Роликоподшипник

 

Использование: в машиностроении. Сущность изобретения: роликоподшипник содержит наружное и внутреннее кольца с бортами, сопряженными с дорожками качения, и размещенные между ними рамки со скругленными торцами, сопряженными с рабочей частью с помощью плавных переходов. Радиус переходов не менее высоты борта кольца и не более радиуса скругления торца ролика. 2 з. п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роликоподшипниках.

Известен роликоподшипник, содержащий наружное и внутреннее кольца с бортами, сопряженными с дорожками качения, и размещенные между ними ролики со скругленными торцами.

Однако в известных роликоподшипниках не устранено сопротивление трения торцов роликов о борта колец даже в комбинированных роликах (см. Шибер Р. А. и Круглый Г. Т. "Устройство и ремонт вагонов", 1974, с. 245, рис. 214 б).

Цель изобретения - уменьшение сопротивления трения торцов роликов о борта колец при аксиальных нагрузках, повышение надежности и долговечности.

Это достигается тем, что сопряжение рабочей поверхности ролика с поверхностью торцов и бортов колец с дорожками качения выполнено в виде плавного перехода с одинаковыми радиусами. Радиус перехода должен быть не менее высоты бортов колец, радиус перехода - не более радиуса торца ролика.

На чертеже показан роликоподшипник и варианты его исполнения.

Роликоподшипник содержит наружное 1 и внутреннее 2 кольца, между которыми помещены ролики 3 цилиндрической поверхностью 4 катания, конической поверхностью катания 5 или сферической поверхностью 6 катания. Переход от поверхности катания цилиндрического 4 ролика 3 выполняют с торцевой поверхностью радиусом 8, большим высоты 7 борта колец 1 и 2. Переход от конической 5 и сферической 6 поверхностях катания к торцевой поверхности роликов 3 производят также радиусами 9 и 10, большими высоты 7 бортов колец 1 и 2. Чем больше радиусы 8,9,10, тем лучшие эксплуатационные характеристики имеют роликовые подшипники. Однако максимальным радиусом перехода от цилиндрической 4 или конической 5 поверхности качения выполняют не более радиуcа 11 торца cопрягаемого ролика c плавным переходом от цилиндричеcкой 4 или коничеcкой 5 поверхноcти качения к сферической поверхности радиуса 11 торца ролика. Для сферического ролика 6 максимальный радиус 12 торцевой поверхности выполнен радиусом не больше радиуса торца ролика. Для цилиндрических и бочкообразных роликов поверхности выполняют одинакового радиуса. Для упрощения конструкции меньший торец конического ролика выполняют радиусом 11, не большим его меньшего торца, а больший торец конического ролика выполнен радиусом 9, большим высоты буртика.

Торцевой переход роликов 3 работает в режиме перекатывания по всей высоте бортов дорожек качения колец, т. е. сопрягаемые с торцами роликов поверхности бортов выполнены таких же радиусов 8,9,10 или сферические 11 и 12. При сферических 11 и 12 радиусах перехода торцевых поверхностей роликов 3 обеспечивается возможность восприятия осевых нагрузок подшипником и перекосов внутреннего и наружного колец, так как концентрация напряжений у краев ролика будет сильно уменьшена.

Изобретение может найти применение во вращательных частях машин. (56) Патент Великобритании N 1374098, кл. F 16 С 13/36, 1974.

Формула изобретения

1. РОЛИКОПОДШИПНИК, содержащий наружное и внутреннее кольца с бортами, сопряженными с дорожками качения, и размещенные между ними ролики со скругленными торцами, сопряженными с рабочей частью, отличающийся тем, что, с целью уменьшения сопротивления трению торцов роликов о борта колец при аксиальных нагрузках, повышения надежности и долговечности, сопряжение рабочей поверхности ролика с поверхностью его торцевой части и сопряжение дорожки качения с ее бортами выполнены в виде участков криволинейных поверхностей, очерченных одинаковыми радиусами.

2. Роликоподшипник по п. 1, отличающийся тем, что радиус участка криволинейной поверхности выполнен величиной не менее высоты борта кольца.

3. Роликоподшипник по п. 1, отличающийся тем, что радиус участка криволинейной поверхности выполнен величиной не более радиуса скругления торца ролика.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сменному узлу подшипников, например, для грузовых автомобилей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к коническому роликовому подшипнику для опоры с возможностью вращения первой машинной части относительно второй машинной части, в частности, для опоры с возможностью вращения роторного вала ветросиловой установки. Конический роликовый подшипник содержит конические тела (6) качения и сегменты (7) сепаратора. Сегмент (7) содержит две лежащие противоположно друг другу периферийные перемычки (10), которые проходят, каждая, между первым периферийным концом и вторым периферийным концом сегмента (7), и по меньшей мере две лежащие противоположно друг другу соединительные перемычки (11), которые соединяют друг с другом обе перемычки (10) и вместе с перемычками (10) образуют по меньшей мере один карман (12) для размещения тела (6) качения. Перемычки (10, 11) имеют карманные стороны, которые ограничивают карманы (12). Перемычки (10) и расположенные в зоне первого периферийного конца и второго периферийного конца перемычки (11) имеют противоположные карманным сторонам периферийные стороны. Перемычки (11) имеют, каждая, на своей карманной стороне, имеющую вогнутую форму, первую направляющую поверхность, и имеющую вогнутую форму, вторую направляющую поверхность, и расположенные в зоне первого периферийного конца или второго периферийного конца перемычки (11) имеют, каждая, дополнительно на своей периферийной стороне, имеющую вогнутую форму, первую направляющую поверхность для частичного охвата тела (6) качения в его окружном направлении. Первые направляющие поверхности и вторые направляющие поверхности на карманных сторонах перемычек (11), которые граничат с одним и тем же карманом (12), фиксируют с геометрическим замыканием расположенное в этом кармане (12) тело (6) качения от выпадения в первом направлении и в противоположном первому направлению втором направлении и тем самым фиксируют тело (6) качения в кармане (12) без возможности потери. Сегменты (7) сепаратора направляются телами (6) качения. Технический результат: создание конструкции сепаратора, которая пригодна для использования в особенно больших подшипниках качения, в частности, в подшипнике качения ветросиловой установки, при этом сегменты сепаратора отличаются хорошей возможностью монтажа при одновременно малом весе, а форма кармана обеспечивает возможность надежного размещения тела качения и надежного направления сегмента сепаратора по телу качения. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх