Способ запуска летательного аппарата и устройство для его осуществления

 

Изобретение относится к авиационной и космической технике, а именно к ЛА, снабженным стартовой тележкой. Целью изобретения является снижение массы стартовой тележки в случае аварийного торможения. Сущность изобретения: создание газодинамического импульса тяги в направлении, обратном разгону аппарата, что достигается взаимодействием реактивной струи маршевого двигателя летательного аппарата с дефлектором потока, размещенным на стартовой тележке. 2 с. п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к авиационной и космической технике, а именно к летательным аппаратам (Л. А. ), снабженным стартовыми тележками.

Известен способ запуска Л. А. со стартовой тележкой, основанный на создании газодинамического импульса тяги в направлении, обратном разгону аппарата.

Недостатком известного технического решения является большая масса стартовой тележки, что в случае аварийного торможения связано с большим рабочим запасом топлива в ней, который в данном случае слагается из запаса на разгон непосредственно летательного аппарата до взлетной скорости, запаса на работу тормозной реактивной камеры и дополнительного запаса на разгон "тормозного" топлива.

Цель изобретения - снижение массы стартовой тележки в случае аварийного торможения за счет уменьшения рабочего запаса топлива в ней.

Это достигается тем, что в способе запуска Л. А. с двигательной установкой, осуществляемом с помощью стартовой тележки, включающем разгон тележки до взлетной скорости Л. А, запуск двигателей, торможение тележки, последнюю операцию осуществляют поворотом выхлопной струи двигателя Л. А. в сторону движения тележки.

В устройстве для запуска ЛА с двигательной установкой, включающем стартовую тележку на кормовой части последней перед выхлопными соплами двигателей размещены дефлекторы, отклоняющие струи газа в сторону, противоположную их истечению из сопел двигателей.

На чертеже схематично представлен общий вид Л. А. со стартовой тележкой.

П р и м е р. Л. А. представляет собой воздушно-космический самолет 1, снабженный маршевой двигательной установкой с реактивной тяговой камерой 2, топливными баками 3 (жидкий окислитель), 4 (жидкое горючее) и питающими трубопроводами 5, 6. Самолет установлен на стартовой тележке 7, движущейся по стационарному пути 8. Разгон самолета с тележкой обеспечивается в направлении стрелки "а" за счет тяговых средств (реактивных, электромагнитных и т. п. ), предусмотренных в тележке, и/или тяги маршевой двигательной установки. На тележке, в районе кормы самолета, где установлена реактивная камера 2, смонтирован шарнирно газовый дефлектор 9 (показан в двух положениях, нерабочему соответствует штриховое изображение) с приводным силовым цилиндром 10.

При необходимости аварийного торможения Л. А. , возникшего, например, вследствие отказа средств отделения Л. А. от стартовой тележки в конце разгонного участка при неработавшем до этого маршевом двигателе подают в камеру 2 жидкое топливо из баков 3, 4 и одновременно вводят в образующуюся реактивную газовую струю дефлектор 9 (что достигается выдвижением штока силового цилиндра 8). В том случае, если маршевый двигатель был включен заранее, достаточно ввести дефлектор в истекающую реактивную струю. В результате описанных операций создают газодинамический импульс тяги, действующий в направлении, обратном разгону аппарата, что вызывает его торможение.

Технический результат от предложенного способа определяется тем обстоятельством, что согласно выполненным оценкам масса конструкции реактивной стартовой тележки не превышает 25% от взлетной массы воздушно-космического самолета, рассчитанного на полезный груз порядка 25 т. В таком самолете бортовой запас топлива в несколько раз превышает "разгонный" запас топлива в тележке и более чем на порядок величины превышает запас топлива на торможение собственно тележки.

Очевидно, что аварийное торможение по предложенному способу может осуществляться совместно с задействованием средств автономного торможения тележки.

Наиболее подходящим объектом применения изобретения являются многоразовые авиакосмические системы с горизонтальным стартом, включающие воздушно-космические аппараты (самолеты) в сочетании с разгонными тележками.

(56) Программа ВКС "ХОТОЛ", ТИ ЦАГИ, 1989, N 8, с. 19-33.

Формула изобретения

1. Способ запуска летательного аппарата с двигательной установкой, осуществляемый с помощью стартовой тележки, включающий разгон тележки до взлетной скорости летательного аппарата, запуск двигателей, торможение тележки, отличающийся тем, что операцию торможения тележки осуществляют поворотом выхлопной струи двигателя летательного аппарата в сторону движения тележки.

2. Устройство для запуска летательного аппарата с двигательной установкой, включающее стартовую тележку, отличающееся тем, что в кормовой части тележки перед выхлопными соплами двигателей размещены дефлекторы, отклоняющие струи газа в сторону, противоположную их истечению из сопл двигателей.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам электромагнитной посадки летательных аппаратов в условиях укороченной взлетно-посадочной полосы

Изобретение относится к авиации и предназначено для посадки летательных аппаратов посредством управляемых электромагнитных полей в условиях ограниченной длины взлетно-посадочной полосы

Изобретение относится к авиации, а именно к оборудованию на аэродромах, предназначенному для торможения летательного аппарата при посадке в условиях ограниченной длины взлетно-посадочной полосы

Изобретение относится к авиации, а именно к наземным средствам торможения ЛА

Изобретение относится к авиационной технике, а именно, к посадке летательных аппаратов, и касается способа и системы посадки пилотируемого летательного аппарата на авианесущий корабль

Изобретение относится к области авиации , а именно к аэродромному оборудованию для торможения ЛА, и может быть использовано в конструкции аэрофинишера

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к способам посадки самолетов и наземным техническим средствам посадки самолета

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к способам аварийной посадки самолетов, и к самолетам с разгружающейся при аварийной посадке конструкцией шасси
Изобретение относится к авиационному транспорту и может быть использовано при разработке технологических способов аварийного торможения скоростных летательных аппаратов при их аварийной посадке

Изобретение относится к авиации и касается конструирования уловительных тележек для спасения самолетов в аварийных ситуациях

Изобретение относится к аэродромному оборудованию

Изобретение относится к аэродромному оборудованию

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для улавливания и плавного опускания на землю неисправных самолетов

Изобретение относится к летательным аппаратам (ЛА) с безаэродромной посадкой

Изобретение относится к аэродромным тормозным посадочным устройствам

Изобретение относится к авиации, в частности к устройствам, обеспечивающим взлет и посадку самолетов на укороченных взлетно-посадочных полосах, а также в аварийных ситуациях

Изобретение относится к авиации, а именно к наземным средствам торможения, и может быть использовано для посадки летательных аппаратов на посадочные полосы с ограниченными размерами, а также при запоздалом касании шасси посадочной полосы
Наверх