Устройство для управления откидным бортом самосвального кузова транспортного средства

 

Сущность изобретения: устройство содержит гидроцилиндр двойного действия, шарнирно связанный с откидным бортом и взаимодействующий с запорным крюком. Последний закреплен на кузове, подпружинен относительно него и взаимодействует с закрепленным на откидном борту ответным элементом. Последний выполнен в виде Z-образной пластины, жестко закрепленной на откидном борту боковой кромкой и в зоне нижней полки, образующей карман. В указанном кармане жестко закреплен палец, связанный элементом ограничивающим открывание борта. Наружная сторона второй полки, направленной в сторону крюка, взаимодействует с последним при закрывании борта. 8 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам с самосвальным кузовом и касается устройств для открывания и закрывания откидного борта.

Известно устройство для управления откидным бортом самосвального кузова транспортного средства, содержащее гидроцилиндр двойного действия, шарнирно связанный с откидным бортом и с подпружиненным запорным крюком, закрепленным на кузове и взаимодействующим с ответным элементом, закрепленным на откидном борту. В известном устройстве ответный элемент на откидном борту выполнен в виде цилиндрического стержня, нагружаемого изгибающим усилием при распоре откидного борта грузом. Для надежного крепления такого ответного элемента к борту необходима пробивка профилей откидного борта, что увеличивает трудоемкость изготовления кузова. Кроме того, в данном устройстве не предусмотрены средства для надежного крепления к откидному борту страховочной цепи, ограничивающей его открытие.

Цель изобретения - повышение надежности устройства для управления откидным бортом самосвального кузова транспортного средства.

Для этого в устройстве для управления откидным бортом самосвального кузова транспортного средства, содержащем гидроцилиндр двойного действия, шарнирно связанный с откидным бортом и взаимодействующий с подпружиненным запорным крюком, закрепленным на кузове и взаимодействующим с ответным элементом, закрепленным на откидном борту, ответный элемент выполнен в виде Z-образной пластины, жестко закрепленной на откидном борту боковой кромкой и образующей в зоне нижней полки карман, в котором жестко закреплен палец, связанный с ограничивающим открытие борта элементом и с наружной стороной средней части пластины, взаимодействующей с запорным крюком при закрывании борта. При этом верхняя полка упомянутой пластины направлена в сторону крюка.

Выполнение ответного элемента запорного крюка в виде Z-образной пластины позволяет сделать этот элемент достаточно жестким, так как и при закрытом и при открытом борте соответственно верхняя и нижняя полки выполняют функцию ребер жесткости, расположенных в направлении действия силы. Z-образная пластина прикрепляется при помощи сварки непосредственно к стальному профилю борта, при этом не требуется его пробивка, обеспечивается большая длина сварочного шва. Крепление элемента, ограничивающего открывание борта, к пальцу, закрепленному в Z-образной пластине, обеспечивает необходимый угол открывания борта, предотвращающий подсыпание груза под колеса транспортного средства.

На фиг. 1 изображено самосвальное транспортное средство с откидным бортом кузова, общий вид; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1; на фиг. 3 - кузов, при закрытом положении борта; на фиг. 4 - то же, при открытом положении борта; на фиг. 5 - сечение по А-А на фиг. 2; на фиг. 6 - сечение по Г-Г на фиг. 5; на фиг. 7 - сечение по В-В на фиг. 3; на фиг. 8 - вид по стрелке Б на фиг. 2.

Самосвальный кузов транспортного средства содержит силовой гидроцилиндр 1 двустороннего действия для поворота откидного бокового борта 2 относительно неоткидного борта 3 и механизм запирания откидного борта в закрытом положении. Указанный механизм включает в себя закрепленный на неоткидном борту 3 кронштейн, внутри которого в вертикальном положении закреплены пластины, образующие щеки 5. Между щеками 5 расположен запорный крюк 6, установленный с возможностью поворота на оси 7. Запорный крюк 6 занимает закрытое положение под действием пружины 8 растяжения. Ответный элемент 9, взаимодействующий с запорным крюком 6, размещен на откидном борту 2 и выполнен в виде Z-образной пластины, имеющей верхнюю полку 10, обращенную в сторону клюка 6 и взаимодействующую с ним при закрытии откидного борта 2, и нижнюю полку 11, направленную в противоположную сторону. Указанная Z-образная пластина, образующая ответный элемент 9, сочленена с откидным бортом 2 своим торцом и соединена с ним при помощи сварочных швов, наложенных вдоль полок 10 и 11, а также вдоль средней стенки пластины. Благодаря такой форме ответного элемента 9 обеспечивается жесткость и прочное его соединение с откидным бортом без необходимости механической обработки последнего. Нижняя полка 11 образует со средней частью Z-образной пластины карман, в котором на его дне жестко закреплен при помощи сварки палец 12. С пальцем 12 связан гибкий элемент в виде цепи 13, ограничивающий открытие откидного борта. Другой конец цепи 13 соединен с кронштейном 4. В щеках 5 кронштейна выполнены вертикальные пазы 14, в которых установлен палец 15 головки 16 штока гидроцилиндра 1. Кронштейн 4 снаружи закрыт вертикально расположенной защитной пластиной 17, закрывающей палец 15 головки штока. Корпус гидроцилиндра 1 шарнирно связан с откидным бортом 2 через палец 18.

Управление откидным бортом самосвального кузова производится следующим образом. При подаче в поршневую полость гидроцилиндра 1 палец 15 головки 16 штока перемещается в пазах 14 щек 5. При этом головка 16 штока поднимает запорный крюк 6, освобождая ответный элемент 9. При дальнейшем ходе штока гидроцилиндра палец 15 упирается в верхние части пазов 14, цилиндр 1, воздействуя через палец 18 на откидной борт, открывает его. Борт открывается до тех пор, пока не натянется цепь 13. Затем происходит подъем и разгрузка самосвального кузова. При разгрузке масса груза давит на борт. При этом возникает усилие, натягивающее цепь 13. Это усилие воспринимается ответным элементом 9. При этом средняя часть элемента 9 и его нижняя полка 11 играют роль ребер жесткости, обеспечивая надежное удержание борта 2 в необходимом положении. После разгрузки груза кузов опускается на раму транспортного средства.

При подаче давления в штоковую полость гидроцилиндра 1 палец 15 головки 16 перемещается в нижнюю часть паза 14, пружина 8 возвращает запорный крюк 6 в исходное нижнее положение. При дальнейшем движении штока гидроцилиндра борт закрывается, при этом элемент 9 верхней полки 10 нажимает на запорный крюк 6 и поворачивает его, пока выступ в верхней части элемента 9 не войдет в зев крюка 6. После чего крюк 6 под действием пружины 8 опускается и закрывает борт. Причем после закрытия борта 2 запорный крюк 6 взаимодействует своим концом, на котором имеется плоский участок со средней плоской стенкой Z-образной пластины, образующей элемент 9, т.е. имеет место контакт двух плоских площадок, что снижает удельное давление в зоне контакта запорного крюка и ответного элемента.

При движении транспортного средства с грузом на откидном борту возникает распирающее усилие, стремящееся открыть борт. Этому препятствует крюк 6, взаимодействующий с элементом 9. При этом на ответный элемент действует усилие, которое воспринимается его средней частью и верхней полкой 10, которые играют в этом случае роль ребер жесткости, обеспечивая надежное удержание борта в закрытом положении.

Таким образом, конструкция устройства для управления откидным бортом самосвального кузова обеспечивает необходимую жесткость и технологичность всех элементов, гарантирует надежное удержание борта в закрытом и открытом положениях.

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОТКИДНЫМ БОРТОМ САМОСВАЛЬНОГО КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее гидроцилиндр двойного действия, шарнирно связанный с откидным бортом и взаимодействующий с подпружиненным запорным крюком, закрепленным на кузове и взаимодействующим с ответным элементом, закрепленным на откидном борту, отличающееся тем, что ответный элемент выполнен в виде Z-образной пластины, жестко закрепленной на откидном борту боковой кромкой и образующей карман в зоне нижней полки, в котором жестко закреплен палец, связанный с ограничивающим открыванием борта элементом, а наружная сторона верхней полки пластины направлена в сторону крюка для взаимодействия с последним при закрывании борта.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам и может быть использовано в конструкции авто-тракторных прицепов

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам и может быть использовано в тракторных самосвальных прицепах, предназначенных для бестарной перевозки хлопка-сырца и других легковесных грузов

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам и может быть использовано в хлопководстве

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к вагонам-самосвалам. Вагон типа думпкар включает кузов, нижнюю раму (6), верхнюю раму (18), разгрузочные цилиндры, механизм открывания и закрывания бортов, расположенный на торцевой стенке вагона. Механизм открывания и закрывания бортов содержит два звена (1, 2), закрепленных нижними концами на нижней раме (6) осями симметрично центральной продольной оси вагона, а верхние концы посредством третьего горизонтального звена осями связаны между собой и с тягами (7, 8). Вторые концы тяг осями связаны с соответствующим бортом (14, 15), соединенным осью с верхней рамой (18). Горизонтальное звено выполнено из двух частей, соединенных муфтой с резьбой. На торце вагона закреплены направляющие (21, 22) для оси верхних концов звеньев. Изобретение повышает устойчивость вагона при разгрузке. 2 ил.
Наверх