Обгонная кулачковая муфта

 

Использование: воздушно-турбинные стартеры для авиационных ГТД. Цель: повышение надежности путем гарантированного расцепления кулачков полумуфт после запуска двигателя. Сущность изобретения: обгонная муфта, содержащая установленные в корпусе на соединяемых валах ведущую и ведомую полумуфты с торцовыми кулачками, причем ведущая полумуфта выполнена составной из втулки и охватывающей ее обоймы, связанной с валом посредством шлицев с возможностью ограниченного относительного поворота, а втулка связана с валом посредством шлицев и с обоймой - посредством винтового соединения, и тормозное устройство ведущей полумуфты, дополнительно снабжена промежуточным корпусом в форме стакана, установленным посредством подшипника концентрично ведомой полумуфте, и пружиной, размещенной между дном промежуточного корпуса и ведомой полумуфтой, установленной в промежуточном корпусе с возможностью осевого перемещения. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к авиационным газотурбинным двигателям (ГТД).

Известна обгонная кулачковая муфта, например, для соединения ротора воздушно-турбинного стартера с ротором авиационного ГТД, содержащая установленные в корпусе на соединяемых валах ведущую и ведомую полумуфты с торцовыми кулачками. Ведущая полумуфта выполнена составной из втулки и охватывающей ее обоймы, связанной с валом посредством шлицев с возможностью ограниченного относительного поворота. Втулка связана с валом посредством шлицев, а с обоймой - посредством винтового соединения и подпружинена относительно вала. Муфта содержит также тормозное устройство ведущей полумуфты.

Недостатком этой муфты является возможность нерасцепления полумуфт после запуска ГТД и выключения стартера при заклинивании по какой-либо причине ведущей полумуфты на валу (например, вследствие попадания посторонних частиц между посадочными поверхностями ведущей полумуфты и вала). При этом запустившийся ГТД, увеличивая частоту вращения своего ротора, через нерасцепившиеся полумуфты вращает ротор стартера, также увеличивая частоту его вращения до недопустимо высокой, нерасчетной, при которой диск ротора стартера разрывается. После этого разлетающиеся осколки ротора стартера пробивают корпуса стартера и двигателя, создавая аварийную ситуацию.

Это снижает надежность стартера и безопасность эксплуатации двигателя.

Целью изобретения является повышение надежности путем гарантированного расцепления кулачков полумуфт.

Это достигается тем, что муфта дополнительно снабжена промежуточным корпусом в форме стакана, установленным посредством подшипника концентрично ведомой полумуфте, и дополнительной пружиной, размещенной между дном промежуточного корпуса и ведомой полумуфтой, которая установлена в промежуточном корпусе с возможностью осевого перемещения.

На фиг. 1 изображена кулачковая обгонная муфта, продольный разрез; на фиг. 2 - вид сбоку на кулачки сцепленных полумуфт.

Обгонная кулачковая муфта содержит установленные в корпусе 1 на соединяемых валах ведущую 2 и ведомую 3 полумуфты с торцовыми кулачками 4. Ведущая полумуфта 2 выполнена составной из втулки 5 и охватывающей ее обоймы 6. Последняя связана с валом 7 посредством шлицев 8 с возможностью ограниченного относительного поворота, например, с помощью срезанных через одну шлиц 8. Втулка 5 связана с валом 7 посредством шлицев 9, выполненных на центральной втулке 10, жестко закрепленной в отверстии вала 2. Втулка 5 связана с обоймой 6 посредством винтового соединения 11, содержащего, например, три радиальных штифта 13, равномерно запрессованных по окружности обоймы 6 и входящих в винтовые пазы втулки 5. Тормозное устройство 14 ведущей полумуфты 2 состоит, например, из тормозного кольца 15, жестко закрепленного на обойме 6, контактирующих с ним тормозных колодок 16, установленных в гнездах неподвижного сепаратора 17 и прижатых к кольцу 15 браслетной пружиной 18. Муфта снабжена промежуточным корпусом 19 в форме стакана, установленным посредством подшипника 20 концентрично ведомой полумуфте 3, и дополнительной пружиной 21, размещенной между дном промежуточного корпуса 19 и ведомой полумуфтой 3, которая установлена в промежуточном корпусе 19 с возможностью осевого перемещения. В осевом направлении полумуфта 3 зафиксирована в корпусе 19 разрезным кольцом 22. Шлицами 23 полумуфта 3 соединена с выходным валом муфты, например валом коробки передач двигателя.

Муфта работает следующим образом.

При включении стартера ротор его, начав вращаться, передает вращение центральной втулке 10 и далее через шлицевое соединение втулке 5, которая винтовыми пазами через штифты 13 выдвигает подторможенную тормозным устройством 14 обойму 6 в сторону ведомой полумуфты 3. При этом обойма 6 поворачивается на валу 7 до упора по шлицам 8 (в пределах дуги окружности, соответствующей одной срезанной шлице). После этого ведущая полумуфта начинает вращаться вместе с валом 7, вращая через сцепившиеся рабочими сторонами кулачки 4 ведомую полумуфту 3 и через нее посредством кинематической цепи ротор ГТД. После запуска ГТД и выключения стартера частота вращения ротора двигателя продолжает увеличиваться. Полумуфта 3, постоянно соединенная с валом ротора ГТД, начинает обгонять ведущую полумуфту 2, и ее кулачки скошенной тыльной стороной давят при этом на тыльную сторону кулачков ведущей полумуфты, выталкивая эти кулачки из зацепления. При появлении сильных ударов кулачков полумуфт энергия ударов амортизируется пружиной 21 ведомой полумуфты 3, которая при этом смещается от ведущей полумуфты внутрь промежуточного корпуса 19.

