабжена выпускным паровым клапаном

16. Над клапаном смонтирован датчик 29 течи топлива из бака, кинематически связанный с механизмом 28 автоматической блокировки выпускного первого кпапана 16 и с узлом 30 ручной дебпокировки выпускного парового клапана 16. 3 з.п.ф-пы, 4 ип.

ЬЭ

С0

СР

4

Ch

2004465

55 топливного бака

Изобретение относится к транспорту, а именно к топливному оборудованию транспортных средств, и может быть использовано, в частности, на автомобильном транспорте для повышения безопасности и удобства заправки топливного бака, повышения надежности сохранности и транспортировки топлива в баке при различных условиях движения автомобиля. .. Известен затвор для топливного бака транспортного средства, состоящий из колпака, крышки с отверстием для прохода воз-. духа и расположенных под ней стаканов с отбортовками, имеющих в стенках и днищах отверстия для прохода воздуха, причем стаканы расположены один в другом с зазором, укреплены на крышке и имеют скошенные в противоположных направлениях днища, а отверстия в стенках стаканов смещены одно относительно другого.

Известное устройство не обеспечивает прекращение поступления топлива в бензобак при его полном заполнении, что приводит к потерям топлива из бензобака во время его заправки, снижению безопасности, удобства заправки топливного бака.

Названное устройство не обеспечивает прекращение течи топлива из бензобака при опрокидывании автомобиля во время технического обслуживания или при дорожно-транспортных проишествиях, а также течи топлива из полностью заправленногс бака при движении автомобиля на подъемах при уклонах и на неровностях дорог без покрытия, что резко снижает безопасность движения, а также надежность хранения и транспортировки топлива в баке при сложной дорожной обстановке, Известен затвор для топливного бака транспортного средства, содержащий колпак, крышку, стаканы с отверстиями, фиксатор ствола заправочного устройства, расположенный на крышке, которая снабжена полостью с выпускными воздушными клапанами и сетчатым фильтром, заполненная влагопоглотителем, и выпускным паровым клапаном, а стаканы выполнены в виде спиральных сильфонов из упругого материала, причем отверстия в наружном стакане выполнены в виде щелевых прорезей, а отверстия во внутреннем стакане в виде сетки, на дне которого расположен третий стакан из сетки с ребрами жесткости.

Известное устройство не обеспечивает прекращение поступления топлива в бензобак при его полном заполнении, что приводит к потерям топлива из бензобака во время его заправки, снижению безопасности и удобства заправки топливного бака.

Названное устройство не обеспечивает прекращение течи топлива из бензобака при опрокидывании автомобиля во время технического обслуживания или при дорожно-транспортных проишествиях, а также течи топлива из полностью заправленного бака при движении автомобиля на подъемах или уклонах и на неровностях дорог без покрытия, что резко снижает безопасность движения, а также надежность хранения и транспортировки топлива в баке при сложной дорожной обстановке.

Целью изобретения является повышение безопасности, надежности и удобства использования затвора для топливного бака транспортного средства.

Цель достигается тем, что в затвор для топливного бака транспортного средства, содержащий колпак, крышку с фиксатором ствола заправочного устройства и полостью с влагопоглотителем, сетчатым фильтром, впускными воздушными клапанами и выпускным паровым клапаном, стаканы в виде спиральных сильфонов из упругого материала, дополнительно введен датчик течи топлива из бака, кинематически связанный с механизмом автоматической блокировки выпускного парового клапана, установленными в полости крышки, отделенным от нее защитным сетчатым экраном и узлом ручной деблокировки выпускного парового клапана, закрепленным на наружной стенке крышки затвора топливного бака.

Датчик течи топлива из бака состоит из рычага, верхняя часть которого посредством плоской пружины закреплена на стенке крышки, нижняя часть посредством шарового элемента связана с выпускным паровым клапаном. а средняя часть снабжена выступом, =вязанным с механизмом автоматической блокировки выпускного парового клапана, Механизм автоматической блокировки выпускного парового клапана состоит из цилиндра с пружиной и поршнем, который связан с выступом рычага датчика течи топлива и снабжен приводным штоком, связанным с выпускным паровым клапаном.

Узел ручной деблокировки выпускного паровоп. клапана состоит. из приводной ручки, кинематически связанной с поршнем механизма автоматической блокировки выпускного парового клапана, установленной на наружной поверхности крышки затвора

Применение датчика течи топлива из бака, кинематически связанного с механизмом автоматической блокировки выпускного парового клапана и узлом ручной. деблокировки выпускного парового клапана

2004465

2 установлен фиксатор 4 ствола 5 заправочного устройства. Фиксатор 4 состоит, на- 30 обеспечивает прекращение поступления топлива в бак при его полном заполнении, а также обеспечивает прекращение течи топлива из бака при опрокидывании автомобиля или при его движении по неровным дорогам с полностью заправленным баком, что значительно повышает безопасность, надежность и удобства использования затвора для топливного бака транспортного средства.

Признаки, сходные с признаками заявленного технического решения,- не выявлены, следовательно, заявленное техническое решение обладает существенными отличиями.

На фиг. 1 показана принципиальная схема затвора для топливного бака транспортного средства в процессе хранения горючего; на фиг. 2 — фиксатор ствола заправочного устройства; на.фиг. 3 — механизм автоматической блокировки выпускного парового клапана; на фиг. 4— принципиальная схема затвора для топливного бака транспортного средства в процессе заправки топливом.

Устройство состоит из клапана 1, подвижно установленного на крышке 2 за счет отбортовки 3. Между колпаком 1 и крышкой пример, из нескольких кулачков 6 с манжетой 7, эксцентрично установленных на крышке 2 при помощи осей 8. Боковая поверхность кулачков 6 кинематически связана с внутренним выступом 9 подвижного колпака 1, который имеет центральное отверстие 10 для установки ствола 5 заправочного устройства, закрытое пробкой 11..

Крышка 2 снабжена полостью 12 с впускными воздушными клапанами 13, которые отделены сетчатым фильтром 14 от полости

12, заполненной через окна 15 влагопоглотителем, например гранулированным силикагелем. Крышка 2 также снабжена выпускным паровым клапаном 16 и выступами 17, которыми крепится на буртике 18 горловины l9 бака. Между крышкой 2 и буртиком 18 установлена уплотняющая прокладка 20. Под крышкой 2, на ее днище закреплены два стакана, выполненные в виде наружного спирального сильфона 21, например, из бензостойкой резины и внутреннего спиральндго сильфона 22. например, из капроновой сетки, Наружный спиральный сильфон 21 содержит ряд отверстий, выполненных в виде щелевых прорезей 23. На днище второго стакана расположен третий легкосъемный стакан

24, выполненный, например, из латунной сетки, полусферической формы с ячейками, 35

55 не пропускающими воду. Стакан 24 в верхней части снабжен ребрами жесткости 25 л ручкой 26 привода. На наружной стенке крышки 2 установлен защитный сетчатый экран 27, под которым закреплен механизм

28 автоматической блокировки выпускного парового клапана 16 с датчиком 29 течи топлива из бака и узлом 30 ручной деблокировки выпускного парового клапана.

Датчик 29 течи топлива из бака состоит из рычага 31, верхняя часть которого посредством плоской пружины 32 закреплена на стенке 2 крышки заклепкой 33, Нижняя часть рычага 31 опирается на шарик 34, который подвижно установлен в корпусе 2 напротив клапана 16, а средняя часть рычага

31 снабжена выступом 35, связанным с механизмом 28 автоматической блокировки выпускного парового клапана 16.

Механизм 28 автоматической блокировки выпускного парового клапана 16 из цилиндра 36 с пружиной 37 и поршнем 38, нижний край которого в исходном положении опирается на выступ 35 рычага 31. Поршень 31 снабжен приводным штоком 39, который расположен напротив упругого элемента выпускного парового клапана 16 и таким образом с ним связан,Узел 30 ручной деблокировки выпускного парового клапана 16 состоит из приводной ручки 40, связанной с поршнем 38 посредством штока 41, который подвижно установлен в прорези 42 корпуса 2 крышки. и расположена на наружной поверхности крышки затвора для топливного бака транспортного средства.

Устройство работает. следующим образом.

В исходном состоянии запас горючего находится в баке и расходуется двигателем, При этом, спиральные сильфоны 21 и 22 под действием собственных упругих сил сжаты, поэтому через щелевые прорези 23 атмосферный воздух через горловину 19 в бак не поступает. Кроме того, пробка 11 препятствует проникновению влаги и загрязнений в полость сильфонов 21 и 22. По мере расхода топлива освободившийся объем в баке занимает воздух, который проходит через воздушные клапаны 13 в боковой стенке крышки 2, а затем через полость 12 с силикагелем и воздушные клапана 13 в нижней стенке крышки 2. При этом влага, содержащаяся в атмосферном воздухе. сорбируется силикагелем, а в бак поступает сухой воздух, который не образует конденсат на стенках и днище бака. На данном режиме работы устройства поршень 38 механизма 28 автоматической блокировки выпускного парового клапана 16 удерживается в исходном

2004465 верхнем положении выступом 25 рыча а 31.

Поэтому приводной шток 39 не воздействует на упругий элемент клапана 16 и не создает ему дополнительную жесткость.

При хранении топлива в баке без расхода двигателем образуются пары, ко орые при достижении известного давления открывают выпускной паровой клапан 16 и удаляются в атмосфере, предохраняя бак от деформаций. При этом впускные воздушные клапана 13 в нижней стенке крышки 2 под действием собственных упругих сил остаются в закрытом состоянии, предохраняя загрязнение силикагеля 12 топливным конденсатом, а впускные воздушные клапана

13 в боковой стенке крышки 2 также закрыты и предохраняют загрязнение силикагеля

12 влагой атмосферного воздуха, что значительно увеличивает срок работы силикагеля

12 до просушки или.замены. Все это повышает надежность работы затвора для топливного бака, снижает затраты ручного труда на обслуживание топливной системы, устраняет потери и снижение качества топлива при хранении в баке.

При заправке топлива в бак крышка 2 с горловины 19 бака не снимается, что устраняет возможность проникновения в бак влажного воздуха и образования конденсата, а также устраняет проникновение пыли и других видов загрязнений. Снимается пробка 11 и ствол 5 заправочного устройства устанавливается в центральное отверстие 10 колпака 1 на известную величину.

Оператор поворачивает колпак 1 по часовой стрелке (см. фиг. 2), тогда выступы 9 взаимодействуют с боковой поверхностью кулачков 6 и перемещают их относительно осей 8 к центру отверстия 10. Манжета 7, выполненная, например, иэ бензостойкой резины, плотно охватывает ствол 5 запр "âî÷íîãî устройства по периметру и удерживает его в заданном неподвижном положении. Это обеспечивает фиксацию ствола заправочного устройства топливной колонки АЗС в горловине бака автомобиля от выпадания при подаче топлива под давлением, что устраняет потери топлива при заправке, повышает безопасность и удобства заправки топливных баков, снижает ручной труд и время заправки топливом, повышает надежность работы устройства и сохраняет качество топлива в баке, Во время заправки устраняется возможность загрязнения топлива и бака пылью, осадками и влагой из окрух<ающего воздуха.

Введенный в горловину 19 ствол 5 заправочного устройства через ребра жесткости 25 воздействует на спиральные сильфоны 21 и 22, которые раздвигаются

40 (см, фиг. 4), При этом щелевые прорези 23 в наружном сильфоне 21 принимают форму отверстий. При подаче горючего под давлением в ствол 5 горючее занимает объем между внутренними стенками спирального сильфона 22 и наружными стенками ствола

5 заправочного устройства. Горючее проходит через сетчатые стенки внутреннего сильфона 22, фильтруется от механических примесей и воды, которые по спиральным участкам сильфона 22 опускаются и собираются в легкосъемном стакане 24, Чистое горючее проходит через отверстия 23 в стенках наружного сильфона 21 и стекает по горловине 19 в бак.

При полном заполнении бака топливом и продолжении его поступления через ствол

5 заправочного устройства может произой- ти утечка топлива из бака через выпускной паровой клапан 16, Во избежание этого срабатывает датчик 29 течи топлива из бака.

Под действием гидравлического давления топливо на клапан 16, последний полностью открывается и нажимает на шарик 34, который воздействует на рычаг 31. Нижний край рычага 31 смещается, преодолевая усилие пружины 32, и выступ 35 проскальзывает по днищу поршня 38, освобождая его в цилиндре 36, Под действием пружины 37 поршень

38 перемещается и приводной шток 39 упирается B упругий элемент клапана 16, создавая ему дополнительную жесткость, Таким образом, давления топлива в стволе 5 заправочного устройства недостаточно для преодоления усилия упругого элемента клапана 16, который находится в закрьпом поло>кении и предотвращает течь топлива из бака, При этом ручка 40 под действием штока 41 перемещается в прорези 42 и занимает нижнее положение (см, фиг, 4), дополнительно перекрывая канал парового клапана 16 и сигнализируя водителю о полной заправке бака топливом и необходимости выклк чения подачи топлива из заправочного устройства 5. Таким образом, на указанном режиме работы устройство значительно повышает пожарную безопасность, надежность и удобства использования затвора для топливного бака транспос, ного средства. Водитель переводит ручку 40 в верхнее поло>кение, снимая прух<ину 37 до момента, когда выступ 35 ры.ага 31 входит в зацепление с днищем поршня 38 и удерживает его в исходном положении.

После проведения заправки оператор поворачивает колпак 1 против часовой стрелки, что приводит к снижению усилия воздействия манжеты 7 на ствол 5 заправочногг, устройства фиксатором 4 и вынимает

2004465 10 ствол 5 из горловины 19 бака. Сильфоны 21, тельное повышение которого приводит к

22 сжимаются под действием собственных разрушению бака, Тогда упругий элемент упругих сил и возвращаются в исходное по- клапана 16, на который воздействует приложение (фиг. 1). При этом спиральные уча- водной шток 39 с пружиной 37, срабатывает стки сильфонов 21, 22 полностью вытесняют 5 и клапан 16 открывается. Топливо поступает остатки профильтрованного горючего в гор- иэ деформированного бака через защитный ловину19 бака, а остатки механических при- сетчатый экран 27 в полость 12 с силикагемесей и воды, выделенные иэ горючего лемизаполняетеебезутечкибезтопливновытесняются в легкосьемный стакан 24. От- го бака. Давление топлива в баке снижается верстия 23 в наружном сильфоне 21 сжима- 10 и становится ниже уровня его разрушения, ются и препятствуют проникновению влаги что значительно повышает безопасность и и загрязнений из атмосферного воздуха че- надежность использования затвора для топрез отверстие 10 колпака 1 в бак и горючее ливного бака транспортного средства s эксв нем, тремальных условиях.

При резком изменении скорости и на- 15 После преодоления сложного участка правления движения автомобиля, ударов дороги затвор зля топливного бензобака или опрокидывания при дорожно-транспор- возвращается в исходное положение путем тных проишествиях возможны выбросы или перемещения ручки 40 вверх, а также ликвитечь топлива через выпускной паровой кла- дации аварийных последствий силикагель в пан 16, Во избежание этого срабатывает 20 полости 12 подвергают просушке теплым датчик 29 течи топлива из бака. Под дейст- воздухом. вием гидравлического удара топлива по кла- Экономический эффект от применения пану 16, последний полностью открывается предложенного затвора для топливного баи воздействует на шаровой элемент 34, что ка транспортного средства достаточно выприводит к срабатыванию датчика 29, а за- 25 сок, так как определяется не только тем механизма 28 автоматической блоки- повышением безопасности, надежности и ровки выпускного парового клапана 16, удобствами использования на регламентиПриводнойшток39упираетсявупругийэле- рованных рабочих режимах, но и за счет мент клапана 16, создавая емудополнитель- повышения пожарной безопасности и наную жесткость. Таким образом, 30 дежности устройства в экстремальных услосоздающееся при движении, ударе или оп- виях движения или при рокидывании автомобиля давление топлива дорожно-транспортных проишествиях, что пов баке недостаточно для преодоления уси- зволяетустранитьутечкутопгиваизбакаиего лия упругого элемента клапана 16, который разрушение при критических уровнях дефорнаходится в закрытом положении, и предот- 35 маций, а это значительно повышает безопасвращает течь топлива из бака на указанных ность эксплуатации транспортного средства и режимах работы устройства. безопасность дорожного движения, При особо сильных ударах и опрокидываниях автомобиля, связанных с деформа- (56) Авторское свидетельство СССР циями топливного бака, давление топлива в 40 hL 952685, кл..В 65 0 51/16, 1979. последнем может достичь уровня допусти- Авторское свидетельство СССР мой прочности топливного бака, незначи- N. 1684107, кл. В 60 К 15/04, 1988.

