Способ контроля деформации балки заднего моста автомобиля и устройство для его осуществления

 

Изобретение относится к автомобильному транспорту и может быть использовано, в частности, при ремонте автомобилей как в условиях мастерских, станций технического обслуживания, так и непосредственно владельцами автомобилей. Цель изобретения - снижение трудоемкости контроля. Предложенный способ основан на оценке соосности посадочных мест подшипников полуосей заднего моста и заключается в следующем: по оси шестерни полуоси редуктора заднего моста устанавливают источник света, соосно с фланцем заднего моста закрепляют источник света и по отклонению изображения источника света от оси второго приспособления контролируют соосность посадочных мест подшипников полуосей и шестерни редуктора заднего моста. Устройство контроля деформации балки заднего моста автомобиля содержит источник света, закрепленный посредством центрирующей пробки по оси шестерни редуктора заднего моста, переходной элемент в виде центрирующего стакана, закрепленный на фланце заднего моста, и второе измерительное приспособление, закрепленное в центрирующем стакане соосно с фланцем заднего моста. 2 с. п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к автомобильному транспорту и может быть использовано, в частности при ремонте автомобилей как в условиях мастерских, станций технического обслуживания, так и непосредственно владельцами автомобилей.

Известен способ и устройство для контроля соосности осей колес, основанный на оценке соосности, посредством снятий показаний с датчика [1] .

Известно устройство, включающее электромеханический датчик угла и проектор [1] .

Недостатком известного способа и устройства для его реализации является трудоемкость процесса контроля и сложность его реализации.

Известен способ контроля деформации заднего моста, основанный на оценке соосности посадочных мест подшипников полуосей заднего моста и предусматривает закрепление на обоих концах балки переходных элементов в виде специальных пластин, установки балки через эти пластины на измерительную призму и контроль углов между плоскостями пластин и измерительной призмой [2] .

Известно устройство для реализации указанного способа, содержащее измерительную призму, на которую устанавливается балка заднего моста посредством специальных переходных пластин, закрепленных на ее фланцах, измерительный угольник с щупом для измерения зазора между переходными пластинами и угольником [2] .

Недостатком известных технических решений является необходимость разборки заднего моста, снятия его с автомобиля для проведения контроля, а также невозможность обеспечения контроля в процессе правки (устранение деформаций заднего моста), а следовательно, высокая трудоемкость контрольных и ремонтных работ.

Цель изобретения - повышение производительности контроля.

Поставленная цель достигается тем, что в способе контроля деформации балки заднего моста автомобиля, основанном на установке на противоположных концах балки измерительных приспособлений и оценке по их показаниям величины соосности, в качестве одного из приспособлений используют источник света, установленный по оси шестерни полуоси редуктора заднего моста, наблюдают посредством второго приспособления источник света, а оценку соосности производят по отклонению изображения источника света от оси второго приспособления, а также тем, что в устройстве контроля деформации балки заднего моста автомобиля, содержащем переходной элемент, предназначенный для установки на фланце заднего моста и два измерительных приспособления, одно из приспособлений выполнено в виде источника света, предназначенного для установки посредством центрирующей пробки по оси шестерни полуоси редуктора заднего моста, переходный элемент выполнен в виде центрирующего стакана, а второе приспособление выполнено в виде оптически связанных объектива, окуляра, прямоугольной призмы измерительной сетки и установлено в центрирующем стакане.

Техническая сущность изобретения заключается в определении соосности посадочных мест подшипника полуоси заднего моста и шестерни полуоси редуктора заднего моста с помощью ТХП, что обеспечивает оперативный контроль без снятия заднего моста с автомобиля, тем самым снижается трудоемкость работ по контролю деформации балки заднего моста автомобиля.

Предлагаемый способ заключается в следующем.

По оси шестерни полуоси редуктора заднего моста устанавливают малоразмерный источник света, соосно с фланцем балки заднего моста закрепляют трубку холодного прицеливания и, наблюдая посредством ТХП источник света, по отклонению изображения источника от оси ТХП оценивают величину деформации балки заднего моста.

На фиг. 1 представлено предлагаемое устройство; на фиг. 2 - устройство трубки холодной пристрелки.

Устройство содержит источник 1 света, центрирующую пробку 2, шестерню 3 полуоси редуктора, балку 4 заднего моста, фланец 5 балки заднего моста, центрирующий стакан 6, трубку 7 холодного прицеливания (ТХП), объектив 8 ТХП, окуляр 9 ТХП, калиброванная вставка (хвостовик) 10, корпус 11, сетку 12, прямоугольную призму 13.

Работает устройство следующим образом.

Источник 1 света посредством центрирующей пробки 2 устанавливается соосно с шестерней 3 полуоси. Необходимая точность установки достигается за счет соблюдения заданных геометрических размеров пробки, в частности диаметра наружной поверхности и положения отверстия в диафрагме. Размер пробки выбираются таким образом, что обеспечивают ее плотную установку внутрь шестерни. Для удобства установки и извлечения пробки предусмотрена резьбовая и коническая части в направлении фланца балки заднего моста.

Источник 1 света излучает свет видимого спектра через отверстие (диафрагму) в пробке 2 в направлении ТХП.

ТХП 7 посредством калиброванной вставки 10 установлена в стакан 6, а последний установлен во фланец 5 балки заднего моста вместо подшипника полуоси. ТХП объективом 8 направлена во внутрь балки, т. е. в сторону источника света. Соосность ТХП 7 и стакана 6 обеспечивается надлежащим выбором размеров установочного отверстия в стакане и прижимом его к фланцу 5. Лучи света, идущие от источника света через диафрагму в пробке 2, собираются объективом 8 в фокальной плоскости. На пути лучей стоит прямоугольная призма 13, изменяющая направление хода лучей на 90o, что необходимо для удобства пользования ТХП.

В фокальной плоскости окуляра 9, которая совмещена с фокальной плоскостью объектива 8, установлена сетка со шкалой 12.

При наблюдении в окуляр одновременно видны шкала (сетка) и изображение источника света.

Если деформация балки заднего моста отсутствует, то источник света наблюдается точно на перекрестке измерительных шкал ТХП, также наблюдаемых в окуляр, при наличии деформации оптические оси шестерни полуоси и фланца 5, а следовательно, и ТХП 7 не совпадают, что приводит к смещению центра изображения источника в окуляре ТХП от пересечения измерительных шкал ТХП. Величина углового отклонения определяется по делениям, нанесенным на шкале ТХП.

Предложенные способ и устройство контроля деформации балки заднего моста автомобиля позволяют существенно снизить трудоемкость выполнения работ за счет того, что требуют минимальной разборки заднего моста (извлечение полуоси только со стороны предлагаемого контроля), позволяют провести контроль без снятия балки заднего моста с автомобиля, а также при необходимости позволяют вести контроль в процессе правки балки заднего моста. (56) 1. Патент ФРГ N 1955128, кл. G 01 В 11/275, 1980.

2. Вершигора В. А. и др. Автомобили ВАЗ. М. : Транспорт, 1974, с. 137.

Формула изобретения

1. Способ контроля деформации балки заднего моста автомобиля, заключающийся в том, что производят установку на противоположных концах балки измерительных приспособлений и оценку по их показаниям величины соосности, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности контроля, в качестве одного из приспособлений используют источник света, установленный по оси шестерни полуоси редуктора заднего моста, наблюдают посредством второго приспособления источник света, а оценку соосности производят по отклонению изображения источника света от оси второго приспособления.

2. Устройство для контроля деформации балки заднего моста автомобиля, содержащее переходный элемент, предназначенный для установки на фланце заднего моста, и два измерительных приспособления, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности контроля, одно из приспособлений выполнено в виде источника света, предназначенного для установки посредством центрирующей пробки по оси шестерни полуоси редуктора заднего моста, переходной элемент выполнен в виде центрирующего стакана, а второе приспособление выполнено в виде оптически связанных объектива, окуляра, плоского зеркала и измерительной сетки и установлено в центрирующем стакане.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к технологическому оборудованию станций технического обслуживания автомобилей, а именно к стендам диагностики транспортных средств

Изобретение относится к способам определения параметров колес автомобиля

Изобретение относится к оптическому приборостроению, в частности к оптической записи информации на программоносителях типа компакт-диск

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в оптическом приборостроении при изготовлении и аттестации линз

Изобретение относится к средствам контроля углов установки колес 61 автомобилей

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля взаимного расположения осей поверхностей цилиндрической линзы

Изобретение относится к измерительной технике

Предложен способ определения углов установки колес транспортного средства, которое содержит, по меньшей мере, одну колесную ось (12, 13, 14), имеющую конец оси с, по меньшей мере, одним колесным элементом (2а-b, 3а-b, 4а-b) на соответствующей продольной стороне транспортного средства. Способ содержит этапы определения отклонения от перпендикулярности колесной оси по отношению к продольной геометрической осевой линии транспортного средства. Также предложена система для выполнения способа. Достигается создание таких способа и системы, которые позволяют с большей легкостью определять отклонения от перпендикулярности колесных осей транспортного средства. Также достигается создание таких способа и системы, которые позволяют определять отклонение от перпендикулярности и другие угловые параметры установки колес быстро и с высокой точностью. Также достигается создание таких способа и системы, с помощью которых отклонение от перпендикулярности колесной оси может быть определено без необходимости прикрепления сеток или других реперных приспособлений к корпусу или шасси транспортного средства. 2 н. и 11 з. п. ф-лы, 3 ил.
Наверх