В случае заклинивания ведущей полумуфты 2 на валу 7 по какой-либо причине и невозможности по этой причине расцепления полумуфт смещением ведущей полумуфты 2 обгоняющая ведомая полумуфта 3 сама смещается в осевом направлении внутрь корпуса 19, сжимая пружину 21. При этом кулачки 4 полумуфт будут непрерывно соударяться, но ротор стартера не будет разгоняться до аварийной частоты вращения, а остановится без разрушения диска. Износятся только кулачки полумуфт, но аварийная ситуация не возникнет.

Формула изобретения

ОБГОННАЯ КУЛАЧКОВАЯ МУФТА, содержащая установленные в корпусе на соединяемых валах ведущую и ведомую полумуфты с торцевыми кулачками, ведущая полумуфта выполнена составной из втулки и охватывающей ее обоймы, обойма связана с валом посредством шлицев с возможностью ограниченного относительного поворота, втулка связана с валом посредством шлицев и с обоймой посредством винтового соединения, а также тормозное устройство ведущей полумуфты, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения гарантированного расцепления кулачков полумуфт, она снабжена промежуточным корпусом в виде стакана, установленным посредством подшипника концентрично с ведомой полумуфтой, и дополнительной пружиной, размещенной между дном промежуточного корпуса и ведомой полумуфтой, которая установлена в промежуточном корпусе с возможностью осевого перемещения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в комплексных гидротрансформаторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению и может применяться для преобразования возвратно-вращательного движения в периодически вращательное

Изобретение относится к области нефтяного машиностроения и может быть использовано в устройствах, где требуется отключение передачи вращения при достижении определенного крутящего момента

Группа изобретений относится к области машиностроения, а именно к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания. Привод стартера включает шестерню и устанавливаемый на валу стартера шкив. Шестерня перемещается вдоль вала стартера с возможностью зацепления в крайнем положении с зубчатым колесом на маховике привода. На шкиве установлено разрезное кольцо, по обе стороны от разреза снабженное отверстиями под пальцы, соединяющие кольцо с рычагом. Отношение расстояния между пальцами, соединяющими кольцо с рычагом, к расстоянию от центра вращения шкива до оси ближайшего к нему пальца удовлетворяет условию работы дифференциальной обгонной муфты. В рычаг встроена пружина сжатия, опирающаяся на разрезное кольцо с возможностью поворота его по часовой стрелке и прижатия к шкиву. В рычаге выполнено отверстие, в которое вставлен палец, приводящий во вращение шестерню, установленную на валу стартера. По первому варианту - пальцы, соединяющие кольцо с рычагом, и палец, приводящий во вращение шестерню, расположены на одной прямой, проходящей через центр шкива. По второму варианту - пальцы, соединяющие кольцо с рычагом, и палец, приводящий во вращение шестерню, расположены на одной прямой, проходящей через центр шкива, при этом центр тяжести рычага смещен по линии действия пружины с возможностью возникновения центробежной силы, действующей при вращении рычага против силы сжатия пружины. Достигается повышение технологичности механизма при работе в режиме обгонной муфты привода стартера двигателя внутреннего сгорания при повышении несущей способности и долговечности и упрощении конструкции. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к изолирующим устройствам отсоединения. Устройство содержит вал (10), установленные на нем шкив (30) и водило муфты (50), установленное посредством односторонней муфты (60), торсионную пружину (40), зацепленную между шкивом и водилом муфты. Торсионная пружина нагружена в направлении раскручивания. Торсионная пружина и шкив имеют предварительно заданный зазор между поверхностью наружного диаметра торсионной пружины и поверхностью внутреннего диаметра шкива, в результате чего поверхность наружного диаметра торсионной пружины и поверхность внутреннего диаметра шкива входят в постепенное фрикционное зацепление за счет радиального расширения торсионной пружины в зависимости от нагрузки крутящим моментом. Достигается повышение надежности за счет постепенного фрикционного зацепления. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к сцепным муфтам кинематических механизмов. Двухрежимная муфта содержит частотно-зависимое устройство (ЧЗУ) коммутации и предохранитель, включающие в себя внутреннюю и внешнюю обоймы, сепаратор и тела качения. Внутренняя обойма (1) снабжена пазами (12), каждый из которых содержит тангенциально расположенную поверхность и сформированную на этой поверхности канавку (13). Внешняя обойма (2) содержит расточку (1). Тела качения (4) расположены по одному в каждой из канавок (13). Сепаратор (3) выполнен с выступанием тел качения (4) в сторону радиальной периферии внутренней обоймы (1). Внутренняя обойма (1) может быть выполнена неподвижно соединенной с ведущим звеном коммутируемого механизма, а внешняя обойма (2) соединенной с ведомым звеном коммутируемого механизма. ЧЗУ образовано клиновыми полостями муфты, сепаратором 3, а также телами 4 качения, которые размещены в интервале между канавками 13 пазов 12 и радиальной поверхностью расточки 10 внешней обоймы 2. Предохранитель образован выполненной с возможностью аксиального перемещения обоймой муфты. Достигается возможность передачи повышенных крутящих моментов. 4 н.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх