Зубчатая муфта

 

Использование: в области машиностроения, в частности в приводах прокатного оборудования. Сущность изобретения: зубчатая муфта состоит из обоймы 1 с внутренними зубьями 2 и находящихся с ней в зубчатом зацеплении втулок 3 с наружными зубьями 4, боковая поверхность которых выполнена выпуклой в продольном направлении. Боковые поверхности выпуклых зубьев втулок или обойм в сечении, касательном к основному цилиндру на делительной окружности, выполнены с радиусами, определяемыми из приведенных в формуле соотношений. Такое решение позволяет учесть изменение жесткости по длине зуба в процессе вращения муфты и плавно включать в работу жесткость зубьев необходимой величины. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым соединениям, и может быть использовано в приводах прокатного оборудования.

Известна зубчатая муфта, в которой участки боковых поверхностей зубьев втулок очерчены радиусом, равным радиусу эвольвент в сечениях, касательных к основному цилиндру .

Недостатком известной муфты является отсутствие связи формы боковой образующей зубьев втулок с переменностью жесткости зубьев по их длине.

Наиболее близкой по технической сущности к изобретению является муфта, содержащая обойму с внутренними зубьями и находящиеся с ней в зубчатом зацеплении втулки с наружными зубьями, причем боковая поверхность зубьев втулок выполнена выпуклой в продольном направлении .

Боковая поверхность зуба втулки выполнена в виде участка синусоиды, описываемой выражением S(x) = sin , где x - координата точки по длине зуба, отсчитываемая от торца; b - длина зуба; - угол перекоса.

При заданных b и контакт в максимально нагруженных зубьях выходит на торец, однако форма боковой поверхности, выполненная по синусоидальной зависимости, не обеспечивает равномерности распределения нагрузки по его длине за счет уменьшения жесткости при смещении силы к торцу. Это объясняется тем, что при такой форме боковой поверхности зубьев велика разнозазорность по зубьям, а следовательно неравномерность распределения нагрузки и их абсолютная величина.

Недостатком таких зубчатых муфт является неравномерность распределения нагрузок по зубьям из-за синусоидальной формы их боковой поверхности, которая не соответствует изменению жесткости по длине зуба при перемещении точки контакта вдоль его боковой образующей. Это приводит к снижению ресурса зубчатых муфт из-за повышения изгибных напряжений.

Целью изобретения является увеличение ресурса, снижение изгибных и контактных напряжений путем выравнивания нагрузок по зубьям при изменении их жесткости в продольном направлении.

Это достигается тем, что в зубчатой муфте, содержащей обойму с внутренними зубьями и находящиеся с ней в зубчатом зацеплении втулки с наружными зубьями, боковая поверхность которых выполнена выпуклой в продольном направлении, согласно изобретению боковые поверхности выпуклых зубьев втулок или обойм в сечении касательном к основному цилиндру на делительной окружности выполнены с радиусами, определяемыми из соотношений: Rcp= 120 ; Rmax = , где Hp - величина допустимых контактных напряжений; l - высота зуба втулки; b - длина зуба; m - модуль зуба; - длина зуба в долях модуля;
- угол перекоса;
Е - модуль упругости материала втулки (обоймы).

Такое конструктивное выполнение зубчатой муфты обеспечит повышение ресурса, снижение изгибных и контактных напряжений. Это достигается за счет того, что геометрия боковой поверхности зубьев втулки выполнена выпуклой в продольном направлении с радиусом в сечении, касательном к основному цилиндру на делительной окружности согласно соотношениям, указанным в формуле.

Такие соотношения позволяют учесть изменение жесткости по длине зуба в процессе вращения муфты и плавно в зависимости от изменения зазоров (и соответственно перемещения точки контакта вдоль по длине зуба), включать в работу жесткость зубьев необходимой величины, при которой уменьшаются усилия на зубьях, напряжения изгиба и контактные напряжения. При этом изменения их взаимосвязаны и плавно изменяются, уменьшая их неравномерность при повороте муфты в пределах каждого оборота, что также сказывается на величине динамических нагрузок.

На фиг. 1 изображена зубчатая муфта, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2.

Зубчатая муфта состоит из обоймы 1 с внутренними зубьями 2 и находящимися с ней в зубчатом зацеплении втулки 3 с наружными зубьями 4, боковая поверхность 5 которых выполнена выпуклой в продольном направлении.

Боковые поверхности 5 выпуклых зубьев 2, 4 втулок 3 или обойм 1 в сечении Б-Б, касательном к основному цилиндру Д на делительной окружности выполнены с радиусами, определяемых из приведенных соотношений.

Одновременно при перемещении точки контакта по длине зубьев изменяется их жесткость Сн
Cн= (1) где b - длина зуба;
Е - модуль упругости материала втулки,
- длина зуба в долях модуля m.

Известно также, что величина наибольших контактных напряжений определяется по формуле
= 0,418 , (2) где Pmax - максимальная нагрузка на зубья
l - высота зуба втулки (равная 1,8 m),
Rср - радиус боковой поверхности в среднем торцевом сечении зуба втулки.

