Ротор асинхронного двигателя

 

Использование: электротехника, конструкции электрических машин. Пакет магнитопровода ротора набран из листов 5 с полузакрытыми пазами 6, ось симметрии щели 7 каждого паза смещена относительно оси симметрии паза на величину a/n, где a - ширина щели паза; n - натуральное число, находящееся в диапазоне > n > 2. При этом каждый последующий магнитопровод прилегает к предыдущему противоположной стороной. Изобретение позволяет улучшить энергетические характеристики асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором. 3 ил.

Изобретение относится к электротехнике.

Известны короткозамкнутые роторы асинхронных электродвигателей, магнитопроводы которых содержат листы с закрытыми, полузакрытыми, открытыми или чередующимися по внешней поверхности закрытыми и полузакрытыми пазами.

Недостатками асинхронных электродвигателей с указанными роторами являются большой пусковой ток и малый пусковой вращающий момент, вызванные малым активным сопротивлением ротора в момент пуска, и ограничению числа пазов листов четным количеством.

Наиболее близким техническим решением является ротор асинхронного электродвигателя, магнитопровод которого содержит листы с полузакрытыми пазами. В момент пуска в результате эффекта вытеснения тока к наружной поверхности электропроводных стержней увеличивается их активное сопротивление, что приводит к уменьшению пускового тока и увеличению пускового момента. Вместе с тем увеличение активного сопротивления электропроводных стержней зависит от ширины щели паза листов магнитопровода, которая определяется конструкцией и технологией изготовления листов.

Цель изобретения - уменьшение пускового тока и увеличение пускового момента асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором.

Это достигается тем, что ротор асинхронного электродвигателя содержит магнитопровод из листов с полузакрытыми пазами, в котором каждый последующий лист прилегает к предыдущему противоположной стороной, при этом ось симметрии щели каждого паза листов смещена относительно оси симметрии паза на величину a/n, где a - ширина щели паза, а n - натуральное число в диапазоне 2 < n < .

В результате смещения оси симметрии щели каждого паза листов от оси симметрии паза на величину a/n, 2 < n < уменьшается площадь сечения наружной части электропроводного стержня в местах соприкосновения листов друг с другом. Это происходит потому, что при получении электропроводных стержней методом литья металл заполняет пазовые отверстия в листах и полностью повторяет их форму.

Площадь S сечения наружной части электропроводного стержня до смещения щелей в пазах следующая: S = a h, где h - высота щели.

Активное сопротивление наружной части электропроводного стержня обмотки короткозамкнутого ротора обратно пропорционально площади Smin сечения, которая после смещения оси симметрии щели каждого паза листов определяется уравнением Smin= S - h= ah - h= ah 1- = a1h, (1) где a1= a1- .

Ограничение значения n справа n < является необходимым условием предлагаемого технического решения, так как при n = оно вырождается в известное (прототип).

Ограничение значения n слева 2 < n накладывается значением a1, которое не может быть равным нулю (a1 = 0 при n = 2).

Вследствие эффекта вытеснения ток в электропроводных стержнях при пуске протекает в малом поверхностном слое, уменьшение сечения которого приводит к уменьшению пускового тока и увеличению пускового момента.

В предлагаемом техническом решении увеличение активного сопротивления поверхностной части электропроводного стержня достигается также и за счет увеличения пути прохождения тока (любая кривая длиннее прямой).

Технические решения, связанные с уменьшением пускового тока и ростом пускового момента за счет увеличения активного сопротивления электропроводных стержней обмотки ротора в момент пуска, известны и указаны в качестве аналогов и прототипа. Однако, в указанных технических решениях улучшение характеристик происходит либо за счет механического сдвига одинаковых листов относительно друг друга, либо за счет формы листа, которая постоянна по всей длине ротора.

В заявляемом техническом решении применение листов с полузакрытыми пазами характеризуется новым признаком, а именно смещением оси симметрии щели каждого паза листов от оси симметрии паза на величину a/n.

В предлагаемом техническом решении имеют место и другие признаки, которые не обнаруживаются в известных решениях: каждый последующий лист прилегает к предыдущему противоположной стороной; площадь сечения наружной части электропроводного стержня в местах соприкосновения листов друг с другом меньше площади сечения щели паза; увеличение пути тока (за счет чего также происходит рост активного сопротивления электропроводного стержня в момент пуска) наблюдается в горизонтальной плоскости (по окружной поверхности ротора).

Предлагаемое техническое решение приводит также к улучшению других характеристик двигателя, в том числе к уменьшению ЭДС зубцовых гармоник. Как известно, наличие пазов и зубцов на статоре приводит к появлению в магнитном поле зубцовых гармоник, которые ухудшают характеристики двигателя. Чтобы уменьшить зубцовые ЭДС применяют скос пазов ротора.

Поверхностый слой электропроводного стержня можно представить как сумму скошенных участков (скос на величину a-a1), создаваемых двумя рядом расположенными листами. Расстояние между центрами двух рядом расположенных щелей паза, исключая те, которые находятся в крайних листах, принимают за длину c скошенного участка.

c= , (2) где a1 - ширина наиболее узкого участка поверхностного слоя электропроводного стержня; b - толщина листа (длина щели паза).

При переходе скошенного участка через зубец и паз магнитное поле зубцовых гармоник меняет полярность, вследствие чего по краям скошенного участка индуцируются противоположные по направлению ЭДС, которые складываются и их суммарное значение уменьшается.

При штамповке роторных листов нередко возникает, так называемая "тарельчатость", которая отрицательно влияет на характеристики двигателя (из-за одностороннего смещения наружной части ротора вдоль оси и увеличения воздушного зазора между ротором и статором и т. д. ).

В предлагаемом техническом решении за счет того, что каждый последующий лист магнитопровода прилегает к предыдущему противоположной стороной, отрицательное влияние "тарельчатости" в значительной степени устраняется. Пакет магнитопровода не смещается вдоль оси ротора в одну сторону, а увеличение длины ротора за счет "тарельчатости" легко уменьшается продольным сжатием магнитопровода.

На фиг. 1 представлен предлагаемый ротор, продольный разрез; на фиг. 2 - лист магнитопровода; фиг. 3 - паз листа и электропроводный стержень при n = 3, вид сверху.

Ротор асинхронного двигателя содержит вал 1, на котором насажен магнитопровод 2, и обмотку, состоящую из электропроводных стержней 3, расположенных в пазах магнитопровода 2, и двух короткозамыкающих колец 4. Магнитопровод 2 набран из листов 5 с полузакрытыми пазами 6, имеющими с внешней стороны щели 7, смещенные относительно оси симметрии паза.

В момент пуска электродвигателя в результате эффекта вытеснения ток вытесняется на наружную поверхность электропроводного стержня с увеличенным за счет смещения оси симметрии щели каждого паза относительно оси симметрии паза активным сопротивлением. При этом путь тока по наружной поверхности (на фиг. 3 показан стрелками) больше, чем по прямой, что также равносильно увеличению активного сопротивления электропроводного стержня. (56) ОСТВ 16 0.510.052 = 80. Универсальные асинхронные электродвигатели. Технические условия.

Формула изобретения

РОТОР АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащий магнитопровод из листов с полузакрытыми пазами, отличающийся тем, что каждый последующий лист магнитопровода прилегает к предыдущему противоположной стороной, при этом ось симметрии щели каждого паза смещена относительно оси симметрии паза на величину a / n, где a - ширина щели паза, мм, а n - натуральное число, находящееся в диапазоне 2<n<.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при изготовлении роторов для асинхронных двигателей динамического режима работы, регулируемых, с требованием по ограничению вибраций и шумов

Изобретение относится к области электротехники и электромеханики и может быть применено взамен обычных асинхронных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей выполнения асинхронных электрических машин, содержащих электрически проводящий ротор, выполненный с возможностью вращения относительно статора

Изобретение относится к электрическим асинхронным машинам с короткозамкнутой обмоткой ротора и может быть использовано при разработке асинхронных двигателей торцевого исполнения

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей выполнения асинхронных электрических машин с короткозамкнутыми обмотками ротора

Изобретение относится к электромашиностроению, может быть использовано при эксплуатации установок с асинхронными однофазными, трехфазными и многоскоростными двигателями и обеспечивает повышенные требования по механической характеристике (зависимость вращающего момента от скольжения), в частности, по пусковым моментам и моментам в области больших скольжений, а также по виброшумовым параметрам

Изобретение относится к области электромашиностроения, может быть использовано при эксплуатации установок с асинхронными однофазными, трехфазными и многоскоростными двигателями и обеспечивает повышенные требования по механической характеристике (зависимость вращающего момента от скольжения), в частности по пусковым моментам и моментам в области больших скольжений, а также по виброшумовым параметрам

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам, в частности к конструкции роторов асинхронных двигателей с паяной короткозамкнутой обмоткой

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению, а именно торцовым электрическим машинам с одним статором и одним ротором, в которых базирование ротора осуществляется на базовом щите статора консольно

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в частотно-управляемых асинхронных машинах на транспорте и в промышленности
Наверх