Приспособление для изготовления обмотки статора электрической машины

 

Использование: относится к электромашиностроению и позволяет исключить повреждение обмотки при обеспечении доступа к обмотке. Сущность изобретения: приспособление содержит захват 2, соединенный с опорной балкой 5, тянущими 8 и нажимными 9 винтами, размещенными во втулках 10,11. Винты 8 имеют резьбовое соединение со съемником 7, а винты 9 - со втулками 11. Крепления осуществляют в следующем порядке. Кольцом 1 дополнительно фиксируют закрепленные части обмотки как в лобовой части, так и по головкам стержней. При временном удалении кольца 1 закрепляют захват 2 с балкой опорной 5 за торец корпуса 14. Вставляют съемник 7 и соединяют его с балкой 5 винтами 8,9. Завинчивая винты 8, стаскивают кольцо 1. Установку кольца на прежнее место осуществляют завинчиванием винтов 9 через пяту 12. 5 ил.

Изобретение относится к электромашиностроению и касается конструкции приспособления для работ по демонтажу элементов крепления лобовой части обмотки статора.

Известно, что лобовые части стержней обмотки фиксируют в заданном положении с помощью равнопрочных стеклопластиковых колец с коническими поверхностями (авт. св. N 1056377, кл. Н 02 К 3/50, H 02 K 9/19, 1982).

При выполнении работ по дополнительному креплению обмотки статоров возникает необходимость съема внутреннего стеклопластикового кольца, установленного в расточке по лобовой части обмотки.

За прототип выбрано приспособление, служащее при изготовлении обмотки статора электрической машины для установки внутренних и наружных колец в статоре [1] , содержащее захват, соединенный с опорной балкой регулируемым соединением, нажимные винты, соединенные с балкой резьбовым соединением. Но бывают случаи, когда необходимо выполнять временное удаление внутренних стеклопластиковых колец, фиксирующих обмотку как по лобовой части, так и по головкам стержней обмотки статора. Удаление осуществляют для обеспечения доступа к лобовым частям обмотки либо с целью ремонта, либо определения состояния крепления лобовых частей обмотки, находящихся на хранении на заводе. В случае ремонта обмотка статора к повторному использованию, как правило, не идет, а в случае определения состояния хранящейся обмотки важна ее сохранность. На заводе удаление кольца осуществляют выбиванием кувалдой, при этом лобовые части обмотки, элементы ее фиксации повреждаются.

Целью изобретения является исключение повреждения обмотки при обеспечении доступа к обмотке, к элементам ее крепления.

Это достигается тем, что приспособление для изготовления обмотки статора электрической машины, содержащее захват, соединенный с опорной балкой регулируемым соединением, нажимные винты, имеющие резьбовое соединение с опорной балкой, дополнительно содержит съемник, расположенный параллельно опорной балке и соединенный с ней тянущими винтами, имеющими со съемником резьбовое соединение.

Новизна предлагаемого технического решения определяется новой совокупностью элементов, обеспечивающей возможность надежного крепления обмотки. Без использования приспособления невозможно выполнять съем и установку колец без повреждений обмотки и ее элементов крепления. Оперируя элементами приспособления, операция съема и установки кольца осуществляется завинчиванием соответствующих винтов, вызывающих требуемое движение кольца. При этом не задевают лобовых частей обмотки, элементов фиксации обмотки. Таким образом, обеспечивается доступ к обмотке как для ее ремонта, так и дополнительного крепления, и сохраняется целостность самой обмотки и ее элементов крепления.

На фиг. 1 представлено приспособление для изготовления обмотки статора; на фиг. 2 и 3 - размещение приспособления на статоре, на фиг. 4 и 5 - использование приспособления соответственно для запрессовки и съема распорного кольца.

Приспособление для изготовления обмотки статора, используемое для съема и запрессовки стеклопластиковых колец 1 (см. фиг. 1), содержит захват 2, представляющий собой шток 3 с элементом захвата 4, соединенный с опорной балкой 5. Это соединение регулируется гайкой 6. Приспособление содержит также съемник 7, соединенный с опорной балкой 5 тянущими 8 и нажимными 9, винтами, размещенными во втулках 10, 11. Винты 8 имеют резьбовое соединение со съемником 7, а винты 9 - со втулками 11. Захват 2 и опорная балка расположены взаимно перпендикулярно, а съемник и опорная балка - параллельно. Винт 9 воздействует на кольца 1 через пяту 12, исключающую повреждение кольца.

Крепление лобовой части обмотки статора электрической машины, например турбогенератора, осуществляют следующим образом. В лобовой части обмотку статора скрепляют дистанционными прокладками с последующей их бандажировкой шнуровыми стяжками по группам за бандажные кольца. Распорное стеклопластиковое кольцо 1 дополнительно фиксирует закрепленные части обмотки как по лобовой части, так и по головкам стержней обмотки статора.

Запрессовку распорного кольца осуществляют (см. фиг. 4) следующим образом. Используют пару нажимных винтов 9, упирая их в кольцо 1 по торцу через пяту 12. При временном удалении кольца 1 (фиг. 5) выполняют следующие операции. Закрепляют захват 2 с опорной балкой за торец корпуса статора - в условиях завода (по разъему концевой части по торцу статора - в условиях станции), причем если операции производят в условиях завода, то - за окна 13 (см. фиг. 2) в боковых стенках корпуса 14, в условиях станции - за отверстия крепления щита концевой части.

Вставляют съемник 7 по диаметру стеклопластикового кольца 1 между кронштейнами с расточки статора. Соединяют съемник 7 с опорной балкой тянутыми винтами 8 и, завинчивая их, стаскивают кольцо 1, удалив предварительно замазку 15 (см. фиг. 3) под цилиндрической частью кольца 1 и крепление 16.

Для поддержки снятого кольца 1 могут служить винты 9 или дополнительная опора. В дальнейшем кольцо стропуют, мостовым краном удаляют из расточки статора и вообще с генератора. Выполняют работы по ремонту или по дополнительному креплению лобовой части обмотки статора и осуществляют операцию по установке кольца на прежнее место с помощью нажимных винтов 9, производя их завинчивание. При операции съема и установки распорных стеклопластиковых колец 1 с помощью винтов 8, 9 используют ключ с трещеткой, облегчающий процесс завинчивания.

Технико-экономическая эффективность предлагаемого технического решения заключается в сохранении конструкции обмотки и элементов крепления ее лобовых частей без повреждений, в возможности доступа к элементам крепления обмотки и самой обмотке для ремонта. Применение приспособления не требует больших трудозатрат и затрат времени. Так, например, по сравнению с известным по прототипу, при котором операцию удаления кольца выполняли 8 человек за сутки, на эту же операцию теперь затрачивают 0,5 сут и выполняют ее 4 человека.

Формула изобретения

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащее захват, соединенный с опорной балкой регулируемым соединением, нажимные винты, имеющие резьбовое соединение с опорной балкой, отличающееся тем, что оно содержит съемник, расположенный параллельно опорной балке и соединенный с ней тянущими винтами, имеющими со съемником резьбовое соединение.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике , в частности к технологии производства электрических машин, а более конкретно к устройствам для формования катушек

Изобретение относится к электротехнике, а именно энергетическому машиностроению, касается электродвигателей и генераторов и может быть использовано при изготовлении элементов возбуждения электромагнитного поля, в частности обмоток возбуждения

Изобретение относится к электротехнике и касается технологии изготовления намотанных по шаблону обмоток статора

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при производстве обмоток электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и касается устройств для изготовления катушек обмотки возбуждения электрических машин, в частности бескаркасных полюсных катушек статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в производстве стержней статорных обмоток электрических машин, в частности турбо- и гидрогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано для добычи нефти и других пластовых жидкостей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в производстве высоковольтных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения стержней обмоток машин переменного тока с расширенным уравниванием полей и может быть использовано в машинах средней и большой мощности, например турбо- и гидрогенераторах

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к способу изготовления статора электрической машины, преимущественно большой мощности, с обмоткой, имеющей непрерывную изоляцию в пазовой и лобовой частях
Наверх