Максимальные изгибные напряжения определяются в зависимости от величины Pmax из соотношения
Fmax= Pmaxf() (3) где Кг, Кв, К1 - эмпирические коэффициенты, учитывающие концентрацию напряжения в галтели зуба, место приложения нагрузки, качество изготовления согласно экспериментально обоснованной методике расчета нагрузочной способности зубчатых муфт;
f () - функция затухания напряжений по длине зуба;
h - толщина зуба в опасном сечении, мм.

Величина максимальной нагрузки Pmax определяется из соотношений
Pmax= Cн(1-2q)q (1-cos2) (4) при <90, где - угол перекоса;
q = - коэффициент, характеризующий положение точки контакта по длине зуба;
Кs - эмпирический коэффициент зазора;
R - радиус боковой поверхности зуба;
r - радиус делительной окружности;
- четвертая часть угла охвата всех наружных зубьев в процессе их нагружения, или
Pmax= Cн(1-2q)q (2+) (4.1)
при >90о
= (4.2) безразмерная величина дополнительной деформации зубьев при увеличении угла охвата >90о
= (4.3) Мкр - передаваемый муфтой крутящий момент в безразмерной форме;
Z - число зубьев зубчатой муфты.

Проводя поиск с использованием различных модификаций формы зубьев, задавая при этом необходимые запасы прочности по изгибным и контактным напряжениям, а также при равенстве этих величин в среднем и крайнем торцовых сечениях зубьев с применением соотношений 1-4.3 получаем
Rcp= (5)
Rmax= (6) где Rср - радиус боковой поверхности в среднем торцовом сечении зуба втулки;
Rmax - радиус боковой поверхности в торцовом сечении, удаленном от торца на величину 0,5m;
fmax - максимальная нагрузка на зубья, определяемая по формулам (2) и (4) с учетом допускаемых контактных Hp напряжений и изгибных Fpнапряжений, согласованных между собой по величине;
- угол профиля исходного контура;
Сн - номинальная (в среднем торцовом сечении) жесткость зуба, определяемая по формуле (1).

Решая уравнение 1-5, получим окончательные зависимости:
Rcp= = 120 ;
Rmax = ; где Hp - допустимое контактное напряжение, согласованное (по величине) с допустимым изгибным напряжением Fp .

Муфта работает следующим образом. При передаче крутящего момента и наличии перекоса между осями втулки 3 и обоймы 1 зазоры между их зубьями и нагрузка на них определяются текущим значением угла перекоса для данного зуба, а также жесткость данного зуба в зависимости от расположения точки контакта.

Выполнение зубьев втулки в продольном сечении по приведенным соотношениям обеспечивает взаимосвязанное выравнивание нагрузки по зубьям, уменьшение изгибных и контактных напряжений, увеличение ресурса зубчатых муфт и привода в целом. При этом также улучшается равномерность вращения и снижаются динамические нагрузки. Увеличение ресурса позволяет также более рационально использовать металл и уменьшить расход металла как на изготовление муфт, так и приводом в целом.

Предложенная зубчатая муфта позволяет увеличить ресурс, снизить изгибные и контактные напряжения, выравнять нагрузки по зубьям при изменении их жесткости в продольном направлении.


Формула изобретения

ЗУБЧАТАЯ МУФТА, содержащая обойму с внутренними зубьями и находящиеся с ней в зубчатом зацеплении втулки с наружными зубьями, боковая поверхность которых выполнена выпуклой в продольном направлении, отличающаяся тем, что боковые поверхности выпуклых зубьев втулок или обойм в сечении, касательном к основному цилиндру на делительной окружности, выполнены с радиусами Rср и Rmax, определяемыми из соотношений
Rcp= 120 ; ;
Rmax = - , ,
где Hp - величина допустимых контактных напряжений;
l - высота зуба втулки;
b - длина зуба;
m - модуль зуба;
- длина зуба, доли модуля;
- угол перекоса;
E - модуль упругости материала втулки (обоймы).

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к зубчатой муфте, в частности к двойной зубчатой муфте для единиц рельсового подвижного состава

Изобретение относится к устройствам для соединения валов с передачей момента вращения между ведущим и ведомым валами с возможностью их угловых и радиальных смещений

Изобретение относится к машиностроению и предназначено предпочтительно для приводов барабанных мельниц

Изобретение относится к машиностроению, в частности к невыключаемым компенсирующим муфтам, и может быть использовано для соединения валов и других вращающихся элементов машин и механизмов в условиях динамических и реверсивных нагрузок

Изобретение относится к шарнирным устройствам винтовых героторных гидромашин и может быть использовано в винтовых забойных двигателях для бурения нефтяных и газовых скважин и в винтовых насосах для перекачивания жидкости из наклонных и горизонтальных скважин

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для приводов тяжелонагруженных машин, преимущественно прокатных станов, турбин, гребных винтов морских судов и других машин

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно к жестким компенсирующим муфтам, и предназначено для соединения валов с угловым и параллельным смещением осей, особенно в тяжелонагруженных передачах с повышенными углами перекоса соединяемых валов

Изобретение относится к области общего и транспортного машиностроения, в частности к зубчатым муфтам

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при проектировании трансмиссий для передачи вращения в машинах разного назначения

Изобретение относится к машиностроению и может быть преимущественно использовано в силовых нереверсивных приводах машин различных отраслей промышленности
Наверх