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я, связанным с датчиком течи механизмом

1. ЗАТВОР ДЛЯ ТОПЛИВНОГО БАКА 4 автоматической блокировки выпускного

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержа- .парового клапана и узлом ручной дсблокищий колпак, крышку с фиксатором стволат ровки парового клапана, закрепленным на . заправочного устройства и полостью с вла-,:наружной стенке крышки затвора топливгопоглотителем и сетчатым фильтром, t ного бака. смонтированные под ним впускные воз- 50 душные клапаны, выпускной паровой кла- 2. Затвор по п.1, отличающийся тем, пан и закрепленные на днище крышки что датчик течи топлива из бака содержит стаканы, выполненные в виде спиральных, рычаг, верхняя часть которого посредст1 сильфонов из упругого материала, отлича- вом плоской пружины закреплена на стенющийся тем, что, с целью повышения без- 55, ке крышки, нижняя часть посредством опасности, надежности в работе и удобст-,шарового элемента связана с выпускным ва в эксплуатации, он снабжен датчиком .паровым клапаном, а средняя часть имеет течи топлива иэ бака, установленным в по- выступ для взаимодействия с механизмом лости крышки и отделенным от нее защит- 1автоматической блокировки выпускного ным сетчатым экраном, кинематически паРового клапана.

2004465

3. Затвор по п,1, отличающийся тем, что механизм автоматической блокировки выпускного парового клапана содержит цилиндр и установленный в нем подпружиненный поршень со штоком, смонтированный с возможностью взаимодействия с выступом рычага датчика течи топлива из бака, а шток установлен с воэможностью контактирования его с выпускным паровым клапаном.

4. Затвор по п.1, отличающийся тем, что узел ручной деблокировки парового клапана содержит установленную с возможностью перемещения ручку, закрепленную на поршне механизма автоматической блокировки выпускного

10 парового клапана

13» е

// Ф

1

\

Ъ

Ъ

Ъ

С i! ф

1у с в ;l А

I ° Э ° сФФ ° е 4 ° ° à S

° !

° °

В Э

°, е . !

° °

Ф ° ° 3

° ° ° Ю °

Ф °

° ° ° ю

:sled

«ра, т ф

4i, i ф» gtg

-- ih :., ФХФф лф g ф «Ф

Затвор для топливного бака транспортного средства Затвор для топливного бака транспортного средства Затвор для топливного бака транспортного средства Затвор для топливного бака транспортного средства Затвор для топливного бака транспортного средства Затвор для топливного бака транспортного средства Затвор для топливного бака транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для повышения различных параметров топливных баков

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для поддержания атмосферного давления внутри емкостей и для вентиляции

Изобретение относится к консервной промышленности, в частности к крышкам для стерилизационной укупорки методом закатывания стеклянной консервной тары

Изобретение относится к топливным крышкам заправочных горловин топливного бака

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается, в частности, пробки для топливного бака мотоцикла и подобных транспортных средств, предотвращающей утечку топлива при опрокидывании машины

Изобретение относится к системам питания двигателей внутреннего сгорания и имеет прямое отношение к крышкам, герметизирующим заливную горловину топливного бака после заправки его топливом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам питания двигателя внутреннего сгорания, и имеет прямое отношение к пробкам, герметизирующим заливную горловину топливного бака после заправки его топливом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к крышкам для заправочных горловин плоских топливных баков транспортных средств на колесном или гусеничном ходу, у которых предусмотрена возможность передвижения в условиях пересеченной местности и бездорожья

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к кузовному оборудованию автомобиля

Изобретение относится к машиностроению, в частности к пробкам-крышкам, предназначенным для закрывания и герметизации заливной горловины топливного бака автомобиля

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам питания двигателей внутреннего сгорания, а также - к крышкам, и может быть использовано во время заправки топливом транспортных средств и для герметизации заливной горловины топливного бака после заправки

Изобретение относится к заправочному участку топливного бака автомобиля
Наверх